Дело № 2а-1986/2020 (УИД 12RS0003-02-2020-001708-59)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Йошкар-Ола 27 апреля 2020 года
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Сысоевой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Сахматовой Г.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Йошкар-Олы, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании запрещенной к распространению информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
установил:
прокурор гор. Йошкар-Олы, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл с административным исковым заявлением, в котором просил признать информацию о продаже лекарственных средств, размещенную на интернет странице https://via24.net запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной проверки выявлен сайт https://via24.net, на котором в свободном доступе для неограниченного числа абонентов сети Интернет размещена информация о возможности приобретения лекарственных средств с доставкой в регионы России. Указанный интернет-ресурс располагается за рубежом, собственник сайта не установлен. Препараты, реализуемые посредством указанного сайта, включены в государственный реестр лекарственных средств. Продажа таких лекарственных средств дистанционным способом без лицензии осуществляется в нарушение законодательства РФ.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Стороны просили о рассмотрении дела без их участия, в связи с чем на основании статьи 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что 05 марта 2020 года прокуратурой города Йошкар-Олы Республики Марий Эл проведена проверка исполнения законодательства в сфере незаконного оборота лекарственных средств, в ходе которой на Интернет-сайте https://via24.net выявлена информация о продаже дистанционным способом лекарственных средств, при этом данный материал не содержит сведений о хозяйствующем субъекте, осуществляющем реализацию лекарственных препаратов, информацию о сертификатах соответствия, а также наличии лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.
Посещение данного сайта свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержат ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц, в том числе в зависимости от возраста либо профессии.
Факт содержащейся в материалах на вышеуказанном интернет-сайте информации подтверждается актом осмотра Интернет-ресурса от 05 марта 2020 года, распечатками с сайта.
В соответствии с ч. 33 ст. 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (в редакции, действующей на дату осмотра Интернет-ресурса, далее Закон № 61-ФЗ) фармацевтическая деятельность – деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Частью 1 ст. 52 Закона № 61-ФЗ установлено, что фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствует аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
В силу п. 47 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона № 61-ФЗ лекарственные средства – вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.
Согласно ч. 1 ст. 55 Закона № 61-ФЗ розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями) амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Разрешена розничная торговля лекарственными препаратами, зарегистрированными в Российской Федерации или изготовленными аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612 утверждены Правила продажи товаров дистанционным способом, пунктом 5 которых установлен запрет на покупку дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
В свою очередь, перечень таких товаров указан в Указе Президента РФ от 22 февраля 1992 г. № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена». В указанный перечень также включены лекарственные средства за исключением лекарственных препаратов для медицинского применения, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат.
Абзацем 2 п. 4 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 установлено, что при осуществлении розничной торговли в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах не допускается продажа лекарственных препаратов.
В данном случае дистанционная торговля исключает возможность ознакомления с товаром либо его образцом до приобретения. Кроме того, дистанционная продажа лекарственных препаратов не обеспечивает также реализацию прав потребителя на получении информации об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, предусмотренных статьями 10, 26.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
За нарушение установленных правил оптовой и порядка розничной торговли лекарственными препаратами ст. 14.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Статьей 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров.
Судом установлено, что на Интернет-ресурсе https://via24.net, где размещена информация о продаже лекарственных средств Виагра Дженерик, Дженерик Виагра пробник, Женская виагра, Дженерик Виагра Софт и другие при отсутствии сведений о хозяйствующем субъекте, осуществляющем реализацию лекарственных препаратов, информации о сертификатах соответствия, а также наличии лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, при этом вход на сайт свободный, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь.
Продажа указанных лекарственных средств, включенных в государственный реестр лекарственных средств, дистанционным способом посредством сети Интернет противоречит целям и задачам законодательства о реализации лекарственных средств, не позволяет обеспечить безопасность граждан, нарушая их конституционное право на охрану жизни и здоровья.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее Закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничения при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 Закона № 149-ФЗ).
В соответствии со ст. 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Доступ к сайтам, где размещены информационные материалы о продаже лекарственных средств, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт. Указанная информация потворствует совершению правонарушений в сфере реализации лекарственных средств. В связи с чем, в целях обеспечения безопасности для жизни и здоровья граждан, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.
Частями 1, 2, 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ определено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
признать информацию о продаже лекарственных средств, размещенную на сайте https://via24.net, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Т.В. Сысоева
Мотивированное решение составлено 27 апреля 2020 года.