РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 сентября 2024 года <адрес>,
<адрес>
Красногорский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Сорокина Ю.А.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Комитету по архитектуре и градостроительству <адрес> об установлении факта отсутствия мелиоративной системы на земельном участке,
установил:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском, с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Комитету по архитектуре и градостроительству <адрес>, в котором просит установить факт отсутствия мелиоративной системы на земельном участке с кадастровым номером 50:23:0020275:5968, расположенном по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.
В обоснование исковых требований указано, что истцу на основании договора № ДЗ-2/0515 купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ФИО1 и ООО «Управляющая компания «Товарищество доверительного управления» ФИО3 паевым инвестиционным рентным фондом «Своя земля – рентный», на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:23:0020275:5968, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ФГБУ «Спецмелиоводхоз» с целью получения сведений о наличии (отсутствии) мелиоративных систем на указанном земельном участке. Из предоставленного ДД.ММ.ГГГГ ответа следует, что на земельном участке объекты государственных мелиоративных систем и мелиорированных земель федеральной собственности отсутствуют. Вместе с тем, по архивным данным и картографическим материалами ИСОГД МО земельный участок расположен на ранее мелиорированных землях, мелиоративная система была построена на землях совхоза «Сафоновское», который в 2003 г. прекратил свою деятельность. В связи с имеющимися в ИСОГД МО сведениями о расположении принадлежащего истцу участка на ранее мелиорированных землях, у истца отсутствует возможность строительства дома и введения его в эксплуатацию.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Комитета по архитектуре и градостроительству <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства дела извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин своего отсутствия суду не представил, позицию по иску не предоставил.
Представитель третьего лица Министерства сельского хозяйства и продовольствия <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства, представил отзыв на исковое заявление, оставив вопрос об удовлетворении требований на усмотрение суда.
Представитель третьего лица ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз» в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства дела извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин своего отсутствия суду не представил, позицию по иску не предоставил.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд постановил решение при данной явке, в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В силу ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Согласно ст. 268 ГПК РФ решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не заменяет собой документы, выдаваемые органами, осуществляющими регистрацию.
Судом установлено, что истцу ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 755 кв.м., с кадастровым номером 50:23:0020275:5968, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Земельный участок приобретен ФИО1 на основании договора № ДЗ-2/0515 купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ООО «Управляющая компания «Товарищество доверительного управления» ФИО3 паевым инвестиционным рентным фондом «Своя земля – рентный».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ФГБУ «Управление Спецмелиоводхоз» с запросом о предоставлении сведений о наличии/отсутствии мелиоративных систем на принадлежащем истцу земельном участке.
Земельный кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ) закреплен принцип приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами (пп. 6 п. 1 ст. 1).
Согласно ч. 4 ст. 79 ЗК РФ особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
В соответствии с п. 2 Порядка формирования и ведение перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственный угодий, расположенных на территории <адрес>, использование которых для других целей не допускается, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, формирование и ведение перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории <адрес>, использование которых для других целей не допускается, осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия <адрес> в электронном виде на сайте Геопортала Подмосковья по адресу: https://rgis.mosreg.ru.
Как следует из отзыва Министерства сельского хозяйства и продовольствия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №СДИ-208, согласно перечню, размещенному на сайте Геопортал Подмосковья, земельный участок с кадастровым номером 50:23:0020275:5968, не включен в перечень.
До принятия в 2008 году Федерального закона № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» к полномочиям федеральных органов государственной власти относился учет и мониторинг мелиоративных земель.
Порядок учета мелиоративных земель и внесения данных о них в государственный земельный кадастр устанавливается Правительством Российской Федерации (был утвержден Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №п-П1).
В соответствии с пунктом 10 Порядка списание мелиоративных систем и соответственно перевод мелиорированных земель в немелиорированные производился на основании заключения комиссий, создаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В <адрес> постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПГ функции комиссии по указанному вопросу были возложены на Координационный совет по имущественным отношениям в <адрес>.
Данный порядок был временным и подлежат применению до момента возложения полномочий по осуществлению учета мелиорированных земель на специальный федеральный орган исполнительной власти.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ статья 19, регламентирующая порядок учета мелиоративных систем, исключена, что повлекло признание утратившими силу постановлений Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №п-П1 и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПГ.
На сегодняшний день правовых норм, определяющих и дающих возможность осуществления органами исполнительной власти полномочий по учету и списанию мелиоративных систем, федеральным законодательством не установлено.
Спорный земельный участок не включён в перечень, относится к категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». Земельный участок относится к зоне Ж-2, предназначенный для застройки индивидуальными жилыми домами.
Как следует из искового заявления, списание мелиоративной системы истцу необходимо для строительства дома и ввода его в эксплуатацию.
Из ответа ФГБУ «Управление Спецмелиоводхоз» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что объекты государственных мелиоративных систем и мелиорированные земли федеральной собственности, переданные в оперативное управление ФГБУ «Управление Спецмелиоводхоз», в границах земельного участка с кадастровым номером 50:23:0020275:5968 отсутствуют. Вместе с тем, по архивным данным и картографическим материалами ИСОГД МО установлено, что земельный участок расположен на ранее мелиорированных землях. Мелиоративная система была построена на землях совхоза «Сафоновское». Иными сведениями в отношении указанной мелиоративной системы ФГБУ «Управление Спецмелиоводхоз» не располагает.
Согласно представленной Министерством сельского хозяйства и продовольствия <адрес> публичной кадастровой карты, земельный участок, принадлежащий истцу, окружен участками сопоставимой площади, которые частично застроены индивидуальными жилыми домами.
Совхоз «Сафоновский», созданный в 1965 году, впоследствии был преобразован в ЗАО «Сафоновское».
ЗАО «Сафоновское» (ИНН 5040008887, ОГРН 1025005123263) прекратило свою деятельность ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ.
Разрешая спор по существу, суд, исследовав и оценив представленные доказательства, учитывая, что из писем ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз» следует, что на указанном участке отсутствует мелиоративная система; установив, что спора о праве в отношении спорной мелиоративной системы не имеется, право собственности, иное право на мелиоративную систему не зарегистрировано; материалами дела подтверждается отсутствие на земельном участке мелиоративной системы, удовлетворяет заявленные требования, установив факт отсутствия мелиоративной системы на земельном участке с кадастровым номером 50:23:0020275:5968, расположенном по адресу: <адрес>.
Отсутствие на земельном участке мелиоративной системы делает невозможным предоставление акта о списании, и, соответственно, невозможным исключение такого земельного участка из состава мелиорируемых земель иначе, как по решению суда, в связи с чем суд полагает необходимым указать, что решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений о списании мелиоративной системы и актуализации сведений в Государственной информационной системе обеспечения государственной деятельности <адрес> в отношении указанного земельного участка.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 к Комитету по архитектуре и градостроительству <адрес> об установлении факта отсутствия мелиоративной системы на земельном участке - удовлетворить.
Установить факт отсутствия мелиоративной системы на земельном участке с кадастровым номером 50:23:0020275:5968, расположенном по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, принадлежащем на праве собственности ФИО1.
Решение является основанием для внесения соответствующих изменений о списании мелиоративной системы и актуализации сведений в Государственной информационной системе обеспечения государственной деятельности <адрес> в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:23:0020275:5968.
Решение может быть обжаловано в Московской областной суд через Красногорский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.А. Сорокин