Решение по делу № 2-3716/2024 от 25.07.2024

Дело №2-3716/2024

77RS0016-02-2024-006333-36

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

21 ноября 2024 года                                г. Красноярск

Железнодорожный районный суд г. Красноярска

в составе председательствующего судьи Науджус О.С.,

при секретаре – Бондаренко О.П.,

с участием старшего помощника Красноярского транспортного прокурора Кондрашиной Е.А.,

представителя ответчика Искалиевой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к АО «Федеральная пассажирская компания» об устранении нарушений законодательства о транспортной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Красноярский транспортный прокурор обратился в суд с иском к АО «Федеральная пассажирская компания» об устранении нарушений законодательства о транспортной безопасности, мотивируя свои требования тем, что Красноярской транспортной прокуратурой в ходе осуществления надзорной деятельности в пассажирском вагонном депо Красноярск-структурном подразделении Восточно-Сибирского филиала АО «ФПК» выявлены нарушения требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности. В нарушение требований в установленный законом срок эксплуатируемые транспортные средства железнодорожного транспорта - года постройки в полном объеме не оснащены техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, включая систему видеонаблюдения. Прокуратурой в июне 2023 года начальнику Пассажирского вагонного депо Красноярск - структурного подразделения Восточно-Сибирского филиала АО «ФПК» по вышеуказанным фактам вносилось представление об устранении нарушений законодательства, однако до настоящего времени данные нарушения закона не устранены. Несоблюдение требований транспортной безопасности создает угрозу жизни, здоровью пассажиров, пользующихся услугами железнодорожного транспорта. При анализе паспорта обеспечения транспортной безопасности указанных транспортных средств установлено, что субъектом определено оснащение вагонов техническими средствами в соответствии названными Требованиями, а именно: средствами видеонаблюдения на путях прохода в салон (кабину) транспортного средства (локомотива); в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах и технических помещениях; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных, однако данные требования не выполнены.

Просит признать незаконным бездействие АО «Федеральная пассажирская компания», выразившееся в несоблюдении требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности в части неоснащения пассажирских вагонов года постройки техническими средствами обеспечения транспортной безопасности – средствами видеонаблюдения на путях прохода в салон (кабину) транспортного средства (локомотива); в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах и технических помещениях; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных. Обязать АО «Федеральная пассажирская компания» устранить выявленные нарушения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности путем оснащения транспортных средства - пассажирских вагонов с общесетевыми , ДД.ММ.ГГГГ года постройки техническими средствами обеспечения транспортной безопасности – средствами видеонаблюдения на путях прохода в салон (кабину) транспортного средства (локомотива); в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах и технических помещениях; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных, в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании старший помощник Красноярского транспортного прокурора Кондрашина Е.А. требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям, просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Искалиева В.В., действующая на основании доверенности в судебном заседании исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в письменной отзыве. Суду пояснила, что в настоящее время государственными органами проводится работа по изменению норм по оснащению вагонов техническими средствами обеспечения транспортной безопасности в части сроков оснащения вагонов техническими средствами обеспечения транспортной безопасности и мест размещения технических средств. В отношении пассажирских вагонов, которые не оснащены средствами видеонаблюдения и регистрации АО «ФПК» проводит работу по оснащению транспортных средств системами видеонаблюдения и регистрации на постоянной основе. Пассажирские вагоны, введенные в эксплуатацию до вступления в силу требований, оснащаются системами видеонаблюдения и регистрации при проведении капитально-восстановительного ремонта. Оснастить единовременно все транспортные средства, находящиеся в эксплуатации не представляется возможным, в виде отсутствия технологической возможности и непрерывности перевозочного процесса. Просила учесть, что компанией принимаются все возможные меры по исполнению требований транспортной безопасности, в случае удовлетворения исковых требований просила увеличить срок для исполнения решения суда до 24 месяцев.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человекам и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительности власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Как установлено в судебном заседании, субъекту транспортной безопасности АО «ФПК» принадлежат объекты транспортной инфраструктуры – пассажирские вагоны с сетевыми номерами ДД.ММ.ГГГГ года постройки, что подтверждается электронными паспортами вагонов.

Красноярским транспортным прокурорам проведена проверка АО «ФПК» на предмет соблюдении требований законодательства в области транспортной безопасности. В ходе указанной проверки выявлены нарушения ответчиком требований по обеспечению транспортной безопасности, включая систему видеонаблюдения.

ДД.ММ.ГГГГ Красноярской транспортной прокуратурой в адрес начальника Пассажирского вагонного депо Красноярск-структурного подразделения Восточно-сибирского филиала АО «ФПК» Крюкова С.В. направлено представление об устранении нарушения требований законодательства о транспортной безопасности.

ДД.ММ.ГГГГ год АО «ФПК» направило в адрес Красноярского транспортного прокурора письмо, согласно которому АО «ФПК» принимаются все возможные меры по исполнению требований законодательства, а исполнение требований транспортного прокурора об оснащении более 200 вагонов техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, включая систему видеонаблюдения невозможно по объективным причинам.

Оценивая имеющиеся по делу доказательства, суд принимает во внимание, что обеспечение высокого уровня безопасности на объектах транспортной инфраструктуры является одной из важных задач государства и организаций, осуществляющих железнодорожные перевозки.

Транспортная безопасность согласно Федеральному закону «О транспортной безопасности» - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (статья 1). Обеспечение состояния защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства названный Федеральный закон возлагает на субъекты транспортной инфраструктуры, каковыми выступают юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Согласно ч. 10 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Согласно ч. 1 ст. 2 указанного закона целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

В силу ч. 1 ст. 4 приведенного закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (ч. 9 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ).

Частью 1.1 ст. 8 указанного закона предусмотрено, что требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для транспортных средств по видам транспорта устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования включают в себя требования, обязательные для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиками (в том числе иностранных государств), осуществляющими перевозки из пункта отправления в пункт назначения, расположенные на территории Российской Федерации (каботаж), а также требования, обязательные для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиками иностранных государств, осуществляющими перевозки в Российскую Федерацию, из Российской Федерации, через территорию Российской Федерации, учитывающие требования, предусмотренные положениями международных договоров Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 10.10.2020 года № 1653 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта, которые вступили в силу с 23.10.2020.

Согласно п. 5 Требований № 1653 настоящий документ является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры (перевозчиками) Российской Федерации, осуществляющими эксплуатацию транспортных средств, перевозчиками иностранных государств, выполняющими перевозки из пункта отправления в пункт назначения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в Российскую Федерацию, из Российской Федерации, через территорию Российской Федерации (далее соответственно - субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики), перевозчики иностранных государств).

Основные общие обязанности для всех субъектов транспортной инфраструктуры (перевозчиков) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств перечислены в п. 6 Требований № 1653.

При этом, в силу под. 1 п. 7 Требований № 1653 субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров в дальнем следовании, дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа, обязаны оснастить транспортные средства следующими техническими средствами обеспечения транспортной безопасности:

- средства видеонаблюдения в кабине транспортного средства и на путях прохода в салон (кабину) транспортного средства (локомотива);

- средства видеонаблюдения в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах и технических помещениях;

- средства оповещения и связи, в том числе между членами экипажа транспортного средства (локомотивной и поездной бригадами), а также с диспетчерскими центрами управления движением транспортных средств;

- средства обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.

Учитывая, что Требования вступили в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, окончание срока реализации паспортов вагонов - ДД.ММ.ГГГГ, однако в нарушение вышеуказанных требований закона ответчиком, как субъектом транспортной инфраструктуры вагоны не оснащены вышеперечисленными техническими средствами, включая видеонаблюдение.

Факт неисполнения требований транспортной безопасности не оспаривался представителем ответчика в судебном заседании.

Учитывая, что на момент рассмотрения дела указанные пункты Требования не выполнены, на ответчика, которому принадлежат спорные объекты транспортной инфраструктуры, надлежит возложить обязанность по выполнению данных требований, а их бездействие, выразившееся в несоблюдении требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности в части неоснащения пассажирских вагонов техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, признается незаконным.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В целях исполнения судебного акта, с учетом требований ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, а также пояснений представителя ответчика, с учетом предполагаемой длительности, сложности и объема необходимых работ, суд считает необходимым возложить на ответчика определенную решением обязанность исполнить в течение 18 месяцев со дня вступления решения в законную силу, полагая указанный срок обоснованным, разумным и объективным.

Доводы представителя ответчика о принятии мер по устранению выявленных нарушений не свидетельствуют о выполнении ответчиком установленных требований в полном объеме, и не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 600 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие АО «Федеральная пассажирская компания», выразившееся в несоблюдении требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности в части неоснащения пассажирских вагонов с общесетевыми ДД.ММ.ГГГГ года постройки техническими средствами обеспечения транспортной безопасности – средствами видеонаблюдения на путях прохода в салон (кабину) транспортного средства (локомотива); в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах и технических помещениях; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.

Обязать АО «Федеральная пассажирская компания» (ИНН 7708709686) устранить выявленные нарушения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности путем оснащения транспортных средств – пассажирских вагонов с общесетевыми № ДД.ММ.ГГГГ года постройки техническими средствами обеспечения транспортной безопасности – средствами видеонаблюдения на путях прохода в салон (кабину) транспортного средства (локомотива); в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах и технических помещениях; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных в срок не позднее 18 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с АО «Федеральная пассажирская компания» (ИНН 7708709686) государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 600 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска.

Судья О.С. Науджус

Мотивированное решение изготовлено 5 декабря 2024 года.

2-3716/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Красноярская транспортная прокуратура
Ответчики
АО "ФПК"
Суд
Железнодорожный районный суд г. Красноярск
Судья
Науджус Ольга Сергеевна
Дело на странице суда
geldor.krk.sudrf.ru
25.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
25.07.2024Передача материалов судье
31.07.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.09.2024Предварительное судебное заседание
12.09.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
08.11.2024Предварительное судебное заседание
21.11.2024Судебное заседание
05.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее