Дело № 2а-464/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ленинск 01 октября 2020 года
Ленинский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Тельбухова В.С.,
при секретаре Перевозниковой Р.А.,
с участием представителя административного ответчика, заинтересованного лица Ю.А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> к хуторскому казачьему обществу «<данные изъяты>» о ликвидации и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> обратилось в суд с административным иском к хуторскому казачьему обществу «<данные изъяты>» (далее – ХКО «Николо-Заплавинское») о ликвидации и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц.
Требования административного истца мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> принято решение о государственной регистрации хуторского казачьего общества «Николо-Заплавинское». Сведения об ХКО «<данные изъяты>» в Единый государственный реестр юридических лиц внесены ДД.ММ.ГГГГ, ОГРН – <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>
Согласно сведениям ЕГРЮЛ, юридический адрес ХКО «Николо-Заплавинское»: <адрес>, <адрес>; лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени организации является хуторской атаман – Ю.А.В..
Организационно-правовая форма ХКО «Николо-Заплавинское» - казачье общество.
Организация в нарушение требований пунктов 3-3.2 статьи 32 Закона № 7-ФЗ, подпункта «а» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» и пункта 2 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке размещения в сети интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций», до ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ не разместила в сети Интернет либо не представила в уполномоченный орган отчеты за 2018-2019 годы: о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов по форме ОН0001 и о расходовании некоммерческой организацией денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по форме ОН0002, или сообщение о продолжении деятельности.
В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Закона № 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> в адрес ХКО «<данные изъяты>» были вынесены предупреждения о нарушении законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Вынесенные предупреждения были направлены атаману ХКО «<данные изъяты>» Ю.А.В. по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по месту нахождения юридического лица, указанному в ЕГРЮЛ. Указанные предупреждения атаманом получены.
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> в адрес ХКО «Николо-Заплавинское» было вынесено предупреждение о нарушении законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Указанное предупреждение атаманом получено.
В соответствии со статьей 18 Закона № 7-ФЗ некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом № 7-ФЗ и другими федеральными законами.
В силу подпункта 3 пункта 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Организация неоднократно нарушила требования Закона № 7-ФЗ, ГК РФ, выразившиеся в непредставлении в течение двух лет подряд ежегодной отчетности.
Дальнейшее осуществление законной деятельности организации, без устранения выявленных нарушений, невозможно.
В связи с неоднократным нарушением организацией ХКО «Николо-Заплавинское» действующего законодательства Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области пришло к выводу о наличии оснований для ликвидации организации.
Административный истец просит суд ликвидировать ХКО «Николо-Заплавинское» и исключить сведения о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебное заседание представитель административного истца Управления Министерства Юстиции по Волгоградской области не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении дела без его участия, заявленные требования поддерживает в полном объеме, просит удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика ХКО «<данные изъяты>» Ю.А.В., действующий также в качестве заинтересованного лица – хуторского атамана, с административным иском не согласен, суду пояснил, что хуторское казачье общество существует 7 лет, является некоммерческой организацией, занимается просветительской и благотворительной деятельностью, источников финансирования не имеет. Нарушения в виде непредоставления отчетов действительно имели место, но на момент рассмотрения дела они устранены. В подтверждение своих доводов представил: Отчет от ДД.ММ.ГГГГ о деятельности некоммерческой организации и персональном составе ее руководящих органов за 2018 год по форме ОН0001; Отчет от ДД.ММ.ГГГГ о деятельности некоммерческой организации и персональном составе ее руководящих органов за 2019 год по форме ОН0001; Отчет от ДД.ММ.ГГГГ о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников за 2018 год по форме ОН0002; Отчет от ДД.ММ.ГГГГ о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников за 2019 год по форме ОН0002; Сообщения о продолжении деятельности от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, скрин-шот с интернет-портала Госуслуг в разделе Отчеты некоммерческих организаций; а также письма МКОУ «<данные изъяты>» и настоятеля Храма святителя Николая в <адрес> об оказании им благотворительной помощи со стороны ХКО «Николо-Заплавинское». Ю.А.В. просил в удовлетворении заявленных требований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> отказать.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС № по <адрес> не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело без его участия.
Выслушав Ю.А.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 05.12.2005 года № 154-ФЗ (в ред. от 02.08.2019 года) «О государственной службе российского казачества» хуторское казачье общество - первичное объединение граждан Российской Федерации и членов их семей - жителей одного или нескольких сельских и городских поселений либо иных населенных пунктов, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы.
Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или казачьих обществ.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Согласно п. 1 ст. 6 Закона № 7-ФЗ, общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
Пунктом 1 статьи 32 Закона № 7-ФЗ, определено, что некоммерческая организация представляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителями и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.
Пунктом 3 статьи 32 Закона № 7-ФЗ, на некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, возложена обязанность представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.
В силу пункта 3.1 названной статьи некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
Согласно пункту 3.2 статьи 32 Закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
На основании пункта 10 статьи 32 Закона «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
При этом в соответствии с положениями Федерального закона № 82-ФЗ Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (в ред. от 02.12.2019 года) «Об общественных объединениях» не любые нарушения законодательства Российской Федерации, а лишь неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут повлечь наступление такой меры правовой ответственности, как его ликвидация по решению суда.
Закон не устанавливает перечень грубых нарушений.
Исходя из разъяснений, изложенных в пунктах 26, 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами. Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства. Неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения. Сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, а также в актах иных органов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ХКО «<данные изъяты>» как юридическое лицо зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ, адрес места его нахождения: <адрес>, <адрес>. Лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, является хуторской атаман Ю.А.В..
В связи с нарушением ХКО «<данные изъяты>» требований пунктов 3-3.2 статьи 32 Закона № 7-ФЗ, подпункта «а» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» и пункта 2 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке размещения в сети интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций», Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области в адрес хуторского атамана Ю.А.В. были вынесены и направлены предупреждения ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, в которых указан срок устранения выявленных нарушений Закона.
В ходе рассмотрения административного дела административным ответчиком были устранены выявленные нарушения Закона и представлены отчёты за 2018-2019 годы: о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе её руководящих органов по форме ОН0001, о расходовании некоммерческой организацией денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по форме ОН0002, сообщение о продолжении деятельности.
Кроме того, суд принимает во внимание, что деятельность хуторского казачьего общества фактически не прекращалась на протяжении всего заявленного административным истцом периода времени, общество представляло отчёты за 2016 и 2017 годы, а также в настоящее время фактически осуществляет деятельность, отвечающую уставным целям деятельности организации.
Поскольку ХКО «Николо-Заплавинское» допущенные нарушения были устранены, а их неоднократность сама по себе не позволяет считать их исключительными и столь существенными, достаточными для ликвидации юридического лица в качестве единственной меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц, принимая во внимание юридический статус и уставные цели создания и деятельности казачьего общества, учитывая социальную значимость деятельности организации, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 06 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░: