Дело № 2-371/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Верх-Усугли 22 ноября 2018 года
Тунгокоченский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Затеевой Т.В.,
с участием истца Пляскина А.В.,
представителя ответчика - Администрации муниципального образования сельского поселения «Тунгокоченское» Игнатьева А.М., действующего на основании прав по должности,
при секретаре Кузнецовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пляскина А.В. к Администрации муниципального района «Тунгокоченский район» о признании пострадавшим в результате паводка и включении в списки граждан, имеющих право на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что проживает по адресу: <адрес>. В результате чрезвычайной ситуации, вызванной ливневыми дождями в июле 2018 года и наводнением в <адрес>, его домовладение оказалось в зоне подтопления и ему причинен ущерб, в связи с утратой имущества, однако в списки пострадавших для получения единовременной материальной помощи он включен не был.
Просит суд признать его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории сельского поселения «Тунгокоченское» в июле 2018 года, включить в списки пострадавших на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, обратив решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании истец Пляскин А.В. увеличил исковые требования, просил суд установить факт его постоянного проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, признать за ним право на получение единовременной материальной помощи в размере 10.000 рублей за счёт средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края; обязать Администрацию МР «Тунгокоченский район» включить его в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком из-за сильных дождей, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края, а также обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края выплатить ему единовременную материальную помощь в размере 10.000 рублей каждому за счёт средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края. Суду пояснил, что в результате произошедшей чрезвычайной ситуации дом, в котором он проживает, оказался в зоне затопления и его имуществу был причинен ущерб, в частности были затоплены приусадебный участок с насаждениями, хозяйственные постройки. Однако в выплате единовременной материальной помощи в размере 10.000 рублей ему было отказано в связи с отсутствием регистрации по указанному адресу. Фактически он проживает в указанном доме, которой построил самостоятельно, регистрации по данному адресу из-за отсутствия правоустанавливающих документов не имеет, правоустанавливающие документы на дом в настоящее время имеются.
В судебном заседании представитель администрации муниципального образования сельского поселения «Тунгокоченское», привлеченной к участию в деле в качестве соответчика определением суда от 22.10.2018 г., Игнатьев А.М. исковые требования признал, пояснив, что истец постоянно проживает по данному адресу. Его дом с хозяйственными постройками, а также приусадебный участок попали в зону затопления.
В судебное заседание ответчик - администрация муниципального района «Тунгокоченский район» своего представителя не направила, предварительно ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие её представителя, указав в представленном отзыве о том, что вопрос о разрешении дела оставляет на усмотрение суда (л.д.36-37).
Ответчик - Главное управление МЧС России по Забайкальскому краю, привлеченное к участию в деле определением суда от 22.10.2018 г. (л.д.1), в судебное заседание своего представителя не направило, предварительно ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, указав в отзыве на основания предоставления единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, и оказания финансовой помощи в случае утраты ими имущества первой необходимости (л.д.24-29).
Ответчик - Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, привлеченное к участию в деле определением суда от 22.10.2018 г. (л.д.1), в судебное заседание своего представителя не направило, предварительно ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, указав в отзыве на непризнание иска в связи с тем, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку рассмотрение вопросов о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, наличии или отсутствии права на получение единовременной материальной помощи пострадавшим, в том числе в связи с утратой ими имущества первой необходимости, а также подготовка необходимых документов не относится к полномочиям Министерства (л.д.32-35).
Министерство финансов Забайкальского края, привлеченное к участию в деле в качестве соответчика определением суда от 22.10.2018 г. (л.д.1), в судебное заседание своего представителя не направило, предварительно ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, в отзыве на исковое заявление указало, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку бюджетные ассигнования на компенсационные выплаты пострадавшим, оказавшимся в зоне чрезвычайной ситуации выделяются из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, следовательно, к участию в деле должно быть привлечено Министерство финансов Российской Федерации (л.д.30-31).
Ответчик УМВД России по Забайкальскому краю, привлеченное к участию в деле определением суда от 22.10.2018 г., в судебное заседание своего представителя не направило, предварительно ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, указав в представленном отзыве на непризнание иска, ссылаясь на то, что является ненадлежащим ответчиком по делу, так как списки пострадавших от чрезвычайной ситуации не составляет и не согласовывает, выплаты компенсаций не производит, кроме того, истцом не доказан факт частичной утраты имущества первой необходимости (л.д.45-51).
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу:
Статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определено, что граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 г. №110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10.000 рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50.000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100.000 рублей на человека).
В соответствии с п.2(1) вышеназванных Правил выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение для оказания гражданам единовременной материальной помощи в размере 10.000 рублей осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Методическими рекомендациями по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных МЧС России 03.10.2014 г. №2-4-87-24-7, предусмотрено, что при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Приказом МЧС России от 29.08.2014 г. №470 утвержден Порядок подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в соответствии с которым подготовка документов, обосновывающих размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости при ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в следующем порядке.
На основании заявлений граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на получение единовременной материальной помощи и (или) получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, после сверки сведений, указанных в заявлениях, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина, органом местного самоуправления подготавливаются списки граждан на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости), подписываются главой местной администрации и направляются в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На основании списков граждан на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации подготавливаются сводные данные о количестве граждан, нуждающихся в единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, и необходимых бюджетных ассигнований и подписываются руководителем финансового органа субъекта Российской Федерации, который осуществляет проверку в указанных списках и сводных данных для выплаты помощи гражданам объемов необходимых бюджетных ассигнований.
Указанные списки и сводные данные для выплаты помощи гражданам представляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для согласования в территориальный орган ФМС России по субъекту Российской Федерации и ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации.
Таким образом, из содержания вышеприведенных положений законодательства следует, что единовременная материальная помощь в размере 10.000 рублей оказывается гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации. Обязательными условиями для её выплаты является постоянное проживание и регистрация гражданина в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, а также установление факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
В судебном заседании установлено и не опровергалось сторонами, что с 08.07.2018 г. на территории Тунгокоченского района Забайкальского края в связи с выпадением большого количества осадков и подъемом рек был введен режим чрезвычайной ситуации.
Из материалов дела также следует, что истец Пляскин А.В. проживает по адресу: <адрес>, что подтверждается справками муниципального образования сельского поселения «Тунгокоченское» (л.д.8-9).
Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости установлено, что жилое помещение площадью 73,3 м2 с кадастровым номером: 75:27:010101, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит Пляскину А.В. на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, договора аренды земельного участка (л.д.___).
Дом по данному адресу был включен в зону затопления (л.д.10).
Комиссией, созданной в целях определения степени утраты имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, 12.07.2018 г. было проведено обследование жилого помещения по вышеуказанному адресу, по результатам которого актом зафиксировано, что затоплены приусадебный участок, подтоплена баня, вода в доме находится под полом (л.д.11).
Истец не был включен в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 10.000 рублей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 г. на территории муниципального района «Тунгокоченский район», в связи с отсутствием регистрации в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
Оценив представленные материалы, суд приходит к выводу о наличии достаточных доказательств, подтверждающих факт постоянного проживания истца в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. В частности, обстоятельства фактического проживания истца в данном доме подтверждены пояснениями представителя ответчика Игнатьева А.М., исследованными в судебном заседании письменными документами.
Отсутствие у истца регистрации по указанному адресу не может свидетельствовать об обратном, поскольку наличие регистрации у гражданина по месту жительства не является единственным доказательством, подтверждающим факт его постоянного проживания в жилом помещении, и отсутствие таковой не является основаниям для отказа в признании лица, пострадавшим в результате наводнения, произошедшего в <адрес> в июле 2018 года.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что дом, расположенный по адресу: <адрес>, являлся постоянным местом жительства истца Пляскина А.В.
Учитывая, что истец на момент возникновения чрезвычайной ситуации проживал в жилом помещении, которое попало в зону затопления, в результате чего условия его жизнедеятельности были нарушены, следовательно, он является лицом, пострадавшим от паводка, и имеет право на получение единовременной материальной помощи в сумме 10.000 рублей.
Доводы ответчиков о том, что они являются ненадлежащими ответчиками по делу, суд находит несостоятельными, поскольку в силу Приложения №10 к Правилам выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной финансовой помощи составляется главой местной администрации, согласовывается начальником ГУ МЧС России по субъекту, руководителем территориального органа МВД России на территориальном уровне, а уполномоченным органом исполнительной власти в части организации единовременных выплат финансовых средств пострадавшим гражданам определено Министерство труда и социальной защиты населения и Министерство финансов Забайкальского края (п.10 Постановления Губернатора Забайкальского края от 09.07.2018 №45 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации»).
Исходя из ч.1 ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Между тем, таких обстоятельств по делу не усматривается, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований истца об обращении решения к немедленному исполнению, не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично.
Установить факт постоянного проживания Пляскина А.В. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
Признать за Пляскиным А.В. право на получение единовременной материальной помощи в размере 10.000 рублей за счёт средств, выделенных <адрес> из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Обязать Администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» включить Пляскина А.В. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком из-за сильных дождей, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края выплатить Пляскину А.В. единовременную материальную помощь в размере 10.000 рублей за счёт средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Тунгокоченский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий - судья
Тунгокоченского районного суда Т.В. Затеева