Дело № 2-763/2023
УИД: 66RS0011-01-2023-000411-43
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Каменск – Уральский 06 июня 2023 года
Красногорский районный суд города Каменска - Уральского Свердловской области в составе судьи Пастуховой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Качалковой Ю.А.,
с участием представителя истца Демаковой А.Ю. – Демаковой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Демаковой А.Ю, к территориальному отраслевому органу государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 12 о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Демакова А.Ю. обратилась в суд с иском к территориальному отраслевому органу государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 12 о признании незаконным решения об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Уточнив свои требования, истец просит: признать незаконным и отменить решение Территориального отраслевого органа государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 12 за № (без даты) об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта; признать незаконным решением Территориального отраслевого органа государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 12 за № от 30.01.2023 о назначении социальной помощи на основании социального контракта (поиск работы); обязать Территориальный отраслевой орган государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 12 заключить с истцом социальный контракт на осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации на основании решения Территориального отраслевого органа государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 12 за № от 30.01.2023 о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта (иные); взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
В судебном заседании представитель истца – Демакова Е.Г., действующая на основании устного ходатайства, в судебном заседании поддержала уточненные требования, пояснив, что 18.01.2023 Демакова А.Ю. обратилась к ответчику с заявлением о заключении социального контракта на осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации. Заключение социального контракта было необходимо для приобретения несовершеннолетнему ребенку сезонной одежды. После предоставления необходимых документов, ей было вручено уведомление о том, что 06.02.2023 с ней будет заключен социальный контракт на поиск работы. От заключения контракта по этому основанию она отказалась, в связи с чем, заявлены соответствующие требования.
Представитель ответчика Волкова Н.Ю. требования не признала, указав на то, что заключение с ответчиком социального контракта (поиск работы) в наибольшей степени позволит истцу преодолеть трудную жизненную ситуацию.
В судебном заседании в качестве свидетелей были допрошены сотрудники Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 12 К. и П., которые пояснили, что изначально истец не представила все необходимые документы, необходимые для заключения контракта. После предоставления всех документов вынесено решение о заключении социального контракта на предполагаемый вид (иные). Заключительное решение дает экспертная комиссия, которая определяет вид социальной помощи и разрабатывает мероприятия.
Суд, выслушав представителя истца, ответчика, свидетелей, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (п. п. 1 п. 1 ст. 8).
Социальная поддержка граждан представляет собой систему мер, гарантированных государством отдельным категориям населения, которые строятся на следующих основных принципах: заявительного характера о нуждаемости в ней граждан; дифференцированного подхода к определению форм и видов социальной помощи в зависимости от материального положения, возраста, состояния трудоспособности и иных обстоятельств. Ключевой принцип ее состоит в адресности выплат, что предполагает корректную идентификацию нуждающихся, многоэтапную проверку соответствий с показателями нуждаемости.
Учет, подтверждение права граждан на предоставление им мер социальной поддержки, осуществляют органы социальной защиты населения муниципальных образований Свердловской области по месту их регистрации по месту жительства.
Порядок получения государственной социальной помощи установлен положениями Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и Областным законом от 26.10.2007 № 126-ОЗ «Об оказании государственной социальной помощи, материальной помощи и предоставлении социальных гарантий отдельным категориям граждан в Свердловской области» (далее – Закон № 126-ОЗ).
В силу ч. 1 ст. 7, ст. 12 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на государственную социальную помощь в виде денежных выплат и натуральной помощи имеют малоимущие семьи (одиноко проживающие граждане), среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума.
В соответствии с ст. 4 Закона № 126- ОЗ социальные пособия малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам назначаются при соблюдении следующих условий:
1) малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин проживают на территории Свердловской области;
2) малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин по независящим от них причинам, порядок установления которых определяется Правительством Свердловской области, имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Свердловской области.
Как следует из личного дела Демаковой А.Ю., 18.01.2023 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта на осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации. Решением от 30.01.2023 № назначены меры социальной поддержки (иные), затем указанное решение изменило основание о назначении мер социальной поддержки в виде поиска работы. Данное основание было предметом рассмотрения экспертной комиссии от 02.02.2023. Социальный контракт истец не заключила, в связи с чем, указанное решение было отменено 10.03.2023.
В судебном заседании было установлено, что среднедушевой доход семьи Демаковой А.Ю. ниже прожиточного минимума, установленного в Свердловской области. Однако при первоначальном обращении Демаковой А.Ю. ей было отказано в принятии заявления в связи с представлением неполных данных.
Истец просит признать незаконным и отменить решением Территориального отраслевого органа государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 12 за № (без даты) об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта (л.д. 11).
Суд считает данный отказ обоснованным, поскольку в силу п. 17 Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 27.12.2016 № 618 «Об утверждении Административного регламента предоставления территориальными отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области – управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области государственной услуги «Назначение и оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта» (далее – Административный регламент), заявитель должен предоставить сведения о доходах члена семьи. Как следует из показаний свидетелей, такой документ не был представлен. Решение суда о взыскании алиментов не является документом, подтверждающим получение дохода.
Кроме того, после получения соответствующих документов, был рассмотрен вопрос о заключении социального контракта, т.е. права заявителя не были нарушены.
Истец просит признать незаконным решением Территориального отраслевого органа государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 12 за № от 30.01.2023 о назначении социальной помощи на основании социального контракта (поиск работы).
Как было установлено в судебном заседании, это подтверждается как документами, так и показаниями свидетелей, после получения всех документов, было вынесено решение № от 30.01.2023 о назначении социальной помощи на основании социального контракта (поиск работы).
Согласно ч. 1, п. 1 ч. 3 ст. 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: поиск работы.
При этом при вынесении указанного решения не было учтено, что не отрицается ответчиком, что Демакова А.Ю. трудоустроена в ООО «*» г. Каменск-Уральский, находится в отпуске по уходу за ребенком.
При этом ответчиком не учтены положения п. 24 Методических рекомендаций по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 августа 2021 г. № 536, в котором указано, что в зависимости от предполагаемого основного мероприятия социального контракта уточняются следующие обстоятельства: по основному мероприятию "поиск работы": наличие регистрации в качестве безработного или ищущего работу.
Демакова А.Ю. не являлась на момент обращения безработной или ищущей работу.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования истца в части признания решения незаконным и требования об обязании заключить с истцом социальный контракт на осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации на основании решения Территориального отраслевого органа государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 12 за № от 30.01.2023 о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта (иные) являются обоснованными.
Демакова А.Ю. просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Статья 150 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения. В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо.
В силу ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Суд считает, что социальное пособие, предусмотренное Законом № 126-ОЗ, порядком рассмотрения заявления о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта и назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 24.09.2014 № 814-ПП, относится к числу мер социальной поддержки граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и, учитывая уровень жизни этих граждан, не позволяющий им в полной мере обеспечить себе нормальные бытовые условия, приобрести одежду по сезону, направлена на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья (состояние физического, психического и социального благополучия человека) и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности. Произвольное, то есть в отсутствие установленных нормами права оснований, лишение гражданина уполномоченным органом права на эти меры социальной поддержки нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение нематериальных благ и личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина, честь, доброе имя и достоинство его личности.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 12 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 12 № ░░ 30.01.2023 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░).
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 12 ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 12 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 000 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14 ░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░