дело №2-45/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 марта 2019 года пгт.Троицко-Печорск
Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Плесовской Н.В.,
при секретаре Рожковой В.Ю.,
с участием прокурора Чистюхиной С.В., третьего лица Колесникова А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Троицко-Печорского района Республики Коми в защиту прав и законных интересов муниципального образования сельского поселения «Усть-Илыч» к администрации сельского поселения «Усть-Илыч» о возложении обязанности подать заявление о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества,
установил:
Прокурор Троицко-Печорского района Республики Коми (далее прокурор) обратился в суд в защиту прав и законных интересов муниципального образования сельского поселения «Усть-Илыч» с иском к администрации сельского поселения «Усть-Илыч» (далее ответчик) о возложении обязанности подать заявление с целью постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества – жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В обоснование иска указано, что жилой дом является бесхозяйным недвижимым имуществом, сведений о зарегистрированных правах на данный объект не имеется, что приводит к отсутствию на территории муниципального образования условий для устойчивого управления жилищным фондом, препятствует нормальному деловому обороту в части распределения и капитального ремонта жилищного фонда, создает предпосылки для противоправных сделок с жилыми помещениями. Кроме того, визуально дом находится в аварийном состоянии, и отсутствие собственника приводит к ненадлежащему контролю за состоянием жилого дома, что может привести к его разрушению и ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Чистюхина С.В. исковые требования поддержала в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явился, в материалах дела имеется заявление главы сельского поселения «Усть-Илыч» о рассмотрении дела без его участия. В письменном отзыве на исковое заявление представитель администрации сельского поселения «Усть-Илыч» указывает на то, что жилые помещения в п. Мишкин-Ёль на баланс администрации сельского поселения «Усть-Илыч» не передавались; граждане, имеющие регистрацию в жилых помещениях, расположенных в п.Мишкин-Ёль, в надлежащем состоянии жилые помещения не поддерживают; Колесников А.М. выписался из спорного жилого помещения в 2002 году, в настоящее время по указанному адресу фактически никто не проживает, в администрацию поселения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося Колесников А.М. не обращался; кроме того, указывает на отсутствие в бюджете поселения денежных средств для проведения работ по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.
В соответствие со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие представителя ответчика.
Третье лицо – Колесников А.М. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал, пояснил, что ввиду отсутствия собственника не может оформить договор социального найма на указанное жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, а также обратиться в межведомственную комиссию с вопросом о признании дома аварийным.
Выслушав пояснения прокурора, третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
На основании ч.1 ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее ФЗ №131-ФЗ) предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления относятся: правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах РФ в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом; правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами (ч.1 ст.6).
Частью 1 статьи 14 вышеуказанного закона определено, что к вопросам местного значения поселения относятся в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Аналогичные положения закреплены и в статье 10 Устава сельского поселения «Усть-Илыч».
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (ст.225 ГК РФ).
На территории сельского поселения «Усть-Илыч» создано муниципальное образование сельское поселение «Усть-Илыч» (ст.1 Устава). Исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления сельского поселения является администрация сельского поселения, наделенная полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми (ст.45 Устава).
В соответствии со статьей 126 Закона Республики Коми «О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми» в состав муниципального образования на территории поселения «Усть-Илыч» входит, в том числе, поселок сельского типа Мишкин-Ёль.
В поселке Мишкин-Ёль имеется объект недвижимого имущества, жилой дом по адресу: <адрес>.
Из представленных суду доказательств следует, что спорный объект недвижимого имущества расположен в черте сельского поселения, что сторонами не оспаривается. В настоящее время он не имеет собственника, то есть является бесхозяйным.
Отсутствие зарегистрированных прав на жилое помещение по адресу: <адрес> подтверждается представленными суду доказательствами, а именно: информацией администрации СП «Усть-Илыч» от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии сведений о спорном имуществе, находящемся в собственности сельского поселения; информацией администрации муниципального района «Троицко-Печорский» от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии сведений в реестре муниципальной собственности; ответом АО «Ростехинвентаризация–Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии в материалах бюро технической инвентаризации регистрации права собственности; уведомлением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Коми от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений. Согласно информации Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ, Территориального управления Росимущества в Республике Коми от ДД.ММ.ГГГГ в реестре государственного имущества Республики Коми и реестре федерального имущества данный объект недвижимости не учитывается.
Принимая во внимание положения ст.225 ГК РФ, а также ФЗ №131-ФЗ, суд приходит к выводу о наличии у ответчика обязанности в силу закона выявлять и подавать заявления в Росреестр об учете бесхозяйного имущества, в связи с чем иск прокурора подлежит удовлетворению. Срок, в течение которого прокурор просит обязать ответчика устранить выявленное нарушение законодательства в области использования муниципального имущества, является разумным.
Доводы представителя ответчика о необходимости изготовления технических планов для постановки на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества и отсутствии финансирования на эти цели являются несостоятельными, поскольку данное обстоятельство не освобождает орган местного самоуправления от возложенной законом обязанности.
Суд не взыскивает с ответчика государственную пошлину, поскольку администрация сельского поселения «Усть-Илыч» как орган местного самоуправления, в силу пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ, освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Троицко-Печорского района Республики Коми в защиту прав и законных интересов муниципального образования сельского поселения «Усть-Илыч» к администрации сельского поселения «Усть-Илыч» о возложении обязанности подать заявление о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества - удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения «Усть-Илыч» в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу подать заявление в Ухтинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Коми о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья Н.В. Плесовская