Дело № 12-18/2017
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
17 февраля 2017 года ул. Советская, д. 39 п. Игра Удмуртской Республики
Игринский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Касаткиной Анастасии Владимировны,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике Д.Е.М.. от ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» было признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ООО <данные изъяты>» Г.С.И. направил жалобу, в которой просил вынесенное постановление отменить. Считает указанное постановление незаконным по следующим основаниям. В постановлении указано, что ООО «<данные изъяты>» при наличии возможности не были предприняты все зависящие от него меры соблюдения требований трудового законодательства и иных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Данный вывод инспекции является недостоверным, так как ООО <данные изъяты> в рамках проводимой документарной проверки направляло в Государственную инспекцию труда по УР письменные пояснения о причинах образования задолженности (основные причины: тяжелое финансовое положение организации, а также арест денежных средств, находящихся на расчетных счетах организации, службой судебных приставов). Во-вторых, порядок привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах и ответственность за их совершение предусмотрены главой 6 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 года. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает ответственность должностных и юридических лиц за нарушение сроков неуплаты или неполной уплаты сумм страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Несвоевременная и не в полном объеме оплата страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию в бюджет Пенсионного фонда РФ не является нарушением трудового законодательства и законодательства об охране труда. Собранные доказательства в своей совокупности не свидетельствуют о том, что ООО «<данные изъяты> допущено нарушение трудового законодательства и законодательства об охране труда, то есть в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ
Генеральный директор ООО «<данные изъяты>» Г.С.И. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме, в обоснование привел доводы, аналогичные, изложенным в ней, дополнительно пояснил, что за несвоевременное отчисление взносов предприятию начислены пени, что является штрафной санкцией.
Представитель Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике Д.Е.М.. в судебное заседание не явилась, в своих письменных возражениях на жалобу ООО «<данные изъяты> указала, что государственной инспекцией труда в УР была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО <данные изъяты> с целью проверки информации, поступившей из Государственного Учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике о задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В ходе проведения проверки были выявлены нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. ООО <данные изъяты>» имело сумму недоимки по уплате страховых взносов по обязательному социальному страхованию. Несвоевременная уплата обязательных платежей (страховых взносов) работодателем в Фонд социального страхования РФ является нарушением требований законодательства о труде, поскольку в результате неуплаты страховых взносов нарушаются права работников на обязательное социальное страхование. Считает, что материалы дела содержат достаточные доказательства, подтверждающие наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Просит постановление № № от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, заявление ООО «<данные изъяты>» - без удовлетворения.
Выслушав объяснения генерального директора ООО «<данные изъяты>» Г.С.И., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о законности и обоснованности вынесенного постановления.
Частью 1 ст. 5.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что нарушения норм трудового законодательства ООО <данные изъяты>» выразились в том, что общество в нарушение статей 1, 2, 5 и 22 Трудового кодекса РФ, Закона № 167-ФЗ и Закона № 212-ФЗ, являясь работодателем, по данным ГУ – региональное отделение ФСС ПФ по УР по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, имело сумму недоимки по уплате страховых взносов по обязательному социальному страхованию в размере 257140,12 рублей, в том числе, на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 237805,04 рубля (за июль 2016 года – 43804,66 руб., август 2016 года – 39613,66 руб., за сентябрь 2016 года – 41615,96 руб.); на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и проф. Заболеваний 19335,83 руб. (за июль 2016 года – 3115,53 руб., за августа 2016 года – 2947,25 руб., за сентябрь 2016 года – 3085,35 руб.).
Данные обстоятельства установлены актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом №3 об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, информацией ГУ – региональное отделение ФСС ПФ по УР, пояснениями руководителя ООО <данные изъяты>
В соответствии с положениями абзаца 2 статьи 5 ТК РФ трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда, состоит из Трудового кодекса РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.
В ст. 22 Трудового кодекса РФ содержится перечень основных прав и обязанностей работодателя, в том числе, обязанность осуществлять обязательное социальное страхование работников в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "Об основах обязательного социального страхования" (далее ФЗ №165) - обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Статья 6 ФЗ № 165 устанавливает, что субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно ст. 12 ФЗ № 165 страхователи (работодатели) обязаны уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы.
Как следует из смысла закона, под социальным страхованием понимается не только непосредственно обязательное социальное страхование от несчастных случае на производстве, но и обязательное пенсионное страхование, порядок и условия которого регулируются Законом Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (статья 3) и Законом Российской Федерации «Об обязательном пенсионном страховании Российской Федерации» № 167-ФЗ, согласно части 2 статьи 14 которого страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статья 20 Федерального закона от 16.07.1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» указывает на то, что уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15- го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (часть 5 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»).
В случае нарушения трудового законодательства виновные лица в соответствии со статьей 419 ТК РФ привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
Вина Общества выразилась в том, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм трудового законодательства, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При вынесении обжалуемого постановления, оценка представленных доказательств должностным лицом произведена в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Выводы должностного лица относительно исследованных доказательств обоснованы и соответствуют требованиям закона.
Процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь отмену состоявшегося постановления должностного лица, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.
Наказание юридическому лицу, привлекаемому к административной ответственности, назначено в пределах установленной законом санкции с соблюдением требований ст. 4.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы не заслуживают внимания как основанные на ошибочном толковании норм материального закона.
Доводы жалобы относительно того, что контроль за отчислением страховых взносов, осуществляется Пенсионным фондом РФ, а не инспекцией труда являются не состоятельными.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме перечислять в Пенсионный фонд Российской Федерации дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в порядке, определенном Законом N 56-ФЗ, а также вести учет, связанный с исчислением, удержанием и перечислением указанных страховых взносов.
В силу ст. 3 Закона N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" уплата дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии является частью правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно положений ст. ст. 21 и 22 Трудового кодекса РФ работник имеет право на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами, а работодатель обязан осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами.
Следовательно, невыполнение работодателем обязанностей, возложенных на него Законом N 56-ФЗ, необходимо квалифицировать как нарушение требований трудового законодательства РФ.
В соответствии с абзацем 2 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке, составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий
Таким образом, в действиях ООО <данные изъяты>» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, соответственно главным государственным инспектором труда в Удмуртской Республике Д.Е.М. принято законное решение о привлечении ООО «Игринская энергетическая компания» к административной ответственности.
Доводы генерального директора ООО <данные изъяты>» об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения суд считает несостоятельными по изложенным выше основаниям.
Оценивая довод представителя ООО <данные изъяты>» о том, что предприятием приняты все возможные меры для соблюдения требований трудового законодательства, однако, предприятие имеет тяжелое материальное положение, а также наложен арест на денежные средства, находящиеся на счетах, суд считает не влияющим на квалификацию деяния.
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы о виновности ООО <данные изъяты>» в инкриминируемом правонарушении, в жалобе не приведено и в судебном заседании не представлено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, отсутствия смягчающих и наличия отягчающего административную ответственность обстоятельств.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление главного государственного инспектора труда в Удмуртской Республике Д.Е.М. № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО «<данные изъяты>» Г.С.И. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение десяти дней с момента получения или вручения копии путем подачи жалобы через Игринский районный суд Удмуртской Республики.
<данные изъяты>
<данные изъяты>