Дело № 33а-8164/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Санкт-Петербург 16 декабря 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Григорьевой Н.М.,
судей Морозовой С.Г., Муратовой С.В.,
при секретаре Голушко П.Е.,
с участием прокурора Чубуковой А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-772/2021 (47RS0001-01-2021-001172-91) по апелляционной жалобе администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области на решение Бокситогорского городского суда Ленинградской области от 29 сентября 2021 года по административному исковому заявлению администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области к Бокситогорскому городскому прокурору, прокуратуре Ленинградской области о признании представления незаконным.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Григорьевой Н.М., объяснения представителей административного истца Комиссарова Р.Ю. и Черняковой Е.М., действующих на основании доверенностей, поддержавших доводы жалобы, возражения представителя прокуратуры Ленинградской области Чубуковой А.С. против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Администрация Бокситогорского муниципального района Ленинградской области (далее – Администрация) обратилась в суд с административным иском к Бокситогорскому городскому прокурору о признании незаконным представления Бокситогорского городского прокурора Ермакова А.А. от 11.05.2021 № 7-33-2021.
В обоснование исковых требований административный истец указал, что обжалуемым представлением Бокситогорский городской прокурор обязывает Администрацию принять меры по устранению нарушений законодательства, выразившихся в непринятии органами опеки и попечительства, в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", достаточных мер к защите законных прав и интересов несовершеннолетних К., С., Е., В., Д. Прокурор указал, что в связи с бездействием органа опеки, вопрос о помещении детей в учреждение здравоохранения решался сотрудниками ОУУП и ПДН ОМВД России по Бокситогорскому району.
Администрация полагает указанное представление Бокситогорского городского прокурора незаконным, поскольку факт отсутствия родительского попечения у несовершеннолетних К., рождения ДД.ММ.ГГГГ, С., рождения ДД.ММ.ГГГГ, Е., рождения ДД.ММ.ГГГГ, В., рождения ДД.ММ.ГГГГ, Д., рождения ДД.ММ.ГГГГ, не подтвержден, то есть не имеется ни одного документа из перечисленных в пункте 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации, свидетельствующего об обстоятельствах утраты (отсутствия) родительского попечения.
29.03.2021 года специалистом отдела опеки и попечительства Администрации проведено обследование условий жизни несовершеннолетних детей К., С., Е., В., Д.. В ходе соответствующего обследования было установлено, что их мать Р.Е. 14.03.2021 уехала в республику Беларусь по вопросам гражданства троих младших детей, оставив всех детей под присмотр бабушке – Р.А., рождения ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, обстоятельств, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью детей, не было выявлено, несовершеннолетние <данные изъяты> остались без надзора со стороны законных представителей и нуждаются в предоставлении социальной помощи.
Администрация полагает, что поскольку несовершеннолетние <данные изъяты> не относятся к категории детей-сирот либо детей, оставшихся без попечения родителей, у органа опеки и попечительства отсутствуют основания для осуществления процедуры по помещению детей под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч. 3 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", вопрос о помещении безнадзорных <данные изъяты> в учреждение здравоохранения обоснованно решался сотрудниками подразделения по делам несовершеннолетних ОМВД России по Бокситогорскому району.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 12 вышеназванного закона, в настоящее время, профилактическая работа с данной семьей, предоставление социальных услуг несовершеннолетним <данные изъяты>, находящимся в социально опасном положении, осуществляется ЛОГАУ "Бокситогорский КЦСОН".
На основании изложенного Администрация считает, что нарушений действующего законодательства со стороны административного истца допущено не было.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве административного ответчика была также привлечена прокуратура Ленинградской области.
Обжалуемым решением от 29.09.2021 г. Бокситогорский городской суд Ленинградской области отказал Администрации в удовлетворении административного иска (л.д. 146-160).
В апелляционной жалобе Администрация просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, судом необоснованно не было учтено, что орган опеки и попечительства в соответствии с законодательством РФ обладает полномочиями по устройству детей-сирот либо детей, оставшихся без попечения родителей, а не детей иных категорий. Несовершеннолетние Параевы были выявлены как безнадзорные, поэтому вопрос об их помещении в учреждение здравоохранения решался сотрудниками подразделения по делам несовершеннолетних ОМВД России по Бокситогорскому району в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", и приказом Минздрава РФ № 414 и МВД РФ №633 от 20.08.2003 г. Судом не было учтено, что орган опеки Администрации после сообщения из ОМВД России по Бокситогорскому району, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, совершил необходимые действия, а именно, провел обследование условий жизни несовершеннолетних Параевых и их семьи. В ОМВД России по Бокситогорскому району, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, был представлен отчет по результатам проверки, в котором орган опеки Администрации сделал обоснованный вывод о том, что несовершеннолетние остались без надзора со стороны законных представителей, нуждаются в предоставлении социальной помощи, непосредственной угрозы жизни и здоровью детей не усматривается, поэтому оснований для проведения процедуры отобрания в порядке ст. 77 Семейного кодекса РФ установлено не было (л.д. 165-167).
В суд апелляционной инстанции поступили возражения Бокситогорского городского прокурора по доводам жалобы, в которых административный ответчик просит решение суда первой инстанции оставить без изменения (л.д. 176-180).
Явившиеся в суд апелляционной инстанции представители Администрации Комиссаров Р.Ю. и Чернякова Е.М. доводы апелляционной жалобы поддержали. Представитель прокуратуры Ленинградской области Чубукова А.С. полагала доводы апелляционной жалобы необоснованными, поддержала письменные возражения Бокситогорского городского прокурора.
Проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 121 Семейного Кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ), защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.
Как следует из положений ст. 1 Федерального Закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Закон № 120-ФЗ), безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц; несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия; семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
В силу ст. 4 Закона № 120-ФЗ, органы опеки и попечительства входят в систему органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 16 Закона № 120-ФЗ, органы опеки и попечительства участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, указанными в статье 5 настоящего Федерального закона, если они являются сиротами либо остались без попечения родителей или иных законных представителей, а также осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
Часть 2 ст. 16 Закона № 120-ФЗ предусматривает, что должностные лица органов опеки и попечительства в целях предупреждения безнадзорности, беспризорности и правонарушений, а также антиобщественных действий несовершеннолетних используют предоставленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации полномочия, связанные с осуществлением ими функций опеки и попечительства, а также пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением муниципальной Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации МО «Город Пикалево» Бокситогорского района Ленинградской области от 27.01.2021 № 26 семья Р.Е., имеющей несовершеннолетних детей: К., рождения ДД.ММ.ГГГГ, С., рождения ДД.ММ.ГГГГ, Е., рождения ДД.ММ.ГГГГ, В., рождения ДД.ММ.ГГГГ, Д., рождения ДД.ММ.ГГГГ, признана находящейся в социально опасном положении, утвержден план мероприятий индивидуальной профилактической работы с семьей Р.Е. и ее несовершеннолетними детьми до 27.07.2021, определены субъекты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, участие которых необходимо в проведении индивидуальной профилактической работы, в числе которых отдел опеки попечительства администрации Бокситогорского муниципального района (л.д. 40, 41).
29.03.2021 в адрес отдела опеки и попечительства Администрации из Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав МО «Город Пикалево» поступила информация с просьбой принять меры по защите прав и законных интересов несовершеннолетних К., С., Е., В., Д., поскольку их мать Р.Е. с 14.03.2021 отсутствует дома. Несовершеннолетний К. замечен в совершении правонарушений (л.д. 44).
29.03.2021 отделом опеки и попечительства Администрации составлены акты обследования условий жизни несовершеннолетних <данные изъяты> и их семьи. Согласно данным актам, мать детей Р.Е. 14.03.2021 уехала в республику Беларусь по вопросам гражданства троих младших детей, оставив всех детей под присмотр бабушке – Р.А., зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>. Отец детей - П.А., совместно с детьми не проживает, живет в г. Гомель Республики Беларусь (л.д. 47-74).
30.03.2021 отделом опеки и попечительства Администрации в адрес Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав МО «Город Пикалево» дан ответ, что несовершеннолетние <данные изъяты> находятся в социально-опасном положении, нуждаются в оказании социальной помощи, но не относятся к категории детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 45, 46).
01.04.2021 в адрес отдела опеки и попечительства Администрации из 91 отдела полиции ОМВД России по Бокситогорскому району поступило информационное письмо от 30.03.2021 о том, что несовершеннолетние <данные изъяты> остались без попечения матери Р.Е. с 15.03.2021. 28.03.2021 г. несовершеннолетний К. был помещен в педиатрическое отделение ГБУЗ ЛО БМБ ПГБ, поскольку 27.03.2021 г. в 23 час. 10 мин. находился в ночное время на улице без сопровождения родителей или иных законных представителей. С целью исключения факта безнадзорности и недопущения совершения противоправных деяний в отношении малолетних детей ОМВД просит принять меры по решению вопроса об установлении опеки над малолетними детьми или о помещении их в государственное учреждение для дальнейшего жизнеустройства в период отсутствия матери (л.д. 75, 76).
01.04.2021 ОМВД России по Бокситогорскому району направило Бокситогорскому городскому прокурору информацию о бездействии специалистов органов опеки и попечительства администрации Бокситогорского муниципального района при работе с семьей Р.Е. (л.д. 79-81).
09.04.2021 в адрес 91 отдела полиции ОМВД России по Бокситогорскому району отделом опеки и попечительства Администрации дан ответ, что несовершеннолетние Параевы не относятся к категории детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 82).
По информации администрации г. Гомель Республики Беларусь от 15.04.2021, полученной административным истцом по запросу, семья Р.Е. неоднократно признавалась социально неблагополучной, в ноябре 2020 года Р.Е. с несовершеннолетними детьми выехала на территорию РФ для постоянного проживания, П.А. остался проживать в г. Гомель, на момент составления ответа, Р.Е. и П.А. находятся в г. Гомель, продолжают употреблять алкоголь и ведут асоциальный образ жизни (л.д. 123-129).
11.05.2021 Бокситогорским городским прокурором Ермаковым А.А. в адрес администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области внесено представление № 7-33-2021 о принятии мер по устранению нарушений законодательства. В представлении указано, что органами опеки и попечительства в нарушение требований пункта 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" достаточных мер к защите законных прав и интересов безнадзорных несовершеннолетних К., С., Е., В., Д. не принято и вопрос об их помещении в учреждение здравоохранения решался сотрудниками ОУУП и ПДН ОМВД России по Бокситогорскому району.
Администрации предписано: безотлагательно рассмотреть представление; в течение одного месяца принять конкретные меры по устранению допущенных закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер сообщить прокурору в письменной форме в установленный срок; рассмотреть вопрос о привлечении лиц виновных в сложившейся ситуации к установленной законом ответственности, копию решения о наказании представить в прокуратуру. Рассмотреть настоящее представление с участием Бокситогорского городского прокурора, уведомив его о дате и времени рассмотрения заблаговременно (л.д. 11-13).
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административных исковых требований, поскольку данный вывод основан на законе и фактических обстоятельствах дела.
Согласно приведенным выше положениям закона, деятельность органов опеки и попечительства по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, а соответственно и защите их прав и законных интересов, является обязательной и безальтернативной.
При таких обстоятельствах, ссылки административного истца на то, что защита прав несовершеннолетних <данные изъяты> должна осуществляться органом управления социальной защиты населения и специализированным учреждением для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются безосновательными.
Как следует из п. 8 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденного приказом Минпросвещения России от 15.06.2020 № 300 (далее - Порядок), документами, свидетельствующими об обстоятельствах утраты (отсутствия) попечения его родителей (единственного родителя), в том числе являются: справка органов внутренних дел о том, что место нахождения матери (отца) ребенка не установлено; а также документы, свидетельствующие об иных случаях отсутствия родительского попечения, предусмотренных пунктом 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации.
Причем перечень документов, свидетельствующих об обстоятельствах утраты (отсутствия) попечения его родителей (единственного родителя), предусмотренный п. 8 Порядка, не является исчерпывающим.
Как правильно установлено судом первой инстанции, административный истец неоднократно информировался о том, что несовершеннолетние <данные изъяты> с 14.03.2021 г. находятся без попечения единственного родителя - матери.
Согласно материалам дела, 27.03.2021 несовершеннолетний К. находился один в ночное время без сопровождения взрослых. Согласно актам обследования жилищных и бытовых условий несовершеннолетних <данные изъяты>, составленных органом опеки и попечительства, а также ответу Администрации от 30.03.2021 (л.д. 45), усматривается отсутствие попечения родителей и самоустранение матери от воспитания детей, поскольку органом опеки установлено, что Р.Е. на связь с родственниками не выходит, точной даты ее возвращения из г. Гомеля в г. Пикалево родственники не знают.
Кроме того, административному истцу была сообщена информация из администрации г. Гомель Республики Беларусь, согласно которой Р.Е., находясь в г. Гомель после ее отъезда из г. Пикалево, употребляла алкоголь и вела асоциальный образ жизни.
Несмотря на наличие совокупности документов, подтверждающих факт отсутствия родительского попечения несовершеннолетних <данные изъяты>, административным истцом каких-либо мер по защите прав и законных интересов несовершеннолетних не принято.
Довод подателя жалобы о том, что у Администрации не имелось оснований для отобрания детей в порядке ст. 77 СК РФ, не свидетельствует об отсутствии необходимости защиты прав несовершеннолетних со стороны органов опеки и попечительства иными способами.
Семья Р.Е. признана находящейся в социально-опасном положении, несовершеннолетние <данные изъяты> имеют правовой статус безнадзорных, соответственно, нуждаются в помощи и защите со стороны государства.
В соответствии вышеприведенными положениями Закона № 120-ФЗ, органы опеки и попечительства входят в систему органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, а также осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
Таким образом, Закон № 120-ФЗ, как и Семейный Кодекс Российской Федерации обязывают органы опеки и попечительства осуществлять меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о законности и обоснованности представления Бокситогорского городского прокурора Ермакова А.А. № 7-33-2021 от 11.05.2021, вынесенного в адрес администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области о принятии мер по устранению нарушений законодательства.
Судебная коллегия по административным делам не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, не подлежащим отмене. Доводы апелляционной жалобы сомнений в правильности решения суда не вызывают и его отмену не влекут, поскольку основаны на неправильном толковании закона. Правовых оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены решения суда апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
Решение Бокситогорского городского суда Ленинградской области от 29 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья: <данные изъяты>
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 декабря 2021 г.