Дело №
(соединено с делом №)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«08» апреля 2016 года п. Березовка
Березовский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Яловка С.Г.,
при секретаре Храпенковой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по исковому заявлению В.В.А. к администрации <адрес> Красноярского края о признании постановления администрации <адрес> Красноярского края от 16.01.2015 года № «Об уточнении категории земель и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <адрес>» недействующим,
по исковому заявлению В.В.А. к администрации <адрес> Красноярского края о признании постановления администрации <адрес> Красноярского края от <дата> № «Об уточнении категории земель и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <адрес>» недействующим,
у с т а н о в и л:
Войлошников В.А. обратился в суд с исками к администрации <адрес> Красноярского края (далее администрация района) о признании недействующими постановлений администрации <адрес> Красноярского края от <дата> № «Об уточнении категории земель и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <адрес>» и <дата> № «Об уточнении категории земель и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <адрес>».
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что является арендатором вышеуказанных земельных участков. Полагает, что отнесение земельных участков к категории земель лесного фонда нарушает его права на пользование земельными участками, так ограничивает возможность их использования. Считает, что оспариваемые постановления приняты главой администрации <адрес> с превышением полномочий, установленных законом, так как принятие решения об отнесении к определенной категории земельных участков, не имеющих категорий, относится к компетенции органов государственной власти субъекта федерации, то есть Правительства Красноярского края.
Кроме того, истец указывает, что в связи с тем, что видом целевого использования земельного участка является ведение животноводства, что само по себе является видом сельскохозяйственной деятельности, установление категории земель «земли лесного фонда» противоречит ч. 4 ст. 14 Федерального закона от <дата> N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Также отнесение земельного участка к определенной категории на основании Генерального плана Зыковского сельсовета <адрес> противоречит ч. 4 ст. 14 Федерального закона от <дата> N 172-ФЗ и ч. 12 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ.
Истец Войлошников В.А., а также третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Войлошников Виталий Алексеевич, извещенные о судебном заседании, в суд не явились, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Интересы указанных лиц в судебном заседании представляет на основании доверенностей от <дата> Каданов А.И.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Правительства Красноярского края, извещенный о времени и места рассмотрения дела в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В силу ст. 167 ГПК РФ дело рассматриваетсчя в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель истца Войлошникова В.А. и третьего лица Войлошникова В.А. - Каданов А.И. (доверенности от <дата>) исковые требования поддержал по вышеуказанным основаниям.
Представитель ответчика - администрации <адрес> Красноярского края Ж.Т.А. (доверенность от <дата>) возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что истец Войлошников В.А. не имеет права на иск, так как договор аренды в настоящее время оспаривается администрацией <адрес> в судебном порядке. Считает, что оспариваемые истцом постановления приняты администрацией <адрес> в пределах своей компетенции. Правомерность отнесения земельных участков к категории «земли лесного фонда» подтверждается Генеральным планом Зыковского сельсовета <адрес>, который согласован в установленном законом порядке и никем не оспорен. Фактически на спорных земельных участках произрастают лесные насаждения.
Учитывая, что гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственный органов и органов местного самоуправления (ст. 8 ГК РФ), споры об осуществлении этих прав, соединенные с требованиями о признании недействительными (незаконными) ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, и являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Как следует из заявленных требований, истец оспаривает принятые органом местного самоуправления решения, которые ограничивают его права пользования земельными участками.
При таких обстоятельствах требования подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от <дата> N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных ЗК РФ категорий земель является обязательным.
Частью 4 ст. 14 Федерального закона от <дата> N 172-ФЗ предусмотрено, что в случае, если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается нормативный правовой акт органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.
При этом отнесение земельного участка к определенной категории земель в случаях, указанных в ч.ч. 4 и 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном ст.ст. 2,3,4,5 и 15 настоящего Федерального закона (ч. 6 ст. 14 Федерального закона от <дата> N 172-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от <дата> N 172-ФЗ, до разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к землям населенных пунктов, границы которых установлены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляется органами местного самоуправления без согласования с правообладателями земельных участков.
В иных помимо предусмотренных ч. 3 настоящей статьи случаях до разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (ч. 4 ст. 15 Федерального закона от <дата> N 172-ФЗ).
Законом Красноярского края от <дата> N 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» (ст. 17.1) установлено, что до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется Правительством края, кроме случая переводов из категории земель запаса в другую категорию, который осуществляется органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположен соответствующий земельный участок.
Из анализа вышеизложенных норм права в их взаимосвязи следует, что в компетенцию органов местного самоуправления входит отнесение не имеющих категории земель к определенной категории путем издания нормативного правового акта (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от <дата> N 172-ФЗ).
В то же время, если земельные участки, не отнесены ни к одной из категорий, но находятся в неразграниченной государственной собственности, то их отнесение к определенной категории осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, то есть Правительством Красноярского края, за исключением земель, входящих в населенные пункты, а так же в случаях установленных законами субъектов Российской Федерации (ч. 3 и 4 ст. 15 Федерального закона от <дата> N 172-ФЗ).
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Постановлением администрации <адрес> Красноярского края от <дата> № «Об уточнении категории земель и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <адрес>» и постановлением администрации <адрес> Красноярского края от <дата> № «Об уточнении категории земель и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <адрес>» постановлено уточнить категорию земель указанных участков как земли лесного фонда, также постановлено уточнить вид разрешенного использования – защитные леса.
Как видно из дела, в соответствии с договором аренды земель сельскохозяйственного назначения от <дата>, заключенного между администрацией <адрес> и СТОО «Зыковское» (зарегистрирован в Березовском Райкомземе <дата>), договором передачи прав и обязанностей арендатора от <дата>, заключенным между СТОО «Зыковское» и Д.Ю.В. <адрес> <дата>), договором передачи прав и обязанностей арендатора от <дата>, заключенным между Д.Ю.В. и В.В.А. и Войлошниковым Виталием Алексеевичем (зарегистрирован в Росреестре <дата>), В.В.А. и Войлошникову Виталию Алексеевичу на праве аренды сроком до <дата> принадлежат земельные участки с кадастровым номерами: <адрес>, <адрес> <адрес>
Из договоров следует, что предметом аренды являются земельные участки сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для организации ведения животноводства.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером <адрес> от <дата> № для указанного земельного участка установлен вид разрешенного использования для организации ведения животноводства (п. 10); сведения о регистрации прав отсутствуют (п. 14); категория земель не установлена (п. 9); <адрес> (п. 8).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером <адрес> от <дата> № для указанного земельного участка установлен вид разрешенного использования для организации ведения животноводства (п. 10); сведения о регистрации прав отсутствуют (п. 14); категория земель не установлена (п. 9); <адрес>» (п. 8).
Из представленных документов следует, что земельные участки с кадастровыми номерами <адрес> и <адрес> не входят в состав земель населенных пунктов и относятся к числу тех, государственная собственность на которые не разграничена.
Данное обстоятельство признается сторонами и никем не оспаривается.
Доказательств, вхождения вышеуказанных земельных участков в границы населенного пункта, ответчиком суду не представлено.
Следовательно, в силу вышеприведенных норм права, принятие решений об отнесение земельных участков с кадастровыми номерами <адрес> и <адрес> к какой-либо категории земель относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а именно - Правительства Красноярского края (ст.17.1 Закона Красноярского края от <дата> N 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае»).
Согласно писем Филиала ФГУП «Рослесинфорг» «Востсиблеспроект» от <дата> №, от <дата> №, земельные участки с кадастровыми номерами <адрес> и <адрес> не относятся к землям лесного фонда.
Согласно заключению кадастрового инженера Р.М.К от <дата> земельные участки с кадастровыми номерами <адрес> и <адрес> к землям государственного лесного фонда не относятся.
При таких обстоятельствах, обоснование ответчиком отнесения земельных участков к категории «земли лесного фонда» Генеральным планом Зыковского сельсовета <адрес>, утвержденным решением <адрес> Совета депутатов от <дата> №Р не основано на нормах права.
Частью 4 ст. 14 Федерального закона от <дата> N 172-ФЗ предусмотрено, что в случае, если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, земельный участок относится к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.
Подпунктом 2 п. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ генеральные планы отнесены к документам территориального планирования муниципальных образований.
Определение функциональных зон, исходя из фактического землепользования, законодательством не предусмотрено.
Напротив, утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон (ч. 12 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ).
Следовательно, отнесение земельного участка к определенной категории на основании генерального плана противоречит части 4 ст. 14 Федерального закона от <дата> N 172-ФЗ и ч. 12 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В то же время, как следует из вышеуказанных кадастровых выписок о земельных участках с кадастровым номером <адрес> и кадастровым номером <адрес> указанные земельные участки имеют вид разрешенного использования - для организации ведения животноводства.
Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков (Утвержден Приказом Минэкономразвития России от <дата> N 540, зарегистрирован в Минюсте России <дата> за N 33995) вид разрешенного использования - ведение сельского хозяйства включает в себя содержание, в том числе, вида разрешенного использования – животноводство.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о незаконности отнесения спорных земельных участков к категории земель лесного фонда, и как следствие, незаконности уточнения вида разрешенного использования с вида «для организации ведения животноводства» на «защитные леса».
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы ответчика, как в отдельности, так и в совокупности, не могут являться основанием к отказу в удовлетворении требований. Доводы ответчика основаны на неверном толковании норм права. Произрастание деревьев на земельных участках не свидетельствует о том, что данные земли относятся к землям лесного фонда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
признать недействующим постановление администрации <адрес> Красноярского края от <дата> № «Об уточнении категории земель и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <адрес>
признать недействующим постановление администрации <адрес> Красноярского края от <дата> № «Об уточнении категории земель и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <адрес>».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
судья: С.Г. Яловка
Копия верна.
Судья: С.Г. Яловка