Дело № 2-75/2021 г.
55RS0034-01-2020-001604-31
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Тара Омской области 19 февраля 2021 года
Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Казаковой Н.Н., при секретаре Крутаковой Н.В., при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Брюховым И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Таре 19.02.2021 дело по исковому заявлению Тарского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Главному управлению ветеринарии Омской области, Правительству Омской области о возложении обязанности по ликвидации скотомогильников,
у с т а н о в и л:
Тарский межрайонный прокурор обратился в суд с названным исковым заявлением, указав, что Тарской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения федерального законодательства о ветеринарии, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также в части организации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, защите наседания от болезней, общих для человека и животных, при содержании мест захоронения биологических отходов, по результатам которой выявлены нарушения законодательства. В ходе проверки установлено, что на территории Тарского муниципального района расположен скотомогильник, не соответствующий требованиям ветеринарно-санитарных правил: скотомогильник, расположенный на территории Атирского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области, в 1700 метрах в восточном направлении от с. Имшегал, 2000 метров от реки Шиш. Данный земельный участок не размежеван, кадастровый номер отсутствует. При обследовании данного скотомогильника выявлены следующие нарушения: В нарушение п. 5.10 ветеринарно-санитарных правил подъездные пути к скотомогильнику, доступные для подъезда, указатели отсутствуют; в нарушение п. 5.6 территория скотомогильника не ограждена, въездные ворота отсутствуют, периметр скотомогильника не оканавлен; в нарушение п. 6.6 территория скотомогильника устелена сухой травой; в нарушение п. 5.7 скотомогильник представляет яму, стены и верхнее перекрытие из древесины, верхнее перекрытие и боковые стены обвалились. Право собственности на скотомогильник не зарегистрировано. Также проверкой установлено, что на территории Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области в северо-западном направлении, в 650 метрах от личных подсобных хозяйств граждан г. Тары, в 1500 метрах от р. Аркарка, земельный участок не размежеван, кадастровый номер отсутствует, по асфальтированной дороге г. Тара размещен скотомогильник. Право собственности не зарегистрировано. Подъездные пути к скотомогильнику и указательные знаки при подъезде к скотомогильнику отсутствуют, территория скотомогильника не ограждена, въездные ворота и дезбарьер отсутствуют. Скотомогильник представляет собой яму, стены которой выложены кирпичной кладкой с нарушенной целостностью, верхнее перекрытие железобетонное, с люками (имеется 3 люка, крышки у которых отсутствуют). При обследовании установлено, что со стороны рекультивированной свалки на ул. Немчиновская г. Тары имеется угроза подтопления скотомогильника грунтовыми и паводковыми водами, что создает угрозу для жителей г. Тара, поскольку в непосредственной близости от скотомогильника расположены индивидуальные жилые дома. Просит суд признать право собственности Омской области на скотомогильник, расположенный на территории Атирского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области, в 1700 метрах в восточном направлении от с. Имшегал, 2000 метров от реки Шиш, и скотомогильник, расположенный на территории Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области в северо-западном направлении, в 650 метрах от личных подсобных хозяйств граждан г. Тары, в 1500 метрах от р. Аркарка по асфальтированной дороге г. Тара. Обязать Главное управление ветеринарии Омской области принять меры по обустройству и содержанию указанных скотомогильников в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 № 13-7-2/469, не позднее шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Определением от 13.01.2021 года судом приняты измененные исковые требования Тарского межрайонного прокурора Омской области, согласно которым просит обязать Правительство Омской области и Главное управление ветеринарии Омской области до 31.12.2021 ликвидировать скотомогильник, расположенный на территории Атирского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области, в 1700 метрах в восточном направлении от с. Имшегал, 2000 метров от реки Шиш, и скотомогильник, расположенный на территории Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области в северо-западном направлении, в 650 метрах от личных подсобных хозяйств граждан г. Тары, в 1500 метрах от р. Аркарка по асфальтированной дороге г. Тара, в соответствии с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 № 13-7-2/469. В качестве соответчика по делу привлечено Правительство Омской области.
В судебном заседании помощник прокурора Киница Л.И. поддержал исковые требования с учетом их изменения по основаниям, изложенным в исковом заявлении. На удовлетворении заявленных требований настаивал.
Представитель ответчика - Правительства Омской области по доверенности Вульф Н.Ю участвующая в судебном заседании посредством видео-конференц-связи уточненные исковые требования не признала по обстоятельствам, изложенным в возражениях (л.д.83-87), суду пояснила, что постановлением от 22.07.2020 № 288-п Правительством Омской утвержден порядок ликвидации скотомогильников (биометрических ям), расположенных на территории Омской области, определен орган исполнительной власти Омской области, уполномоченный на организацию проведения на территории Омской области мероприятий по ликвидации скотомогильников – Главное управление ветеринарии Омской области. Просила в удовлетворении заявленных требований Тарскому межрайонному прокурору отказать.
Представитель ответчика – Главного управления ветеринарии Омской области по доверенности Савилов Д.А. участвовавший в судебном заседании посредством видео-конференц-связи, уточненные исковые требования не признал по обстоятельствам, изложенным в возражениях (л.д.74-75), суду пояснил, что прокурор ссылается на положения нормативных правовых актов, которые в настоящее время отменены либо признаны утратившими силу. С 01.01.2021 вступили в силу Ветеринарные правила перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26.10.2020 № 626, требования к скотомогильникам не установлены, в связи с чем, доводы несоответствия скотомогильников требованиям не могут быть использованы в качестве оснований для их ликвидации, в связи с чем заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Представитель третьего лица Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области по доверенности и Фертюк Н.Ю. участвовавший в судебном заседании посредством видео-конференц-связи, в судебном заседании уточненные исковые требования прокурора не признал по основаниям, изложенным в отзыве на иск, просил в иске отказать
Представитель третьего лица Управления Россельхознадзора по Омской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного разбирательства, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, заслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «з» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).
На основании абз. 2 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Для осуществления данных полномочий согласно подп. «ц» п. 2 ст. 26.11 Федерального закона № 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы).
Пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» определено, что объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
В перечень объектов, указанных в Приложениях 1-3 к данному Постановлению, скотомогильники не включены. Как следует из материалов дела, на территории Атирского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области, в 1700 метрах в восточном направлении от с. Имшегал, 2000 метров от реки Шиш, и на территории Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области в северо-западном направлении, в 650 метрах от личных подсобных хозяйств граждан г. Тары, в 1500 метрах от р. Аркарка по асфальтированной дороге г. Тара расположены скотомогильники.
Согласно сведениям ЕГРН (л.д. 49-50), сведения об объектах недвижимости расположенных по адресу: Омская область, Тарский район, в 1700 метрах в восточном направлении от с. Имшегал, 2000 метров от реки Шиш и по адресу: Омская область, Тарский район, в северо-западном направлении, в 650 метрах от личных подсобных хозяйств граждан г. Тары, в 1500 метрах от р. Аркарка по асфальтированной дороге г. Тара; дополнительная информация: скотомогильник, в ЕГРН отсутствует.
Поскольку право собственности на вышеуказанные объекты недвижимости не зарегистрировано, введение органов местного самоуправления данные объекты не передавались, то скотомогильники в силу вышеуказанных норм права, относятся к собственности Омской области, что сторонами входе рассмотрения дела также не оспаривалось.
Из акта обследования скотомогильника составленного 23.09.2020 БУ «Тарская ОМСББЖ» расположенного в северо-западном направлении, 650 метров от ЛПХ граждан г. Тары, 1500 метров от реки Аркарка по асфальтированной дороге г. Тара установлено, что подъездные пути к скотомогильнику отсутствуют (заросшие старой травой), указатели «скотомогильник» на автомобильной трасе «объездная дорога» и перед въездом на скотомогильник отсутствуют; территория скотомогильника не ограждена, въездные ворота и дезборьер отсутствуют, периметр скотомогильника оканавлен, обволован, территория скотомогильника расположена на возвышенном месте, оканавлена в радиусе 50 метров, территория заросшая травой; скотомогильник представляет яму, стены выложены кирпичной кладкой верхнее перекрытие железобетонное (одна плита перекрытия имеет наклон в сторону люка) имеются три люка, крышки люков отсутствуют; со стороны законсервированного полигона ТБО г. Тара имеется угроза подтопления грунтовыми и паводковыми водами (л.д. 10).
Согласно справке составленной 25.09.2020 БУ «Тарская ОМСББЖ» о состоянии скотомогильника, расположенного на территории Имшегальского сельского поселения, Тарского района, Омской области в восточном направлении, 1700 метров от с. Имшегал, по грунтовой дороге Тара-Имшегал-Васисс, 2000 метров от реки Шиш установлено, что землеотводные документы на действующий скотомогильник отсутствуют, кадастровый номер отсутствует, подъездные пути к скотомогильнику, доступны для подъезда, указатели отсутствуют; территория скотомогильника не ограждена, въездные ворота отсутствуют, периметр скотомогильника не оканавлен; территория скотомогильника устелена травой; скотомогильник представляет яму, стены и верхнее перекрытие из древесины, верхнее перекрытие и боковые стены обвалились, указатель «Скотомогильник» при въезде на территорию скотомогильника отсутствует, состояние неудовлетворительное (л.д. 11).
Таким образом, спорные скотомогильники не соответствуют действовавшим до 31.12.2020 Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденным Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года № 13-7-2/469.
Кроме того, согласно пункту 3 Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 февраля 2018 года № 27, скотомогильник - определенный в соответствии с природоохранными, санитарными и ветеринарными требованиями законодательства земельный участок, имеющий ограждение, специально оборудованный земляными ямами (траншеями) и (или) биотермическими ямами (ямами Беккари) для захоронения биологических отходов.
Имеющееся обустройство указанных скотомогильников не соответствует Единым ветеринарным (ветеринарно-санитарным) требованиям, предъявляемым к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), не исключает угрозы заражения территории инфекциями, влекущими болезни животных, отравление населения и возникновение чрезвычайной ситуации. Скотомогильники используются бесконтрольно, их содержимое не исследовано.
В рамках реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, постановлением Правительства Омской области от 22.07.2020 № 288-п, утвержден Порядок ликвидации скотомогильников (биометрических ям), расположенных на территории Омской области и не соответствующих вышеуказанным Ветеринарно-санитарным правилам.
Согласно п.п. 1, 3 настоящего Порядка организация проведения на территории Омской области мероприятий по ликвидации таких скотомогильников (биотермических ям), осуществляется Главным управлением ветеринарии Омской области и учреждениями, подведомственными уполномоченному органу. Финансирование мероприятий осуществляется в соответствии с бюджетной росписью уполномоченного органа в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных уполномоченному органу на эти мероприятия в соответствии с законодательством.
Целью данных мероприятий является недопущение несанкционированного захоронения в них биологических отходов, предотвращение распространения возбудителей заразных болезней животных, предупреждение заболевания людей зооантропонозными болезнями, охраны окружающей среды от загрязнения и обеспечения благополучной эпизоотической ситуации на территории Омской области.
С 01.01.2021 действуют новые Ветеринарные правила перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденные приказом Минсельхоза России от 26.10.2020 № 626. Настоящие Правила не содержат в себе требования, которые предъявлялись к скотомогильникам в предыдущих Правилах 1995 года.
Вместе с тем, из положений п.п. 24, 29 Правил следует, что утилизация умеренно опасных биологических отходов путем захоронения в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах, возможна только в таких объектах, строительство и ввод в эксплуатацию которых осуществлены до 31 декабря 2020 г. включительно.
Утилизация умеренно опасных биологических отходов путем захоронения в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах должна осуществляться под наблюдением государственного специалиста в области ветеринарии в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах, соответствующих требованиям, указанным в пункте 24 Правил, при соблюдении условий, обеспечивающих изоляцию захораниваемых умеренно опасных биологических отходов от объектов внешней среды (почвы, воды) и недопущение к ним посторонних физических лиц и животных.
В судебном заседании установлено, что скотомогильники, расположенные на территории Атирского сельского поселения и Тарского городского поселения Тарского района имеют допуск к ним посторонних физических лиц и животных, что в силу п. 29 вышеуказанных Правил исключает возможность дальнейшего использования данных объектов. При этом, использование скотомогильников в рамках новых Ветеринарных правил невозможно, поскольку скотомогильники в эксплуатацию не вводились.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что Правительством Омской области, являющимся действующим высшим исполнительным органом государственной власти Омской области, принято решение о ликвидации расположенных на территории Омской области скотомогильников, использование которых в рамках новых Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, также невозможно, при этом не принятие мер по их ликвидации может создать опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде в будущем, надлежащим ответчиком по делу является Главное управлении ветеринарии Омской области, на которого и следует возложить обязанность по ликвидации скотомогильников.
В удовлетворении заявленных требований к Правительству Омской области надлежит отказать.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. С учетом необходимости проведения ряда организационных вопросов и значительных финансовых вложений, необходимых для выполнения мероприятий по ликвидации скотомогильников, суд полагает что разумным и достаточным будет срок – в течение десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
уточненные исковые требования Тарского межрайонного прокурора к Главному управлению ветеринарии Омской области удовлетворить.
Обязать Главное управление ветеринарии Омской области в срок не позднее десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать скотомогильник, расположенный на территории Атирского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области, в 1700 метрах в восточном направлении от с. Имшегал, 2000 метров от реки Шиш, а так же скотомогильник, расположенный на территории Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области в северо-западном направлении, в 650 метрах от личных подсобных хозяйств граждан г. Тары, в 1500 метрах от р. Аркарка по асфальтированной дороге г. Тара.
В удовлетворении уточненных исковых требований Тарского межрайонного прокурора к Правительству Омской области отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Тарский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда в окончательной форме подписано 20.02.2021 года.
Судья подпись
Копия верна
Решение не вступило в законную силу
Судья Н.Н. Казакова
Согласовано