Дело № 2а-1066/2019
24RS0013-01-2018-004196-28
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 января 2019 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего – судьи Адиканко Л.Г.
при секретаре Гусенко С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Киселевой Софьи Викторовны к администрации Емельяновского района, и.о. руководителя МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» о признании действий незаконными, обязании совершения действий,
У С Т А Н О В И Л:
Киселева С.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Емельяновского района Красноярского края, и.о. руководителя МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района», в котором просила признать незаконными действия и.о. руководителя МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуре администрации Емельяновского района Красноярского края» Саакяна А.Ю., выраженные в сообщении №6319 от 03.08.2018 года и обязать уполномоченный орган администрации Емельяновского района утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 4000 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства, согласно поданного истицей заявления №11160 от 19.09.2017 года, в координатах характерных точек границ, указанных в представленной схеме.
Требования административного иска мотивированы тем, что 19.09.2017 года Киселева С.В. обратилась в администрацию Емельяновского района с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства площадью 4000 кв.м.; 06.02.2018 года обратилась повторно. Сообщением от 03.08.2018 года за номером 6319 ей было отказано в утверждении схемы расположения испрашиваемого участка со ссылкой на п.п. 6, 14 ст.39.16, ч. 7 ст. 11.9 ЗК РФ, а именно, в связи с расположением испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда заказника краевого значения «Красноярский». С указанным ответом Киселева С.В. не согласна, поскольку доказательств невозможности образования испрашиваемого земельного участка не представлено. Доводы и.о. начальника МКУ «УправЗем» о том, что испрашиваемый участок расположен на землях лесного фонда, голословен и несостоятелен. Кроме того, сообщение от 03.08.2018 года подписано неуполномоченным лицом, поскольку у руководителя МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуре администрации Емельяновского района Красноярского края» отсутствует право на рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельного участка с принятием соответствующих решений.
В судебное заседание административный истец Киселева С.В. не явилась, о времени и месте слушания дела заблаговременно и надлежаще извещена судом, об отложении дела слушанием не просила.
Представитель административных ответчиков – МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» и администрации Емельяновского района Павлинская М.А., действуя на основании доверенностей, предъявив документ о высшем юридическом образовании, в судебном заседании требования Киселевой С.В. не признала, пояснив, что оспариваемый административным истцом отказ в предварительном согласовании предоставления участка является законным и обоснованным. МКУ «Управзем» является функциональным органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление деятельности администрации Емельяновского района по осуществлению прав владения, пользования и распоряжения имуществом, земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Емельяновского района, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. При рассмотрении заявления Киселевой С.В. МКУ «Управзем» 09.06.2018 года был направлен запрос в Министерство экологии и природопользования Красноярского края о принадлежности испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда. Сообщением от 18.07.2018 года Министерство сообщило, что испрашиваемый земельный участок территориально расположен в границах I кластера государственного комплексного заказника краевого значения «Красноярский». Согласно положению о государственном комплексном заказнике краевого значения «Красноярский», утвержденном постановлением Правительства Красноярского края от 20.04.2010 №196-п, заказник организован на землях лесного фонда. В связи с наличием на участке лесных насаждений, которые не позволяют заниматься сельскохозяйственной деятельностью, МКУ «УправЗем» приостановил предоставление в пользование земельных участков, покрытых зелеными насаждениями, до окончания работ по формированию границ лесопаркового зеленого пояса, г. Красноярска. Кроме того, в соответствии с ПЗЗ МО Элитовский сельсовет, испрашиваемый земельный участок частично накладывается на охранную зону ЛЭП.
Выслушав представителя административного ответчика и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин вправе оспорить в суд решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Процедура предварительного согласования предоставления земельного участка регламентирована нормой, содержащимися в статье 39.15 ЗК РФ, а именно п. 17, в соответствии с которым решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Согласно, п.8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 ЗК РФ.
Исходя из части 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу ч.1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
При этом, частью 2 ст. 62 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Частью 11 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) возлагается обязанность по доказыванию оснований для принятия этого решения, совершения действий (бездействия) (часть 11 ст. 226 КАС РФ).
Как установлено в судебном заседании, 19.09.2017 года Киселева С.В. обратилась в администрацию Емельяновского района с заявлением входящий номер 11160 о предварительном согласовании предоставления без проведения торгов земельного участка площадью 4000 кв.м., расположенного, согласно схеме КПТ, приложенной к заявлению, для целей использования участка - ведение ЛПХ на полевых участках.
Сообщением от 03.08.2018 года за номером 6319 МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» сообщило Киселевой С.В. об отказе в согласовании предоставления земельного участка, указав, что по сообщению Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края участок в кадастровом квартале №, площадью 4000 кв.м располагается в границах I кластера государственного комплексного заказника краевого значения «Красноярский». Согласно Положения о государственном комплексном заказнике краевого значения «Красноярский», утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 20.04.2010 года № 196-п, заказник организован на землях лесного фонда. Ведение личного подсобного хозяйства на испрашиваемом участке, покрытом лесными (зелеными) насаждениями без проведения сплошных рубок невозможно. Использование таких участков приведет к существенному экологическому ущербу на локальном уровне, а также нарушит права неопределенного круга лиц, проживающих на территории Красноярского края, на благоприятную экологическую обстановку и свободное пребывание в лесах.
Данным ответом заявителю сообщено о приостановлении МКУ «Управзем» предоставления в пользование земельных участков, покрытых зелеными насаждениями, до окончания работ по формированию границ лесопаркового зеленого пояса г. Красноярска.
В подтверждение доводов, содержащихся в ответе от 03.08.2018 года, суду представлено обращение Управления в адрес Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 09.06.2018 года, а также ответ Министерства от 18.07.2018 года на указанное обращение.
Однако нахождение испрашиваемого к согласованию Киселевой С.В. земельного участка в составе земель лесного фонда опровергается заключением Министерства лесного хозяйства Красноярского края - компетентного органа в области лесоустройства.
В материалах дела отсутствуют какие-либо документы, достоверно подтверждающие включение испрашиваемой территории в состав земель лесопаркового зеленого пояса г. Красноярска; постановление Законодательного собрания Красноярского края № 5-1724П от 07.06.2018 года о создании лесопаркового зеленого пояса г. Красноярска доказательством включения испрашиваемого Киселевой С.В. участка в состав ЛЗП не является.
В ходе судебного разбирательства представитель административного ответчика ссылался на то, что заявленный к предварительному согласованию земельный участок частично накладывается на охранную зону ЛЭП.
Вместе с тем, никаких доказательств в подтверждение данного довода ответчиком, в нарушение ст. 62 КАС РФ, не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие в материалах дела допустимых доказательств, достоверно свидетельствующих о том, что испрашиваемый Киселевой С.В. земельный участок, схема его расположения не соответствуют утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, в то время, как именно на административных ответчиках лежит обязанность по доказыванию законности принятого решения, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый административным истцом отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка не основан на законе, является формальным и необоснованным.
Доводы административного истца о том, что оспариваемый ответ подписан неуполномоченным на то лицом, а именно, и.о. руководителя МКУ «Управзем», суд находит несостоятельными, поскольку Положением об МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского район Красноярского края» установлено, что Управление является структурным подразделением администрации Емельяновского района Красноярского края, осуществляющим функции по управлению и распоряжению муниципальной собственностью, по организации предоставления имущества на праве аренды, постоянного бессрочного пользования, оперативного управления, хозяйственного ведения, продажи приватизируемо имущества, по оказанию муниципальных услуг и правоприменительные функции сфере имущественных, земельных отношений, архитектуры и градостроительства. В компетенцию управления входит подготовка проектов постановлений и распоряжений администрации района по вопросам, отнесенным к компетенции управления. Согласно п. 2 ст. 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предоставление земельных участков, государственная собственность на которые разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельско поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом. Следовательно, оспариваемый административным истцом ответ дан уполномоченным органом.
С учетом фактических обстоятельств дела, в порядке восстановления прав и законных интересов административного истца, суд полагает необходимым обязать администрацию Емельяновского района повторно рассмотреть заявление Киселевой С.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка и дать ответ в соответствии с требованиями земельного законодательства РФ.
При этом требования Киселевой С.В. об обязании административного ответчика утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, удовлетворению не подлежат, поскольку суд не вправе подменять собой компетентный орган местного самоуправления, возлагая на себя полномочия, входящие в исключительную компетенцию данного органа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░.░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ № 6319 ░░ 03 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ № 11160 ░░ 19 ░░░░░░░░ 2017 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ № 11160 ░░ 19 ░░░░░░░░ 2017 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ № 11160 ░░ 19 ░░░░░░░░ 2017 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (02.02.2019 ░░░░).
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░