Дело № 2-2936/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Лопаткина В.А.
при секретаре судебного заседания Спириной С.Н.,
рассмотрев «01» июля 2019 года в открытом судебном заседании в г. Омске
гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кировского административного округа <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних воспитанников БДОУ <адрес> «Детский сад компенсирующего вида №» к БДОУ <адрес> «Детский сад комбинированного вида №» об обязании устранить нарушения пожарной безопасности,
установил:
Прокурор Кировского АО <адрес> обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних воспитанников БДОУ <адрес> «Детский сад компенсирующего вида №»с исковым заявлением к БДОУ <адрес> «Детский сад комбинированного вида №» об обязании устранить нарушения пожарной безопасности, указав в обоснование, что прокуратурой Кировского административного округа <адрес> в ходе проверки выявлены существенные нарушения законодательства о пожарной безопасности, об образовании, об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в части обеспечения безопасных условий обучения и пребывания в здании БДОУ <адрес> «Детский сад компенсирующего вида №», расположенном по адресу: <адрес> «Б».
В ходе проверки установлено, что деятельность образовательного учреждения не отвечает требованиям законодательства о пожарной безопасности в связи с имеющимися длительное время нарушениями: не обеспечен минимальный расход воды внутреннего противопожарного водопровода на пожаротушение не ниже требуемого 2,5 л/с; формирование сигналов на управление в автоматическом режиме установками оповещения и инженерным оборудованием осуществляется при срабатывании менее двух пожарных извещателей (фактически с одного пожарного извещателя); в коридоре первого этажа допускается параллельная прокладка проводов и кабелей систем пожарной автоматики с напряжением до 60 В. до силовых и осветительных кабелей на расстоянии менее 0,5 м. (фактически 0,35 м); в актовом зале допущена совместная прокладка шлейфов пожарной сигнализации и соединительных линий систем пожарной автоматики с напряжением до 60 В. с линиями напряжения 220 В. в одном коробе; соединительные линии системы оповещения и управления эвакуации людей далее (СОУЭ) не обеспечены системой автоматического контроля их работоспособности.
Согласно Уставу БДОУ <адрес> «Детский сад компенсирующего вида №» его учредителем является муниципальное образование городской округ <адрес>. Функции и полномочия учреждения осуществляет уполномоченный органом местного самоуправления департамент образования Администрации <адрес>
БДОУ <адрес> «Детский сад компенсирующего вида №» является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием городской округ <адрес> в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования
В соответствии с Уставом Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральным и региональным законодательством, актами органов местного самоуправления <адрес>, настоящим Уставом, договорами между Учреждением и родителями (законными представителями) воспитанников.
К основным видам деятельности образовательного учреждения относит, в том числе создание материально-технических условий, соответствующих действующим санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам и обеспечивающих удовлетворение основных физиологических потребностей воспитанников в соответствии с их возрастом и временем пребывания в детском саду.
В соответствии с Уставом детского сада Учредитель устанавливает муниципальное задание в соответствии с предусмотренными Уставом основными видами деятельности. Формирование и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется Учредителем с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления или приобретенного им за счет средств, выделенных ему на приобретение такого имущества
Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение муниципального задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении муниципального задания.
Из материалов проверки следует, что заведующим БДОУ <адрес> «Детский сад компенсирующего вида №» в связи с отсутствием собственных средств, направлялись служебные записки о выделении средств необходимых для устранения нарушений требований пожарной безопасности. Однако в настоящее время департаментом образования Администрации <адрес> вопрос возможности финансирования указанных работ не рассмотрен
Вместе с тем, осуществление образовательной деятельности в условиях, не отвечающих требованиям законодательства о пожарной безопасности, является нарушением федерального законодательства и влечет нарушение прав несовершеннолетних на обучение в условиях, обеспечивающих их безопасность, охрану и укрепление здоровья.
Поскольку воспитанники БДОУ <адрес> «Детский сад компенсирующего вида №» в силу несовершеннолетнего возраста не могут самостоятельно обратиться с заявлением в суд о защите своих прав и интересов, прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании изложенного, просил обязать БДОУ <адрес> «Детский сад компенсирующего вида №» устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании, расположенном по адресу: <адрес> «Б»: обеспечить минимальный расход воды внутреннего противопожарного водопровода на пожаротушение не ниже требуемого 2,5 л/с; обеспечить формирование сигналов на управление в автоматическом режиме установками оповещения и инженерным оборудованием при срабатывании не менее двух пожарных извещателей; с учетом наличия в коридоре первого этажа параллельной прокладки проводов и кабелей обеспечить расстояние от проводов и кабелей систем пожарной автоматики с напряжением до 60 В. до силовых и осветительных кабелей не менее 0,5 м; с учетом наличия в актовом зале совместной прокладки шлейфов пожарной сигнализации и соединительных линий систем пожарной автоматики с напряжением до 60 В. с линиями напряжения 220 В. обеспечить нахождение в разных коробах; соединительные линии системы оповещения и управления эвакуации людей далее (СОУЭ) не обеспечены системой автоматического контроля их работоспособности. Установить срок для устранения БДОУ <адрес> «Детский сад компенсирующего вида №» вышеуказанных нарушений норм пожарной безопасности до ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, взыскать с ответчиков государственную пошлину в местный бюджет (л.д. 3-7).
В судебном заседании помощник прокурора Кировского АО <адрес> ФИО2 поддержала исковые требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика БДОУ <адрес> «Детский сад компенсирующего вида №» по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме.
Представитель Департамента образования Администрации <адрес> в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив представленные доказательства в их совокупности, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Согласно части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации детство находится под защитой государства.
В силу статьи 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ, подписанной от имени СССР ДД.ММ.ГГГГ, ратифицированной Верховным Советом СССР ДД.ММ.ГГГГ, действующей на территории Российской Федерации (далее – Конвенция), во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства – участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.
В силу статьи 6 Конвенции государства – участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь; обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ №) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 статьи 28 ФЗ № установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Аналогичные требования создания безопасных условий обучения предусмотрены в постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О лицензировании образовательной деятельности».
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ) пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требованиями пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушением требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу статьи 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции.
Система обеспечения пожарной безопасности включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона № 123-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ) пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Федеральным законом № 123-ФЗ.
Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее – Правила), которые устанавливают правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территории, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что здание, расположенное по адресу: <адрес> «Б», находится на праве оперативного управления у БДОУ <адрес> «Детский сад компенсирующего вида №».
Согласно пункту 1.3 устава БДОУ <адрес> «Детский сад компенсирующего вида №» (далее – Устав) учреждение является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием городской округ <адрес> в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования.
В соответствии с пунктами 1.6 Устава учредителем учреждения является муниципальное образование городской округ <адрес>. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет департамент образования Администрации <адрес>.
Согласно п. 1.15 Устава учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральным и региональным законодательством, актами органов местного самоуправления <адрес>, настоящим Уставом, договорами между Учреждением и родителями (законными представителями) воспитанников.
Уставом также определено, что к основным видам деятельности образовательного учреждения относит, в том числе создание материально-технических условий, соответствующих действующим санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам и обеспечивающих удовлетворение основных физиологических потребностей воспитанников в соответствии с их возрастом и временем пребывания в детском саду.
Установлено, что прокуратурой Кировского административного округа <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства в деятельности БДОУ <адрес> «Детский сад компенсирующего вида №», в ходе которой установлено, что деятельность образовательного учреждения не отвечает требованиям законодательства о пожарной безопасности в связи с имеющимися многочисленными нарушениями: не обеспечен минимальный расход воды внутреннего противопожарного водопровода на пожаротушение не ниже требуемого 2,5 л/с; формирование сигналов на управление в автоматическом режиме установками оповещения и инженерным оборудованием осуществляется при срабатывании менее двух пожарных извещателей (фактически с одного пожарного извещателя); в коридоре первого этажа допускается параллельная прокладка проводов и кабелей систем пожарной автоматики с напряжением до 60 В. до силовых и осветительных кабелей на расстоянии менее 0,5 м. (фактически 0,35 м); в актовом зале допущена совместная прокладка шлейфов пожарной сигнализации и соединительных линий систем пожарной автоматики с напряжением до 60 В. с линиями напряжения 220 В. в одном коробе; соединительные линии системы оповещения и управления эвакуации людей далее (СОУЭ) не обеспечены системой автоматического контроля их работоспособности.
ДД.ММ.ГГГГ БДОУ <адрес> «Детский сад компенсирующего вида №» вынесено предписание № об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара (л.д. 33-35).
Кроме того, аналогичного содержания предписание вынесено в отношении ответчика ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38-39).
Доказательства устранения обозначенных нарушений требований пожарной безопасности до настоящего времени ответчиком не представлены.
В судебном заседании представитель ответчика подтвердила обстоятельство наличия перечисленных нарушений, исковые требования об обязании БДОУ <адрес> «Детский сад компенсирующего вида №» их устранить признала в полном объеме. Данное обстоятельство отражено в протоколе судебного заседания.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Суд принимает признание представителем ответчика иска, считая, что оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела нашли свое подтверждение факты, свидетельствующие о невыполнении администрацией учреждения функций, возложенных на образовательное учреждение законодательством об образовании, пожарной безопасности, по устранению указанных нарушений требований законодательства на объекте с массовым пребыванием людей, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью учащихся, сотрудникам образовательного учреждения, и лицам, посещающим учреждение, суд считает исковые требования прокурора КАО <адрес> подлежащими удовлетворению в полном объеме.
При установлении срока выполнения действий по устранению ответчиком нарушений требований пожарной безопасности в здании, расположенном по адресу: <адрес> «Б», суд полагает разумным установить указанный срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета <адрес> подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 103, 194-199 ГПК, суд
решил:
Исковые требования прокурора Кировского административного округа <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к БДОУ <адрес> «Детский сад компенсирующего вида №» удовлетворить.
Обязать БДОУ <адрес> «Детский сад компенсирующего вида №» устранить в срок до ДД.ММ.ГГГГ следующие нарушения требований пожарной безопасности:
обеспечить минимальный расход воды внутреннего противопожарного водопровода на пожаротушение не ниже требуемого 2,5 л/с;
обеспечить формирование сигналов на управление в автоматическом режиме установками оповещения и инженерным оборудованием при срабатывании не менее двух пожарных извещателей;
с учетом наличия в коридоре первого этажа параллельной прокладки проводов и кабелей обеспечить расстояние от проводов и кабелей систем пожарной автоматики с напряжением до 60 В. до силовых и осветительных кабелей не менее 0,5 м;
с учетом наличия в актовом зале совместной прокладки шлейфов пожарной сигнализации и соединительных линий систем пожарной автоматики с напряжением до 60 В. с линиями напряжения 220 В. обеспечить нахождение в разных коробах;
соединительные линии системы оповещения и управления эвакуации людей далее обеспечить системой автоматического контроля их работоспособности.
Взыскать с БДОУ <адрес> «Детский сад компенсирующего вида №» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: В.А. Лопаткин
Решение изготовлено в окончательной форме «08» июля 2019 года.