Дело № 2-2602/24 14 октября 2024 года
Мотивированное решение изготовлено: 14.10.2024 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Гринь О.А.
с участим прокурора Игнатовой Т.Ф.
при секретаре Смирновой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к ФИО2, ФИО4 о выселении и нечинении препятствий в проживании,
У с т а н о в и л:
Истец обратился в суд и просит обязать ответчика не чинить ей препятствий в пользовании жилым помещением по адресу: <адрес>, выселить ответчика из жилого помещения по адресу: <адрес>
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что является собственником ? доли в квартире по адресу: <адрес>. Собственником других ? долей в указанном помещении был вселен в комнату площадью <данные изъяты>. ответчик ФИО4, который является отцом истице и отчимом ответчику. Истица ссылается что не может вселиться в указанную комнату по причине проживания в ней ответчика.
Представитель истца в суд явилась, на иске настаивает,
Представитель ответчиков, ответчики в суд явились, иск не признают, ссылаясь на то, что не чинят препятствий истице, однако ФИО4 признает факт проживания в комнате <данные изъяты>.
Суд выслушав стороны, исследовав материалы дела считает иск подлежащим частичному удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела:
Истица является собственником ? доли в квартире по адресу: <адрес>. Собственником других ? долей в указанном помещении является ответчик (л.д. 12).
По общему правилу, установленному ч. 4 ст. 31 Жилищного кодекса РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
В силу ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, при этом, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст. 304 Гражданского кодекса РФ).
Из указанных выше норм следует, что прекращение семейных отношений с собственником жилого помещения (за исключением случаев, прямо указанных в законе) является безусловным основанием, для признания соответствующего гражданина утратившим право пользования этим жилым помещением и снятия его с регистрационного учета по месту жительства в указанном жилом помещении, при этом, собственник жилого помещения вправе требовать устранения всяких нарушений прав владения и пользования соответствующим жилым помещением, в том числе и путем выселения из указанного жилого помещения лиц, не имеющих права пользования этим помещением.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что по смыслу частей 1 и 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами.
Вопрос о признании лица бывшим членом семьи собственника жилого помещения при возникновении спора решается судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 11.05.2012 N 736-О, вопреки мнению заявителей, оспариваемые ими положения статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не препятствуют возможности признания судами совершеннолетних граждан - детей собственника жилого помещения утратившими право пользования данным жилым помещением ввиду прекращения семейных отношений между ними и собственником жилого помещения и, следовательно, сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителей, перечисленные в жалобе.
Из содержания указанных выше норм материального права и приведенных разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению, а также правовой позиции Конституционного Суда РФ, следует, что семейные отношения с позиции Жилищного кодекса РФ могут быть прекращены и между лицами, являющимися родственниками.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что между сторонами отсутствуют семейные отношения, которые характеризуются наличием общего хозяйства, общего бюджета, взаимной заботой и поддержкой друг друга; наличие кровных родственных отношений не свидетельствует о наличии семейных отношений, дающих право совместно проживать с собственником в принадлежащем ему жилом помещении.
В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Ответчик ФИО4 фактически не является членом семьи собственника, не доказал, что ведет совместное хозяйство.
На основании решения суда от 28.11.2023 года был определен порядок пользования указанной квартирой, а именно: в пользование ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт <данные изъяты>, переданы смежно-изолированные комнаты площадью <данные изъяты> кв.м и <данные изъяты> кв.м, а в пользование ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт <данные изъяты>, изолированную комнату, площадью <данные изъяты> кв.м. Места общего пользования оставить в общем пользовании собственников. (л.д. 69-72).
Суд исходит из преюдициального значения данного решения и полагает, что ответчик подлежит выселению из комнаты площадью 13,8 кв.м., так как данная комната согласно указанному решению суда переходит в пользование истицы. В то же время ответчик ФИО2 вправе вселить ФИО4 в принадлежащие ему комнаты.
Так, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений. Невыполнение либо ненадлежащее выполнение лицами, участвующими в деле, своих обязанностей по доказыванию влекут для них неблагоприятные правовые последствия.
Судом не установлено обстоятельств чинения ответчиком препятствий в проживании истицы в спорном помещении, с учетом того, что квартира по указанному адресу находится в общей долевой собственности сторон и до момента принятия решения по примету определения порядка пользования помещением оснований для определения места проживания сторон не имелось.
Таким образом ФИО4 до момента определения порядка пользования жилым помещением проживал в комнате 13,8 кв. м законно, будучи вселенным в нее сособственником ФИО2
Истцом не было доказано факта замены замков в квартире, физического препятствования в проживании в помещении, свидетелей в подтверждение данному обстоятельству заявлено не было, а потому требования в указанной части не могут быть удовлетворены.
Расходы по госпошлине подлежат взысканию в порядке ст. 98 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Выселить ФИО4 из комнаты площадью <данные изъяты> кв. м. в квартире по адресу: <адрес>
Взыскать с ФИО4 в пользу ФИО3 расходы по госпошлине 300 рублей.
В остальной части требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца через Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга
Судья Гринь О.А.