Решение по делу № 2-667/2019 от 11.02.2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Геленджик 08 апреля 2019 года

Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе

Председательствующего судьи: Тарасенко И.А.,

при секретаре судебного заседания: Авакимовой К.С.,

с участием представителя истца - администрации МО город – курорт Геленджик - Сабадаш М.А., действующего на основании доверенности от 09.01.2019 года;

представителя ответчика Шаповал Э.Е., действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности серии 23АА№ 8219632 от 27.03.2019 года – Иванова Е.Н.;

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования город-курорт Геленджик к Шаповал Э.Е. о приведении в соответствие объекта капитального строительства,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация муниципального образования город-курорт Геленджик в лице главы МО Богодистова А.А. обратились в суд с иском к Шаповал Э.Е. о возложении обязанности привести объект капитального строительства, с кадастровым номером №, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> «в» в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка.

В обоснование исковых требований указано, что ответчику на праве собственности принадлежит земельный участок для эксплуатации жилого дома площадью 101 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>., расположенный в зоне малоэтажной жилой застройки (Ж-2), зоне охраны памятника археологии, водоохранной зоне Черного моря.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №, на указанном земельном участке с кадастровым номером № расположен трехэтажный жилой дом площадью 198,3 кв.м. с кадастровым номером №, право собственности на который не зарегистрировано.

В соответствии с генеральным планом муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденным решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок с кадастровым номером № отнесен к зоне застройки индивидуальными отдельно стоящими жилыми домами, частично к зоне автомобильных дорог.

Постановлением администрации муниципального образования город- курорт Геленджик от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу: <адрес>» был утвержден градостроительный план указанного земельного участка.

После этого администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик Шаповал Э.Е. было выдано разрешение от ДД.ММ.ГГГГ № на строительство 3- этажного индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>.

Постановлением администрации муниципального образования город- курорт Геленджик от ДД.ММ.ГГГГ № «О переводе части жилого дома по <адрес> в <адрес> в составе помещений № в нежилые помещения» помещения № в жилом доме были переведены в нежилые, при условии при условии проведения препланировки указанных помещений в соответствии с представленным проектом.

В ходе выезда на место специалистами управления муниципального земельного контроля администрации муниципального образования город-курорт Геленджик было установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на указанном земельном участке с нарушением вида разрешенного использования земельного участка, располагается 3-этажное здание первый этаж которого планируется к использования в качестве объекта коммерческого назначения (аптека).

Указанное строение завершено строительством. Следовательно, поскольку указанный выше объект капитального строительства не введен в эксплуатацию в установленном порядке, отсутствуют заключения уполномоченных государственных органов, подтверждающие его соответствие градостроительным, противопожарным нормам и правилам, требованиям охраны окружающей среды и экологической безопасности, требованиям энергетической эффективности и оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, иным обязательным нормам и правилам, выданным техническим условиям на подключение к сетям инженерного обеспечения, свидетельствующим об отсутствии нарушений прав и охраняемых законом интересов других лиц, что явилось основанием для обращения в суд.

В судебном заседании представитель администрации муниципального образования город-курорт Геленджик – Сабадаш М.А., действующий на основании доверенности, доводы искового заявления поддержал в полном объеме, ссылаясь на те же обстоятельства, просил требования удовлетворить.

Ответчик Шаповал Э.Е. в судебное заседание не явилась, воспользовалась правом на ведение дела в суде через представителя по доверенности Иванова Е.Н., что не противоречит положениям ст.ст. 48, 53, 54 ГПК РФ, который требования искового заявление не признал, возражал против их удовлетворения, сославшись на письменный отзыв, приобщенный к материалам дела, так же просил отменить все ранее наложенные обеспечительные меры в виде запретов и арестов по настоящему делу.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования: Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, МУП МО город – курорт Геленджик «Водопроводно – канализационное хозяйство», филиала АО «НЭСК – электросети» «Геленджикэлектросеть», в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, причину и уважительность не явки суду не сообщили, ходатайств об отложении слушания дела либо рассмотрении в их отсутствие не представили, в связи с чем, суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть заявленные требование в отсутствие представителей указанных лиц.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, представленные доказательства, считает, что исковые требования администрации МО город-курорт Геленджик подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Исходя из правовой природы норм, закрепленных ч. 1 ст. 209 ГК РФ и ч. 1 ст. 263 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

Между тем, право органа местного самоуправления в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения земель осуществлять контроль за размещением движимых и недвижимых объектов закреплено статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации, Законом об организации местного самоуправления и Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Администрация МО город-курорт Геленджик наделена полномочиями по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства и вправе в публичных интересах предъявлять иски о запрете эксплуатации объекта, что не противоречит положениям ст. 125 ГК РФ, ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, ст.ст. 16, 37 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Судом установлено, что Шаповал Э.Е. на праве собственности принадлежит земельный участок для эксплуатации жилого дома площадью 101 кв.м., с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №.

На указанном земельном участке с кадастровым номером № расположен трехэтажный жилой дом, площадью 198,3 кв.м., с кадастровым номером №, право собственности на который, на момент подачи иска в суд, зарегистрировано не было, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №.

Согласно выписке из правил землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденных решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок по указанному адресу расположен в зоне малоэтажной жилой застройки (Ж-2), зоне охраны памятника археологии, водоохранной зоне Черного моря.

В соответствии с генеральным планом муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденным решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок с кадастровым номером № отнесен к зоне застройки индивидуальными отдельно стоящими жилыми домами, частично к зоне автомобильных дорог.

Постановлением администрации муниципального образования город- курорт Геленджик от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу: <адрес>» был утвержден градостроительный план указанного земельного участка.

После этого администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик Шаповал Э.Е. было выдано разрешение от ДД.ММ.ГГГГ № на строительство 3- этажного индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>.

Постановлением администрации муниципального образования город- курорт Геленджик от ДД.ММ.ГГГГ № «О переводе части жилого дома по <адрес> в <адрес> в составе помещений № в нежилые помещения» помещения № в жилом доме были переведены в нежилые, при условии при условии проведения препланировки указанных помещений в соответствии с представленным проектом.

В ходе выезда на место специалистами управления муниципального земельного контроля администрации муниципального образования город-курорт Геленджик было установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на указанном земельном участке с нарушением вида разрешенного использования земельного участка, располагается 3-этажное здание первый этаж которого планируется к использования в качестве объекта коммерческого назначения (аптека). Указанное строение завершено строительством.

В статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

Следовательно, поскольку указанный выше объект капитального строительства не введен в эксплуатацию в установленном порядке, отсутствуют заключения уполномоченных государственных органов, подтверждающие его соответствие градостроительным, противопожарным нормам и правилам, требованиям охраны окружающей среды и экологической безопасности, требованиям энергетической эффективности и оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, иным обязательным нормам и правилам, выданным техническим условиям на подключение к сетям инженерного обеспечения, свидетельствующим об отсутствии нарушений прав и охраняемых законом интересов других лиц.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

В соответствии с пунктом 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Исходя из нормативов градостроительного проектирования Краснодарского края, нормативов градостроительного проектирования муниципального образования город-курорт Геленджик, СП 42.13330.2011«Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельскихпоселений», положений пункта 2.3 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», земельный участок под строительство жилого здания должен предусматривать возможность организации придомовой территории с четким функциональным зонированием и размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зеленых насаждений.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 22 декабря 2004 года №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, до 1 марта 2020 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта.

Однако данное положение применяется только в отношении объектов индивидуального жилищного строительства, в отношении иных объектов (гостиниц, гостевых домов, кафе, многоквартирных домов и т.д.) подлежит применению статья 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой разрешение на ввод в эксплуатацию представляет собой документ, удостоверяющий выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением).

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Однако ответчиком в нарушение Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» вид разрешенного использования земельного участка по адресу: <адрес> не изменялся. Эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в данной статье), а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой: продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается.

В силу пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Соответственно, одним из способов защиты права, в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, выполняющим предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций, будет являться пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Эксплуатация объекта капитального строительства в качестве аптеки в отсутствие разрешений на ввод объектов в эксплуатацию несет в себе общественную опасность, создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, осуществление ее в таких условиях может нанести существенный вред охраняемым интересам личности, общества и государства.

Более того эксплуатация объектов капитального строительства общественного назначения без ввода в эксплуатацию в установленном порядке нарушает права и законные интересы муниципального образования город-курорт Геленджик (в части недопоступления соответствующих налоговых платежей в бюджет, нарушения полномочий органа местного самоуправления по планировке и застройке территории, непредусмотренного увеличения нагрузки на существующие инженерные сети ввиду наличия технических условий по подключению объекта к сетям инженерного обеспечения, рассчитанных на проживание одной семьи, использования прилегающей муниципальной территории для организации парковок, контейнерных и детских площадок и т.д.).

В соответствии с частью 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Исходя из положений ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных па территориях городских округов.

Согласно статье 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к ведению органов местного самоуправления городского округа отнесены вопросы утверждения генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждения подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, а также осуществления земельного контроля в границах городского округа; владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

По смыслу части 1 статьи 37 данного закона, органом, выступающим от имени муниципального образования по указанным предметам ведения, в соответствии с уставом муниципального образования является местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).

Таким образом, в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за строительством и вводом в эксплуатацию недвижимых объектов и соблюдением порядка размещения данных объектов осуществляет соответствующая администрация как орган местного самоуправления, что предусматривает право на обращение в суд с настоящим иском со стороны администрации МО город – курорт Геленджик.

Поскольку в соответствии с положениями ст. 333.36 НК РФ администрация МО города – курорта Геленджика освобождена от уплаты государственной пошлины, то в силу ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчиков, не освобожденных от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, солидарно. Следовательно с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере 300 рублей с учетом положений ст. 333.19 НК РФ.

Все представленные в материалах дела доказательства, а также иные юридически значимые обстоятельства, исследованы в судебном заседании, и получили свою оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. При рассмотрении данного гражданского дела суд руководствовался положениями Постановления Пленума верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования администрации муниципального образования город-курорт Геленджик - удовлетворить.

Обязать Шаповал Э.Е. привести объект капитального строительства с кадастровым номером №, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> «в» в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка.

Взыскать с Шаповал Э.Е. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город – курорт Геленджик в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Геленджикский городской суд Краснодарского края.

Председательствующий:

Решение суда в окончательной форме изготовлено 08 апреля 2019 г.

2-667/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
администрация муниципального образования город-курорт Геленджик
Ответчики
Шаповал Эльвира Евгеньевна
Другие
филиал АО "НЭСК-электросети" "Геленджикэлектросеть"
Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик
Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования город-курорт Геленджик "Водопроводно-канализационное хозяйство"
Суд
Геленджикский городской суд Краснодарского края
Судья
Тарасенко Илья Анатольевич
Дело на сайте суда
gelendjik-gor.krd.sudrf.ru
11.02.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.02.2019Передача материалов судье
11.02.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.02.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.02.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.03.2019Предварительное судебное заседание
01.04.2019Судебное заседание
08.04.2019Судебное заседание
08.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2019Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее