Решение по делу № 2-91/2024 (2-1615/2023;) от 03.05.2023

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 февраля 2024 года                                                                             <адрес>

    Промышленный районный суд <адрес> РСО - Алания в составе:

председательствующего судьи Аликова В.Р.,

с участием представителей:

истца – ФИО3,

ответчика – ФИО1 Д.С.,

третьего лица – ФИО4,

при помощнике судьи ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Региональной службы по тарифам РСО-Алания к Специализированному отделению судебных приставов по РСО-Алания Главного межрегионального управления ФИО1 об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

у с т а н о в и л:

    Региональная служба по тарифам РСО-Алания обратилась в Промышленный районный суд <адрес> с требованием освободить РСТ РСО-Алания от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

    В обоснование искового требования было указано на то, что УФИО1 по РСО-Алания постановлением от ДД.ММ.ГГГГ -ИП возбуждено исполнительное производство.

Решением Верховного суда РСО-Алания по делу За-5/2019, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, предметом исполнения являются: признать недействующим пункт 2 Постановления РСТ по РСО- Алания от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Северная Осетия-Алания на 2018 год в части установления единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям <адрес>-Алания на 2018 год с календарной разбивкой, согласно приложений 1-3 с даты принятия постановления; признать недействующими пункт 1 Постановления РСТ по РСО- Алания от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями на территории Республики Северная Осетия-Алания на 2018 год» в части установления индивидуальных тарифов для Филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Севкавказэнерго» с даты принятия постановления; признать недействующими с даты вступления решения суда в законную силу пункт 1 Постановления РСТ РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования деятельности Филиала. ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Севкавказэнерго» и МУП «Ардонские инженерные сети», функционирующих на территории Республики Северная Осетия-Алания, на 2018-2022 годы» в части утверждения долгосрочных параметров регулирования деятельности Филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Севкавказэнерго» с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, на 2018-2022 годы; обязать РСТ РСО-Алания принять в установленном законом порядке новый нормативный правовой акт об установлении для ПАО «МРСК Северного Кавказа» на территории Республики Северная Осетия-Алания на долгосрочный период регулирования долгосрочных параметров регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии заменяющий пункт 1 Постановления РСТ РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ на соответствующий период; в остальной части требования административного истца оставить без удовлетворения.

УФССП по РСО-Алания установлен срок для добровольного исполнения судебного решения 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

В соответствии с пунктом 25 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , решения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сферах деятельности субъектов естественных монополий принимаются на заседании коллегиального органа регулирующего органа.

Организация, осуществляющая регулируемую деятельность, за 10 дней до рассмотрения вопроса об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней должна быть извещена (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания коллегиального органа регулирующего органа и не позднее чем за 1 день до заседания ознакомлена с его материалами, включая проект решения.

В соответствии с пунктом 3.5. Положения о Региональной службе по тарифам Республики Северная Осетия-Алания, утвержденного постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ , члены правления, не являющиеся работниками Службы, не позднее чем за 10 календарных дней извещаются о проведении заседания правления. По планируемым к рассмотрению вопросам членам правления, не являющимся работниками Службы, в срок не позднее 5 рабочих дней до дня проведения заседания правления представляются на электронном носителе материалы к заседанию правления, включая проект решения об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, расчеты и заключения экспертизы, а также пояснительная записка.

Таким образом, в рамках соблюдения Правил госрегулирования , Положения о РСТ РСО-Алания исполнение постановления о возбуждении исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ в течении 5 дней не представляется возможным.

В свою очередь, с целью добровольного исполнения постановления, заседание Правления Службы по вопросу принятия вышеуказанного акта с учетом нерабочих праздничных дней было назначено на ДД.ММ.ГГГГ. Однако, по независящим от Службы причинам, в заседании Правления был объявлен перерыв по ДД.ММ.ГГГГ.

В установленном законом порядке Постановлением РСТ РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ был принят новый нормативный правовой акт об установлении для ПАО «МРСК Северного Кавказа» на территории Республики Северная Осетия-Алания на долгосрочный период регулирования долгосрочных параметров регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии, заменяющий пункт 1 Постановления РСТ РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ на соответствующий период, тем самым исполнив решение Верховного суда РСО-Алания по делу 3а-5/2019.

    В судебном заседании, представитель РСТ РСО-Алания – ФИО3, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заявленное требование поддержал в полном объеме по доводам, приведённым в его обоснование, просил суд иск удовлетворить.

    При этом представитель РСТ РСО-Алания – ФИО3 показал, что в соответствии с исполнительным листом РСТ РСО-Алания была обязана принять новый нормативный правовой акт об установлении для ПАО «МРСК Северного Кавказа» на территории Республики Северная Осетия- Алания на долгосрочный период регулирования долгосрочных параметров регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии, заменяющий пункт 1 Постановления РСТ РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ на соответствующий период, РСТ РСО-Алания с целью добровольного исполнения постановления, заседание Правления Службы по вопросу принятия вышеуказанного акта с учетом нерабочих праздничных дней было назначено на ДД.ММ.ГГГГ. Однако, по независящим от Службы причинам, в заседании Правления был объявлен перерыв по ДД.ММ.ГГГГ, тем самым исполнив Исполнительный лист, принятием постановления от ДД.ММ.ГГГГ .

Таким образом, в рамках принятия замещающего акта включение указанных статей противоречит нормам действующего законодательства.

В свою очередь, полагал, что постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения от ДД.ММ.ГГГГ связано с неисполнением Исполнительного лита.

РСТ РСО-Алания считает, что Исполнительный лист исполнен, так как в исполнительном листе речь идет о принятии замещающего акта, который был принят, и отсутствуют указания о принятии других замещающих актов, а также исполнение мотивировочной части решения суда.

В судебном заседании, представитель Специализированного отделения судебных приставов по РСО-Алания Главного межрегионального управления ФИО1 Д.С., действующая на основании доверенности, исковые требования РСТ РСО-Алания не признала в полном объеме, полагала их не подлежащими удовлетворению поскольку в рамках исполнительного производства -ИП было установлено ненадлежащее исполнение РСТ РСО-Алания требований вступившего в законную силу судебного акта, принятого Верховным судом РСО-Алания.

Так, ДД.ММ.ГГГГ Постановлением было возбуждено исполнительное производство -ИП, при этом РСТ РСО-Алания, как должнику, был установлен срок для добровольного исполнения - 5 дней со дня получения постановления, которое получено РСТ РСО-Алания в тот же день.

Однако РСТ РСО-Алания в нарушение указанного срока нормативный акт во исполнение судебных актов по делу №За-5/2019 принят только ДД.ММ.ГГГГ, а именно: Постановление РСТ РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ .

При этом указанный нормативный акт лишь частично исполняет решение Верховного суда РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ.

    В судебном заседании, представители ПАО «Россети Северный Кавказ» ФИО4 и ФИО5, действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения требования РСТ РСО-Алания в полном объеме.

    При этом обратились к суду с письменными возражениями, приобщенными к материалам настоящего дела, и в которых в том числе было указано на то, что решением Верховного суда РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом определения ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ, определен размер дополнительного включения расходов в НВВ Филиал на 2018 год в сумме 4 130 878,66 тыс. руб., в том числе расходы на вспомогательные материалы -18 822,70 тыс. руб., запасные части на автомашины - 3 073,92 тыс. руб., Услуги подрядных организаций по ремонту электросетевого оборудования - 19 256,0 тыс. руб., Расходы на оплату труда - 47 095,17 тыс. руб., Услуги охраны - 464,03 тыс. руб., Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности - 15 902,04 тыс. руб., Периодические медицинские осмотры - 2 914,65 тыс. руб. Инвентаризация земель и недвижимого имущества - 4 853,28 тыс. руб., Расходы на ведение реестра акционеров- 22,92 тыс. руб., Отчисления на социальные нужды -15 527,01 тыс. руб., Амортизация основных средств - 15 363,60 тыс. руб., Налог на имущество - 3 900,50 тыс. руб., Резерв по сомнительным догам - 1 747 120,0 тыс. руб., Безнадежная к взысканию дебиторская задолженность - 1 691 163,0 тыс. руб., Корректировка недополученной НВВ - 502 704,42 тыс. руб., Корректировка НВВ по отклонению фактической цены покупки потерь электроэнергии от установленной при утверждении НВВ - 34 951,33 тыс. руб. Арифметические ошибки - 7 744,09 тыс. руб. (IT услуги - 7 699,09 тыс. руб., Оценка имущества - 45,0 тыс. руб.).

При этом в абз. 6 на л. 51 вышеуказанного решения ВС РСО-Алания указано, что РСТ РСО-Алания    обязано    исполнить    решение    по    делу а-5/2019 с учетом всех изложенных в его мотивировочной части выводов, в том числе по спорным статьям затрат, поскольку в соответствии с требованиями ст. 216 КАС РФ по всем статьям затрат размер НВВ Филиала во исполнение настоящего решения подлежит перерасчету в соответствии с выводами суда, изложенными в его мотивировочной части.

Постановлением РСТ РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ установлены долгосрочные параметры регулирования Филиала на 2018-2022 годы, а именно изменена величина базового уровня подконтрольных расходов и учтены определенные судом подконтрольные расходы в сумме 112 381,79 тыс. руб., в том числе расходы на вспомогательные материалы -18 822,70 тыс. руб., запасные части на автомашины - 3 073,92 тыс. руб., Услуги подрядных организаций по ремонту электросетевого оборудования - 19 256,0 тыс. руб., Расходы на оплату труда – 47 095,17 тыс. руб., Услуги охраны - 464,03 тыс. руб., Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности - 15 902,04 тыс. руб., Периодические медицинские осмотры- 2 914,65 тыс. руб. Инвентаризация земель и недвижимого имущества - 4 853,28 тыс. руб.

Ранее Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ утверждено НВВ Филиала на 2021 год. Постановлением (Приложение 2.1 Протокола заседания правления РСТ РСО-А от ДД.ММ.ГГГГ ) учтены:

- неподконтрольные расходы в сумме 34 814,03 тыс. руб., в т.ч. Расходы на ведение реестра акционеров- 22,92 тыс. руб., Отчисления на социальные нужды - 15 527,01 тыс. руб., Амортизация основных средств - 15 363,60 тыс. руб., Налог на имущество - 3 900,50 тыс. руб.

- Резерв по сомнительным догам — 1 554 181,9 тыс. руб.;

Постановление , в т.ч. в данных частях обжаловано Обществом в судебном порядке в рамках делаа-17/2022. Судебный акт принят в пользу Общества. Судом в т.ч. установлено, что РСТ при включении неподконтрольных расходов в сумме 34 814,03 тыс. руб. в НВВ Филиала неправомерно не применен индекс потребительских цен (ИПЦ). Кроме того, РСТ неправомерно не включены в состав НВВ Филиала расходы по статье: «Резерв по сомнительным долгам по суду» на сумму 192 938,1 тыс. руб.

Иных нормативных актов в рамках настоящего исполнительного производства -ИП по включению в НВВ Общества в лице Филиала затрат, подлежащих включению согласно мотивированному решению ВС РСО-Алании от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом определения ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ, РСТ в нарушение норм действующего законодательства, не принято.

Следовательно, из указанных обстоятельств, а также Постановлений №, 689 и Протоколов Правления РСТ, экспертных заключений РСТ к ним следует, что РСТ в настоящее время не исполнено надлежащим образом в полном объеме решение ВС РСО-Алании от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-5/2019 и не учтены в НВВ Филиала затраты в объеме 2 228 818,75 тыс, руб, по статьям:

-Безнадежная к взысканию дебиторская задолженность - 1 691 163,00 тыс. руб.;

-Корректировка недополученной НВВ - 502 704,42 тыс. руб.;

-Корректировка НВВ по отклонению фактической цены покупки потерь электроэнергии от установленной при утверждении НВВ - 34 951,33 тыс. руб.

При этом экспертное заключение РСТ к Постановлению поступило в Общество только ДД.ММ.ГГГГ с исх. письмом от ДД.ММ.ГГГГ (вх. № МР8/СОФ/22-99 от ДД.ММ.ГГГГ), в связи с чем Обществу понадобилось дополнительное время для ознакомления с ним и подготовки позиции по исполнению/неисполнению РСТ РСО-Алании требований по делу а- 5/2019 по результатам анализа.

РСТ РСО-Алании в нарушение норм действующего законодательства своевременно не было предоставлено Обществу/Филиалу экспертное заключение РСТ РСО-Алании по Постановлению раскрывающему принятые РСТ РСО-Алании при вынесении указанного постановления материалы, выводы РСТ РСО-Алании и оценку принятого решения, что препятствовало предоставлению Обществом судебному приставу-исполнителю в рамках настоящего исполнительного производства мотивированной позиции в отношении исполнения/неисполнения РСТ РСО-Алании решения ВС РСО- Алания ДД.ММ.ГГГГ по делу №За-5/2019 и восстановления нарушенных прав Общества.

Между тем в соответствии с п. 30 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов доводит указанные решения, экспертные заключения, а также протоколы (выписки из протоколов) до организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

РСТ РСО-Алании в нарушение указанного пункта Правил не было представлено Обществу/Филиалу в течение 7 рабочих дней со дня принятия Постановления экспертное заключение по нему. Как указывалось, ранее указанное заключение поступило в Филиал только ДД.ММ.ГГГГ.

При этом Филиалом в адрес РСТ РСО-Алании неоднократно направлялись запросы с требованием предоставления экспертного заключения РСТ РСО-Алании к Постановлению , в том числе письмами от ДД.ММ.ГГГГ № МР8/СОФ/01-00/2956, от ДД.ММ.ГГГГ № МР8/СОФ/01 -00/3043.

На основании указанных обстоятельств Общество обратилось к судебному приставу исполнителю с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о ненадлежащем исполнении должником требований в рамках исполнительного производства -ИП, в котором просило применить к должнику - РСТ РСО-Алании меры ответственности за ненадлежащее исполнение постановления судебного пристава - исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства - ИП, в том числе в части сроков и существа исполнения, предусмотренные положениями Закона об исполнительном производстве, а также установить новые сроки для исполнения. В дальнейшем Обществом также направлено заявление от ДД.ММ.ГГГГ о ходе исполнительного производства -ИП.

По результатам рассмотрения представленных РСТ РСО-Алании и Обществом материалов судебным приставом принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения.

При этом судебным приставом установлено, что должником - РСТ РСО-Алании исполнительный документ в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен.

Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не предоставлено.

Должником надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 6, ст. 12, ст. 14, ст. 112 Закона об исполнительном производстве постановлением от ДД.ММ.ГГГГ взыскано с должника - РСТ РСО-Алании исполнительский сбор в размере 50 000 руб. Должнику - РСТ РСО-Алании установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, на основании указанных ранее обстоятельств, содержанием судебного акта по делу № За-5/2019, Постановления РСТ , следует, что постановление судебного пристава - исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения является законным и обоснованным, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения заявления Общества не имеется.

Суд, доводы представителя истца, возражения представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы настоящего дела, приходит к убеждению о том, что требование РСТ РСО-Алания подлежит оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 3 ГПК РФ Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П и от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П, определении от ДД.ММ.ГГГГ N 654-ОВ, взимание исполнительского сбора, как специальной меры публично-правовой ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве, должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, что предполагает возможность уменьшения судом размера исполнительского сбора, освобождения от его взимания с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

    По смыслу части 1 статьи 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

    Согласно части 7 статьи 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Решением Верховного Суда РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным по делу а-5/2019 постановлено:

Административные исковые требования ПАО «МРСК Северного Кавказа» удовлетворить частично.

Признать недействующим пункт 2 Постановления РСТ по РСО- Алания от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Северная Осетия-Алания на 2018 год в части установления единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям <адрес>-Алания на 2018 год с календарной разбивкой, согласно приложений 1 -3 с даты принятия постановления.

Признать недействующими пункт 1 Постановления РСТ по РСО- Алания от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями на территории Республики Северная Осетия-Алания на 2018 год» в части установления индивидуальных тарифов для Филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Севкавказэнерго» с даты принятия постановления.

Признать недействующими с даты вступления решения суда в законную силу пункт 1 Постановления РСТ РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования деятельности Филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Севкавказэнерго» и МУП «Ардонские инженерные сети», функционирующих на территории Республики Северная Осетия-Алания, на 2018-2022 годы» в части утверждения долгосрочных параметров регулирования деятельности Филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Севкавказэнерго» с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, на 2018-2022 годы.

Обязать РСТ РСО-Алания принять в установленном законом порядке новый нормативный правовой акт об установлении для ПАО «МРСК Северного Кавказа» на территории Республики Северная Осетия-Алания на долгосрочный период регулирования долгосрочных параметров регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии, заменяющий пункт 1 Постановления РСТ РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ на соответствующий период.

В остальной части требования административного истца оставить без удовлетворения.

Обязать РСТ РСО-Алания в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать данное решение на официальном сайте РСТ РСО-Алания http://rst.alania.gov.ru/, а также в газете «Северная Осетия».

При этом в данном судебном акте было указано на то, что по мнению суда, вопреки доводам прокурора, исковые требования ПАО «МРСК СК» о возложении на административного ответчика обязанности по включению дополнительно вышеперечисленных расходов в необходимую валовую выручку, которые подлежали включению, но необоснованно не были включены в нее, не являются материально правовыми требованиями, тем не менее, они не подлежат удовлетворению в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, поскольку относятся к исключительной компетенции тарифного органа (лист 51).

Однако указанное обстоятельство не освобождает административного ответчика от исполнения настоящего решения суда с учетом всех изложенных в его мотивировочной части выводов, поскольку в соответствии с требованиями ст.216 КАС РФ по всем статьям затрат размер необходимой валовой выручки административного истца во исполнение настоящего решения подлежит пересчету в соответствии с выводами суда, изложенными в его мотивировочной части. Статьей 216 КАС РФ решение суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.

Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по делу -АПА19-3 решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба Региональной службы по тарифам РСО-Алания и апелляционное представление заместителя прокурора РСО-Алания-без удовлетворения.

Таким образом, Решение Верховного Суда РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по делу а-5/2019 вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

В силу положений части 1 статьи 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Региональная служба по тарифам РСО - Алания является органом исполнительной власти Республики Северная Осетия - Алания, осуществляющим полномочия по реализации государственной политики в области регулирования цен (тарифов, надбавок), в том числе на услуги по передаче электрической энергии, в соответствии с Положением о Службе, утвержденным постановлением Правительства РСО - Алания от ДД.ММ.ГГГГ .

    Таким образом, Региональная служба по тарифам РСО – Алания была обязана в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнить Решение Верховного Суда РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по делу а-5/2019.

    Однако, данное решение административным ответчиком не исполнялось.

    ДД.ММ.ГГГГ филиалом ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Севказэнерго» в адрес руководителя РСТ РСО-Алания было направлено письмо за -исх. о необходимости исполнения вступившего в законную силу Решения Верховного Суда РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного по делу а-5/2019 в соответствии с требованиями ч.ч.1,2 ст.16 КАС РФ.

    При этом было также указано на то, что неисполнение судебных актов по административным делам, а также задержка их исполнения влечет за собой применение мер, предусмотренных КАС РФ, или ответственность, установленную федеральными законами.

    Данное письмо было зарегистрировано РСТ РСО-Алания ДД.ММ.ГГГГ за вх. .

    В свою очередь письмом РСТ РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ , направленным в адрес ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Севказэнерго», предлагалось рассмотреть вопрос по включению в НВВ расходов, признанных определением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ год по делу -АПА19-3 обоснованными, в последующих периодах тарифного регулирования.

    При этом, ДД.ММ.ГГГГ Региональная служба по тарифам РСО – Алания обратилась в Верховный Суда Республики Северная Осетия-Алания с заявлением о пересмотре вышеуказанного решения от ДД.ММ.ГГГГ по вновь открывшимся обстоятельствам, а также о приостановлении исполнения данного решения.

    Определением Верховного Суда РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления РСТ РСО-Алания о приостановлении исполнения решения Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ было отказано.

Определением Верховного Суда РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления РСТ РСО-Алания о пересмотре решения Верховного Суда РСО -Алания от ДД.ММ.ГГГГ по вновь открывшимся обстоятельствам было отказано.

    Апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ определение Верховного Суда РСО -Алания от ДД.ММ.ГГГГ было оставлено без изменения, а частная жалоба РСТ РСО-Алания без удовлетворения.

    Определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ определение Верховного Суда РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ и Апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ были оставлены без изменения, а кассационная жалоба РСТ РСО-Алания без удовлетворения.

    При установленных обстоятельствах суд приходит к убеждению о непринятии административным ответчиком - РСТ РСО-Алания в добровольном порядке надлежащих мер по исполнению вступившего в законную силу Решения Верховного Суда РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного по делу а-5/2019 как то предусмотрено статьей 16 КАС РФ.

В силу положений ст. 6 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом (п. 2 ст. 6).

    В соответствии с положениями статьи 352 КАС РФ судебные акты приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и другими федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства. В случае указания в судебных актах способов и сроков их исполнения они приводятся в исполнение теми способами и в те сроки, которые указаны судом (ч.1). В случае необходимости принудительное исполнение судебного акта производится на основании выданного судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ч.2).

    При этом выдача исполнительного листа производится в соответствии с требованиями статьи 353 КАС РФ.

    Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, исполнение судебного решения, по смыслу статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, следует рассматривать как элемент судебной защиты; защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется, что обязывает федерального законодателя при выборе в пределах своей конституционной дискреции того или иного механизма исполнительного производства осуществлять непротиворечивое регулирование отношений в этой сфере, создавать для них стабильную правовую основу и не ставить под сомнение конституционный принцип исполнимости судебного решения (постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П и др.).

В целях реализации данного конституционного принципа после вступления судебного акта в законную силу в случае необходимости его принудительного исполнения судом выдается исполнительный лист (часть 2 статьи 352 КАС Российской Федерации), на основании которого по заявлению взыскателя возбуждается исполнительное производство, задачей которого является правильное и своевременное исполнение судебных и иных актов.

    ДД.ММ.ГГГГ по делу а-5/2019 Верховным Судом РСО-Алания был выдан исполнительный лист серии ФС .

ДД.ММ.ГГГГ филиалом ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Севказэнерго» в адрес руководителя РСТ РСО-Алания было направлено письмо за -исх. о необходимости исполнения вступившего в законную силу Решения Верховного Суда РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного по делу а-5/2019.

    При этом было также указано на то, что в случае отказа РСТ РСО-Алания от исполнения судебного акта по делу а-5/2019 Общество будет вынуждено передать исполнительный лист на принудительное исполнение в службу судебных приставов по административным делам, а также задержка их исполнения влечет за собой применение мер, предусмотренных КАС РФ, или ответственность, установленную федеральными законами.

    Данное письмо было зарегистрировано РСТ РСО-Алания ДД.ММ.ГГГГ за вх. .

    ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам УФССП по РСО-Алания ФИО1 Д.С. было вынесено Постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП в отношении РСТ РСО-Алания на основании исполнительного листа серии ФС выданного Верховным Судом РСО-Алания по делу а-5/2019.

    Пунктом 2 данного постановления должнику (РСТ РСО-Алания) был установлен срок для добровольного исполнения - 5 дней.

В ходе принудительного исполнения Решения Верховного Суда РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного по делу а-5/2019 взыскателем – ПАО «Россети Северный Кавказ» было установлено ненадлежащее исполнение должником данного судебного акта, то есть без учета разъяснений его исполнения, изложенных в решении в абз.6 на стр.51.

Так, Постановлением РСТ РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ установлены долгосрочные параметры регулирования Филиала на 2018-2022 годы, а именно изменена величина базового уровня подконтрольных расходов и учтены определенные судом подконтрольные расходы в сумме 112 381,79 тыс. руб., в том числе расходы на вспомогательные материалы -18 822,70 тыс. руб., запасные части на автомашины - 3 073,92тыс. руб., Услуги подрядных организаций по ремонту электросетевого оборудования - 19 256,0 тыс. руб., Расходы на оплату труда -47 095,17 тыс. руб., Услуги охраны - 464,03 тыс. руб., Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности - 15 902,04 тыс. руб., Периодические медицинские осмотры- 2 914,65 тыс. руб. Инвентаризация земель и недвижимого имущества - 4 853,28 тыс. руб.

Ранее Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ утверждено НВВ Филиала на 2021 год. Постановлением (Приложение 2.1 Протокола заседания правления РСТ РСО-А от ДД.ММ.ГГГГ ) учтены:

- неподконтрольные расходы в сумме 34 814,03 тыс. руб., в т.ч. Расходы на ведение реестра акционеров- 22,92 тыс. руб., Отчисления на социальные нужды - 15 527,01 тыс. руб., Амортизация основных средств - 15 363,60 тыс. руб., Налог на имущество - 3 900,50 тыс. руб.

- Резерв по сомнительным догам - 1 554 181,9 тыс. руб.;

Данное Постановление , в т.ч. в данных частях обжаловано Обществом в судебном порядке в рамках дела№За-17/2022. Судебный акт принят в пользу Общества. Судом в т.ч. установлено, что РСТ РСО-Алания при включении неподконтрольных расходов в сумме 34 814,03 тыс. руб. в НВВ Филиала неправомерно не применен индекс потребительских цен (ИПЦ). Кроме того, РСТ неправомерно не включены в состав НВВ Филиала расходы по статье: «Резерв по сомнительным долгам по суду» на сумму 192 938,1 тыс. руб.

Иных нормативных актов в рамках настоящего исполнительного производства -ИП по включению в НВВ Общества в лице Филиала затрат, подлежащих включению согласно мотивированному решению ВС РСО-Алании от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом определения ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ, РСТ РСО-Алания в нарушение норм действующего законодательства, не принято.

Следовательно, из указанных обстоятельств, а также Постановлений №, 68 и Протоколов Правления РСТ, экспертных заключений РСТ к ним следует, что РСТ РСО-Алания не исполнено надлежащим образом в полном объеме решение ВС РСО-Алании от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-5/2019 и не учтены в НВВ Филиала затраты в объеме 2 228 818,75 тыс. руб, по статьям:

-Безнадежная к взысканию дебиторская задолженность - 1 691 163,00 тыс. руб.;

-Корректировка недополученной НВВ - 502 704,42 тыс. руб.;

-Корректировка НВВ по отклонению фактической цены покупки потерь электроэнергии от установленной при утверждении НВВ - 34 951,33 тыс. руб.

При этом экспертное заключение РСТ РСО-Алания к Постановлению поступило в Общество только ДД.ММ.ГГГГ с исх. письмом от ДД.ММ.ГГГГ (вх. № МР8/СОФ/22-99 от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с п. 30 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов доводит указанные решения, экспертные заключения, а также протоколы (выписки из протоколов) до организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

РСТ РСО-Алания в нарушение указанного пункта Правил не было представлено Обществу/Филиалу в течение 7 рабочих дней со дня принятия Постановления экспертное заключение по нему.

ДД.ММ.ГГГГ ПАО «Россети Северный Кавказ» в адрес судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам УФССП по РСО-Алания ФИО1 Д.С. было направлено письмо за -исх. о необходимости применения к должнику – РСТ РСО-Алания меры ответственности за ненадлежащее исполнение постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства -ИП.

ДД.ММ.ГГГГ в рамках указанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам УФИО1 по РСО-Алания ФИО1 Д.С. было вынесено постановление о взыскании с РСТ РСО-Алания исполнительного сбора в размере 50 000 рублей.

В пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что По смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Из системного толкования пункта 1 статьи 17, части 11 статьи 30, части 2 статьи 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока на добровольное исполнение исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Следовательно, освобождение заявителя от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с наличием объективно непреодолимых и чрезвычайных обстоятельств, находящихся вне контроля должника.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П, правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленного срока исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.

В тоже время РСТ РСО-Алания, в ходе судебного разбирательства по настоящему делу, не было представлено никаких допустимых доказательств, свидетельствующих о наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящимися вне её контроля, воспрепятствовавших надлежащему исполнению Решения Верховного Суда РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного по делу а-5/2019 в порядке статьи 56 ГПК РФ.

При этом, на основании исследованных письменных документов, суд приходит к убеждению о том, что РСТ РСО-Алания известно содержание Решения Верховного Суда РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного по делу а-5/2019 в полном объеме, в том числе и разъяснения его исполнения, изложенные в абз.6 на стр.51 данного судебного акта.

Несмотря на вышеизложенное, сведения об обращении РСТ РСО-Алания о разъяснении порядка исполнения данного решения в порядке статьи 185 КАС РФ материалы настоящего дела не содержат.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения части 1 статьи 185 КАС РФ устанавливают порядок и условия разъяснения решения суда в тех случаях, когда оно содержит неясности, затрудняющие его реализацию, что является дополнительной гарантией процессуальных прав лиц, участвующих в деле (Определения от ДД.ММ.ГГГГ N 1092-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1637-О).

В свою очередь доводы РСТ РСО-Алания, приведённые в обоснование заявленного требования, подлежат критической оценке, поскольку в ходе судебного разбирательства, на основании исследованных письменных доказательств, было достоверно установлено, что с момента вступления в законную силу ДД.ММ.ГГГГ Решения Верховного Суда РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по делу а-5/2019 не предпринимало никаких действий, направленных на добровольное исполнение данного судебного акта, что противоречит требованиям ст.6 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ.

Кроме того, РСТ РСО-Алания с ДД.ММ.ГГГГ - момента возбуждения исполнительного производства -ИП и предоставления 5-дневного срока для добровольного исполнения, в плоть до ДД.ММ.ГГГГ – вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, также не предпринимало никаких действий, направленных на надлежащее исполнение данного судебного акта.

Исходя из широкой диспозитивности поведения истца, определённой статьей 3 ГПК РФ и частью 1 статьи 39 ГПК Российской Федерации, и наделяющей правом на формирование предмета судебной проверки в пределах компетенции соответствующего суда в условиях состязательности процесса (статья 123 часть 3 Конституции Российской Федерации), последний должен доказать те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих требований и возражений (ч.1 статьи 56 ГПК РФ), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий, поскольку другая сторона спорных правоотношений представляет по делу доказательства и приводит свои возражения в соответствии с теми требованиями и их основаниями, которые предъявлены в суд.

    При этом стороны сами должны нести ответственность за невыполнение обязанности по доказыванию, которая может выражаться в неблагоприятном для них результате разрешения дела, поскольку эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности.

    Суд, содействуя сторонам в реализации этих прав, осуществляет в свою очередь лишь контроль за законностью совершаемых ими распорядительных действий, основывая решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, и оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого из них в отдельности, а также достаточность и взаимную связь их в совокупности (часть 2 статьи 57, статьи 62, 64, часть 2 статьи 68, часть 3 статьи 79, часть 2 статьи 195, часть 1 статьи 196 ГПК РФ).

При установленных обстоятельствах суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения требования РСТ РСО-Алания об освобождении от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

Исковое требование Региональной службы по тарифам РСО-Алания к Специализированному отделению судебных приставов по РСО-Алания Главного межрегионального управления ФИО1 об освобождении от уплаты исполнительского сбора, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда РСО-Алания в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                           В.Р. Аликов

2-91/2024 (2-1615/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Региональная служба по тарифам РСО-Алания
Ответчики
УФССП по РСО-Алания
Другие
ПАО "Россети Северный Кавказ"
Суд
Промышленный районный суд г. Владикавказ Республики Северная Осетия-Алания
Судья
Аликов Вадим Русланович
Дело на сайте суда
promishlenni.wlk.sudrf.ru
03.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.05.2023Передача материалов судье
11.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.05.2023Подготовка дела (собеседование)
25.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.06.2023Судебное заседание
07.08.2023Судебное заседание
24.08.2023Судебное заседание
31.08.2023Судебное заседание
07.09.2023Судебное заседание
20.09.2023Судебное заседание
22.09.2023Судебное заседание
25.09.2023Судебное заседание
16.10.2023Судебное заседание
31.10.2023Судебное заседание
20.11.2023Судебное заседание
04.12.2023Судебное заседание
19.12.2023Судебное заседание
11.01.2024Судебное заседание
22.01.2024Судебное заседание
25.01.2024Судебное заседание
01.02.2024Судебное заседание
08.02.2024Судебное заседание
12.02.2024Судебное заседание
13.02.2024Судебное заседание
20.02.2024Судебное заседание
26.02.2024Судебное заседание
26.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее