Решение по делу № 33-3390/2018 от 07.08.2018

Судья Ващенко Е.Н.

№ 33–3390/2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 августа 2018 г. г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Королевой С.В.,

судей Душнюк Н.В., Савина А.И.

при секретаре Королевой Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 29 июня 2018 г. по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия к обществу с ограниченной ответственностью «Ладога-Лес» о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки.

Заслушав доклад судьи Душнюк Н.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Иск заявлен по тем основаниям, что в ходе проведения проверок соблюдения природоохранного законодательства должностными лицами ГКУ РК «Олонецкое центральное лесничество» (...) и (...) установлены несанкционированные свалки мусора на землях лесного фонда в квартале 44 выделе 16 Олонецкого участкового лесничества ГКУ РК «Олонецкое центральное лесничество» и в квартале 44 выделе 15, 16, 17.1 Олонецкого участкового лесничества ГКУ РК «Олонецкое центральное лесничество». Земельный участок, на котором расположены несанкционированные свалки, находится в аренде у ответчика. Ссылаясь на положения Лесного кодекса РФ, Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», уточнив исковые требования, истец просил обязать ответчика ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов и мусора, расположенные на землях лесного фонда в квартале 44 выделе 16 Олонецкого участкового лесничества ГКУ РК «Олонецкое центральное лесничество» на площади 0,19 га объемом 2850 куб.м, в квартале 44 выделе 15, 16, 17.1 Олонецкого участкового лесничества ГКУ РК «Олонецкое центральное лесничество» на площади 0,6 га объемом 1120 куб.м; установить срок для ликвидации свалок в один месяц с момента вступления решения суда в законную силу.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГКУ РК «Олонецкое центральное лесничество», администрация Олонецкого национального муниципального района.

Решением суда исковые требования удовлетворены, суд обязал ООО «Ладога-Лес» ликвидировать несанкционированные свалки отходов в квартале 44 выделе 16 Олонецкого участкового лесничества ГКУ РК «Олонецкое центральное лесничество» на площади 0,19 га объемом 2850 куб.м, в квартале 44 выделе 15, 16, 17.1 Олонецкого участкового лесничества ГКУ РК «Олонецкое центральное лесничество» на площади 0,6 га объемом 1120 куб.м в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Решением суда с ответчика ООО «Ладога-Лес» взыскана государственная пошлина в доход бюджета Петрозаводского городского округа в сумме 6000 руб.

С таким решением суда не согласен ответчик, в апелляционной жалобе генеральный директор ООО «Ладога-Лес» Алещенко А.В. просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы указывает, что суд неправильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, неверно установил обстоятельства, имеющие правовое значение для дела, представленным в материалы дела доказательствам дана ненадлежащая оценка, решение суда принято с нарушением норм процессуального законодательства. О рассмотрении гражданского дела общество не было заблаговременно извещено, судебная повестка и документы поступили в адрес ООО «Ладога-Лес» только 27.06.2018. Суд безосновательно отказал представителю общества в удовлетворении ходатайства об истребовании доказательств и отложении судебного разбирательства, не предоставив ответчику возможности реализовать свои процессуальные права (ознакомиться с измененным предметом и основанием иска, предоставить возражения, решить вопрос о заключении мирового соглашения). Суд в качестве третьего лица к участию в деле привлек администрацию Олонецкого национального муниципального района, ответчик заявлял ходатайство о привлечении к участию в деле администрации Олонецкого городского поселения. Полагает, что в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию арендатором загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства природных ресурсов и экологии РК в лице ГКУ РК «Олонецкое центральное лесничество» Кабанова М.Н. просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель ООО «Ладога-Лес» Ощепкова Э.Е. доводы жалобы поддержала по указанным в ней основаниям.

Представители истца Устинова А.В., Иванов О.Г. с доводами жалобы в суде апелляционной инстанции не согласились, просили решение суда оставить без изменения.

Представители третьих лиц в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены.

Заслушав представителей истца и ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, закреплено в ст.ст. 41, 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от (...) № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

В силу ст. 60.2 Лесного кодекса РФ защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов.

Согласно ч. ч. 2, 3 ст. 60.3 Лесного кодекса РФ меры санитарной безопасности в лесах по проведению лесопатологических обследований, предупреждению распространения вредных организмов, иные меры санитарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов. Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах. В соответствии с п. 14 указанных Правил при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.

Из материалов дела следует, что (...) и (...) должностными лицами ГКУ РК «Олонецкое центральное лесничество» Олонецкого участкового лесничества установлены несанкционированные свалки бытовых отходов в квартале 44 выдел 16 на площади 0,19 га объемом 2850 куб.м, в квартале 44 выделе 15, 16, 17.1 на площади 0,6 га объемом 1120 куб.м. Арендатором указанного лесного участка на основании договора аренды от (...), дополнительных соглашений от (...), (...), (...) и (...), соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды от (...) является ООО «Ладога-Лес».

В силу ст. 616 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

Согласно п.п. 3.4.4, 3.4.5 указанного договора на арендатора возложена обязанность обеспечить пожарную безопасность в лесах, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов.

Дополнительным соглашением от (...) внесены изменения в договор аренды лесного участка от (...) (раздел 3.4 договора изложен в другой редакции), в соответствии с п. (...) договора на арендатора возложена обязанность соблюдать требования Правил санитарной безопасности в лесах, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнения и негативного воздействия) на лесном участке, переданном в аренду. Принимать меры рекультивации и ликвидации своими силами и за свой счет свалок производственных отходов своей деятельности в пределах арендуемой территории и свалок бытовых отходов возникших по вине арендатора.

Положения раздела 4.5 Проекта освоения лесов для заготовки древесины на лесном участке, переданном в аренду, на 2013-2021 г.г. к санитарно-оздоровительным мероприятиям относят очистку лесов от захламления, загрязнения. Основанием для планирования санитарно-оздоровительных мероприятий является загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.

Оценив представленные доказательства, проанализировав указанные нормы права, принимая во внимание положения ст.ст. 60.12, 83 Лесного кодекса РФ, ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ, требования п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении иска, поскольку при заключении договора аренды лесного участка мероприятия по защите лесов, в том числе по очистке лесов от загрязнения и захламления возложены на арендатора лесного участка, который несет ответственность за состояние арендуемой территории.

Судебная коллегия с выводами суда соглашается. Судом были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы права, регулирующие спорные правоотношения, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.

Доводы жалобы ответчика о допущенных судом процессуальных нарушениях судебной коллегией отклоняются. О судебном заседании, назначенном на 29.06.2018, ответчик был уведомлен в порядке ст. 113 ГПК РФ. По ходатайству ответчика к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек администрацию Олонецкого национального муниципального района (л.д. 137). Ходатайство ответчика о привлечении к участию в деле администрации Олонецкого городского поселения в протоколе судебного заседания от 29.06.2018 отсутствует, с протоколом судебного заседания представитель ответчика знакомился, замечаний на протокол не принесено. Процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены решения согласно ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.

Иные доводы жалобы ответчика не опровергают выводы суда, основаны на неверном толковании норм права, иной оценке представленных суду доказательств, основанием для отмены решения суда не являются.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 29 июня 2018 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-3390/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство природных ресурсов и экологии РК
Ответчики
ООО "Ладога-лес"
Другие
Администрация Олонецкого национального муниципального района
ГКУ РК "Олонецкое центральное лесничество"
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Душнюк Наталья Викторовна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
08.08.2018Передача дела судье
31.08.2018Судебное заседание
19.09.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.09.2018Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее