№а-818/2020
62RS0№-50
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>
Скопинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи - ФИО5.,
при секретаре – ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в <адрес> административное дело по административному иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> к ФИО1 о взыскании недоимки по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год и пени, недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № по <адрес> (далее Межрайонная ИФНС России № по <адрес>) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2017 г. в размере 3 300 рублей по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ. и пени в размере 16 руб. 69 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ.; по земельному налогу за 2017 г. в размере 207 рублей по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ. и пени в размере 1 руб. 04 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ.; просила восстановить пропущенный срок для обращения в суд с иском.
В обоснование иска административный истец указал, что за налогоплательщиком ФИО1 по состоянию на 2017 год зарегистрирован земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>; по состоянию на 2017 г. зарегистрированы транспортные средства - автомобиль марки ФОЛЬКСВАГЕН ФИО2 государственный регистрационный знак: №; автомобиль марки ФОРД ФОКУС, государственный регистрационный знак: №.
В связи с чем, ФИО1 был исчислен земельный налог за 2017 г. в размере 207 рублей по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ.; транспортный налог за 2017 г. в размере 3 300 рублей по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку административным ответчиком своевременно не были уплачены истребуемые налоги, то за ним образовалась указанная задолженность, в связи с чем налоговой инспекцией были начислены пени. В адрес административного ответчика были направлены требования об уплате налога и пени, срок исполнения требований истек, в связи с чем административным истцом было принято решение о взыскании недоимки.
Инспекция обратилась в адрес мирового судьи судебного участка № судебного района Скопинского районного суда <адрес> с заявлением о вынесении судебного приказа. Определением мирового судьи судебного участка № судебного района Скопинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в принятии заявления отказано в связи с тем, что налоговым органом пропущен срок обращения в суд.
До настоящего времени должник не исполнил в добровольном порядке требования об уплате налога и пени за спорный период тем самым, не выполнил в установленный срок указанные обязанности, возложенные на него действующим законодательством.
Административный истец, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд не явился. Дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца в соответствии с ч.2 ст. 289 КАС РФ.
Административный ответчик ФИО1, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился. При изложенных обстоятельствах настоящее дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика ФИО1 в соответствии с частью 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данному требованию корреспондирует содержание п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора установлены статьей 44 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 1 которой закрепляет, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным законодательным актом о налогах и сборах.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Земельный налог относится к местным налогам и сборам и регламентирован главой 31 НК РФ.
В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
На основании п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством.
Земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ).
Согласно статье 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Исходя из ч. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма транспортного налога, подлежащего уплате налогоплательщиком - физическим лицом, исчисляется налоговым органом.
Статьей 14 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что транспортный налог относится к региональным налогам и сборам.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N № "О транспортном налоге" определены ставки, порядок и сроки уплаты транспортного налога.
Статья 45 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ч. 1 ст. 69 НК РФ).
На основании пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Согласно пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
При этом налоговое законодательство устанавливает возможность начисления пени исключительно из того обстоятельства, что не утрачена возможность взыскания самой суммы налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать неразрывно от главного.
Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. При этом в силу положений п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть направлено через личный кабинет налогоплательщика. Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Подпункт 2 пункта 1 статьи 32 НК РФ обязывает налоговые органы осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45 НК РФ) является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. В соответствии с пунктом 2 той же статьи, исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых, налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (п.1 ст.57 НК РФ).
Статьями 52, 69-70, 48, 101 НК РФ предусмотрены правила о направлении налогоплательщику налогового уведомления, требования об уплате налога, принятия налоговым органом решения о взыскании налога и решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Исходя из системного анализа указанных норм процедура принудительного взыскания недоимки и задолженности по налогам и пени проходит несколько взаимосвязанных этапов, начиная с направления налогоплательщику налогового уведомления, а затем (в связи с неуплатой налога в установленный срок) выставления требования, вынесения решения о взыскании налога, пени и штрафов за счет имущества налогоплательщика.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 являлся собственником:
- земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>: в 2017 году количество месяцев владения в году- 12; доля в праве ?.
- транспортных средств - автомобиля марки ФОЛЬКСВАГЕН ФИО2, 100 лошадиных сил, 1992 г.выпуска, государственный регистрационный знак: №: в 2017 году количество месяцев владения в году- 12; автомобиля марки ФОРД ФОКУС, 115 лошадиных сил, 2004 г.выпуска, государственный регистрационный знак: №. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из базы данных МИ ФНС № по <адрес> о владении налогоплательщиком объектами собственности (л.д.23), выписками из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. №№ (л.д.37-38), от ДД.ММ.ГГГГ. №№ (л.д.39) сообщением начальника РЭО ГИБДД МО МВД России «Скопинский» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.48), распечатками параметров поиска транспортного средства (л.д.49,50).
Являясь в спорный период собственником вышеуказанных земельного участка и автомобиля, административный ответчик является соответственно налогоплательщиком земельного и транспортного налогов.
В судебном заседании также установлено, что ФИО1 имеет личный кабинет налогоплательщика, который был открыт ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.47).
В судебном заседании также установлено, что налоговый орган исчислил ФИО1 в 2018 году: земельный налог на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, за 2017 г. в размере 207 рублей по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ.; транспортный налог на транспортные средства – автомобили ФОЛЬКСВАГЕН ФИО2 государственный регистрационный знак: №; ФОРД ФОКУС, государственный регистрационный знак: № за 2017 г. в размере 3 300 рублей по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ
В силу п. 2 ст. 11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
В соответствии со ст. 52 НК РФ ДД.ММ.ГГГГ. в адрес налогоплательщика ФИО1 через личный кабинет было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № о взыскании транспортного налога за 2017 год: в сумме 3 300 рублей и земельного налога за 2017 год в размере 207 рублей (л.д.10,18-19), срок исполнения по которому определен не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неуплатой налогов по указанному уведомлению ДД.ММ.ГГГГ в адрес налогоплательщика ФИО1 через личный кабинет направлено требование, в котором были указаны как суммы налога, подлежащие уплате, так и сумма пени:
- требование N № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ о взыскании транспортного налога за 2017 год в размере 3 300 рублей и пени по транспортному налогу в сумме 16 рублей 69 коп., земельного налога за 2017 год в размере 207 рублей и пени по земельному налогу в размере 1 руб. 04 коп, сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10, 13-14).
Обязанность со стороны ФИО1 по уплате транспортного и земельного налога в срок, установленный в требование об уплате налога № не была выполнена.
Факт направления налогоплательщику налогового уведомления и требования об уплате налогов в электронной форме, подтверждается сведениями из электронного документооборота базы Федеральной Налоговой службы (л.д.10).
В пункте 2 статьи 48 НК РФ определено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, срок, предусмотренный ст. 48 НК РФ для обращения налогового органа в данной правовой ситуации в суд истекал ДД.ММ.ГГГГ
Налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании спорной недоимки к мировому судье судебного участка № судебного района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д.40, 41).
Определением мирового судьи судебного участка № судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России № по <адрес> было отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки по земельному налогу и пени, транспортному налогу и пени, в связи с пропуском срока на обращение в суд. (л.д. 8,44).
Сведения об обжаловании определения от ДД.ММ.ГГГГ в материалах дела отсутствуют. Данное определение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.44)
С настоящим административным иском налоговая инспекция обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ.
В силу части 2 статьи 286 КАС Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ N №, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка взыскания налога.
В абзаце втором пункта 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N № "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", разъяснено, что в случае отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. В данном случае в административном исковом заявлении указываются сведения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа; к административному исковому заявлению прилагается соответствующее определение мирового судьи.
Поскольку административным истцом не был соблюден установленный ст. 48 КАС РФ шестимесячный срок, межрайонная ИФНС России № по <адрес> заявила ходатайство о восстановлении срока на подачу административного иска в суд, без указания причин пропуска.
Согласно ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Согласно ч. 2 ст. 95 КАС РФ заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Рассмотрев заявленное ходатайство о восстановлении пропущенного срока, суд считает, что данное ходатайство инспекции не подлежит удовлетворению, поскольку, налоговым органом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд налогового органа за защитой нарушенного права.
В соответствии с ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска о взыскании спорных сумм налога и производных от основного налогового обязательства сумм пени.
При таких обстоятельствах исковые требования межрайонной ИНФС России № по <адрес> к ФИО1 о взыскании недоимки по земельному налогу за 2017 год и пени, недоимки по транспортному налогу за 2017 год и пени - не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> в удовлетворении административного иска к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2017 г. в размере 3 300 рублей по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ. и пени в размере 16 руб. 69 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.; по земельному налогу за 2017 г. в размере 207 рублей по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ. и пени в размере 1 руб. 04 коп. за период с 04ДД.ММ.ГГГГ. – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Скопинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья –