№ №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 15 апреля 2021 года
Ессентукский городской суд в составе: председательствующего федерального судьи ФИО4,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием: представителя административного истца прокуратуры <адрес> ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к ФИО1 о прекращении действия права на управление транспортным средством, возложении обязанности сдать водительское удостоверение,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с административным иском к ФИО1 в защиту интересов неопределенного круга лиц, указав в обоснование требований, что в результате проведенной проверки требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет право управления транспортным средством на основании водительского удостоверения серия 9908 № выданного ДД.ММ.ГГГГ на право управления транспортными средствами категории «В, В1(AS)».
Между тем, согласно информации Ессентукского филиала ГБУЗ СК «Краевой клинический наркологический диспансер», ФИО1 состоит на диспансерном учете и у него имеются противопоказания к управлению транспортным средством. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством. Имеющееся у ФИО1 заболевание включено в вышеуказанный перечень медицинских и психиатрических противопоказаний для осуществления видов деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Управление транспортными средствами лицами, имеющими ограничения к водительской деятельности, страдающими психическими заболеваниями, вызванными употреблением психоактивных веществ, включенных в Перечень, создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, может привести к дорожно-транспортному происшествию, причинить вред жизни и здоровью граждан – участников дорожного движения (неопределенного круга лиц) и причинить имущественный ущерб иным участникам дорожного движения. Просит прекратить действие права на управление транспортным средством категории «В,B1(AS)» гражданина ФИО1 и обязать ответчика сдать водительское удостоверение серия № №, выданного ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель административного истца прокуратуры <адрес> ФИО3 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте заседания надлежащим образом, о рассмотрении дела в его отсутствие не заявлял. Представители заинтересованных лица РЭО ГИБДД ОМВД России по <адрес> и Ессентукского филиала ГБУЗ СК «КСПБ №» в судебное заседание не явились, направили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно положениям части 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 1 Закона N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что задачами настоящего Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В силу пунктов 1 и 4 статьи 23.1 Закона N 196-ФЗ медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статьей 24 Закона N 196-ФЗ установлено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
На основании части 1 статьи 28 указанного Федерального закона основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением.
Статья 6 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" вводит ограничения выполнения отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. В соответствии с данной нормой гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается врачебной комиссией, уполномоченной на то органом здравоохранения, на основании оценки состояния психического здоровья гражданина в соответствии с перечнем медицинских психиатрических противопоказаний и может быть обжаловано в суд. Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, в силу пункта 7 раздела II которого к числу таких противопоказаний относятся психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением), код заболевания по Международной статистической классификации болезней: F10 - F16, F18, F19.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.
Согласно указанного Перечня медицинским противопоказанием для осуществления деятельности, связанной с управлением транспортными средствами, допуск к управлению транспортными средствами допускается при стойкой ремиссии после специального лечения, при отсутствии деградации личности и соматоневрологических расстройств, вопрос о допуске решается индивидуально.
В соответствии с Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 1034н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ" диспансерное наблюдение за состоянием здоровья пациентов, в том числе в целях лечения, подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания, осуществляют врачи-психиатры-наркологи в ходе проводимых осмотров пациентов: в течение первого года ремиссии - не реже одного раза в месяц; находящихся в ремиссии от 1 до 2 лет - не реже одного раза в шесть недель; находящихся в ремиссии свыше 2 лет - не реже одного раза в три месяца. Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия, в том числе в случае наличия подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом "синдром зависимости" (пункты 2, 4, 7, 12 Приложения N 2).
В судебном заседании установлено, что ФИО1 имеет право управления транспортными средствами категории «В, В1(AS)» на основании водительского удостоверения <данные изъяты> №, выданного ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно представленной Ессентукским филиалом ГБУЗ СК «Краевой клинический наркологический диспансер», выписке из медицинской карты амбулаторного больного, ФИО1 состоит на диспансерном наблюдении с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом: синдром зависимости от апиоидов, средняя стадия.
В соответствии с Порядком диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного Приказом Минздрава Российской Федерации N 1034н от ДД.ММ.ГГГГ, не имеет права на управление автотранспортом.
Доказательств, опровергающих медицинские сведения о наличии у административного ответчика указанного заболевания или подтверждающие наличие стойкой ремиссии или выздоровления, ФИО1 не представил.
Исходя из наличия у ФИО1 медицинского противопоказания к управлению транспортными средствами, свидетельствующего о наличии непосредственной угрозы для безопасного дорожного движения, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных требований прокурора.
В соответствии со ст. 333.35 ч.2 Налогового Кодекса РФ федеральные органы государственной власти от уплаты государственной пошлины освобождены.
На основании ст. 114 КАС РФ, с ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 300 рублей, от уплаты, которой истец был освобожден.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление заместителя прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к ФИО1 о прекращении действия права на управление транспортным средством, возложении обязанности сдать водительское удостоверение - удовлетворить.
Прекратить действие права на управление транспортными средствами у ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и водительского удостоверения серии <данные изъяты> номера <данные изъяты>, выданного ДД.ММ.ГГГГ РЭГ № МРЭО ГИБДД МВД по КЧР.
Обязать ФИО1 возвратить указанное водительское удостоверение в органы ГИБДД в течение 10 суток со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сумму государственной пошлины в размере <данные изъяты> в доход местного бюджета.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Ессентукский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья ФИО4