(УИД) 76RS0024-01-2021-004151-74
Дело № 2а –3032/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 декабря 2021 года г. Ярославль
Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе судьи Пестеревой Е.М., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ярославской области к Кочергину Павлу Владимировичу о взыскании задолженности по транспортному налогу,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 5 по Ярославской области обратилась в суд с административным иском к Кочергину П.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014 год в сумме 16320 руб.
В обоснование требований в заявлении указано, что Кочергин П.В. состоит на учете в Межрайонной ИФНС России №5 по Ярославской области, является плательщиком транспортного налога. Кочергин П.В. в 2014 году имел в собственности автомобиль, указанный в налоговом уведомлении от 16.05.2015 №81837. В установленный законом срок Кочергин П.В. обязательство по уплате транспортного налога за 2014 год не исполнил. Направленное в адрес налогоплательщика требование об уплате налога от 09.10.2015 №22082 на сумму 16320 руб. не исполнено. 22.06.2021 Инспекцией в адрес мирового судьи судебного участка №1 Фрунзенского судебного района г. Ярославля направлено заявление о вынесении судебного приказа. По заявлению ответчика судебный приказ от 22.06.2021 отменен 16.08.2021, что и послужило основанием для обращения в суд с административным иском.
Также административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока обращения в суд, мотивированное тем, что неоплата установленных законом налогов наносит ущерб финансовой стабильности государства. На учете в Инспекции состоит значительное количество налогоплательщиков, нарушающих свою обязанность по оплате налогов, что вынуждает налоговый орган подготавливать и рассылать огромное количество требований, а впоследствии и административных исковых заявлений.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного (письменного) производства (ч.1 ст.291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), абз.4 п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.12.2020 N 42 «О применении норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства»).
От Кочергина П.В. поступили письменные возражения на административный иск, в которых административный ответчик просит в удовлетворении требований отказать в связи с пропуском Инспекцией срока обращения в суд.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.
В силу п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению сумм налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления за взыскиваемый период.
Согласно п. 4 ст. 52 НК РФ в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно п. 6 ст. 69 НК РФ в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Как следует из материалов дела, на имя административного ответчика в 2014 году был зарегистрирован автомобиль <данные изъяты> В адрес ответчика было направлено налоговое уведомление 81837 от 16.05.2015 о необходимости уплатить транспортный налог за 2014 год в сумме 16320 руб. в срок до 01.10.2015. В связи с неуплатой административным ответчиком налога в указанный в уведомлении срок, в его адрес направлено требование №22802 по состоянию на 09.10.2015 о необходимости уплаты транспортного налога до 15.01.2016.
В установленный требованием срок ответчик свою обязанность по уплате налогов не исполнил.
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции иски (заявления) о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с абз.3 п.1 ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Установленный в требовании об уплате налога №22802 срок уплаты транспортного налога истек 15.01.2016, соответственно, налоговый орган вправе был обратиться с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании налога в течение 6 месяцев, то есть не позднее 15.07.2016.
Из материалов дела следует, что с заявлением о выдаче судебного приказа Инспекция обратилась 27.06.2021. Таким образом, предусмотренный ст.48 НК РФ срок обращения в суд на момент обращения Инспекции с заявлением о выдаче судебного приказа был пропущен.
Исходя из положений ч.2 ст.286 КАС РФ, п.2 ст.48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. Уважительными причинами пропуска срока для подачи искового заявления в суд признаются такие причины, которые объективно препятствовали участнику процесса своевременно подать заявление.
Доводы, которые изложены административным истцом в обоснование уважительности причин пропуска срока суд отклоняет. Внутренние организационные вопросы работы налогового органа (в частности, значительная загруженность), к уважительным причинам пропуска срока обращения в суд отнесены быть не могут.
Суд учитывает правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Определении от 22.03.2012 г. N№479-О-О, в соответствии с которой принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
При таких обстоятельствах суд не признает причины пропуска административным истцом срока обращения в суд, что является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ярославской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.М. Пестерева