Административное дело № 2а-1300/2021
УИД 21RS0006-01-2021-002101-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>
Канашский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Ефимовой А.М.,
с участием помощника Канашского межрайонного прокурора Лушникова И.Н.,
при секретаре судебного заседания Лотовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя К. межрайонного прокурора к администрации Б. сельского поселения <данные изъяты> о признании незаконным бездействия, обязании создать специализированную службу по вопросам похоронного дела,
установил:
Заместитель К. межрайонного прокурора обратился в суд с административным иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Б. сельского поселения <данные изъяты> (далее - администрация сельского поселения) о признании незаконным бездействия администрации, выразившееся в не выполнении требований законодательства о создании специализированной службы по вопросам похоронного дела, обязании создать в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда специализированную службу по вопросам похоронного дела и определить порядок ее деятельности.
Требования мотивированы тем, что К. межрайонной прокуратурой проведен анализ соблюдения администрацией Б. сельского поселения <адрес> законодательства о погребении в похоронном деле, в ходе которого установлено, что администрацией сельского поселения в нарушение требований Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - Закон № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года), Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон № 8-ФЗ от 12 января 1996 года) не организована специализированная служба по вопросам похоронного дела (погребение умершего и оказание услуг по погребению). Данное обстоятельство нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе граждан, на выбор исполнителя ритуальных услуг ввиду отсутствия конкуренции между отсутствующей специализированной организацией, оказывающей услуги на безвозмездной основе, и иными хозяйствующими субъектами, оказывающими такого рода услуги по установленным ими тарифам.
В судебном заседании помощник прокурора Лушников И.Н. поддержал административный иск по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просил его удовлетворить.
Административный ответчик- администрация Б. сельского поселения <данные изъяты>, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, участие в судебном заседании своего представителя, отвечающего требованиям ч. 1 ст. 55 КАС РФ, не обеспечил, в представленном в суд заявлении просил рассмотреть административный иск без участия их представителя (л.д. №). Явка представителя административного ответчика не является обязательной.
Выслушав объяснения прокурора, изучив материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу абзаца второго статьи 54 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» термин «прокурор» применительно к регламентированному вышеуказанными нормами участию прокурора в рассмотрении дел судами обозначает, в том числе, и заместителя прокурора соответствующего города (района).
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (статья 12, часть 2 статьи 3, часть 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Закон № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года, который к вопросам местного значения, в частности сельского поселения, относит организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения (пункт 22 части 1 статьи 14).
Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Закон № 8-ФЗ от 12 января 1996 года, который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).
Статьей 9 Закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
При этом ст. 12 Закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года предусмотрено, что возможность осуществления погребения специализированной службой по вопросам похоронного дела является социальной гарантией для лица, личность которого не установлена, либо у которого отсутствуют родственники или иные законные представители, на достойное отношение к его телу после смерти.
Как следует из ст. 10 названного Федерального закона, в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, без обращения в специализированную службу по вопросам похоронного дела, им выплачивается социальное пособие на погребение.
Таким образом, Закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения родственниками умершего за свой счет; в последнем случае родственники могут получать ритуальные услуги у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг.
Согласно ст. 25 Закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в РФ похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В силу ст. 29 Закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.
Специализированные службы по вопросам похоронного дела в первую очередь осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению, и не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Исходя из оценки полномочий по организации ритуальных услуг, отнесенных Законом № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года к ведению, в частности, сельских поселений вопросов в сфере похоронного дела, во взаимосвязи с Законом № 8-ФЗ от 12 января 1996 года, органы местного самоуправления должны осуществлять меры организационно-властного воздействия, направленные на создание условий для обеспечения безусловного исполнения закона, гарантирующего каждому человеку после его смерти погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с названным законом (пункт 1 статьи 7 Закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года), и оказание на безвозмездной основе определенного законом перечня услуг по погребению (статья 9 приведенного закона).
Федеральный законодатель предусмотрел создание в муниципальном районе специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Закона № 8-ФЗ и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.
В соответствии с № Устава Б. сельского поселения <данные изъяты>, к вопросам местного значения Б. сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (л.д. №).
Из материалов дела следует, что К. межрайонной прокуратурой в ходе проведенного анализа соблюдения администрацией Б, сельского поселения <адрес> законодательства о погребении в похоронном деле, установлено, что вопреки вышеприведенным требованиям законодательства в части организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения администрацией сельского поселения не организована специализированная служба по вопросам похоронного дела (погребение умершего и оказание услуг по погребению), о чем составлена справка (л.д. №).
Из сообщения администрации Б. сельского поселения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на территории указанного сельского поселения специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана, Положение об организации похоронного дела не утверждено (л.д. №).
Таким образом, органом местного самоуправления поселения не предприняты необходимые меры к реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению, в том числе путем принятия соответствующих правовых актов, регламентирующих реализацию права граждан на получение гарантированного законом перечня услуг по погребению.
Исходя из изложенного, непринятие административным ответчиком мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела и реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению противоречит вышеприведенным нормам Закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года, нарушает права граждан на выбор между погребением, включающим в себя гарантированный перечень бесплатных услуг, и погребением за счет собственных средств, с последующим получением социального пособия.
При установленных выше обстоятельствах, суд находит административные исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Исходя из характера возлагаемых на административного ответчика обязанностей и комплекса мероприятий, которые необходимо провести для их устранения, суд полагает установить ему годичный срок для исполнения решения суда со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно ч. 3 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
В силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве административных истцов или административных ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 298 КАС РФ,
решил:
Административное исковое заявление заместителя К. межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Б. сельского поселения <данные изъяты>, выразившееся в непринятии мер по организации специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Возложить на администрацию Б. сельского поселения <данные изъяты> обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу создать на территории Байгильдинского сельского поселения специализированную службу по вопросам похоронного дела и определить порядок ее деятельности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд ЧР через К. районный суд ЧР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.М. Ефимова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.