Судья Кривова А.С. № 33-11512/2024
№ 2-1223/2024
64RS0017-03-2024-000227-49
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 декабря 2024 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего Совкича А.П.,
судей Московских Н.Г., Сугробовой К.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мартемьяновой Т.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Самойловского района Саратовской области в защиту прав и законных интересов Перовой ФИО10 к Министерству здравоохранения Саратовской области о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами, взыскании денежной компенсации и морального вреда по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Саратовской области на решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 10 сентября 2024 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Совкича А.П., выслушав объяснения представителя ответчика Министерства здравоохранения Саратовской области Россошанской О.Ю., поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителя процессуального истца прокурора Самойловского района Саратовской области Новопольцевой Ж.Б., возражавшей по доводам апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
прокурор Самойловского района Саратовской области обратился в суд в интересах Перовой В.А. с вышеназванным иском в Калининский районный суд Саратовской области, в котором просил возложить на ответчика обязанность обеспечивать Перову В.А. лекарственным препаратом интерферон бета-1b по медицинским показаниям, взыскать с Министерства в пользу Перовой В.А. денежную компенсацию за самостоятельное приобретение лекарственного препарата интерферон бета-1b по 8 000 000 МЕ в размере 40 238 рублей, взыскать компенсацию морального вреда в связи с не обеспечением льготным лекарственным препаратом интерферон бета-1b по 8 000 000 МЕ в размере 15 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведённой прокуратурой Самойловского района проверки на основании обращения Перовой В.В. установлено, что Перова В.А. состоит на учете у врача невролога «ГУЗ Самойловская РБ» с ноября 2022 года с диагнозом <данные изъяты>
На основании осмотра Городского консультативно-методического кабинета <данные изъяты> министерства здравоохранения области от 30 декабря 2022 года Перовой В.А. назначен препарат интерферон бета-1b по 9,6 млн/МЕ подкожно через день постоянно по жизненным показаниям. Также было вынесено решение о назначении лекарственного препарата интерферон бета-1b в меньшей дозировке — по 8 000 000 МЕ подкожно через день сроком на 6 месяцев с повторным осмотром в июне 2024 года.
В нарушение требований законодательства Перова В.А. не обеспечена препаратом интерферон бета-1b по 8 000 000 МЕ в период с 10 октября 2023 года по 07 ноября 2023 года в количестве 14 шприцов, что составляет 2 упаковки и 4 шприца, в период с 27 ноября 2023 года по 12 декабря 2023 года в количестве 7 шприцов, что составляет 1 упаковку и 2 шприца, в период с 20 декабря 2023 года по 15 января 2024 года в количестве 13 шприцов, что составляет 2 упаковки и 3 шприца, всего составило 6 упаковок указанного препарата, в связи с отсутствием его поставки из Министерства в ГУЗ «Самойловская РБ».
Перовой В.А. лекарственный препарат был приобретен за счет собственных денежных средств. Кроме того, в виду длительного отсутствия у Перовой В.А. вышеперечисленных лекарственных препаратов, она испытывает нравственные и физические страдания.
Определением Калининского районного суда Саратовской области от 06 июня 2024 года гражданское дело передано по подсудности в Фрунзенский районный суд Саратовской области.
Решением Фрунзенского районного суда города Саратова от 10 сентября 2024 года требования удовлетворены частично.
На Министерство здравоохранения Саратовской области возложена обязанность обеспечивать Перову В.А. лекарственным препаратом интерферон бета-1b регулярно, в полном объеме по медицинским показаниям, до отмены препарата.
С Министерства здравоохранения Саратовской области в пользу Перовой В.А. взыскана денежная компенсация за самостоятельное приобретение лекарственного препарата интерферон бета-1b в размере 40 238 рублей, компенсация морального вреда в размере 10 000 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Саратовской области просит обжалуемое решение суда отменить принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований отказать в полном объёме. В обоснование доводов жалобы указывает, что в 2023 году на территорию Саратовской области централизовано лекарственный препарат интерферон бета-1b был поставлен не в полном объеме от заявленного количества. Потребность в лекарственном препарате определяется с учётом клинических рекомендаций (протоколов лечения) и средней курсовой дозы лекарственного препарата исходя из ежемесячной фактической потребности больных в лекарственных препаратах в соответствии со сведениями регионального сегмента Федерального регистра и необходимости формирования запаса на 15 месяцев. Заявка на лекарственный препарат на 2023 год была создана без учёта потребности Перовой В.А., так как он был ей назначен после её подготовки. Министерство здравоохранения Российской Федерации является оператором Федерального регистра, содержащего сведения о больных, и обеспечивает её бесперебойное функционирование. Автор жалобы полагает, что у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения требований.
В возражениях процессуальный истец просит оставить решение суда без изменения, жалобы – без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела и о первом судебном заседании размещена на официальном сайте Саратовского областного суда (http://oblsud.sar.sudrf.ru) (раздел - судебное делопроизводство).
В силу части 3 статьи 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции
по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (часть 1 статьи 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Перова В.А. состоит на учете в ГУЗ «Самойловская РБ» с ноября 2022 года с диагнозом: рассеянный склероз, цереброспинальная форма, ремитирующее течение. Двухсторонняя пирамидная недостаточность с нарушением функции тазовых органов, мозжечковый синдром.
На основании консультации Городского консультативно-методического кабинета по рассеянному склерозу министерства здравоохранения области от 30 декабря 2022 года Перовой В.А. назначен препарат интерферон бета-1b по 9,6 млн/МЕ подкожно через день постоянно по жизненным показаниям.
Совместным осмотром главного невролога Саратовской области, главного невролога города Саратова 09 декабря 2023 года Перовой В.А. назначен лекарственный препарат интерферон бета-1b в меньшей дозировке — по 8 000 000 МЕ подкожно через день сроком на 6 месяцев с повторным осмотром в июне 2024 года.
Из ответа ГУЗ СО «Самойловская РБ» следует, что 06 февраля 2023 года Перовой В.А. был отпущен рецепт на указанный препарат, по которому Перова В.А. была обеспечена до 06 марта 2023 года. Также были отпущены рецепты с обеспечением на соответствующий месяц: 24 марта 2023 года, 11 мая 2023 года, 09 июня 2023 года, 10 июля 2023 года, 07 августа 2023 года, 11 сентября 2023 года, 07 ноября 2023 года, 12 декабря 2023 года, 15 января 2024 года, 22 февраля 2024 года. Фактов не выписки льготных рецептов не зафиксировано.
В период с 10 октября 2023 года по 07 ноября 2023 года нехватка препарата интерферон бета-1b составила 14 шприцов (2 упаковки+4 шприца), с 27 ноября 2023 года по 12 декабря 2023 года нехватка препарата составила 7 шприцов (1 упаковка+2 шприца), с 20 декабря 2023 года по 15 января 2024 года нехватка препарата составила 13 шприцов (2 упаковки +3 шприца). Всего за период с 10 октября 2023 года по 15 января 2024 года составила 6 упаковок.
В указанные периоды Перова В.А. лекарственным препаратом в необходимом объеме обеспечена не была.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Перова В.А. была обеспечена своевременно и в полном объёме лекарственным препаратом Министерством здравоохранения Саратовской области суду первой инстанции представлено не было.
Исследовав и оценив доказательства в их совокупности по правилам статьи 56 ГПК РФ, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в целях реализации Перовой В.А. своих прав на обеспечение лекарственным препаратом, суд пришел к выводу о наличии правых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в части возложения обязанности на Министерство здравоохранения по Саратовской области обеспечивать Перову В.А. лекарственным препаратом интерферон бета-1b регулярно, в полном объеме по медицинским показаниям, до отмены препарата и взыскания денежной компенсации за приобретение лекарственного препарата интерферон бета-1b за счет личных денежных средств в размере 40 238 рублей.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с данными выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
Пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение отнесена к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2 Определения от 02 июля 2013 года № 1054-О, по смыслу статей 11 (часть 3), 72, 76 (части 2 и 5) и 94 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель, осуществляя регулирование по вопросам, относящимся к тому или иному предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, обладает достаточно широкой свободой усмотрения и вправе определять конкретные полномочия и компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующей сфере (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 09 января 1998 года № 1-П; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04 февраля 1997 года № 13-О. Поэтому федеральный законодатель, будучи связан целью обеспечения наиболее эффективного в конкретных исторических условиях выполнения государством возложенной на него конституционной обязанности по сохранению и укреплению здоровья своих граждан, призван устанавливать и совершенствовать организационно-правовые механизмы государственного гарантирования права на охрану здоровья граждан, включая лекарственное обеспечение нуждающихся в этом лиц. Он вправе, в частности, в порядке развития и реформирования системы охраны здоровья граждан предусмотреть определенные формы участия в ее реализации органов государственной власти субъектов Российской Федерации и отнести расходные обязательства по финансовому обеспечению мероприятий в данной сфере к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья определены Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, среди которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Пунктом 21 части 2 статьи 14 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения относится организация обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного) X (Стюарта-Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами.
Одновременно пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии в том числе с пунктом 5 настоящей части (то есть при организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медикосанитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации).
Таким образом, приведенными правовыми нормами предусмотрены следующие полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам лекарственного обеспечения, в рамках исполнения которых Перова В.А. в равной степени имеет право быть обеспеченной лекарственным препаратом интерферон бета-1b:
- полномочие Минздрава России по организации обеспечения лиц, больных в том числе рассеянным склерозом (пункт 21 части 2 статьи 14 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), предусматривающее определенные формы участия в его реализации органов государственной власти субъектов Российской Федерации (формы участия будут описаны ниже);
- полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья по организации обеспечения лекарственными препаратами при организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В соответствии с частью 7 статьи 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» организация обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Обеспечение лекарственными препаратами указанных лиц осуществляется по перечню лекарственных препаратов, утверждаемому Правительством Российской Федерации и формируемому в установленном им порядке.
Перечень лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также лиц после трансплантации органов и (или) тканей утвержден согласно приложению № 3 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 № 2406-р и включает лекарственный препарат интерферон бета-1b.
Правила организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 года № 1416, устанавливают порядок организации обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта - Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей (далее - больные), лекарственными препаратами для медицинского применения, предназначенными для лечения этих заболеваний, по утвержденному Правительством Российской Федерации перечню лекарственных препаратов, сформированному в установленном им порядке (далее - лекарственные препараты), а также порядок и условия передачи лекарственных препаратов в собственность субъектов Российской Федерации (пункт 1 Правил).
Согласно пункту 2 Правил № 1416 источником финансирования организации обеспечения больных лекарственными препаратами являются бюджетные ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете Министерству здравоохранения Российской Федерации.
Право больного на обеспечение лекарственными препаратами возникает со дня включения сведений о нем в региональный сегмент Федерального регистра лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта - Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей (далее - Федеральный регистр). Дата включения больного в региональный сегмент Федерального регистра фиксируется лечащим врачом в медицинской карте амбулаторного больного или истории развития ребенка (пункт 3 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья обеспечивают внесение сведений о больных в региональный сегмент Федерального регистра в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня обращения больного с установленным диагнозом в медицинскую организацию по месту его жительства или месту пребывания (в случае если срок пребывания превышает 6 месяцев). Включение в региональный сегмент Федерального регистра сведений о больных осуществляется медицинской организацией по месту их жительства или месту пребывания (в случае если срок пребывания превышает 6 месяцев) на основании медицинских документов (их копий) или выписки из них, отражающих сведения об установленном диагнозе и выборе мероприятий по лечению пациента. Федеральный регистр ведется в электронном виде с применением автоматизированной системы путем внесения регистровой записи с присвоением уникального номера регистровой записи и указанием даты ее внесения. При внесении изменений в сведения о больном должны быть сохранены уникальный номер регистровой записи, история внесения изменений (пункты 4, 8 Правил ведения Федерального регистра, утвержденного Постановлением № 1416).
В силу пункта 22 Правил после включения больного в региональный сегмент Федерального регистра назначение и отпуск ему или его законному представителю лекарственных препаратов осуществляется в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня включения.
Согласно абзаца 2 пункта 5 Правил потребность (объем поставки) в лекарственном препарате определяется с учетом клинических рекомендаций (протоколов лечения) и средней курсовой дозы лекарственного препарата исходя из ежемесячной фактической потребности больных в лекарственных препаратах в соответствии со сведениями регионального сегмента Федерального регистра и необходимости формирования запаса на 15 месяцев.
Абзацем вторым пункта 24 Правил установлено, что сведения о количестве назначенных или отпущенных больному, или его законному представителю лекарственных препаратов вносятся в региональный сегмент Федерального регистра.
Из системного толкования действующего законодательства следует, что порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями за счет бюджета четко установлен законодателем и заключается в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата.
Следовательно, пациент не должен нести неблагоприятные последствия в виде необеспечения лекарственным препаратом.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры.
Исходя из положений пункта 1 статьи 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (абзац 1 пункта 2 статьти 15 ГК РФ).
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Материалами дела подтверждено, что право Перовой В.А. на обеспечение лекарственным препаратом возникло с 14 декабря 2022 года, поскольку согласно ответу ГУЗ СО «Самойловская РБ» пациентка была внесена в Федеральную информационную систему с региональными подразделениями Регистр высокозатраных нозологий 14 декабря 2022 года.
Как следует из ответа ГУЗ СО «Самойловская РБ» 06 февраля 2023 года Перовой В.А. был отпущен рецепт на указанный препарат, по которому Перова В.А. была обеспечена до 06 марта 2023 года.
В период с 10 октября 2023 года по 07 ноября 2023 года препарат интерферон бета-1b не выдавался, нехватка препарата составила 14 шприцов (2 упаковки + 4 шприца), с 27 ноября 2023 года по 12 декабря 2023 года нехватка препарата составила 7 шприцов (1 упаковка + 2 шприца), с 20 декабря 2023 года по 15 января 2024 года нехватка препарата составила 13 шприцов (2 упаковки + 3 шприца). Всего за период с 10 октября 2023 года по 15 января 2024 года составила 6 упаковок.
Перова В.А. была вынуждена приобретать препарат самостоятельно, так как он ей необходим по жизненным обстоятельствам.
Перовой В.А. приобретён лекарственный препарат 13 ноября 2023 года стоимостью 19 778 рублей, 15 ноября 2023 года стоимостью 6 820 рублей, 29 декабря 2023 года стоимостью 13 640 рублей, на общую сумму стоимостью 40 238 рублей.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о взыскании с ответчика компенсации понесенных истцом расходов на приобретение лекарственного препарата за счет личных денежных средств.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием у судебной коллегии по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Также, судебная коллегия соглашается с решением суда о взыскании с ответчика компенсации морального вреда исходя из следующего.
Согласно статье 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со статьей 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53).
Возложение данной статьей Конституции Российской Федерации ответс░░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░), ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1101 ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░. ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░), ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░ 2023 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░
░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ (░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░,
░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░), ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 327.1, 328, 329 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 10 ░░░░░░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: