Дело № 33а-2944/2018
Судья Воронцова Е.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тамбов 12 сентября 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Уварова В.В.,
судей: Корнеевой А.Е., Ледовских И.В.,
при секретаре Переплётовой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Решетова Александра Сергеевича, Решетовой Марины Николаевны, Филатовой Елены Алексеевны, Селезневой Веры Петровны, Селезневой Марины Сергеевны, Селезнева Александра Сергеевича к администрации г.Тамбова о признании отказа в формировании земельного участка под многоквартирным домом незаконным, обязании принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка,
по апелляционной жалобе Решетова Александра Сергеевича, Решетовой Марины Николаевны, Филатовой Елены Алексеевны, Селезневой Веры Петровны, Селезневой Марины Сергеевны, Селезнева Александра Сергеевича на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 31 мая 2018 г.,
заслушав доклад судьи Корнеевой А.Е., судебная коллегия,
у с т а н о в и л а:
Решетов А.С., Решетова М.Н., Филатова Е.А., Селезнева В.П., Селезнева М.С., Селезнев А.С. обратились в суд с административным иском к администрации г.Тамбова о признании отказа об утверждении схемы расположения земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по ул. ***, г.Тамбова незаконным и обязании администрацию г.Тамбова принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка под многоквартирным домом.
В обоснование указав, что административные истцы являются собственниками квартир № *** в одноэтажном многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г.Тамбов, *** общей площадью 398, 9 кв.м., на основании договоров о безвозмездной передаче жилья в собственность, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
По данным филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области одноэтажный многоквартирный дом по адресу: г.Тамбов, ***, общей площадью 398, 9 кв.м, имеет кадастровый номер ***.
Одноэтажный многоквартирный дом с кадастровым номером *** располагается на земельном участке с кадастровым номером *** общей площадью 1565 кв.м. Также на этом земельном участке имеется дом по *** г.Тамбова.
07.07.2017 состоялось общее собрание собственников помещений одноэтажного многоквартирного жилого дома с кадастровым номером *** на котором большинством голосов (62%) были приняты следующие решения:
- сформировать земельный участок площадью 1437 кв.м, по адресу: г.Тамбов, ***, под многоквартирным жилым домом согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории г.Тамбова, составленной кадастровым инженером Абакумовым А.Ю. с последующей передачей его в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного жилого дома;
- уполномочить Бучнева С.С. обратиться в администрацию г.Тамбова, филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тамбовской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области с заявлением о формировании земельного участка и совершать все необходимые действия, связанные с этим.
Во исполнение решения общего собрания Бучнев С.С. 11.07.2017 обратился в администрацию г.Тамбова с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по ул. Московская, д. 90 (*** на кадастровом плане территории г.Тамбова, составленной кадастровым инженером Абакумовым А.Ю.
27.07.2017 администрация г.Тамбова направила письмо № 3-51-2418/2017, в котором в утверждении схемы расположения земельного участка было отказано, так как согласно постановления администрации г.Тамбова от 14.01.2014 № 75 часть застроенной территории в границах улиц Московской, Советской, Студенецкой набережной подлежит развитию. По результатам аукциона на заключение договора о развитии застроенной территории определен застройщик - ИСК ООО «Сигма-С», в обязательства которого включено приобретение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации прав на жилые помещения, принадлежащие гражданам на праве собственности в жилом доме, расположенном в границах застроенной территории, по ул. *** в том числе прав на квартиры № *** Учитывая вышеизложенное, формирование земельного участка для последующего предоставления в общую долевую собственность в настоящее время невозможно.
Полагают, что п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка. Представленный администрацией г.Тамбова отказ не содержит ни одно из перечисленных в указанной статье Земельного кодекса РФ оснований. Наличие заключенного договора о развитии застроенной территории в силу закона не может являться основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 31 мая 2018 г. в удовлетворении требований Решетова А.С., Решетовой М.Н., Филатовой Е.А., Селезневой В.П., Селезневой М.С., Селезнева А.С. отказано.
Не согласившись с решением суда, Решетов А.С., Решетова М.Н., Филатова Е.А., Селезнева В.П., Селезнева М.С., Селезнев А.С. подали апелляционную жалобу, в которой просят отменить решение, считая его незаконным и необоснованным, заявленные требования удовлетворить.
Мотивируют доводы жалобы тем, что на момент вынесения Постановления администрации города Тамбова от 14.01.2014 № 75 «О развитии части застроенной территории в границах улиц Московской, Советской, Студенецкой набережной» жилой одноэтажный многоквартирный дом уже находился на территории, которая в силу указного постановления подлежала развитию.
Кроме того, согласно ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области» от 07.06.2018 № 931 земельный участок с кадастровым номером *** учтен 22.12.2006. Одновременно с заявкой о постановке земельного участка на учет администрацией города Тамбова было представлено Постановление от 23.10.2006 № 7120 «О формировании объекта учета по ул. Советской 107 «в» для продажи на аукционе права на заключение договора аренды земельного участка под строительство многоэтажного многоквартирного жилого дома со встроенными - пристроенными помещениями общественного назначения».
Из этого постановления следует, что на земельном участке с кадастровым номером *** расположено два дома (по ул. *** то есть отдельный земельный участок под многоквартирным домом по ул. *** не сформирован.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходят бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, право административных истцов на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом, по ***, г. Тамбова первично, оно возникло задолго до принятия администрацией г.Тамбова Постановления от 14.01.2014 № 75 «О развитии части застроенной территории в границах улиц Московской, Советской, Студенецкой набережной». Кроме того, права собственников жилых помещений не могут быть ограничены правовым актом органа местного самоуправления, если иное прямо не предусмотрено законом. В данном случае, такого прямого указания закон не содержит.
Права же собственников жилых помещений по *** г. Тамбова на земельный участок непосредственно под их многоквартирным домом регламентированы нормами федерального законодательства. В подтверждении данной позиции ссылаются на подпункты 67 и 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ №10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».
Авторы жалобы полагают, что администрация г.Тамбова в нарушении норм действующего законодательства распорядилась земельным участком под многоквартирным домом по ул. ***, г.Тамбова, не прошедшим государственный кадастровый учет, путем организации аукциона и заключении договора о развитии части застроенной территории.
Изучив материалы дела, выслушав мнение явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, муниципального служащего если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок, на котором находится многоквартирный дом, расположен в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о её развитии, с учетом указанного обстоятельства образование земельного участка осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, то оснований для возложения на ответчика обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, не имелось.
С данными выводами судебная коллегия считает возможным согласиться на основании следующего.
Главой 5 Градостроительного кодекса РФ «Планирование территории» устанавливаются особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа (ст. 46 Градостроительного кодекса РФ) и регулируются вопросы развития застроенных территорий (ст. 46.1, 46.2, 46.3 Градостроительного кодекса РФ.
Градостроительный кодекс Российской Федерации, предоставляя возможность органам местного самоуправления принимать решения о развитии застроенной территории, возлагает на них обязанность утвердить в этих целях местоположение и площадь данной территории, перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции, а также проект планировки территории (статьи 46.1 и 46.2).
Так, согласно ч. 3 ст. 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством РФ порядке аварийными и подлежащими сносу; многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления. На застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, могут быть расположены иные объекты капитального строительства, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту.
В силу п. 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В соответствии с ч. 8 ст. 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предоставление для строительства в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и которые не предоставлены в пользование и во владение гражданам и юридическим лицам, осуществляется лицу, с которым органом местного самоуправления заключен договор о развитии застроенной территории, без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации по договору о развитии застроенной территории (далее - договор) одна сторона обязуется в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства в соответствии с пунктами 3 - 6 части 3 настоящей статьи, а другая сторона (орган местного самоуправления) обязуется создать необходимые условия для выполнения обязательств в соответствии с пунктами 7 - 9 части 3 настоящей статьи. Договором могут быть предусмотрены иные обязательства сторон в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
Одним из существенных условий договора о развитии застроенной территории является обязательство органа местного самоуправления после выполнения лицом, заключившим договор с органом местного самоуправления, обязательств, предусмотренных пунктами 3 - 5 настоящей части, предоставить указанному лицу без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена (если распоряжение такими земельными участками осуществляется органом местного самоуправления) и которые не предоставлены в пользование и (или) во владение гражданам и юридическим лицам; максимальные сроки выполнения указанного обязательства (п. 9 ч. 3 ст. 46.2 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с п. 7 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется лицом, с которым заключен такой договор, в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
Пунктом 2.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду.
Орган местного самоуправления или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, после утверждения документации по планировке застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, на основании заявления о предоставлении земельного участка, указанного в абзаце первом настоящего пункта, лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, определяет технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, плату за подключение и принимает решение о предоставлении указанного земельного участка.
Названное решение о предоставлении земельного участка является основанием установления в соответствии с заявлением лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, и за его счет границ такого земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Как следует из материалов дела, Решетов А.С., Решетова М.Н., Филатова Е.А., Селезнева В.П., Селезнева М.С., Селезнев А.С. являются собственниками квартир №№ *** в одноэтажном многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г.Тамбов, ***, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права, копией договора о безвозмездной передаче жилья в собственность.
В соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома по адресу: г. Тамбов, *** от 07.07.2017 было принято решение сформировать земельный участок площадью 1437 кв.м, по адресу: г.Тамбов, ***, под многоквартирным жилым домом с кадастровым номером *** согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории г.Тамбова, составленной кадастровым инженером Абакумовым А.Ю. с последующей передачей его в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного жилого дома. Бучнев С.С. был уполномочен на обращение в органы местного самоуправления с соответствующим заявлением.
11.07.2017 Бучнев С.С. обратился в администрацию г. Тамбова об утверждении схемы земельного участка, на котором расположен вышеуказанный многоквартирный дом, письмом от 27.07.2017 было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка. Мотивируя тем, что земельный участок расположен на территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории застройщик определен ИСК ООО «Сигма-С» на основании постановления администрации города Тамбова от 14.01.2014 № 75 «О развитии части застроенной территории в границах улиц Московской, Советской, Студенецкой набережной».
Постановлением администрации города Тамбова № 7120 от 23 октября 2006 г. «О формировании единого объекта учета по ул. *** –в для продажи на аукционе права на заключение договора аренды земельного участка под строительство многоэтажного многоквартирного жилого дома со встроено – пристроенными помещениями общественного назначения» был сформирован земельный участок площадью 1565 по адресу: ул. ***, г. Тамбова, впоследствии ему был присвоен кадастровый номер ***.
На указанном земельном участке расположен спорный многоквартирный дом *** г. Тамбова.
Данным постановлением закреплено обязательное условие аукциона заключение с собственниками жилых помещений, нежилых и хозяйственных строений по ул. *** об условиях сноса на основании заключенных договоров с выплатой компенсации взамен сносимых либо с предоставлением жилого помещения на равнозначные по общей площади.
Исходя из муниципальной адресной программы сноса и реконструкции многоквартирных домов в городском округе - город Тамбов на 2007 - 2020
годы, утвержденной решением Тамбовской городской Думы от 30.05.2007 № 389, часть застроенной территории в границах улиц Московской, Советской, Студенецкой набережной, в пределах которой расположен принадлежащий административным истцам одноэтажный многоквартирный дом с кадастровым номером ***, включена в перечень застроенных территорий, в границах которых планируется снос или реконструкция многоквартирных домов.
Постановлением администрации г.Тамбова от 14.01.2014 № 75 «О развитии части застроенной территории в границах улиц Московской, Советской, Студенецкой набережной» принято решение о развитии части застроенной территории в указанных границах.
09.07.2014 между администрацией г.Тамбова и ИСК ООО «Сигма-С» заключен договор о развитии части застроенной территории, согласно п. 1.1. которого, застройщик обязуется в установленный договором срок своими силами и за свой счет или с привлечением других лиц или средств других лиц выполнить обязательства по развитию части застроенной территории в границах улиц Московской, Советской, Студенецкой набережной, а администрация г.Тамбова обязуется создать необходимые условия.
Существенными условиями договора о развитии части застроенной территории предусмотрены обязательства застройщика в части расселения и сноса жилого дома административных истцов, в том числе приобрести права на жилые помещения, принадлежащие гражданам на праве собственности.
На основании заключенного 27.10.2017 договора об уступке прав и передаче обязательств по договору о развитии части застроенной территории от 09.07.2014 совокупность прав и обязанностей по этому договору перешло от ИСК ООО «СИГМА-С» к ООО «Технострой».
Постановлением администрации г.Тамбова от 19.05.2015 № 3865 утвержден проект планировки и проект межевания части застроенной территории в границах улиц Московской, Советской, Студенецкой набережной, согласно которому в границах земельного участка с кадастровым номером *** планируется строительство торгово - развлекательного центра, а также многоэтажного жилого дома с помещениями вспомогательного назначения в подвале.
Указанные решения органов местного самоуправления опубликованы в официальных органах печати.
Из анализа приведенных нормативно – правовых актов следует, что единственным лицом, которому может быть предоставлен земельный участок в границах застроенной территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о её развитии, может быть только лицо, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, и только по заявлению этого лица могут быть установлены границы конкретного земельного участка и осуществлен его кадастровый учет. При этом орган местного самоуправления обязан создать необходимые условия для реализации таким лицом своих прав и обязанностей по договору о развитии застроенной территории.
В данном случае образование земельного участка на основании схемы расположения земельного участка, представленного административными истцами, не допускается.
При таком положении, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что утверждение схемы земельного участка по заявлению Бучнева С.С. нарушит права застройщика создаст препятствия реализации этим предприятием прав и обязанностей, предусмотренных договором о развитии застроенной территории.
В силу ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ), установление границ и размеров земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, в существующей застройке осуществляется на основании проекта межевания в целом на квартал застройки в границах красных линий.
В силу пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является также несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории и расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Учитывая, что постановлением администрации г. Тамбова от 19.05.2015 №3865 утвержден проект межевания территории, которым не предусмотрено формирование отдельных участков, необходимых для эксплуатации и обслуживания многоквартирного дома, в котором находятся квартиры, принадлежащие административным истцам, и их формирование возможно только после внесения соответствующих изменений в проект межевания и проект планировки.
Таким образом, суд первой инстанции не усмотрел оснований предусмотренных ст.ст.226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения иска, указав на то, что оспариваемый отказ администрации г. Тамбова не нарушает прав и законных интересов заявителей, поскольку правовые основания для утверждения схемы расположения земельных участков отсутствовали.
Ссылка апелляционной жалобы на нарушение судом первой инстанции п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, п. п. 3, 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ", и разъяснений, данных в п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 1, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» является несостоятельной.
Указанные положения закрепляют право собственников помещений в многоквартирном доме на владение и пользование этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. Однако постановлением администрации г. Тамбова № 7120 от 23.10.2016 указано на необходимость сноса спорного жилого дома, материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих нуждаемость в предоставлении земельного участка для обслуживания и эксплуатации жилого дома.
Также заявителями не представлено доказательств обоснования необходимости предоставления земельного участка для использования под многоквартирным домом, не соответствующее градостроительному регламенту, без учета прав третьего лица на приобретение бесплатно в собственность или аренду любого земельного участка, расположенного в границах застроенной территории, что противоречит требованиям земельного и градостроительного законодательства.
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к основанию заявленных требований и направлены на иную оценку доказательств, они являлись предметом исследования суда первой инстанции и им в решении дана надлежащая оценка. Оснований для иной оценки у судебной коллегии не имеется, а потому доводы жалобы основанием к отмене решения суда не являются.
Судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, исследованы представленные доказательства, которым дана оценка в соответствии со статьей 84 КАС РФ. Выводы суда основаны на доказательствах, соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона, которым правильно руководствовался суд.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения доводов жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
о п р е д е л и л а:
решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 31 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Решетова Александра Сергеевича, Решетовой Марины Николаевны, Филатовой Елены Алексеевны, Селезневой Веры Петровны, Селезневой Марины Сергеевны, Селезнева Александра Сергеевича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий :
Судьи :