Дело № 2-4867/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
04 октября 2016 года г.Альметьевск
Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.Р. Булатовой
при секретаре Л.С. Смирновой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фархутдиновой М.К. к Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района РТ, Межведомственной комиссии Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района РТ о признании права на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет,
установил:
В обоснование иска указано, что М.К. Фархутдинова является ветераном Великой Отечественной войны и вдовой участника Великой Отечественной войны. Проживает в доме расположенном по адресу: <адрес>. Межведомственной комиссией, назначенной постановлением исполкома Альметьевского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ № был составлен акт обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ № В и принято заключение о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания. Между тем, выводы комиссии являются не соответствующими действительности. М.К. Фархутдинова обратилась в ООО «Астра-Инжиниринг», согласно технического заключения от ДД.ММ.ГГГГ, величина износа указанного жилого дома составляет 81%. Истица просит суд признать за ней право на постановку на учет в качестве нуждающейся обеспечении жилым помещением ввиду отсутствия у нее жилого помещения, пригодного для проживания и обязать Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района РТ произвести постановку ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В судебном заседании представитель истца В.И. Трофимов требования поддержал, просил суд его удовлетворить.
Представитель ответчиков иск не признала, просила суд отказать в его удовлетворении.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
Статьей 21 ФЗ "О ветеранах" определены меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, включающие в себя, в том числе и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом установлено, что члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации N 714 от ДД.ММ.ГГГГ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны" обеспечению жильем подлежат нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах", Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" обеспечение жильем ветеранов ВОВ осуществляется только в том случае, если ветеран войны в установленном действующим законодательством порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. п. 2, 3 ч. 1, ч. 2 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок и процедура признания жилых помещений непригодными для проживания регламентированы Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное на основании Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47.
В силу п. 8 указанного выше Положения, орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (не пригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (не пригодными) для проживания граждан.
В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
В соответствии с п. 33 названного Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Согласно пункту 42 данного Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Пунктом 44 приведенного выше Постановления Правительства РФ установлено, что процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает в числе других определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.
В соответствии с п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" судам надлежит иметь в виду, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (части 3, 4 статьи 15 ЖК РФ). В настоящее время действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47.
Как следует из материалов дела, М.К. Фархутдинова является ветераном Великой Отечественной войны и вдовой участника Великой Отечественной войны. Проживает в доме расположенном по адресу: <адрес>. Межведомственной комиссией, назначенной постановлением исполкома Альметьевского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ № был составлен акт обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ № В и принято заключение о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания.
Обосновывая свои требования о признании за ней права на постановку на учет в качестве нуждающейся обеспечении жилым помещением ввиду отсутствия у нее жилого помещения, пригодного для проживания и обязании Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района РТ произвести постановку ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении истица указала, что выводы Межведомственной комиссии являются не соответствующими действительности, так как согласно техничесокму заключению ООО «Астра-Инжиниринг», величина износа указанного жилого дома составляет 81%.
Требования истицы не подлежат удовлетворению.
Исходя из смысла вышеприведенных норм, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ).
В нарушение требований вышеприведенных норм, а также Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которым определена процедура проведения оценки жилого фонда, истица не обращалась в уполномоченный орган для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) дома для проживания, не создана межведомственная комиссия для оценки жилых помещений, отсутствует акт обследования дома.
Жилое помещение, в котором проживает истица не признано непригодным для проживания в установленном законом порядке, следовательно, оснований для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением не имеется, поскольку нет решения межведомственной комиссии о непригодности жилого дома для проживания по адресу: адрес
Техническое заключение ООО «Астра-Инжиниринг» по результатам обследования жилого помещения в котором проживает истица, не может являться основанием для признания жилого помещения непригодным и применяться судом в качестве доказательства, поскольку ООО «Астра-Инжиниринг» не является уполномоченным лицом (органом), решающим вопрос о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, вопросы признания жилых помещений частного жилищного фонда пригодными (непригодными) для проживания граждан отнесены к компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органами местного самоуправления.
Поскольку не соблюден установленный законом порядок проведения оценки соответствия помещения установленным законом требованиям, суд не вправе подменять органы государственной власти, органы местного самоуправления и выносить решения, входящие в их компетенцию, а также предрешать существо принимаемого ими решения.
В связи с изложенным, суд полагает, что требования истицы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении искового заявления Фархутдиновой М.К. к Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района РТ, Межведомственной комиссии Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района РТ о признании права на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение месяца.
Судья Р.Р. Булатова