Решение по делу № 2-3348/2021 от 05.08.2021

Дело № 2-3348/2021

44RS0001-01-2021-005968-37

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 августа 2021 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Столбушкиной И.А. с участием истца Рубцова А.А., представителя ответчика Администрации г. Костромы Нахмурова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рубцова А.А. к Администрации г. Костромы о заключении договора о присоединении нестационарного объекта к элементам обустройства муниципальных дорог без проведения аукциона, признании незаконным постановления о сносе нестационарного объекта,

УСТАНОВИЛ:

Рубцов А.А. обратился в Свердловский районный суд г. Костромы с административным иском к Администрации г. Костромы. В обоснование заявленных требований указал, что между ним и Администрацией города Костромы заключен договор о присоединении нестационарного объекта к элементам обустройства муниципальных дорог от <дата> . Согласно разделу 1 данного договора, истцу предоставлено право на присоединение нестационарного объекта к элементам обустройства муниципальных автомобильных дорог, расположенного по адресу: <адрес> - торговый павильон остановочного комплекса. Решением Думы города Костромы от 24.04.2015 №76 «Об утверждении Правил предоставления органами местного самоуправления города Костромы права на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Костромы» установлено, что заключенные до дня вступления в силу данного решения Думы города Костромы договоры о присоединении нестационарных объектов к элементам обустройства автомобильных дорог, относящихся к муниципальной собственности города Костромы, действуют до истечении сока, на который они были заключены. Срок действия договора о присоединении нестационарного объекта к элементам обустройства муниципальных дорог от <дата> истек в <дата> года. Условиями этого договора и согласно ст. 3 Правил предоставления органами местного самоуправления города Костромы права на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Костромы, утвержденных решением Думы города Костромы от 24.04.2015 №76, предусмотрено право заключить новый договор без проведения аукциона при условии: а) размещения нестационарного торгового объекта в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Костромы либо в случае, если эксплуатация объекта была начата до утверждения такой схемы; б) отсутствия задолженности по действующему договору. На момент окончания срока действия договора о присоединении нестационарного объекта к элементам обустройства муниципальных дорог от <дата> , объект был размещен и эксплуатировался, задолженность по договору отсутствовала. С <дата> распоряжением Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Костромы от 20.03.2020 №13 «О введении режима повышенной готовности с целью недопущения завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории города Костромы» в Костроме введен режим повышенной готовности с целью недопущения завоза новой коронавирусной инфекции. В связи с принятием мер по недопущению распространения на территории города Костромы новой коронавирусной инфекции, личный прием граждан с <дата> временно ограничен, о чем свидетельствует объявление, размещенное <дата> на официальном сайте Администрации города Костромы. С <дата> Распоряжением Губернатора Костромской области от 31.03.2020 №162-р «О внесении изменений в распоряжение Губернатора Костромской области от 17.03.2020 №128-р» на территории Костромской области, в т.ч. города Костромы, введен режим обязательной самоизоляции, который обязывал граждан не покидать места проживания (пребывания), кроме исключительных случаев. Эти требования истец безукоснительно соблюдал. Таким образом, истец был лишен возможности обратиться в Администрацию города Костромы для заключения нового договора, хотя неоднократно звонил им по телефону. В адрес Управления экономики Администрации города Костромы истцом <дата> направлено заявление с просьбой продлить договор о присоединении нестационарного объекта к элементам обустройства муниципальных дорог от <дата> , а <дата> в адрес Управления муниципальных инспекций Администрации города Костромы передано письмо с информацией о процедуре продления договора. В настоящее время Администрация города Костромы намерена демонтировать принадлежащий истцу объект - торговый павильон остановочного комплекса, расположенный по адресу: <адрес>. Об этом истец уведомлен сотрудниками Администрации города Костромы. На основании изложенного истец просит обязать Администрацию города Костромы восстановить пропущенный срок заключения договора о присоединении нестационарного объекта, расположенного по адресу: <адрес>, к элементам обустройства муниципальных дорог без проведения аукциона; признать незаконным и отменить распоряжение Администрации города Костромы о демонтаже нестационарного объекта, расположенного по адресу: <адрес>; обязать Администрацию города Костромы заключить с Рубцовым А.А. договор о присоединении нестационарного объекта, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, к элементам обустройства муниципальных дорог без аукциона.

В соответствии с определением от <дата> суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства, установленным ГПК РФ.

Истец Рубцов А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал. Пояснил, что в <дата> года участвовал на совещании в Управлении экономики по вопросам порядка заключения договоров на новый срок. В дальнейшем помогал сестре, которая проживает в <адрес> и имеет троих детей, в Костроме отсутствовал, рассчитывал, что успеет подготовить документы к сроку окончания договора. Документы для заключения договора на новый срок подготовил во второй половина <дата> года, однако не смог попасть на прием ввиду ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции.

Представитель ответчика Нахмуров С.А. исковые требования не признал. В отзыве на исковое заявление указал, что между Администрацией города Костромы в лице Управления экономики Администрации города Костромы и Рубцовым А.А. заключен договор о присоединении нестационарного объекта к элементам обустройства муниципальных автомобильных дорог от <дата> В соответствии с разделом 1 Договора Рубцову А.А. на возмездной основе предоставлено право на присоединение к элементам обустройства муниципальных автомобильных дорог нестационарного объекта, расположенного по адресу: <адрес> а указанное лицо обязуется установить и эксплуатировать нестационарный объект, и производить оплату на условиях Договора. Место для размещения нестационарного объекта передано Рубцову А.А. на основании акта приема-передачи места для размещения нестационарного объекта от <дата>. Согласно разделу 2 Договора, Договор считается заключенным с момента его подписания сторонами и действует в течение 5 лет — до <дата>. Порядок предоставления права на присоединение нестационарных объектов к элементам обустройства муниципальных автомобильных дорог на момент заключения Договора устанавливался ст. 11.1 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Костромы, утвержденного решением Думы города Костромы от 12.04.2012 № 26. В связи с принятием решения Думы города Костромы от 24.04.2015 № 76 «Об утверждении Правил предоставления органами местного самоуправления города Костромы права на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Костромы» ст. 11.1 Положения признана утратившей силу. Пунктом 2 указанного решения Думы города Костромы установлено, что заключенные до дня вступления в силу данного решения договоры о присоединении нестационарных торговых объектов к элементам обустройства автомобильных дорог, относящихся к муниципальной собственности города Костромы, а также договоры, предусматривающие размещение нестационарных торговых объектов, функционирующих на принципах развозной и разносной торговли, действуют до истечения срока, на который они были заключены. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Правил предоставления органами местного самоуправления города Костромы права на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Костромы, утвержденных решением Думы города Костромы от 24.04.2015 №76 (в редакции решения Думы города Костромы от 28.02.2019 №29), юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, эксплуатирующие на территории города Костромы нестационарный торговый объект на основании действующего договора о присоединении к элементам обустройства муниципальных автомобильных дорог, имеют право заключить договор о размещении нестационарного торгового объекта на территории города Костромы без проведения аукциона при условии: а) размещения нестационарного торгового объекта в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Костромы либо в случае, если эксплуатация объекта была начата до утверждения такой схемы; б) отсутствия задолженности по действующему договору. Согласно ч. 4.2 ст. 3 Правил, договор на размещение нестационарного торгового объекта с лицами, указанными в пункте 4 части 1 статьи 3 Правил, заключается на основании письменного уведомления владельца нестационарного торгового объекта о желании заключить договор о размещении нестационарного торгового объекта, поданного в уполномоченный орган Администрации города Костромы (Управление экономики Администрации города Костромы) не позднее чем за 3 месяца до истечения срока действия заключенного договора о присоединении к элементам обустройства муниципальных автомобильных дорог. О праве заключить договор о размещении нестационарного торгового объекта в установленном п. 4 ч. 1 и ч. 4.2 ст. 3 Правил порядке Рубцов А.А. извещен дополнительно письмом Управления экономики Администрации города Костромы от <дата> (получено на руки <дата>). Однако, уведомление о желании заключить договор о размещении нестационарного торгового объекта от Рубцова А.А. в адрес Управления экономики Администрации города Костромы в установленный ч. 4.2 ст. 3 Правил срок не поступило. Таким образом, Договор прекратил свое действие <дата> в связи с истечением срока действия (еще до введения на территории Костромской области мер, направленных на недопущение завоза и распространения новой коронавирусной инфекции). Правовых оснований для восстановления пропущенного срока для заключения договора о присоединении нестационарного объекта, расположенного по адресу: <адрес>, к элементам обустройства муниципальных дорог без проведения аукциона, не имеется. В силу п. 4.4.7 договора, на Рубцова А.А. возложена обязанность письменно сообщить Управлению экономики Администрации города Костромы, не позднее, чем за один месяц, о предстоящем освобождении места размещения нестационарного объекта в связи с окончанием срока действия Договора и передать место размещения нестационарного объекта по акту приема-передачи Управлению экономики Администрации <адрес>. В нарушение указанных положений Договора место размещения нестационарного объекта от расположенного на нем объекта не освобождено, по акту приема-передачи Управлению экономики Администрации города Костромы не передано. В связи с этим, Управлением экономики Администрации города Костромы в адрес Рубцова А.А., указанный в Договоре, направлена претензия с требованием демонтировать нестационарный объект и обратиться в Управление экономики Администрации города Костромы для согласования времени и даты передачи места размещения нестационарного объекта (претензия от <дата> ). Однако письмо по причине истечения срока хранения в почтовом отделении вернулось в Управление экономики Администрации города Костромы. На основании обращения Управления экономики Администрации города Костромы от <дата> Управлением муниципальных инспекций Администрации города Костромы в отношении нестационарного объекта, расположенного по адресу: <адрес>, инициировано проведение мероприятий в соответствии с Порядком сноса (демонтажа) незаконно размещенных объектов некапитального характера на территории города Костромы, утвержденным постановлением Администрации города Костромы от <дата> . Управлением экономики Администрации города Костромы в адрес Рубцова А.А., указанный в Договоре, направлена претензия с требованием демонтировать нестационарный объект и обратиться в Управление экономики Администрации города Костромы для согласования времени и даты передачи места размещения нестационарного объекта, а также необходимости перечислить плату за пользование земельным участком (претензия от <дата> ). Однако письмо по причине истечения срока хранения в почтовом отделении вернулось в Управление экономики Администрации города Костромы. Так как направленные Администрацией города Костромы в адрес Рубцова А.А. претензии от <дата> и от <дата> не были получены ответчиком по его вине, они будут считаться доставленными адресату. Таким образом, Администрация города Костромы надлежащим образом уведомила ответчика о своих намерениях. До настоящего времени место размещения нестационарного объекта от расположенного на нем объекта не освобождено, по акту приема-передачи Управлению экономики Администрации города Костромы не передано. <дата> Администрацией <адрес> принято постановление «О сносе незаконно размещенного объекта некапитального характера на территории города Костромы» в отношении объекта некапитального характера (металлический киоск, присоединенный к остановочному комплексу), расположенного в районе <адрес>, собственником которого является Рубцов А.А. Таким образом, правовых оснований для размещения нестационарного объекта, расположенного по адресу: <адрес> не имеется.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется помимо прочего путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

Согласно ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора (п. 1). Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами (п. 2). Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422) (п. 4).

Согласно ст. 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 1).

Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (п. 2).

Согласно ст. 453 ГК РФ, при изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде (п. 1). При расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства (п. 2).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: торговая деятельность - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров (п. 1); нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (п. 6).

Согласно ч. 3 ст. 3 данного Федерального закона, органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 10 данного Федерального закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (ч. 1). Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 3).

Судом установлено, что между Администрацией г. Костромы в лице Управления экономики Администрации города Костромы (уполномоченный орган) и Рубцовым А.А. (физическое лицо) заключен договор о присоединении нестационарного объекта к элементам обустройства муниципальных автомобильных дорог от <дата>

В соответствии с разделом 1 договора Рубцову А.А. на возмездной основе предоставлено право на, присоединение к элементам обустройства муниципальных автомобильных дорог нестационарного объекта, расположенного по адресу: <адрес>, а указанное лицо обязуется установить и эксплуатировать нестационарный объект, и производить оплату на условиях Договора.

Согласно разделу 2 договора, договор считается заключенным с момента его подписания сторонами и действует в течение пяти лет до <дата>.

Цена договора (плата за присоединение) включает денежную часть. Денежная часть составляет 340736 рублей (раздел 3).

Согласно приложению к договору от <дата> , нестационарный объект представляет собой остановочный комплекс в составе с торговым павильоном.

Место для размещения нестационарного объекта передано Рубцову А.А. на основании акта приема-передачи места для размещения нестационарного объекта от <дата>.

На момент заключения данного договора действовало Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Костромы, утвержденное Решением Думы города Костромы от 12.04.2012 № 26.

Согласно ст. 11.1 данного Положения, присоединение нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов, используемых для оказания услуг потребителям, к элементам обустройства автомобильных дорог, относящихся к муниципальной собственности города Костромы (местам отдыха, остановочным пунктам, стоянкам (парковкам) транспортных средств и иным аналогичным сооружениям), осуществляется на основании договора, заключаемого Администрацией города Костромы в порядке, установленном настоящей статьей. Места присоединения и назначение объектов определяются схемами размещения нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов, используемых для оказания услуг потребителям, утверждаемыми Администрацией города Костромы (ч. 1). Заключение договора о присоединении осуществляется по результатам аукциона, проводимого в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом в соответствии со ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции». В случае если схемами размещения, указанными в ч. 1 настоящей статьи, предусмотрено присоединение к элементам обустройства автомобильных дорог нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого и среднего предпринимательства, участниками аукциона являются эти субъекты. Лоты аукциона, состав цены и иные существенные условия договора о присоединении по каждому лоту определяются комиссией по проведению аукциона, которая формируется организатором аукциона, определяемым Администрацией города Костромы. В состав комиссии включаются депутаты Думы города Костромы, направленные решением Думы города Костромы (ч. 2). Существенными условиями договора о присоединении являются: 1) место присоединения, размеры и назначение нестационарного объекта; 2) технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцем нестационарного объекта при установке и эксплуатации нестационарного объекта и указанного в договоре элемента обустройства автомобильных дорог. Данные требования и условия должны обеспечивать соответствие данных объектов документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности; 2) обязанности владельца нестационарного объекта по его содержанию; 3) срок действия договора о присоединении, который составляет 5 лет (ч. 3).

Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Костромы утверждена Постановлением Администрации города Костромы от 26.05.2011 N 1219.

Постановлением Администрации города Костромы от <дата> N 3584 в схему в п. 289 включен объект киоск в составе остановочного комплекса по <адрес>, занимаемая площадь земельного участка 22,88 кв.м., специализация - продовольственные и не продовольственные товары.

Решением Думы города Костромы от 24.04.2015 № 76 ст. 11.1 указанного Положения признана утратившей силу, утверждены Правила предоставления органами местного самоуправления города Костромы права на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Костромы.

В силу п. 2 указанного Решения заключенные до дня вступления в силу настоящего решения договоры о присоединении нестационарных торговых объектов к элементам обустройства автомобильных дорог, относящихся к муниципальной собственности города Костромы, а также договоры, предусматривающие размещение нестационарных торговых объектов, функционирующих на принципах развозной и разносной торговли, действуют до истечения срока, на который они были заключены. Все условия указанных договоров сохраняют свою силу.

Правила, утвержденные Решением Думы города Костромы от 24.04.2015 № 76, регулируют отношения между органами местного самоуправления города Костромы, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, связанные с предоставлением права на размещение нестационарных торговых объектов, предусмотренных схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Костромы, утвержденной Администрацией города Костромы, на землях и земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности города Костромы, землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах города Костромы (п. 1 ст. 1).

Настоящие Правила не регулируют отношения между органами местного самоуправления города Костромы, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями: 1) связанные с размещением нестационарных торговых объектов: а) в стационарных торговых объектах, иных зданиях, строениях, сооружениях или на земельных участках, находящихся в государственной и частной собственности. Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в частной собственности, осуществляются без включения в схему размещения нестационарных торговых объектов при условии соблюдения целевого назначения и разрешенного вида использования земельного участка (если назначение земельного участка допускает установку и эксплуатацию нестационарных торговых объектов); б) при проведении ярмарок, выставок-ярмарок, выставок-продаж; в) при проведении массовых просветительных, театрально-зрелищных, спортивных, рекламных, иных массовых мероприятий и фейерверков; 2) связанные с размещением уличных передвижных объектов сферы услуг в области досуга на территориях общего пользования в городе Костроме (п. 2 ст. 1).

В целях настоящих Правил: 1) понятие «нестационарные торговые объекты» используется в значении, определенном Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»; 2) к нестационарным торговым объектам относятся временные конструкции, не связанные прочно с земельным участком, в том числе платежные терминалы для оказания услуг по проведению денежных расчетов с потребителями, транспортные средства и передвижные сооружения, используемые для продажи товаров, оказания услуг общественного питания и бытовых услуг, а также предназначенные и используемые для демонстрации продукции и услуг, обслуживания потребителей (ст. 2).

Право на размещение нестационарного торгового объекта на землях и земельных участках на территории города Костромы возникает на основании договора о размещении, заключаемого Администрацией города Костромы: с победителем аукциона на право заключения договора о размещении нестационарного торгового объекта; без проведения аукциона с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующим на территории города Костромы нестационарный торговый объект на основании действующего договора аренды земельного участка, предусматривающего предоставление земельного участка для размещения и эксплуатации нестационарного торгового объекта, либо действующего договора о присоединении к элементам обустройства муниципальных автомобильных дорог при условии: а) размещения нестационарного торгового объекта в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Костромы либо в случае, если эксплуатация объекта была начата до утверждения такой схемы; б) отсутствия задолженности по действующему договору (ч. 1 ст. 3).

Договор на размещение нестационарного торгового объекта с лицами, указанными в пункте 4 части 1 настоящей статьи, заключается на основании письменного уведомления владельца нестационарного торгового объекта о желании заключить договор о размещении нестационарного торгового объекта, поданного в уполномоченный орган Администрации: в любое время до окончания срока действия договора аренды земельного участка, или если договор аренды земельного участка заключен (возобновлен) на неопределенный срок; не позднее чем за 3 месяца до истечения срока действия заключенного договора о присоединении к элементам обустройства муниципальных автомобильных дорог (ч. 4.2 ст. 3).

Согласно ст. 4 Правил, места размещения и специализация нестационарных торговых объектов на землях и земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной и муниципальной собственности города Костромы, определяются схемой размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемой Администрацией города Костромы, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ. Использование земель и земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитута на основании договоров, указанных в части 1 статьи 3 настоящих Правил (ч. 1).

Схемой размещения нестационарных торговых объектов предусматриваются места для установки нестационарных объектов стабильного территориального размещения, а также объектов развозной торговли. Виды нестационарных торговых объектов, относящихся к объектам стабильного территориального размещения и объектам развозной торговли, устанавливаются Администрацией города Костромы (ч. 2).

Упорядочивание размещения нестационарных торговых объектов, объектов развозной торговли на территории города Костромы осуществляется по согласованию со специально созданной городской межведомственной комиссией. Состав, полномочия и порядок деятельности данной комиссии утверждаются постановлением Администрации города Костромы (ч. 3).

Включение нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Костромы осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 4).

Согласно ст. 6 Правил, существенными условиями договора о размещении нестационарного торгового объекта являются, в том числе, срок действия договора о размещении нестационарного торгового объекта, который составляет: а) 7 лет - при установке нестационарного объекта стабильного территориального размещения; б) 5 лет - при размещении объекта развозной торговли; основания одностороннего отказа Администрации города Костромы от договора о размещении нестационарного торгового объекта; право Администрации города Костромы на демонтаж нестационарного торгового объекта при прекращении (расторжении) договора о размещении нестационарного торгового объекта и при неисполнении владельцем нестационарного торгового объекта обязанности по его демонтажу в установленный таким договором срок.

Согласно ст. 8 Правил, владелец нестационарного торгового объекта, указанный в п. п. 1 и 4 ч. 1 ст. 3, надлежащим образом исполнявший свои обязанности либо допустивший одно нарушение, которое по первому требованию уполномоченного органа Администрации было устранено, по истечении срока договора имеет преимущественное перед другими лицами право на заключение договора на новый срок, указанный в п. 4 ст. 6 настоящих Правил, на тех же условиях (сохранение вида, специализации и площади объекта, место размещение объекта, индексация цены). Владелец нестационарного торгового объекта обязан письменно уведомить уполномоченный орган Администрации о желании заключить такой договор не позднее трех месяцев до дня окончания срока действия договора (ч. 1).

Уполномоченный орган Администрации в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления направляет владельцу нестационарного торгового объекта сообщение о согласии на заключение договора на новый срок или об отказе в заключении договора на новый срок (ч. 2).

Уполномоченный орган Администрации отказывает в заключении договора на новый срок, если владелец нестационарного торгового объекта: 1) ненадлежащим образом исполнял свои обязанности по договору (два и более раз допустил нарушение условий договора); 2) подал уведомление о желании заключить договор на новый срок с нарушением срока, установленного ч. 1 настоящей статьи (ч. 3).

Владелец нестационарного торгового объекта, указанный в пунктах 1 и 4 части 1 статьи 3, в течение 5 рабочих дней со дня получения сообщения уполномоченного органа Администрации о согласии на заключение договора на новый срок с указанием цены договора, увеличенной с учетом индекса потребительских цен, уплачивает указанную цену и представляет копию платежного документа в уполномоченный орган Администрации. Уполномоченный орган Администрации в течение 5 рабочих дней со дня получения копии платежного документа передает владельцу такого объекта проект договора, который подписывается им в пятидневный срок и представляется в уполномоченный орган Администрации. Владелец нестационарного торгового объекта утрачивает преимущественное право на заключение договора на новый срок в случае неисполнения обязанностей, установленных настоящей частью (ч. 4).

Решением Думы города Костромы от 26.11.2020 №205 утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Костромы, признано утратившим силу решение Думы города Костромы от 24.04.2015 № 76.

Согласно Решению от 26.11.2020 №205, заключенные до дня вступления в силу настоящего решения договоры о размещении нестационарных торговых объектов действуют до истечения срока, на который они были заключены, с сохранением закрепленных в этих договорах условий и обязанностей сторон. Настоящее решение подлежит официальному опубликованию и вступает в силу с 1 января 2021 года.

Согласно ст. 1 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Костромы, настоящий Порядок регулирует отношения между органами местного самоуправления города Костромы, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, связанные с размещением нестационарных торговых объектов на территории города Костромы в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Костромы, утвержденной Администрацией города Костромы, на землях и земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности города Костромы, землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах города Костромы (ч. 1).

Настоящий Порядок не регулирует отношения между органами местного самоуправления города Костромы, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, связанные с: 1) размещением нестационарных торговых объектов: а) в стационарных торговых объектах, иных зданиях, строениях, сооружениях или на земельных участках, находящихся в государственной или частной собственности. Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в частной собственности, осуществляется без включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов при условии соблюдения целевого назначения и разрешенного вида использования земельного участка (если назначение земельного участка допускает установку и эксплуатацию нестационарных торговых объектов); б) при проведении ярмарок, выставок-ярмарок, выставок-продаж; в) при проведении массовых просветительных, театрально-зрелищных, спортивных, иных массовых мероприятий и фейерверков; 2) размещением уличных передвижных объектов сферы услуг в области досуга на территориях общего пользования в городе Костроме (ч. 2).

Согласно ст. 2 Порядка, в целях настоящего Порядка используются основные термины и понятия, значения которых определены Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ.

Согласно ст. 3 Порядка, право на размещение нестационарного торгового объекта на землях и земельных участках на территории города Костромы возникает на основании договора о размещении нестационарного торгового объекта на территории города Костромы, заключаемого Администрацией: 1) с победителем аукциона на право заключения договора о размещении нестационарного торгового объекта; 2) без проведения аукциона: а) с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим преимущественное право хозяйствующего субъекта на заключение договора о размещении на новый срок, эксплуатирующим на территории города Костромы нестационарный торговый объект на основании действующего договора о размещении нестационарного торгового объекта, надлежащим образом исполнявшим свои обязанности либо допустившим одно нарушение, которое было устранено по первому требованию уполномоченного постановлением Администрации отраслевого (функционального) органа Администрации. Преимущественное право хозяйствующего субъекта на заключение договора о размещении на новый срок подлежит реализации при отсутствии задолженности по действующему договору о размещении нестационарного торгового объекта; б) с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обладающим правом перехода с договора аренды земельного участка на договор о размещении, эксплуатирующим на территории города Костромы нестационарный торговый объект на основании действующего договора аренды земельного участка, предусматривающего предоставление земельного участка для размещения и эксплуатации нестационарного торгового объекта, при условии, что нестационарный торговый объект размещен в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов либо эксплуатация нестационарного торгового объекта была начата до утверждения указанной схемы, а также при отсутствии задолженности по действующему договору аренды земельного участка (ч. 1).

Право на размещение нестационарного торгового объекта в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности города Костромы, возникает на основании договора аренды, заключаемого в соответствии с Положением о предоставлении в аренду и безвозмездное пользование имущества, находящегося в муниципальной собственности города Костромы, утвержденным решением Думы города Костромы (ч. 2).

Согласно ст. 4 Порядка, место и срок размещения, вид, специализация, количество и площадь нестационарных торговых объектов на землях и земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности города Костромы, а также на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, определяются Схемой размещения нестационарных торговых объектов (ч. 1)

Использование земель и земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитута на основании договоров о размещении, указанных в части 1 статьи 3 настоящего Порядка (ч. 2)

Схемой размещения нестационарных торговых объектов предусматриваются места для установки нестационарных торговых объектов стабильного территориального размещения, а также объектов развозной торговли. Виды нестационарных торговых объектов, относящихся к объектам стабильного территориального размещения и объектам развозной торговли, устанавливаются постановлением Администрации (ч. 3).

Упорядочивание размещения нестационарных торговых объектов на территории города Костромы осуществляется по согласованию со специально созданной городской межведомственной комиссией, состав, полномочия и порядок деятельности которой утверждаются постановлением Администрации (ч. 4).

До окончания срока действия договора о размещении не допускается изменение специализации, вида, площади, а также места размещения (за исключением перемещения нестационарного торгового объекта в случаях, предусмотренных статьей 7 настоящего Порядка) эксплуатируемых на основании такого договора нестационарных торговых объектов (ч. 5).

Согласно ст. 9 Порядка, хозяйствующий субъект, указанный в пп. «а» п. 2 ч. 1 статьи 3 настоящего Порядка по истечении срока действия договора о размещении имеет преимущественное перед другими лицами право на заключение договора о размещении без проведения аукциона на новый срок, указанный в п. 2 ст. 6 настоящего Порядка, на тех же условиях (сохранение вида, специализации, площади объекта, места размещения, индексация цены) (ч. 1).

Хозяйствующий субъект, указанный в части 1 настоящей статьи, обязан письменно уведомить уполномоченный орган Администрации о желании воспользоваться преимущественным правом на заключение договора о размещении на новый срок не позднее чем за три месяца до дня окончания срока действия договора о размещении (ч. 2).

Уполномоченный орган Администрации в течение 10 рабочих дней со дня получения указанного в части 2 настоящей статьи уведомления направляет хозяйствующему субъекту сообщение о согласии на заключение договора о размещении на новый срок или об отказе в заключении договора о размещении на новый срок (ч. 3)

Уполномоченный орган Администрации отказывает в заключении договора на новый срок, если хозяйствующий субъект: 1) ненадлежащим образом исполнял свои обязанности по договору о размещении (два и более раз допустил нарушение условий договора о размещении либо допустил одно нарушение условий договора о размещении и не устранил его по первому требованию уполномоченного органа Администрации); 2) подал уведомление о желании заключить договор на новый срок с нарушением срока, установленного частью 2 настоящей статьи (ч. 4).

Хозяйствующий субъект в течение 5 рабочих дней со дня получения сообщения уполномоченного органа Администрации о согласии на заключение договора о размещении на новый срок с указанием размера годовой платы по договору, увеличенной с учетом индекса потребительских цен, уплачивает указанную цену и представляет копию платежного документа в уполномоченный орган Администрации. Уполномоченный орган Администрации в течение 5 рабочих дней со дня получения копии платежного документа передает хозяйствующему субъекту подписанный со своей стороны проект договора о размещении, который подписывается хозяйствующим субъектом в пятидневный срок и представляется в уполномоченный орган Администрации (ч. 5).

Хозяйствующий субъект утрачивает преимущественное право на заключение договора о размещении на новый срок в случае неисполнения обязанностей, установленных настоящей статьей (ч. 6).

Управлением экономики Администрации г. Костромы <дата> в адрес Рубцова А.А. направлено уведомление о прекращении договора от <дата> и необходимости письменного уведомления Управления экономики Администрации г. Костромы о принятом решении о предстоящем освобождении места размещения нестационарного объекта, досрочном освобождении либо о желании заключить договор о размещении нестационарного торгового объекта.

Указанное уведомление получено Рубцовым А.А. на руки <дата>, что подтверждается отметкой о получении.

Срок действия договора между Администрацией г. Костромы и Рубцовым А.А. о присоединении нестационарного объекта к элементам обустройства муниципальных автомобильных дорог от <дата> истец <дата>. В установленный приведенными нормативными положениями срок для заключения нового договора Рубцов А.А. с соответствующим заявлением в Администрацию не обратился.

Администрацией г. Костромы в адрес Рубцова А.А. направлена претензия от <дата> с требованием демонтажа нестационарного торгового объекта в связи с истечением сроков действия договора от <дата>

Указанная претензия направлена в адрес Рубцова А.А. посредством почтовой корреспонденции, последним не получена, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления.

Постановлением Администрации города Костромы от <дата> N 1624 принадлежащий Рубцову А.А. нестационарный объект исключен из Схемы размещении нестационарных объектов не территории г. Костромы.

Администрацией г. Костромы в адрес Рубцова А.А. направлена повторная претензия от <дата> с требованием демонтажа нестационарного торгового объекта и внесении платы за пользование земельным участком.

Указанная претензия направлена в адрес Рубцова А.А. посредством почтовой связи, последним не получена, что подтверждается копией почтового конверта, возвращенного отправителю.

Управлением экономики Администрации г. Костромы <дата> в адрес Управления муниципальных инспекций Администрации г. Костромы направлено обращение о принятии мер по демонтажу незаконно размещенного нестационарного объекта, расположенного по адресу: <адрес>.

Постановлением Администрации города Костромы от <дата> утвержден Порядок сноса (демонтажа) незаконно размещенных объектов некапитального характера на территории города Костромы, который, согласно п. 1.1, определяет последовательность действий и взаимодействия отраслевых (функциональных) органов Администрации города Костромы в рамках предоставленных им полномочий при выявлении и сносе (демонтаже) незаконно размещенных объектов некапитального характера, расположенных, в том числе частично, на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и (или) на земельных участках, государственная собственность на которые на территории города Костромы не разграничена свободных от прав третьих лиц.

Согласно п. 1.5 Порядка, некапитальные объекты считаются незаконно размещенными при отсутствии одного из документов, определенных действующим федеральным, региональным законодательством и (или) соответствующими муниципальными правовыми актами города Костромы, подтверждающих соблюдение установленного порядка при установке (создании, размещении) объекта либо его эксплуатации. К таким документам относятся: правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельный участок; договор о размещении нестационарного торгового объекта, нестационарного объекта, используемого для оказания услуг; разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности; документы, наличие которых для размещения объекта предусмотрено действующим законодательством.

Согласно п. 2.1 Порядка, выявление незаконно размещенных некапитальных объектов, лиц, осуществивших их размещение (создание, возведение, установка), осуществляется уполномоченным органом самостоятельно либо на основании информации, поступившей от органов государственной власти, органов местного самоуправления, в том числе отраслевых (функциональных) органов Администрации города Костромы, от органов прокуратуры, правоохранительных органов, граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Уполномоченный орган в случае самостоятельного выявления предположительно незаконно размещенного некапитального объекта либо при получении информации от лиц, указанных в пункте 2.1 настоящего Порядка, осуществляет первичный осмотр некапитального объекта, запрос сведений о наличии (отсутствии) оснований размещения некапитального объекта, а также сведений о правообладателях таких объектов и земельном участке, на территории которого расположен объект. В случае, если лицо, осуществившее размещение некапитального объекта, известно, уполномоченный орган запрашивает у лица документы, указанные в пункте 1.5 настоящего Порядка (п. 2.2).

В случае поступления сведений об отсутствии оснований для размещения некапитального объекта уполномоченным органом осуществляется осмотр таких объектов с применением фото- и (или) видеосъемки с составлением акта осмотра по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (п. 2.3).

В случае, если на дату проведения осмотра лицо, осуществившее размещение некапитального объекта, не выявлено, то уполномоченный орган обеспечивает одновременное: а) размещение объявления на некапитальном объекте о необходимости предоставления правоустанавливающих документов на земельный участок и на некапитальный объект, а в случае их отсутствия, необходимости сноса некапитального объекта - в двухнедельный срок со дня размещения объявления, о котором делается отметка в акте осмотра с приложением фотофиксации; б) размещение на официальном сайте Администрации города Костромы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сообщения о необходимости предоставления в уполномоченный орган правоустанавливающих документов на земельный участок и некапитальный объект, а в случае их отсутствия - необходимости сноса некапитального объекта в двухнедельный срок со дня размещения объявления (п. 2.5).

Если собственник незаконно размещенного некапитального объекта в установленный срок самостоятельно не произвел снос такого объекта либо не оформил документы, дающие право на размещение некапитального объекта, уполномоченный орган Администрации города Костромы возбуждает дело об административном правонарушении по факту невыполнения в срок предписания и готовит проект решения о сносе незаконно размещенного некапитального объекта (п. 2.9).

Решение о сносе принимается в форме постановления Администрации города Костромы (п. 2.10).

В решении о сносе указывается вид (тип) объекта, адрес земельного участка, на котором размещен некапитальный объект, или местоположение некапитального объекта, информация о лице, осуществившем размещение такого объекта, либо сведения о невыявлении такого лица, срок сноса, уполномоченные организации, осуществляющие мероприятия по сносу. Приложением к решению о сносе является ситуационный план территории на топографической подоснове, на котором обозначен подлежащий сносу объект (п. 2.11).

Решение о сносе подлежит официальному опубликованию, а также размещению на официальном сайте Администрации города Костромы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (п. 2.12).

Снос некапитального объекта может быть осуществлен не ранее чем через 10 рабочих дней со дня официального опубликования (п. 2.13).

Администрацией г. Костромы принято постановление от <дата> об осуществлении сноса незаконно размещенного объекта некапитального характера (металлический киоск, присоединенный к остановочному комплексу), расположенного по адресу: <адрес>, которое опубликовано в Официальном вестнике г. Костромы от <дата>.

Из материалов дела следует, что Рубцов А.А. обращался в Управление экономики Администрации г. Костромы с заявлением от <дата> о продлении договора на присоединение нестационарного объекта к элементам обустройства муниципальных автомобильных дорог от <дата> . В заявлении указал, что год назад обращался в Управление, но в связи с карантинными мерами на прием к специалисту попасть не смог.

Согласно ответу Управления экономики Администрации г. Костромы от <дата>, в удовлетворении заявления Рубцова А.А. о продлении срока договора отказано.

На основании распоряжения Губернатора Костромской области от <дата> на территории Костромской области введен режим повышенной готовности с целью недопущения завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).

Во исполнение указанного распоряжения, КЧС и ПБ г. Костромы принято распоряжение от <дата> о введении режима повышенной готовности с целью недопущения завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Костромской области. Согласно данному распоряжению, режим повышенной готовности вводится с 18.00 час. <дата>.

Распоряжением Губернатора Костромской области от <дата> в распоряжение от <дата> внесены изменения. Граждан, находящихся на территории Костромской области, обязали с 00-00 час. <дата> не покидать места проживания (пребывания) за исключением особых случаев.

Проанализировав представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд находит действия ответчика по отказу в заключении с истцом договора на присоединение нестационарного объекта к элементам обустройства муниципальных автомобильных дорог на новый срок обоснованными, поскольку истцом пропущен срок обращения с соответствующим заявлением в отсутствие уважительных причин. Оснований к восстановлению данного срока не имеется.

Введение ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции имело место после истечения срока подачи заявления и утраты истцом преимущественного права на заключение договора в связи с чем правового значение по делу не имеет.

Постановление о сносе нестационарного объекта является обоснованным, поскольку объект размещен за земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, в отсутствие правовых оснований, и вынесено с соблюдением установленного порядка.

При изложенных обстоятельствах исковые требования Рубцова А.А. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования о заключении договора о присоединении нестационарного объекта к элементам обустройства муниципальных дорог без проведения аукциона, признании незаконным постановления о сносе нестационарного объекта оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы путем принесения апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья                                      О.Д. Тележкина

    

2-3348/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Рубцов Анатолий Анатольевич
Ответчики
Администрация г. Костромы
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Судья
Тележкина Ольга Дмитриевна
Дело на сайте суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
05.08.2021Регистрация административного искового заявления
05.08.2021Передача материалов судье
06.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
06.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.08.2021Судебное заседание
31.08.2021Судебное заседание
07.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.09.2021Дело оформлено
31.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее