Дело № 2а-108/2020 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 января 2020 года гор. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Эминова О.Н.,
при секретаре Джохаевой Т.Б-Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лаковой Елизаветы Боваевны к Народному Хуралу (Парламенту) Республики Калмыкия о признании бездействия незаконным,
установил:
Лакова Е.Б. обратилась в суд с указанным иском к Народному Хуралу (Парламенту) Республики Калмыкия, мотивируя следующим.
С 06.12.2005г. по 07.03.2008г. административный истец Лакова Е.Б. являлась депутатом Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия на профессиональной основе, то есть замещала государственную должность Республики Калмыкия.
Решением Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия от 14 апреля 2008 года №181 с 7 марта 2008 года истцу Лаковой Е.Б. назначена пенсия по выслуге лет в соответствии с Законом Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года №335-III-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия».
Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 г., вступившим в законную силу 27 июля 2016 года, указанный Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 г. № 335-III-З признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. Соответственно, Законом Республики Калмыкия от 18 ноября 2016 г. № 207-V-З «О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Республики Калмыкия», во исполнение указанных судебных постановлений, Закон РК от 22 февраля 2007 г. № 335-III-З признан утратившим силу.
В этой связи с 27 июля 2016 года выплата пенсии за выслугу лет (за замещение государственной должности Республики Калмыкия) истцу прекращена.
17.07.2019г. решением Элистинского городского суда РК частично удовлетворены исковые требования Лаковой Е.Б. к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о взыскании невыплаченных сумм пенсии за выслугу лет. Данным решением в пользу Лаковой Е.Б. с Министерства взыскана невыплаченная сумма пенсии за выслугу лет за период с 27 июля 2016г. по 30 июня 2019. в размере 28 792,29 руб. за счет средств бюджета Республики Калмыкия. В удовлетворении остальной части иска отказано.
01.10.2019г. апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РК решение Элистинского городского суда РК от 17.07.2019г. в части отказа Лаковой Е.Б. в удовлетворении иска к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о взыскании невыплаченных сумм пенсии за выслугу лет отменено и принято новое решении, которым иск Лаковой Е.Б. к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о взыскании невыплаченных сумм пенсии за выслугу лет удовлетворен частично. Это же решение в части взыскания с Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия в пользу Лаковой Е.Б. невыплаченных сумм пенсии за выслугу лет изменено и принято новое решение, которым иск Лаковой Е.Б. к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о взыскании невыплаченных сумм пенсии за выслугу лет удовлетворен частично. С Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия за счет средств бюджета Республики Калмыкия в пользу Лаковой Е.Б. взыскана невыплаченная пенсия за выслугу лет за период с 27.07.2016 г. по 30.06.2019 г. в размере 434 889 руб. 68 коп.
01.07.2019 г. вступил в силу Закон Республики Калмыкия от 13.06.2019 г. № 51-VI-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия» (далее – Закон Республики Калмыкия № 51-VI-З) пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, согласно Перечню государственных должностей Республики Калмыкия, утверждаемому Главой Республики Калмыкия, при соблюдении условий, предусмотренных указанным Законом.
В июле 2019 года Лакова Е.Б. обратилась в Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, приложив все необходимые документы (копию трудовой книжки, справку о размере трудовой пенсии по старости (инвалидности) из территориального органа Пенсионного фонда РФ).
23.08.2019г. письмом за исх. №1243 председателя Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия Лакова Е.Б. уведомлена, что действие вышеуказанного Закона Республики Калмыкия от 13.06.2019 г. № 51-VI-З на нее не распространяется, так как в действующей редакции Перечня государственных должностей Республики Калмыкия позиция «депутат Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия» отсутствует, также стаж ее работы депутатом Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия на профессиональной основе составляет менее требуемых трех лет.
Лакова Е.Б. полагает, что Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия, не имея законных оснований и полномочий на принятие решения о назначении пенсии за выслугу лет либо об отказе в ее назначении, незаконно бездействует с июля 2019 года до настоящего времени, не оформляет на нее представление о назначении пенсии за выслугу лет и не передает ее заявление с приложенными к нему необходимыми документами и справкой о размере ежемесячного денежного вознаграждения (среднемесячного денежного содержания) в Министерство социального развития, труда и занятости РК для принятия решения о назначении ей пенсии за выслугу лет, тем самым нарушает права на осуществление органами государственной власти полномочий, и на социальное обеспечение и получение истцом пенсии за выслугу лет, замещавшим государственную должность Республики Калмыкия.
С учетом внесенных уточнений административный истец Лакова Е.Б. просила признать незаконным бездействие Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия, выразившееся в не оформлении представления о назначении ей пенсии за выслугу лет, и не направлении ее заявления от июля 2019 года о назначении пенсии с приложенными к нему документами и справкой о размере ежемесячного денежного вознаграждения (среднемесячного денежного содержания) в Министерство социального развития, труда и занятости РК; возложить на Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия обязанность устранить нарушение законных прав и законных интересов Лаковой Е.Б.; взыскать с Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия в пользу Лаковой Е.Б. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб., компенсации морального вреда в размере 1 руб.
В судебном заседании административный истец Лакова Е.Б. поддержала уточненные исковые требования по доводам, изложенным в исковом и уточненном исковых заявлениях.
Представитель административного ответчика Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия Доржиев Э.Н. в удовлетворении исковых требований просил отказать. Представил письменные возражения, в которых просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, просил рассмотреть дело без их участия, принятие решения оставил на усмотрение суда.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пенсия за выслугу лет является одним из видов пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
В соответствии с пунктом «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует.
Решением Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия от 14 апреля 2008 года №181 с 7 марта 2008 года истцу Лаковой Е.Б. назначена пенсия по выслуге лет в соответствии с Законом Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года №335-III-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия».
Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 г. Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 г. № 335-III-З (в редакции от 14 мая 2015 г.) «О пенсии за выслугу лет лицам, замещающим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия» признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2016 г. № 42-АПГ16-6 вышеуказанное решение суда оставлено без изменения.
Законом Республики Калмыкия от 18 ноября 2016 г. № 207-V-З «О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Республики Калмыкия», во исполнение указанных судебных постановлений, Закон РК от 22 февраля 2007 г. № 335-III-З признан утратившим силу.
Таким образом, с 27 июля 2016 года выплата пенсии за выслугу лет (за замещение государственной должности Республики Калмыкия) истцу прекращена.
17.07.2019г. решением Элистинского городского суда РК исковые требования Лаковой Е.Б. к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о взыскании невыплаченных сумм пенсии за выслугу лет удовлетворены частично. Данным решением в пользу Лаковой Е.Б. с Министерства взыскана невыплаченная сумма пенсии за выслугу лет за период с 27 июля 2016 г. по 30 июня 2019 г. в размере 28 792,29 руб. за счет средств бюджета Республики Калмыкия. В удовлетворении остальной части иска отказано.
01.10.2019г. апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам ВС РК решение Элистинского городского суда РК от 17.07.2019г. в части отказа Лаковой Е.Б. в удовлетворении иска к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о взыскании невыплаченных сумм пенсии за выслугу лет отменено и принято новое решение, которым иск Лаковой Е.Б. к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о взыскании невыплаченных сумм пенсии за выслугу лет удовлетворен частично. Это же решение в части взыскания с Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия в пользу Лаковой Е.Б. невыплаченных сумм пенсии за выслугу лет изменено и принято новое решение, которым иск Лаковой Е.Б. к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о взыскании невыплаченных сумм пенсии за выслугу лет удовлетворен частично. С Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия за счет средств бюджета Республики Калмыкия в пользу Лаковой Е.Б. взыскана невыплаченная пенсия за выслугу лет за период с 27.07.2016 г. по 30.06.2019 г. в размере 434 889 руб. 68 коп.
С 06.12.2005 г. по 07.03.2008 г. (2 года 3 месяца 1 день) истец Лакова Е.Б. являлась депутатом на профессиональной постоянной основе, то есть замещала государственную должность Республики Калмыкия
01.07.2019 г. вступил в силу Закон Республики Калмыкия от 13.06.2019 г. № 51-VI-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия» (далее – Закон Республики Калмыкия № 51-VI-З) пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, согласно Перечню государственных должностей Республики Калмыкия, утверждаемому Главой Республики Калмыкия, при соблюдении условий, предусмотренных указанным Законом.
В июле 2019 года Лакова Е.Б. обратилась в Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, приложив необходимые документы (копию трудовой книжки, справку о размере трудовой пенсии по старости (инвалидности) из территориального органа Пенсионного фонда РФ).
Письмом председателя Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия Козачко А.В. 23.08.2019г. за исх. №1243 истец Лакова Е.Б. уведомлена, что действие Закона Республики Калмыкия от 13.06.2019 г. № 51-VI-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия» на нее не распространяется, так как в действующей редакции Перечня государственных должностей Республики Калмыкия позиция «депутат Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия» отсутствует. Также согласно представленным документам стаж работы Лаковой Е.Б. депутатом Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия на профессиональной основе составляет менее трех лет, тогда как в соответствии со ст.2 данного Закона, лица, замещавшие государственные должности Республики Калмыкия, имеют право на пенсию за выслугу лет лишь при замещении суммарно указанных государственных должностей Республики Калмыкия от трех лет.
Согласно п.1 раздела II Порядка обращения за пенсией за выслугу лет лиц, ее назначении и выплаты, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 28.06.2019г № 187 (далее – Порядок), лицо, замещавшее государственную должность Республики Калмыкия, должность государственной гражданской службы Республики Калмыкия, подает в государственный орган Республики Калмыкия (далее – орган), в котором данное лицо замещало государственную должность Республики Калмыкия, должность государственной гражданской службы Республики Калмыкия, письменное заявление о назначении пенсии согласно приложению №1, с приложением следующих документов:
- справка органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, о назначенной - (досрочно оформленной) страховой пенсии по старости (инвалидности) с указанием федерального закона, в соответствии с которым она назначена, и размера назначенной пенсии за выслугу лет на дату подачи заявления о назначении пенсии за выслугу лет;
- заверенная копия трудовой книжки.
Согласно п.3 раздела II указанного Порядка орган не позднее 14 календарных дней со дня регистрации заявления лица, замещавшего государственную должность Республики Калмыкия, должность государственной гражданской службы Республики Калмыкия, о назначении пенсии за выслугу лет и документов, указанных в п.1 настоящего раздела, рассматривает их, оформляет представление о назначении пенсии за выслугу лет по форме согласно Приложению №3 и направляет его в Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия.
Согласно п.4 раздела II Порядка к представлению о назначении пенсии за выслугу лет прилагаются: заявление лица, замещавшего государственную должность Республики Калмыкия, должность государственной гражданской службы Республики Калмыкия, о назначении пенсии за выслугу лет, с приложением документов, указанных в п.1 настоящего раздела; справка о размере среднемесячного денежного вознаграждения (содержания), по форме согласно Приложению №2.
Согласно разделу III указанного Порядка:
- прием документов для назначения пенсии за выслугу лет от органов осуществляется Министерством социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия;
- рассмотрение документов осуществляется Комиссией по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности, должности государственной гражданской службы (далее – комиссия). Состав комиссии утверждается приказом Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия;
- при рассмотрении документов, представленных для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, комиссия:
- осуществляет проверку соответствия представленных документов требованиям, предъявляемым пунктом 4 раздела III;
-осуществляет проверку правильности подсчета стажа, предусмотренного статьей 5 Закона Республики Калмыкия;
-принимает решение о назначении пенсии за выслугу лет либо об отказе в ее назначении;
Комиссия в течение 30 рабочих дней со дня получения всех необходимых документов подготавливает проект решения, оформляемого по форме согласно Приложению №4.
Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия уведомляет в письменной форме заявителя, а в случае отказа в назначении пенсии за выслугу лет – возвращает заявителю представленные документы с указанием причин отказа.
Таким образом, из содержания приведенных выше норм следует, что на государственный орган Республики Калмыкия, в котором данное лицо замещало государственную должность Республики Калмыкия, возложена обязанность не позднее 14 календарных дней со дня регистрации заявления лица о назначении пенсии за выслугу лет с приложенными к нему необходимыми документами, оформить представление о назначении пенсии за выслугу лет и направить указанное заявление вместе с представлением и справкой о размере ежемесячного денежного вознаграждения (среднемесячного денежного содержания) в Министерство социального развития, труда и занятости РК.
Вместе с тем, в силу приведенных норм презюмируются, что государственный орган Республики Калмыкия, в котором данное лицо замещало государственную должность, при поступлении заявления такого лица о назначении пенсии за выслугу лет уполномочен проверить обоснованность заявления о назначении пенсии за выслугу лет, полноту и правильность оформления представленных документов, и, соответственно, наличие оснований для оформления соответствующего представления о назначении пенсии за выслугу лет, и последующего направления такого представления с заявлением и иными документами, указанными в п.1 раздела II Порядка обращения за пенсией за выслугу лет лиц, ее назначении и выплаты, в Министерство социального развития, труда и занятости РК для назначения пенсии за выслугу лет.
Также, согласно Закону Республики Калмыкия от 13.06.2019 г. № 51-VI-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия» лица, замещавшие государственные должности Республики Калмыкия, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на пенсию за выслугу лет лишь при замещении суммарно указанных государственных должностей Республики Калмыкия от трех лет. Тогда как стаж работы Лаковой Е.Б. депутатом Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия на профессиональной основе составляет менее трех лет (2 года 3 месяца 1 день). Так же в действующей редакции Перечня государственных должностей Республики Калмыкия позиция «депутат Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия» отсутствует.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что действие Закона Республики Калмыкия от 13.06.2019 г. № 51-VI-З «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия» на Лакову Е.Б. не распространяется,
При таких обстоятельствах, не направление Народным Хуралом (Парламентов) РК в Министерство социального развития, труда и занятости РК документов для назначения истцу пенсии за выслугу лет, как лицу, замещавшему государственную должность Республики Калмыкия, не может быть расценено как незаконное бездействие, как и не свидетельствует о нарушении прав истца на пенсионное обеспечение.
Довод административного истца Лаковой Е.Б. о том, что в стаж для назначения ей пенсии за выслугу лет, как лицу, замещавшему государственную должность Республики Калмыкия, подлежит включению также период замещения ею должности муниципальной службы - заведующей (начальника) отдела образования администрации Черноземельского районного муниципального образования Республики Калмыкия с 02.09.2010 г. по 31.01.2014 г., не может быть принят во внимание, так как он основан на неверном толковании и применении норм материального права. Также суд учитывает, что из содержания ч.4 ст.2.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что в случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего предоставление лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации на профессиональной постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного Лаковой Е.Б. административного требования к Народному Хуралу (Парламенту) Республики Калмыкия о признании бездействия незаконным. Поскольку в удовлетворении основного требования отказано, не подлежат удовлетворению производные от него требования о взыскании судебных расходов компенсации морального вреда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Лаковой Елизаветы Боваевны отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Председательствующий: О.Н. Эминов