Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
06 ноября 2024 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Кукурекина К.В., при помощнике судьи ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Правительству Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования-Департамент финансов <адрес>, Департамент внутренней политики <адрес>, Департамент капитального строительства <адрес>, Департамент труда и социальной защиты населения <адрес>, Совет Ленинского муниципального округа <адрес> о признании незаконным решения заседания комиссии по определению размера финансовой помощи, взыскании компенсации связанной с причиненным ущербом имуществу,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в Ленинский районный суд <адрес> с вышеуказанным иском, мотивируя его следующим.
Истцу ФИО2 на праве собственности принадлежит жилой дом с кадастровым номером №, площадью 101,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> а. Право собственности на жилой дом зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ.
В результате ракетной атаки ВСУ в ночь с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ был разрушен жилой дом истца, расположенный по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ актом обследования жилого помещения и имущества первой необходимости в составе комиссии с участием заместителя главы местной администрации внутригородского муниципального образования <адрес> муниципального округа, начальника отдела экономики и финансов местной администрации внутригородского муниципального образования <адрес> муниципального округа, главного специалиста отдела по благоустройству местной администрации внутригородского муниципального образования <адрес> муниципального округа, главного инспектора местной администрации внутригородского муниципального образования <адрес> муниципального округа установлены повреждения жилого дома - разбиты и не подлежат восстановлению 6 деревянных окон, выбиты стекла в окне на кухне, разбиты стекла на входной двери, произошло обрушение правой части дома с противоположной стороны от входной двери, повреждены несущие конструкции, разрушена кровля по всему периметру дома, по стенам дома зафиксированы многочисленные трещины, трещины межэтажного перекрытия, трещины фундамента и кровли, многочисленные отслоения и разрушения облицовочного материала и штукатурного слоя по внутренней и наружной поверхности дома.
Так же были зафиксированы повреждённые предметы быта и первой необходимости – телевизор, шкаф для посуды, стол со стульями, диван, кровати, масляный обогреватель, повреждены коммуникации: электропроводка и система радиаторного отопления.
На заседании комиссии по определению размера финансовой помощи от ДД.ММ.ГГГГ комиссией был установлен размер финансовой помощи в сумме 2 128 951,26 руб.
С установленным размером финансовой помощи истец не согласна, размер помощи в сумме 2 128 951,26 руб. не соответствует оценке повреждённого жилого дома и бытовых предметов, не соответствует показателям средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения по субъектам РФ на 1 квартал 2024 г., утвержденных приказом Министерства строительства жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №
Отчетом об оценке объекта строения жилого дома по адресу: <адрес>, определена его рыночная стоимость в размере 9 210 800 руб.
Просит признать незаконным решение заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № по определению размера финансовой помощи ФИО2, взыскать с ответчика причиненный ущерб в результате атаки ВСУ в сумме 9 210 800 руб.
Истец в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не предоставил.
Ответчик в судебное заседание представителя не направил, о дне и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, третье лицо о причинах не явки не сообщил.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд приступает к рассмотрению дела в отсутствие не явившихся сторон.
Исследовав материалы дела, оценив допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
По общему правилу, предусмотренному в пункте 2 статьи 1064 ГК РФ, лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Для возникновения деликтных обязательств необходимо установить факт причинения вреда, вину лица, обязанного к возмещению вреда, противоправность поведения этого лица и юридически значимую причинную связь между поведением указанного лица и наступившим вредом.
Презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший (в данном случае истец) представляет доказательства, подтверждающие факт причинения ущерба, размер причиненного ущерба, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
В силу положений статьи 1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков (пункт 1). Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб) (пункт 2).
Следовательно, в состав реального ущерба входят расходы, являющиеся необходимыми для восстановления нарушенного права.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истцу ФИО2 на праве собственности принадлежит жилой дом с кадастровым номером № площадью 101,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> а. Право собственности на жилой дом зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ.
В результате ракетной атаки ВСУ в ночь с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ был разрушен жилой дом истца, расположенный по адресу: <адрес> а.
ДД.ММ.ГГГГ актом обследования жилого помещения и имущества первой необходимости в составе комиссии с участием заместителя главы местной администрации внутригородского муниципального образования <адрес> муниципального округа, начальника отдела экономики и финансов местной администрации внутригородского муниципального образования <адрес> муниципального округа, главного специалиста отдела по благоустройству местной администрации внутригородского муниципального образования <адрес> муниципального округа, главного инспектора местной администрации внутригородского муниципального образования <адрес> муниципального округа установлены повреждения жилого дома- разбиты и не подлежат восстановлению 6 деревянных окон, выбиты стекла в окне на кухне, разбиты стекла на входной двери, произошло обрушение правой части дома с противоположной стороны от входной двери, повреждены несущие конструкции, разрушена кровля по всему периметру дома, по стенам дома зафиксированы многочисленные трещины, трещины межэтажного перекрытия, трещины фундамента и кровли, многочисленные отслоения и разрушения облицовочного материала и штукатурного слоя по внутренней и наружной поверхности дома.
Так же были зафиксированы повреждённые предметы быта и первой необходимости – телевизор, шкаф для посуды, стол со стульями, диван, кровати, масляный обогреватель, повреждены коммуникации: электропроводка и система радиаторного отопления.
Принимая во внимание обстрелы со стороны вооруженных формирований Украины и (или) действия террористической направленности в период проведения специальной военной операции, а также при пресечении указанных действий правомерными действиями на территории <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ Губернатором <адрес> было издано распоряжение №-РГ (далее - Распоряжение № -РГ).
Преамбулой и пунктом 1 Распоряжения №-РГ прямо предусмотрено, что в целях определения размера финансовой помощи, предоставляемой физическим лицам, имущество которых пострадало в результате вышеуказанных действий, поручается создать Комиссию. Пунктом 2.1. Распоряжения №-РГ утверждено Положение о Комиссии (далее - Положение).
Из норм, предусмотренных пунктами 5 - 5.1., 6 - 6.1., 6.3. - 6.4., 8-9 Распоряжения №-РГ следует, что на основании заявления физического лица, являющегося собственником жилого помещения, муниципальной комиссии надлежит проводить работу по обследованию жилых, нежилых помещений, имущества первой необходимости и составлять акты их обследования. При этом указанные документы, в течение одного рабочего дня подлежат направлению в Комиссию. На основании решений Комиссии Департамент труда и социальной защиты населения <адрес> в течение пяти рабочих дней со дня поступления денежных средств из Департамента финансов <адрес> производит выплату финансовой помощи физическим лицам.
Исходя из содержания норм, установленных пунктами 2.1., 3.10. Положения, Комиссии предоставлены полномочия по рассмотрению материалов, поданных муниципальными комиссиями, организации их проверки и определению размера финансовой помощи (установлению отсутствия оснований для определения таковой).
На основании заявления о проведении осмотра жилого помещения и имущества первой необходимости, поданного истцом ДД.ММ.ГГГГ на имя Главы местной администрации Ленинского муниципального округа <адрес>, муниципальной комиссией ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт обследования, в котором имеется подпись истца об ознакомлении с ним.
По результатам рассмотрения документов, поступивших из муниципальной комиссии Ленинского муниципального округа, ДД.ММ.ГГГГ Комиссией было принято решение об определении истцу размера финансовой помощи в размере 2 128 951,26 рублей (протокол №).
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указанная сумма денежных средств истцу Департаментом труда и социальной защиты населения <адрес> (далее - Департамент) не перечислена, так как с учетом требований, предъявляемых пунктами 3-4 приказа Департамента от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка оказания финансовой помощи физическим лицам, имущество которых пострадало в результате обстрелов со стороны вооруженных формирований Украины и (или) действий террористической направленности в период проведения специальной военной операции, а также при пресечении указанных действий правомерными действиями на территории <адрес>», заявление установленной формы в управление социальной защиты населения <адрес> истцом не подано.
Исходя из положений Распоряжения №-РГ и полномочий, предоставленных Комиссии, выражающихся в определении размера финансовой помощи, а не размера причиненного ущерба, действия Комиссии являются законными и обоснованными.
С установленным размером финансовой помощи истец не согласна, размер помощи в сумме 2 128 951,26 руб. не соответствует оценке повреждённого жилого дома и бытовых предметов, не соответствует показателям средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения по субъектам РФ на 1 квартал 2024 г., утвержденных приказом Министерства строительства жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №
Отчетом об оценке объекта строения жилого дома по адресу: <адрес>, определена его рыночная стоимость в размере 9 210 800 руб.
Доводы истца о несоответствии показателям средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на 1 квартал 2024 года, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № суд находит несостоятельным на основании следующего.
Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2024 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2024 года» утверждены нормативы стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2024 года в размере 97 547 (девяносто семь тысяч пятьсот сорок семь) рублей и показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на Т квартал 2024 года, которые подлежат применению федеральными органами
исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации для расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета, согласно приложению к настоящему приказу.
Однако исковые требования заявлены о возмещении ущерба, что исключает правомерность ссылки истца на обязательность применения данного приказа.
Незаконной и необоснованной является ссылка истца на отчет об оценке объекта строения - жилого дома по адресу: <адрес>, подготовленный оценщиком ФИО4 в размере 9 210 800, 00 рублей.
Постановление Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Севастополя на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также на выплаты пострадавшим от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и Порядка осуществления единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории <адрес>» (вместе с «Порядком осуществления единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории <адрес> (далее - Порядок)») принято в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлениями Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями», от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отнесенных к чрезвычайным ситуациям регионального характера», приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка подготовки и представления высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации документов в МЧС России для обоснования предельного объема запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации», Уставом <адрес>, законами <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О защите населения и территории <адрес> от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 3 0.12.2022 №C «О Правительстве Севастополя», постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Севастополя».
Данным постановлением утверждены Правила подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Севастополя на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также на выплаты пострадавшим от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (приложение №) (далее - Правила); Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории <адрес> (приложение №).
Пунктом 1.1. данного постановления определен исполнительным органом <адрес>, уполномоченным на осуществление единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории <адрес>, Департамент труда и социальной защиты населения <адрес>.
Таким образом, требования истца предъявлены к ненадлежащему ответчику.
В силу п. 1. Правил, они разработаны с целью обеспечения оперативной подготовки требуемых приложений к письменному обращению о выделении средств из резервного фонда Правительства Севастополя для реализации мероприятий, определенных пунктами 4.1 и 4.2 Положения о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Севастополя».
Согласно п.2. Правил под имуществом первой необходимости понимается минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя: предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовую плиту (электроплиту) и шкаф для посуды;
предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретку);
предметы мебели для сна - кровать (диван);
предметы средств информирования граждан - телевизор (радио);
предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и отопительный котел (переносная печь).
В силу п.З Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства Севастополя выделяются на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации):
проведение аварийно-спасательных работ по перечню согласно приложению № к настоящим Правилам;
развертывание и содержание в течение необходимого срока (но не более шести месяцев) пунктов временного размещения и питания для эвакуируемых граждан (из расчета стоимости за временное размещение - до 913 рублей на человека в сутки, за питание - до 415 рублей на человека в сутки);
оказание пострадавшим гражданам единовременной материальной помощи в размере 15 тыс. рублей на человека;
оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (за частично утраченное имущество - 75 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 150 тыс. рублей на человека);
выплата единовременного пособия:
членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, - в размере 1,5 млн рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи;
гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью, - с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета степени тяжести вреда (тяжкий вред или вред средней тяжести - в размере 600 тыс. рублей на человека, легкий вред - в размере 300 тыс. рублей на человека).
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Севастополя на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом «в» пункта 3 настоящих Правил, осуществляется при одновременном наличии на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил Севастопольской городской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - СГТП РСЧС) следующих условий: )
проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации;
нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Севастополя на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом «г» пункта 3 настоящих Правил, осуществляется при одновременном наличии на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил СГТП РСЧС следующих условий:
проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации;
утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Вышеуказанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию - не подлежит.
В силу п.5 Правил главный распорядитель бюджетных средств <адрес> направляет письменное обращение Губернатору <адрес> о выделении средств из резервного фонда Правительства Севастополя (далее - письменное обращение):
при необходимости проведения аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации - не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации;
при необходимости осуществления единовременных денежных выплат - не позднее одного месяца со дня регистрации последнего обращения граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, обратившихся за оказанием финансовой помощи в соответствии с пунктом 8 Порядка осуществления единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории <адрес>.
Иная процедура выделения бюджетных средств из резервного фонда не предусмотрена, что исключает правомерность заявленных требований, пунктом 1 Порядка установлено, что он разработан в соответствии с подпунктом «л» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пунктом 14 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №
(далее - постановление Правительства НФ от ДД.ММ.ГГГГ №) пунктом 17 правил предоставления субсидий из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отнесенных к чрезвычайным ситуациям регионального характера, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), и устанавливает виды, условия и механизм осуществления единовременных денежных выплат гражданам в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федерального, межрегионального, регионального, межмуниципального и муниципального характера (далее - чрезвычайная ситуация, единовременные денежные выплаты гражданам соответственно).
В силу п.2 Порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций производятся. следующие единовременные выплаты гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории <адрес> иностранным гражданам (на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации) и лицам без гражданства при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 5 настоящего Порядка (далее - граждане):
единовременная материальная помощь в размере 15 тыс. рублей на человека;
финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 75 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 150 тыс. рублей на человека);
единовременное пособие:
членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, - в размере 1,5 млн рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи;
гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью, - с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета степени тяжести вреда (тяжкий вред или вред средней тяжести - в размере 600 тыс. рублей на человека, легкий вред - 300 тыс. рублей на человека).
Предоставление гражданам единовременной материальной и (или) финансовой помощи и (или) единовременного пособия, предусмотренных настоящим пунктом, производится однократно и независимо от страховых выплат, осуществляемых страховщиками по заключенным договорам страхования.
Пункт 3 Порядка содержит исчерпывающий перечень получателей единовременных денежных выплат являются:
граждане, проживающие в жилых помещениях, расположенных на территории <адрес>, попавших в зону чрезвычайной ситуации, у которых нарушены условия жизнедеятельности в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, - в случае обращения за оказанием единовременной материальной помощи;
граждане, проживающие в жилых помещениях, расположенных на территории <адрес>, попавших в зону чрезвычайной ситуации, чье имущество первой необходимости было утрачено частично или полностью в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, - в случае обращения за оказанием финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости;
члены семьи (супруг (супруга), дети, родители, лица, находившиеся на иждивении) погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации граждан - в случае обращения за выплатой единовременного пособия граждан, указанных в абзаце втором подпункта «в» пункта 2 настоящего 1 Порядка;
граждане, получившие вред здоровью в результате чрезвычайной ситуации, - в случае обращения за выплатой единовременного пособия, указанного в абзаце четвертом подпункта «в» пункта 2 настоящего Порядка.
В силу п.4 Порядка в рамках настоящего Порядка:
уполномоченным органом на осуществление единовременных денежных выплат и главным распорядителем бюджетных средств <адрес> является Департамент труда и социальной защиты населения <адрес> (далее - ДТСЗН Севастополя);
критериями нарушения условий жизнедеятельности граждан в результате чрезвычайной ситуации являются:
невозможность проживания граждан в жилых помещениях;
невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией проживания граждан и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены; г
нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия /граждан.
Показатели критериев нарушения условий жизнедеятельности установлены приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт».
Факт нарушения условий жизнедеятельности при чрезвычайной ситуации устанавливается по состоянию хотя бы одного из показателей критериев, указанных в подпунктах «а» - «в» настоящего пункта, характеризующему невозможность проживания граждан в жилых помещениях;
критериями утраты имущества первой необходимости являются:
частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее трех предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;
полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.
Под имуществом первой необходимости понимается минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, указанный в постановлениях Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №;
критерии проживания граждан от 14 лет и старше в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации:
гражданин зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
гражданин зарегистрирован по месту пребывания в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
имеется договор аренды жилого помещения, которое попало в зону чрезвычайной ситуации,
имеется договор социального найма жилого помещения, которое попало в зону чрезвычайной ситуации;
имеются справки с места работы или учебы, справки медицинских организаций;
имеются документы, подтверждающие оказание медицинских, образовательных, социальных услуг и услуг почтовой связи;
иные сведения, которые могут быть предоставлены гражданином в индивидуальном порядке, получение которых не потребует от заявителя обращения за получением государственных (муниципальных) услуг, услуг организаций.
В силу п.5 Порядка единовременные денежные выплаты производятся гражданам при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации следующих условий:
для предоставления единовременной материальной помощи:
проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации; /
для оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости:
проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
В силу п.12 Порядка подготовка письменного обращения к Губернатору <адрес> и нормативного правового акта Правительства Севастополя о выделении средств из резервного фонда Правительства Севастополя для предоставления единовременной денежной выплаты осуществляется ДТСЗН Севастополя согласно постановлению Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Севастополя».
Согласно п.13 Порядка на основании нормативного правового акта Правительства Севастополя о выделении средств из резервного фонда Правительства Севастополя ДТСЗН Севастополя представляет в Департамент финансов <адрес> заявку на выделение предельных объемов финансирования для выплаты единовременной материальной выплаты.
Департамент финансов <адрес>, в соответствии со сводной бюджетной росписью, в пределах бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и согласно заявке на выделение предельных объемов финансирования, осуществляет в установленном порядке доведение предельных объемов финансирования из бюджета <адрес> на лицевой счет ДТСЗН Севастополя, открытый в Управлении Федерального казначейства по <адрес>.
В соответствии с п.14 Порядка финансирование расходов на осуществление денежных выплат гражданам, включая расходы на доставку через отделения почтовой связи, а также оплату услуг кредитной организации по зачислению денежных средств на счета граждан в размерах, предусмотренных договорами (соглашениями) с банком, иными кредитными организациями, осуществляется за счет средств консолидированного бюджета <адрес>, в том числе источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета.
В силу п. 15 Порядка ДТСЗН Севастополя несет ответственность за целевое использование средств бюджета <адрес>, предназначенных для осуществления единовременных денежных выплат, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.16 Порядка При наличии оснований, установленных постановлениями Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, ДТСЗН Севастополя по согласованию с Департаментом финансов <адрес> обеспечивает подготовку документов с целью их представления в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий для финансового обеспечения мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
Поскольку истцом не представлено доказательств нарушения ее прав на получение компенсации, а все доводы сводятся исключительно к несогласию с определенной для выплаты суммой, доказательства чего в материалы дела - не представлены, суд приходит к выводу, что требования ФИО2 к Правительству Севастополя о признании незаконным решения заседания комиссии по определению размера финансовой помощи, взыскании компенсации, связанной с причиненным ущербом имуществу, в размере 9 210 800, 00 рублей удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО2 к Правительству Севастополя, третьи лица не заявляющие самостоятельные требования-Департамент финансов <адрес>, Департамент внутренней политики <адрес>, Департамент капитального строительства <адрес>, Департамент труда и социальной защиты населения <адрес>, Совет Ленинского муниципального округа <адрес> о признании незаконным решения заседания комиссии по определению размера финансовой помощи, взыскании компенсации связанной с причиненным ущербом имуществу отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд <адрес>. Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Ленинского районного суда
<адрес> К.В.Кукурекин