Решение по делу № 8Г-25564/2023 [88-30644/2023] от 01.08.2023

УИД 92RS0002-01-2022-005925-93

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-30644/2023

№ дела суда 1-й инстанции 2-720/2023

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар                                                          26 сентября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Думушкиной В.М.,

судей Грибанова Ю.Ю., Ивановой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя к Марташевской Марине Юрьевне о возложении обязанности исполнить обязательства в области сохранения объекта культурного наследия в натуре, по кассационной жалобе представителя Марташевской Марины Юрьевны по доверенности Волвенкова Александра Александровича на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 26 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 18 мая 2023 года.

Заслушав доклад судьи Думушкиной В.М., пояснения представителя Марташевской М.Ю. адвоката Фариона А.А., поддержавшего требования кассационной жалобы по изложенным в ней основаниям, судебная коллегия

установила:

Управление охраны объектов культурного наследия г. Севастополя обратилось в суд с иском к Марташевской М.Ю. о возложении обязанности немедленно приостановить строительные работы на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, расположенном в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита» (г. Севастополь), запретить Марташевской М.Ю. осуществлять земляные, строительные, мелиоративные и иные работы на данном земельном участке и на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> расположенных в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита» (г. Севастополь).

Заявленные исковые требования мотивированы тем, что в ходе мероприятий по контролю осмотрены земельные участки с кадастровыми номерами , которые расположены в границах территории объекта культурного наследия. Оба земельных участка огорожены металлическим некапитальным забором. В ходе мероприятий по контролю установлено, в том числе, что на земельном участке с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес> с использованием тяжелой техники проводятся земляные, строительные работы. Составлен акт проведения мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия от 23.08.2022 г. и протокол осмотра объекта культурного наследия. В ходе осуществления дальнейших контрольных мероприятий также установлено, что на земельном участке с кадастровым номером расположенным по адресу: Севастополь, <адрес> проведены земляные и строительные работы. Установлен забор, проведено устройство фундамента, смонтированы металлические конструкции. Составлен акт проведения мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия 16.12.2022 г. и протокол осмотра объекта культурного наследия. Указанными обстоятельствами мотивировано обращение Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя в суд.

Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 26.01.2023 г. исковые требования Управление охраны объектов культурного наследия города Севастополя удовлетворены - на Марташевскую М.Ю. возложена обязанность немедленно приостановить строительные работы на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, расположенном в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита» (город Севастополь). Постановленным решением Марташевской М.Ю. запрещено осуществлять земляные, строительные, мелиоративные и иные работы на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> и на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> расположенных в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита» (г. Севастополь).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 18.05.2023 г. решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 26.01.2023 г. оставлено без изменения.

Представителем Марташевской М.Ю. по доверенности Волвенковым А.А. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене постановленных по делу решения и апелляционного определения ввиду существенного нарушения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права. Текст кассационной жалобы содержит требование о принятии судом кассационной инстанции по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование требований кассационной жалобы представителем Марташевской М.Ю. по доверенности Волвенковым А.А. указано, что судами обеих инстанций не дана должная оценка обстоятельствам дела и не применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права.

Представителем Управления охраны объектов культурного наследия г. Севастополя по доверенности Пузиковой О.В. представлены возражения на кассационную жалобу, в которых заявлены требования об оставлении постановленных по делу судебных актов без изменения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.

В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Представитель Марташкской М.Ю. адвокат Фарион А.А. в ходе судебного заседания требования кассационной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.

Иные участники в судебное заседание не явились.

Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников.

В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные представителем Марташевской М.Ю. по доверенности Волвенковым А.А. в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что оснований, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.

Из материалов дела следует, что Марташевская М.Ю. является собственником земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> также земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Во исполнение п. 1 положения об Управлении охраны объектов культурного наследия г. Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 31.08.2015 г. № 840-1111, сотрудниками Управления охраны объектов культурного наследия г. Севастополя на основании задания № 48-Ф от 23.06.2022 г. проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита» в районе <адрес>.

Из материалов дела следует, что в ходе контрольных мероприятий Управлением охраны объектов культурного наследия г. Севастополя установлено, что на земельном участке с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес>, с использованием тяжелой техники проводятся земляные, строительные работы, о чем Управлением охраны объектов культурного наследия города Севастополя составлен акт проведения мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия и протокол осмотра объекта культурного наследия от 23.06.2022 г.

23.06.2022 г. с целью недопущения уничтожения или повреждения объекта культурного наследия, Управлением охраны объектов культурного наследия г. Севастополя в адрес Марташевской М.Ю. направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия.

Предостережение получено Марташевской М.Ю. 26.07.2022 г., что подтверждается уведомлением о вручении.

23.08.2022 г. исполняющим обязанности начальника отдела надзора, контроля и охраны объектов культурного наследия Управления охраны объектов культурного наследия г. Севастополя - Мельниченко А.С. проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия (район <адрес>

В ходе мероприятий по контролю осмотрены земельные участки с кадастровыми номерами , расположенные в границах территории объекта культурного наследия. Установлено, в том числе, что на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, с использованием тяжелой техники проводятся земляные, строительные работы. Составлен акт проведения мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия от 23.08.2022 г., протокол осмотра объекта культурного наследия от 23.08.2022 г.

16.12.2022 г. сотрудниками Управления охраны объектов культурного наследия г. Севастополя проведено выездное обследование.

В ходе мероприятия установлено, что на земельном участке с кадастровым номером: , расположенным по адресу: <адрес>А, неустановленными лицами в неустановленное время проведены земляные и строительные работы. Установлен забор, проведено обустройство фундамента, смонтированы металлические конструкции.

Аналогичные обстоятельства установлены при осмотре земельного участка с кадастровым номером , который расположен по адресу: <адрес>. В ходе осмотра установлено, что на земельном участке с кадастровым номером проведены земляные и строительные работы. Установлен забор, проведено устройство фундамента, смонтированы металлические конструкции. Составлен акт проведения мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия и протокол осмотра объекта культурного наследия от 16.12.2022 г.

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Древний город Херсонес - Таврический и крепости Чембало и Каламита», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.08.2016 г. № 1864, согласно которым указанные земельные участки находятся на территории застроенных участков многофункционального назначения с высокой степенью, сохранившейся исторической планировочной структуры, расположенных в зоне влияния объектов культурного наследия - Режим Р-4-1, участок В-1-4 и пришел к выводу, что установленные при рассмотрении дела обстоятельства свидетельствуют о нарушении Марташевской М.Ю., как собственницей земельных участков, требований ст. 5.1 ФЗ РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ и специальных требований Приказа МК РФ № 1864 при осуществлении строительных работ, в связи с чем удовлетворил заявленные исковые требования.

При этом судом был отклонен представленный стороною ответчика акт экспертного исследования № 461/1-7 от 02.06.2016 г., поскольку данный акт изготовлен до введения в действие Приказа МК РФ № 1864 от 12.08.2016 г., является мнением специалиста, который об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ не предупреждался, при подготовке акта материалами гражданского дела не располагал.

Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции произведенными с правильным применением норм материального права, нарушений норм процессуального права не установил.

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам ст. 67 ГПК РФ дана надлежащая оценка.

В силу ч. 2 ст. 56.4 ФЗ РФ от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в целях обеспечения сохранности предмета охраны достопримечательного места в границах территории достопримечательного места органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 3 ст. 5.1 настоящего Федерального закона, в соответствии с категорией историко-культурного значения данного объекта культурного наследия устанавливаются требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, ограничения использования лесов и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места, включая требования к видам разрешенного использования земельных участков, к хозяйственной деятельности на земельных участках в границах территории достопримечательного места.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 5.1 ФЗ РФ от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места устанавливаются: федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - для достопримечательного места федерального значения.

В соответствии с Положением о Министерстве культуры РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 20.07.2011 г. № 590, таким органом является Минкультуры России, которое принимает на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ нормативные правовые акты по вопросам установления характера использования территории достопримечательного места, представляющего собой объект культурного наследия федерального значения, ограничений на использование этой территории и требований к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории указанного достопримечательного места (п. 1, 5.2.29).

Согласно п. 1 Положения об Управлении охраны объектов культурного наследия г. Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 31.08.2015 г. № 840-ПП, Управление охраны объектов культурного наследия г. Севастополя является исполнительным органом государственной власти г. Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий г. Севастополя в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, а также переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения и федерального государственного надзора за счет субвенций из федерального бюджета.

Приказом Минкультуры России от 08.06.2016 г. № 1279 (в ред. действовавшей на дату выдачи оспариваемого предписания) достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита» (г. Севастополь) включено в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения, утверждены границы его территории.

Приказом Минкультуры России от 12.08.2016 г. № 1864 утверждены требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита», расположенного в г. Севастополе (приложение № 1) и их карта (схема) (приложение № 2).

Согласно п. 35, 48, 49, 49.1 - 49.6, 51.1 данных Требований режим Р-4 подразделяется на 7 регламентных участков, в том числе регламентный участок Р-4-1, в котором выделяются участки, включая участок В-1-4, в границах которого разрешается (в том числе): новое строительство, строительство объектов инженерной инфраструктуры, прокладка инженерных коммуникаций, работы по благоустройству и озеленению территории, но запрещено проведение строительных и земляных работ без проведения археологических наблюдений и раскопок.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 ФЗ РФ № 73-ФЗ деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти за состоянием и государственной охраной объектов культурного наследия является составной частью государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия. Такая деятельность направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами установленных Законом № 73-ФЗ и иными нормативными правовыми актами РФ в области охраны объектов культурного наследия требований. Такая деятельность осуществляется посредством организации и проведения:

1) проверок указанных лиц,

2) мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия,

3) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении юридическими лицами своей деятельности,

4) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, в том числе выдача обязательных для исполнения предписаний,

Нормами ч. 2, 6 и 7 ст. 11 ФЗ РФ № 73-ФЗ предусмотрено, что федеральный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется федеральным органом охраны объектов культурного наследия и региональными органами охраны объектов культурного наследия, которым переданы полномочия РФ по осуществлению федерального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия, согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством РФ; полномочия по организации и проведению мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическое наблюдение в отношении объектов культурного наследия федерального значения предоставлены должностным лицам органов охраны объектов культурного наследия, которые на основании заданий органа охраны объектов культурного наследия вправе (в том числе):

- обследовать используемые юридическими лицами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, являющиеся объектами культурного наследия либо находящиеся в зонах охраны таких объектов, земельные участки, на которых такие объекты расположены либо которые находятся в зонах охраны таких объектов;

- выдавать предписания, в том числе об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу земельного участка, расположенного в зоне охраны объекта культурного наследия;

- выдавать предписания о приостановлении работ, указанных в ст. 36 настоящего Федерального закона.

Аналогичные нормы закреплены Типовым Административным регламентом осуществления органами государственной власти субъекта РФ либо структурными подразделениями высших исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, федерального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством РФ), утвержденным Приказом Минкультуры России от 01.08.2018 г. № 1357, которым регламентирована деятельность по осуществлению государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения.

Положениями пп. 2 п. 9 названного Регламента установлено, что в случае выявления при проведении мероприятия по систематическому наблюдению нарушений обязательных требований выдается предписание о приостановлении работ, указанных в ст. 36 ФЗ РФ № 73-ФЗ.

Нормами ч. 3 и 7 ст. 36 ФЗ РФ № 73-ФЗ предусмотрено следующее:

- строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия;

- изыскательские, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в ст. 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия (в том числе объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, расположенных за пределами земельного участка (земельных участков), в границах которого (которых) проводятся указанные работы), нарушить их целостность и сохранность, должны быть немедленно приостановлены заказчиком указанных работ, техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, лицом, проводящим указанные работы, после получения предписания соответствующего органа охраны объектов культурного наследия о приостановлении указанных работ.

С учетом изложенного, судами обеих инстанций сделан обоснованный вывод о том, что Севнаследие в пределах предоставленных полномочий осуществило государственный надзор в форме проведения мероприятий по систематическому наблюдению объекта культурного наследия, о чем правомерно составило акт осмотра объекта культурного наследия и выдало предписание о приостановлении строительных, земляных и иных работ, проведение которых может нарушить целостность объекта культурного наследия. Такое предписание не нарушает прав и законных интересов заявителя и не возлагает на него не предусмотренных законом обязанностей. Напротив, требование этого предписания направлены на исполнение владельцем земельного участка обязанности осуществлять деятельность ограниченно.

Приведенные представителем Марташевской М.Ю. по доверенности Волвенковым А.А. в кассационной жалобе доводы в целом сводятся к несогласию кассатора с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, в связи с чем основанием к отмене решения и апелляционного определения являться не могут, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

Выраженное представителем Марташевской М.Ю. по доверенности Волвенковым А.А. несогласие с выводами суда в части оценки доказательств и установленных обстоятельств в соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ не может являться основанием для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений, поскольку отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке возможна лишь в случае допущения судебными инстанциями существенных (фундаментальных) нарушений норм материального или процессуального права, имевших место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов.

Оспариваемые представителем Марташевской М.Ю. по доверенности Волвенковым А.А. судебные постановления являются законными и обоснованными, постановленными в соответствии с нормами процессуального и материального права, регламентирующими спорные правоотношения.

Таким образом, обжалуемые представителем Марташевской М.Ю. по доверенности Волвенковым А.А. судебные постановления сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные ст. 379.7 ГПК РФ основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.

С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения требований кассационной жалобы.

Руководствуясь ст. 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 26 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 18 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Марташевской Марины Юрьевны по доверенности Волвенкова Александра Александровича - без удовлетворения.

Председательствующий                       В.М. Думушкина

Судьи                                        Ю.Ю. Грибанов

Е.В. Иванова

8Г-25564/2023 [88-30644/2023]

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление охраны объектов культурного наследия города Севастополя
Ответчики
Марташевская Марина Юрьевна
Другие
Волвенков Александр Александрович
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
4kas.sudrf.ru
12.09.2023Судебное заседание
26.09.2023Судебное заседание
26.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее