Судья Тарабрина Н.Н. |
№ 33а-1188/2021 10RS0011-01-2021-018528-22 2а-7504/2021-31 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 апреля 2022 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Данилова О.И.
судей Коваленко В.В., Соляникова Р.В.
при ведении протокола помощником судьи Макаршиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ФСИН России, Управления ФСИН России по Республике Карелия, ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 29.12.2021 по административному исковому заявлению Макарова А.Г. к Федеральной службе исполнения наказаний России, ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия об оспаривании условий содержания и присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительных учреждениях.
Заслушав доклад судьи Коваленко В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Макаров А.Г. обратился с административным иском по тем основаниям, что в период отбывания наказания в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия 06.09.2021 в период времени с 8:48 до 08:50, 15.09.2021, 19.09.2021 примерно в 10:58 направлялась корреспонденция в прокуратуру республику, суды и ФКУЗ МСЧ-10 УФСИН по РК, однако по истечении разумного срока администрация учреждения не представила административному истцу информацию о передаче почтовых отправлений оператору почтовой связи, не передала расписки в получении писем.
С учетом уточненных требований административный истец указал также на факты незаконного бездействия по отправлению заказанных писем 20.10.2021 в период времени с 7:20 до 07:30, 25.10.2021 в период времени с 7:10 до 07:17, 04.11.2021 в период времени с 10:40 до 10:50, 08.11.2021 в период времени с 11:20 до 11:25, просил суд признать указанные бездействия незаконными, нарушающими его права, возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения путем предоставления подтверждений отправки заказанных писем, обязать ответчика выдавать расписки, а также принимать закрытые отправления непосредственно от осужденного сотрудником отдела специального учета с выдачей расписки установленного образца в момент приема под роспись осужденного, осуществлять постоянный объективный контроль процедуры выемки корреспонденции в почтовых ящиках ФКУ ИК-9 УФСИН по Республике Карелия, взыскать с административного ответчика компенсацию за нарушение условий содержания в исправительных учреждениях в размере (...) руб.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 29.12.2021 требования Макарова А.Г. удовлетворены частично.
Суд признал незаконными действия должностных лиц ФКУ ИК-9 УФСИН по Республике Карелия по не передаче на отделение почтовой связи почтовых отправлений Макарова А.Г. от 20.10.2021, 25.10.2021, 04.11.2021, по не предоставлению административному истцу расписок, квитанций об отправке вышеуказанных писем и взыскал с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Макарова А.Г. компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере (...) руб.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
С принятым судебным постановлением не согласны ФСИН России, Управление ФСИН России по Республике Карелия, ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия, в апелляционных жалобах просят его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы ФСИН России, Управление ФСИН России по Республике Карелия указывают на то, что фактов нарушения административным ответчиком требований закона, а также прав и свобод осужденного Макарова А.Г., административным истцом суду предоставлено не было, обращения Макарова А.Г. от 20.10.2021, 25.10.2021, 04.11.2021 в отдел специального учета не поступали, суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание показания свидетелей (...)., (...). и (...).
В апелляционной жалобе ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия ссылается на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что представленная суду видеозапись не доказывает факт отправки Макаровым А.Г. писем в спорный период, поскольку факт опускания конвертов в почтовый ящик на видеозаписи отсутствует, лица осужденных на видеозаписи идентифицировать невозможно.
В возражениях на апелляционные жалобы административный истец выражает согласие с решением суда.
Представитель ФСИН России и УФСИН России по Республике Карелия Дагданова А.А., ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия (...). в судебном заседании поддержали доводы апелляционных жалоб.
Административный истец, участвовавший в судебном заседании посредством использования системы видеоконференц-связи, и его представитель (...) в судебном заседании возражали против доводов апелляционных жалоб.
Иные лица, участвующие в деле, в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав пояснения явившихся лиц, изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Макаров А.Г. отбывает наказание по приговору суда в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия.
06.09.2021 года в период времени с 8:48 до 08:50 Макаров А.Г. опустил в почтовый ящик, установленный в локальном участке отряда № 4 в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия, регистрируемые почтовые отправления с заявлениями в адрес Прокуратуры Республики Карелия, ФКУЗ МСЧ-10 УФСИН по РК, Петрозаводского городского суда.
15.09.2021 года примерно в 9:45 истцом направлены письма в Верховный суд РК, в Петрозаводский городской суд.
19.09.2021 год примерно в 10:58 направлено письмо в Петрозаводский городской суд.
Из материалов дела также усматривается, что 17.09.2021 представитель административного истца (...) обратилась в Прокуратуру г. Петрозаводска по факту неполучения квитанций об отправке осужденным Макаровым А.Г. почтовых отправлений от 06.09.2021, которая в порядке ч. 3 ст. 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ направила вышеуказанное обращение в Карельскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Карелия для рассмотрения по существу.
В ответ на запрос прокурора от 06.10.2021 ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия предоставило справку о направлении административным истцом почтовой корреспонденции в сентябре 2021 года, копии страниц журнала отдела специального учета за указанные даты, а также документацию и сведения о том, что 06.09.2021 года письма от Макарова А.Г. не поступали.
Письмом от 25.10.2021 №(...) прокурор проинформировал административного истца о результатах проведенной проверки по его жалобе, указав на то, что за период с 01.09.2021 по 30.09.2021 Макаровым А.Г. в адрес Петрозаводского городского суда Республики Карелия было отправлено 2 письма – 17.09.2021 и 27.09.2021, писем от 06.09.2021 в адрес прокуратуры Республики Карелия, Карельской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ, Петрозаводский городской суд РК и другие инстанции не поступало, в ходе просмотра видеоархива за обозначенные даты данных, подтверждающих отправление Макаровым А.Г. писем получено не было.
Полагая бездействие административного ответчика по не предоставлению административному истцу информации о передаче почтовых отправлений оператору почтовой связи не передаче расписок в получении писем незаконным, нарушающим права административного истца, 10.10.2021 Макаров А.Г. обратился в суд с настоящим административным иском.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что нарушение прав истца незаконными действия должностных лиц ФКУ ИК-9 УФСИН по Республике Карелия по не передаче на отделение почтовой связи почтовых отправлений Макарова А.Г., адресованных в органы государственной власти от 20.10.2021, 25.10.2021, 04.11.2021, по не предоставлению Макарову А.Г. расписок, квитанций об отправке вышеуказанных писем подтверждено видеозаписями за указанные дни, на которых видно, как истец демонстрирует на камеру почтовые конверты, следует в направлении почтового ящика.
Доказательства по событиям 06.09.2021, 15.09.2021, 19.09.2021 суду представлены не были, в связи с чем в этой части в удовлетворении иска отказано. Кроме того, требования по отправке корреспонденции от 08.11.2021 истцом и его представителем в судебном заседании не поддержаны, в связи с чем, суд оснований для удовлетворения иска в этой части не усмотрел.
Судебная коллегия по административным делам соглашается с выводом суда первой инстанции.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 3 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основываются на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации, в том числе на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными.
Правовое положение лиц, осужденных к лишению свободы, регламентировано Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, а также принятыми на основании и во исполнение его положений Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года № 295 (далее – Правила № 295).
Условия отбывания наказания осужденными к лишению свободы в исправительных учреждениях регламентируются главой 13 УИК РФ.
В соответствии со ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
Согласно ст. 91 УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. По просьбе осужденных администрация исправительного учреждения уведомляет их о передаче операторам связи писем, почтовых карточек и телеграмм для их доставки по принадлежности.
В соответствии с п. 54 Правил № 295 получение и отправление осужденными за счет собственных средств писем, почтовых карточек и телеграмм без их ограничения производятся только через администрацию ИУ. С этой целью в каждом изолированном участке ИУ вывешиваются почтовые ящики, из которых ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, уполномоченными на то работниками ИУ корреспонденция изымается для отправления. В тюрьмах, ШИЗО, ЕПКТ, ПКТ, ТПП, одиночных камерах, при нахождении на особом режиме и в безопасных местах корреспонденцию для отправления осужденные передают администрации ИУ. Осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Переписка между осужденными, содержащимися в разных ИУ, осуществляется с разрешения администрации в установленном порядке.
Письма опускаются в почтовые ящики или передаются администрации ИУ в незапечатанном виде, за исключением адресованных в организации и должностным лицам, переписка с которыми не подлежит цензуре (п. 55 Правил № 295).
В силу п. 58 Правил № 295 предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденного, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы УИС и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, Европейский Суд по правам человека, и ответы на них цензуре не подлежат.
При отсутствии на лицевом счете осужденного по независящим от него причинам денежных средств, указанные предложения, заявления, и жалобы отправляются за счет ИУ (за исключением направляемых в форме телеграмм). Указанные почтовые отправления не позднее одного рабочего дня (за исключением выходных и праздничных дней) передаются операторам связи для их доставки по принадлежности. О принятии предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденному выдается расписка от имени администрации ИУ с указанием даты передачи жалобы представителю ИУ.
В соответствии со статьей 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).
Согласно разъяснениям п.п. 2 и 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее – режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности осужденных.
Нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).
Учитывая изложенное, а также то, что по имеющимся в материалах дела видеозаписям, судом первой инстанции установлен факт незаконного бездействия административного ответчика по отправлению заказанных писем 20.10.2021, 25.10.2021, 04.11.2021, из которых усматривается, что Макаров А.Г. демонстрирует на камеру почтовые конверты, следует в направлении почтового ящика, при этом видеозапись участка, где расположен почтовый ящик, представлена суду в ненадлежащем качестве, суд обоснованно признал факты погружения отправляемых Макаровым А.Г. писем в почтовый ящик доказанными с учетом положений ч. 2 ст. 62 КАС РФ и правомерно удовлетворил административный иск в указанной части.
Суд правильно дал оценку показаниям свидетелей и иным имеющимся по делу доказательствам, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего административного дела судом первой инстанции был установлен факт нарушения административным ответчиком порядка учета, регистрации и передачи направляемой истцом 20.10.2021, 25.10.2021, 04.11.2021 года заказной корреспонденции, суд правомерно с учетом характера и продолжительности нарушения прав административного истца, обстоятельств, при которых допущено нарушение и его последствия, взыскал с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере (...) руб.
Судебная коллегия по административным делам полагает, что взысканная судом первой инстанции сумма соответствует принципам разумности и справедливости, способствует восстановлению баланса между нарушенными правами административного истца и мерой ответственности государства.
С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционных жалоб не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 29.12.2021 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи