Дело № 2а-3411/2019
64RS0046-01-2019-004078-74
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 сентября 2019 года г. Саратов
Ленинский районный суд города Саратова в составе: председательствующего судьи Милованова А.С., при секретаре Косыревой О.Н., с участием представителя административного истца Бугровой С.Н., представителя административного ответчика Куликовой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Татариновой Т.В. к Администрации муниципального образования «Города Саратов» о признании бездействия незаконным и об обязании осуществить действия по изъятию земельного участка, на котором расположен аварийный дом, изъятию жилых помещений в аварийном доме с целью их выкупа или предоставления им взамен иных помещений,
установил:
Татаринова Т.В. обратилась в Ленинский районный суд города Саратова к Администрации муниципального образования «Город Саратов» с административным исковым заявлением в котором просит: признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Город Саратов» и обязать осуществить действия по изъятию земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом № по проспекту <адрес>, признанный аварийным в установленном порядке и подлежащим сносу, и изъятие жилого помещения в указанном аварийном доме, с целью дальнейшего выкупа данного помещения либо соглашению с собственником жилых помещений, предоставления взамен изымаемых жилых помещений в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.
В обоснование заявленных исковых требований административным истцом указано, что 07 мая 2018 г. произошло частичное обрушение угла пятиэтажного жилого многоквартирного дома №. расположенного по <адрес>.
03 июля 2018 г. администрацией МО «город Саратов» издано распоряжение № 220-р по отселению из многоквартирного дома, расположенного по указанному выше адресу. В соответствии с п. 2.1 данного распоряжения собственникам помещений необходимо в течение трех месяцев со дня извещения произвести отселение из занимаемых помещений. Истец является собственником комнаты № <адрес> <адрес>, однако вынуждена арендовать жилое помещение для проживания. Требования о сносе многоквартирного жилого дома собственниками не исполнено, срок на совершение данных действий истек, однако после его истечения административным ответчиком так же не предпринято мер к сносу дома, изъятию жилого помещения истца в указанном аварийном доме, с целью дальнейшего выкупа данного помещения либо соглашению с истцом, предоставления взамен изымаемых жилых помещений.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала в полном объеме, дал пояснения аналогичные указанным в иске.
Представитель ответчика, полагала что непринятие административным ответчиком мер по сносу дома и выкупа жилых помещений в короткий срок после истечения срока на снос дома собственниками помещений не может быть признано бездействием, а заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению. Кроме того, обязанность по совершению данных действий лежит на Комитете по управлению имуществом г.Саратова.
Истец в судебное заседание не явилась, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал, дело рассмотрено в его отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В соответствии с ч. 9 ст. 32 ЖК РФ если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий органа государственной власти, органа местного управления, иного органа, организации наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями.
В соответствии с ч. 8, 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия ( бездействия) органа, организации, лица наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решений, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Следовательно, основанием для признании незаконными действий (бездействий) органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его не соответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение данным действием (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан обратившихся в суд с соответствующими требованиями.
Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положением о Комитете по управлению имуществом г.Саратова, комитет совершает действия, связанные с изъятием в установленном порядке имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения муниципальными унитарным предприятиям или на праве оперативного управления муниципальным казенным предприятиям, муниципальным учреждениям.
Согласно ст. 279 ГК РФ, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Как следует из материалов дела 07 мая 2018 г. произошло частичное обрушение угла пятиэтажного жилого многоквартирного дома № расположенного по <адрес>.
03 июля 2018 г. администрацией МО «город Саратов» издано распоряжение № 220-р по отселению из многоквартирного дома, расположенного по указанному выше адресу. В соответствии с п. 2.1 данного распоряжения собственникам помещений необходимо в течение трех месяцев со дня извещения произвести отселение из занимаемых помещений. Согласно п. 2.2 собственникам помещений в многоквартирном доме необходимо было произвести снос дома до 01 июня 2019 г.
Истец является собственником комнаты <адрес>. Как следует из пояснений сторон в судебном заседании, собственниками помещений в указанном доме мер к сносу дома не предпринято. Срок осуществления сноса аварийного дома собственниками истек 01 июня 2019 г., следовательно рассматриваемым периодом возможного бездействия административного ответчика является период с 02 июня 2019 г. по дату рассмотрения дела – 02 сентября 2019 г.
Разрешая требования истца суд учитывает тот факт, что обязанность поддерживать недвижимое имущество в надлежащем состоянии лежит на его собственниках, равно как на них лежит и обязанность по сносу аварийного дома. Истец и иные собственники жилых помещений в многоквартирном доме свою обязанность по сносу дома не исполнили.
Для осуществления выкупа земельного участка и жилых помещений в бюджете ответчика должны быть предусмотрены соответствующие денежные средства, бюджет формируется заранее, на будущий год. Следовательно, на момент формирования бюджета на 2019 г. ответчику не было известно о том, что истец и иные собственники помещений не исполнят обязанность по сносу дома и у ответчика возникнет необходимость выкупа помещений, а так же то обстоятельство, что конкретные сроки для выкупа земельного участка, действующим законодательством не установлены.
Кроме того, истец не лишена возможности обратиться к истцу с требованиями о выкупе помещения, без выкупа земельного участка, при таких обстоятельствах суд не усматривает бездействие со стороны ответчика, а так же полагает, что в данном случае права истца не нарушены, т.к. восстановление её прав не связано с выкупом ответчиком земельного участка.
Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
решил:
иск Татариновой Т.В. к Администрации муниципального образования «Города Саратов» о признании бездействия незаконным и об обязании осуществить действия по изъятию земельного участка, на котором расположен аварийный дом, изъятию жилых помещений в аварийном доме с целью их выкупа или предоставления им в замен иных помещений – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Ленинский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 9 сентября 2019 г.
Судья: