Решение по делу № 2а-3702/2018 от 08.08.2018

Дело № 2 а -3702/2018 копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«07» сентября 2018 года г.Пермь

Ленинский районный суд г.Перми,

в составе председательствующего судьи Плешивцева С.И.,

при секретаре Апкиной А.А.,

с участием представителя административного истца Зуева С.Ю.,

представителей административных ответчиков Тимшиной С.А., Башкирцевой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Призняков Ш.Д. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <Адрес>, Департаменту земельных отношений администрации <Адрес>, о признании незаконными действий по регистрации перехода права собственности на земельный участок, и возложении обязанности,

установил:

Призняков Ш.Д. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <Адрес> (далее по тексту Управление Росреестра по <Адрес>), Департаменту земельных отношений администрации <Адрес>, в котором просит признать незаконными действий незаконными действий по регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером , адрес: <Адрес> и возложении обязанности отменить регистрацию права собственности на земельный участок с кадастровым номером за муниципальным образованием <Адрес>.

В обоснование требований, административный истец указал, что решением Свердловского районного суда <Адрес> от 16.05.2017 г. удовлетворен иск Департамента земельных отношений администрации <Адрес> о признании отсутствующим право собственности Призняков Ш.Д. на земельный участок с кадастровым номером , адрес: <Адрес> Управление Росреестра по <Адрес> произвело государственную регистрацию права собственности на данный земельный участок за муниципальным образованием <Адрес>, в лице Департамента земельных отношений администрации <Адрес>. Считает, что государственная регистрация произведена незаконно, поскольку изъятие земельного участка в соответствии со ст.49 Земельного участка Российской Федерации не производилось. Решение суда о конфискации земельного участка отсутствует. Земельный участок не мог передаваться в муниципальную собственность, поскольку находился в государственной собственности.

Представитель административного истца З, просил административный иск удовлетворить.

Представители административных ответчиков Т и Б, просили в удовлетворении административного иска отказать.

Суд, выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, пришёл к следующему выводу.

В силу ч.2 ст.46 Конституции Российской Федерации, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

На основании положений ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом (ч. 1).

В силу ч.2 вышеназванной нормы, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

По таким административным делам административный истец обязан:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч.2 ст.227 КАС РФ).

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

Согласно п.1 ст.131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация прав осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

Вступившие в законную силу судебные акты согласно пункту 5 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» являются основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно ч.6 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст.ст.130, 131, 132, 133.1 и 164 п.1 ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

В соответствии с п.1,3 ч.1 ст.29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав включают в себя приём заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В статье 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав. К таким основаниям законом отнесены противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; не представление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

Согласно ст.13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Согласно статье 56 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом.(ч.1). При отсутствии причин, препятствующих государственной регистрации перехода права и (или) сделки с объектом недвижимости, наличие судебного спора о зарегистрированном праве не является основанием для отказа в государственной регистрации перехода такого права и (или) сделки с объектом недвижимости.(ч.2). В случае, если решением суда предусмотрено прекращение права на недвижимое имущество у одного лица или установлено отсутствие права на недвижимое имущество у такого лица и при этом предусмотрено возникновение этого права у другого лица или установлено наличие права у такого другого лица, государственная регистрация прав на основании этого решения суда может осуществляться по заявлению лица, у которого право возникает на основании решения суда либо право которого подтверждено решением суда. При этом не требуется заявление лица, чье право прекращается или признано отсутствующим по этому решению суда, в случае, если такое лицо являлось ответчиком по соответствующему делу, в результате рассмотрения которого признано аналогичное право на данное имущество за другим лицом.(ч.3).

Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 52 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

Решением Свердловского районного суда <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу , удовлетворен иск Департамента земельных отношений администрации <Адрес> к Призняквоу Ш.Д. Данным решением признано отсутствующим право собственности Призняков Ш.Д. на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <Адрес> площадью 2 260 кв.м. также суд решил истребовать земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <Адрес> площадью 2 260 кв.м. в муниципальную собственность.

ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о государственной регистрации права собственности на данный земельный участок обратился <данные изъяты> М государственная регистрация была приостановлена ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ представитель муниципального образования <Адрес> предоставил заявление о государственной регистрации.

ДД.ММ.ГГГГ прекращена запись о праве собственности на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <Адрес> площадью 2 260 кв.м. за Призняков Ш.Д. На основании вышеуказанного судебного решения внесена запись о регистрации права собственности муниципального образования <Адрес>.

Судом оснований для приостановления государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок, не установлено, в силу чего суд считает, что основания для удовлетворения данного административного иска отсутствуют.

Ссылки административного истца на то, что регистрация права на земельный участок не соответствует требованиям ст.ст.49, 50 Земельного участка Российской Федерации, а также на то, что земельный участок не мог передаваться в муниципальную собственность, поскольку находился в государственной собственности, суд считает несостоятельными и не имеющими правового значения для рассматриваемого дела, поскольку в рассматриваемом случае государственная регистрация производилась на основании вступившего в законную силу решения суда.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признякову Ш.Д., в удовлетворении административного иска к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <Адрес>, Департаменту земельных отношений администрации <Адрес>, о признании незаконными действий по регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером , и возложении обязанности отменить регистрацию права собственности на земельный участок с кадастровым номером за муниципальным образованием <Адрес>, отказать.

Решение может быть обжаловано в <Адрес>вой суд через Ленинский районный суд <Адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий подпись     С.И. Плешивцев

Копия верна:

Судья

2а-3702/2018

Категория:
Гражданские
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
lenin.perm.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее