Решение по делу № 2-109/2024 от 10.01.2024

Копия                                            Дело № 2-109/2024

24RS0008-01-2018-000447-94

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июня 2024 года                                    пгт. Большая Мурта

Большемуртинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего – судьи Лактюшиной Т.Н., при секретаре Коровенковой О.Н.,

с участием представителя ответчика по доверенности Катаева Д.А.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в интересах неопределенного круга лиц к АО «Свинокомплекс «Красноярский» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю (далее - Управление) обратилось в суд с указанным исковым заявлением. Требования мотивированы тем, что должностным лицом Управления по заданию заместителя главного государственного врача по Красноярскому краю Аккерта М.Р. от ДД.ММ.ГГГГ проведено выездное обследование без взаимодействия с контролируемым лицом АО «Свинокомплекс «Красноярский» (далее – АО «СКК»), в ходе которого установлено, что в пробе воздуха, отобранной в <адрес> <адрес> максимально разовые концентрации аммиака, дигидросульфида превышают гигиенические нормативы для атмосферного воздуха населенных мест, установленные п.66 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», п. 70 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Кроме того, АО «СКК» разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на производственную площадку по адресу: <адрес>, <адрес>, на который получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам .49.31.000.Т.00128ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, ответчик осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Исходя из заключения по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы нормативов предельно-допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух от ДД.ММ.ГГГГ, основным видом деятельности АО «СКК» является животноводство (разведение свиней). На территории промплощадки располагаются следующие цеха и производства: 2 закрытых корпуса с общеобменной вентиляцией для разведения свиней (общая численность 3000 голов), один навозонакопитель; для отопления производственных и бытовых объектов предприятия действует собственная котельная; для хранения угля на территории промплощадки организован открытый склад, соответственно объекты АО «СКК» входят в санитарную классификацию СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», для которых устанавливается ориентировочный размер санитарно-защитной зоны. В соответствии с п. 11.3 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 свинофермы до 4 тысяч голов относятся к классу III. Таким образом, производственная площадка АО «СКК» по адресу: <адрес> является источником воздействия на среду обитания человека, для которого устанавливается санитарно-защитная зона в 300 м. Для указанной производственной площадки ответчиком не разработан проект санитарно-защитной зоны (далее СЗЗ) с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и уровней физического воздействия на атмосферный воздух, что является нарушением п.п. 2.1, 2.2, 2.5, 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, не установлена окончательная СЗЗ на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров, что является нарушением п.п. 2.2, 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Отсутствие проекта СЗЗ для объекта, результатов лабораторных исследований в зоне влияния предприятия и на границе санитарно-защитной зоны не позволяет объективно определить ее размер, обеспечивающий снижение вредного воздействия химических и физических факторов до значений, установленных гигиеническими нормативами, и, соответственно, установить специальный режим территории СЗЗ, что создает угрозу жизни и здоровью населения. Таким образом, ответчик, не соблюдая требования санитарного законодательства, при осуществлении хозяйственной деятельности с нарушением санитарного законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Просит обязать ответчика в течение шести месяцев с даты вступления в законную силу решения суда устранить нарушения требований табл. 1.1. п.п. 27, 176 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», п. 66, п. 70 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» путем приведения гигиенических нормативов содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в жилой зоне в соответствие; согласно п. 71 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» разработать и реализовать санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, направленные на снижение уровней воздействия до ПДК (ОБУВ), ПДУ на границе санитарно-защитной зоны или на указанных территориях, объектах. В течение одного года с даты вступления в законную силу решения суда устранить нарушения требований п.п. 2.1, 2.2, 2.5, 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в части разработки проекта обоснования размера расчетной (предварительной) СЗЗ с расчетом ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) для АО «Свинокомплекс «Красноярский» в части получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта СЗЗ для производственной площадки АО «Свинокомплекс «Красноярский» по адресу: <адрес> о соответствии санитарным нормам и правилам; устранить нарушения требований п. 2.2, 4.1 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в части установления размера окончательной СЗЗ путем получения решения об установлении СЗЗ на производственную площадку АО «Свинокомплекс «Красноярский» по адресу: <адрес>

В возражениях на исковое заявление представитель АО «СКК» по доверенности Катаев Д.А. указывает, что санитарно-эпидемиологическим заключением от ДД.ММ.ГГГГ .49.31.000.Т.0013ДД.ММ.ГГГГ, выданным Управлением, удостоверяется, что требования, установленные в проектной документации: проект организации (предварительной) СЗЗ свиноводческого комплекса ООО «АПК «Сибирь», расположенного по адресу: <адрес> размер расчетной (предварительной) СЗЗ в соответствии с приложением к заключению, разработанный ООО «Центр охраны труда и промышленной безопасности» соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»; СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»; СанПиН 2.2.4/2.ДД.ММ.ГГГГ-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»; ГН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест». Указанным проектом определены размеры и границы расчетной (предварительной) СЗЗ свиноводческого комплекса, которые установлены от границ промплощадки по направлениям: в северном - 20 м, в южном - 16 м, в восточном - 20 м, в западном 200 м (согласно ситуационному плану приложения к СЭЗ). По договору купли-продажи недвижимого имущества и оборудования от ДД.ММ.ГГГГ АО «СКК» приобрело свиноводческий комплекс в полном объеме в свою собственность. При этом переход права собственности на объекты недвижимости не оказывает влияния на изменение проекта организации установленной и действующей СЗЗ. Кроме того, частью 13 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ установлено, что собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ, до ДД.ММ.ГГГГ обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении СЗЗ или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) СЗЗ с приложением документов, предусмотренных положением о СЗЗ. Таким образом, заявленные требования Управления в данной части являются преждевременными. Просит в удовлетворении иска отказать.

В судебное заседание представитель истца Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю по доверенности Корсун А.А. не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Представитель Е. М. управления федеральной службы в сфере природопользования в судебное заседание не явился, извещены надлежаще.

С учетом мнения представителя ответчика, положений ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке, признав извещение сторон надлежащим.

В судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признал по обстоятельствам, указанным в письменных возражениях. Просил в удовлетворении иска отказать. Заслушав стороны, исследовав материалы дела, письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя (ч. 1 ст. 46 ГПК РФ),

В силу ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными ст. 50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.

Статьей 42 Конституции РФ закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статьей 150 ГК РФ предусмотрено, что жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ).

В силу ст. 8 Федерального закона № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Статей 11 Федерального закона № 52-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.

Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» определен порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ.

В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ № 222 правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим Постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего Постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.

В соответствии с Правилами, СЗЗ устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Перечень показателей воздействия на атмосферный воздух, периодичность, условия и количество исследований определяется в соответствии с РД 52.04.186-89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы», СанПиН 2.1.6.1032-01 «Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона № 52-ФЗ при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.

Частью 13 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 342- ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» (в редакции Федерального закона от 30.12.2021 г. № 447-ФЗ) установлено, что с 01.01.2025 г. определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 01.10.2024 г. обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также правообладатели объектов недвижимости, расположенных полностью или частично в границах ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон, вправе обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением необходимых документов. До дня установления санитарно-защитной зоны возмещение убытков, причиненных ограничением прав правообладателей объектов недвижимости в связи с определением до дня официального опубликования настоящего Федерального закона ориентировочной, расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны, выкуп объектов недвижимости, возмещение за прекращение прав на земельные участки в связи с невозможностью их использования в соответствии с разрешенным использованием не осуществляются.

Как следует из материалов дела и установлено судом, АО «Свинокомплекс «Красноярский» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, юридический адрес: <адрес> стр. 2. Основным видом деятельности общества является разведение свиней (код ОКВЭД 01.46).

Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ООО «АПК «Сибирь» и АО «СКК», последний приобрел в собственность земельный участок и нежилые здания (кормоцех, свинарник-маточник, свинарник-откормочник), а также расположенное в указанных зданиях оборудование по адресу: <адрес> Указанный договор зарегистрирован в Управлении Росреестра по Красноярскому краю ДД.ММ.ГГГГ

Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю .49.31.000.Т.0013ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ проект организации расчетной (предварительной) СЗЗ свиноводческого комплекса ООО «АПК «Сибирь» по адресу: <адрес> устанавливающий размер предварительной (расчетной) СЗЗ, разработанный ООО «Центр охраны труда и промышленной безопасности» признан соответствующим государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», СН 2.2.4/2.ДД.ММ.ГГГГ-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», ТН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест».

Учитывая, что по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ все права и обязанности от ООО «АПК «Сибирь» перешли к новому собственнику АО «Свинокомплекс «Красноярский», вышеуказанный проект организации расчетной (предварительной) СЗЗ свиноводческого комплекса является действующим в настоящее время, в связи с чем, требования истца в части возложения на ответчика обязанности по разработке проекта обоснования размера расчетной (предварительной) СЗЗ с расчетом ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) удовлетворению не подлежат.

В соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением от ДД.ММ.ГГГГ .49.31.000.Т.00128ДД.ММ.ГГГГ, производственная площадка АО «Свинокомплекс «Красноярский» по адресу: <адрес>, 2 является источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, для которых указанным заключением установлены предельно допустимые нормативы выбросов для каждого из вредных веществ.

Кроме того, Управлением Роспотребнадзора выдано АО «СКК» положительное заключение по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта нормативов предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух от ДД.ММ.ГГГГ на промплощадку в <адрес> с указанием расстояния от границ территории промплощадки до ближайших селитебных территорий, источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по каждому объекту, объема суммарных выбросов загрязняющих веществ с указанием класса опасности. Утверждены нормативы ПДВ для источников промплощадки и ПДК каждого вещества в приземном слое атмосферы с учетом метеорологических характеристик и коэффициентов, определяющих условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ выездного обследования, проведенного истцом, по месту нахождения животноводческого комплекса ДД.ММ.ГГГГ были осуществлены контрольные (надзорные) действия по отбору проб атмосферного воздуха в 4 различных точках забора проб. По итогам проверки на основании результатов лабораторных испытаний (протоколы №, 662-002 от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ Управлением выдано заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы , которым установлено превышение максимально разовой концентрации аммиака, дигидросульфида в пробе воздуха, отобранной в <адрес>, что нарушает п. 66 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, п. 70 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21.

По результатам проверки, проведенной Енисейским межрегиональным управлением Роспотребнадзора при выездном обследовании ДД.ММ.ГГГГ в отобранных пробах воздуха в результате лабораторных исследований, измерений и испытаний установлено превышение концентраций определяемых показателей относительно ПДК и ОДК по аммиаку в 59 раз. Указанные результаты подтверждаются актом выездного обследования № А-64 и протоколом осмотра к нему, протоколом отбора проб г-А от ДД.ММ.ГГГГ, протоколами испытаний г-А, г-А от ДД.ММ.ГГГГ, экспертными заключениями г, г от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом судом установлено, что в результате хозяйственной деятельности ответчика, осуществляемой с нарушением санитарного законодательства в части неблагоприятного воздействия на окружающую среду, вызванного выбросами вредных веществ в атмосферный воздух с превышением установленных нормативов, создается угроза жизни и здоровью населению, проживающему на территории <адрес> и иным лицам, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Поскольку определить круг лиц, которым действиями ответчика по несоблюдению требований санитарного законодательства может быт причинен вред, не представляется возможным, как в настоящее время, так и в будущем, данный круг лиц является неопределенным.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что приказом руководителя АО «СКК» от ДД.ММ.ГГГГ, в целях устранения нарушений, выявленных Управлением в ходе выездного обследований от ДД.ММ.ГГГГ, дано распоряжение с ДД.ММ.ГГГГ приостановить хозяйственную деятельность на промплощадке по адресу: <адрес> поголовье с фермы в цех убоя; подготовить план мероприятий по консервации площадки и дальнейшей реконструкции под карантин.

Факт прекращения (приостановления) деятельности ответчика на спорной промплощадке также подтверждается представленными ответчиком документами. Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, на указанной ферме поголовье животных отсутствует, поскольку в апреле 2024 года поголовье было полностью вывезено на убой, что также подтверждается отчетом о движении скота и птицы на ферме с ДД.ММ.ГГГГ по 30.04.2024г. ДД.ММ.ГГГГ руководителем АО «СКК» утвержден план мероприятий по консервации площадки фермы в <адрес>. Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ на указанной ферме проведена консервация объекта, включающая в себя работы по утвержденному плану мероприятий: чистку и замывку секторов от побочных продуктов животноводства; генеральную уборку бытовых помещений; закрытие шиберов шахт приточно-вытяжной вентиляции корпусов, окон приточно-вытяжной вентиляции; полное отключение систем микроклимата в секторах, систем электроснабжения, водоснабжения (за исключением пожарного водопровода), приточно-вытяжной вентиляции; проверку и комплектование пожарных щитов средствами пожаротушения; закрытие и опломбирование дверей всех помещений. Консервация объекта также подтверждается представленным фотографиями корпусов животноводческой фермы.

Учитывая, что в настоящее время хозяйственная деятельность на животноводческой ферме не ведется, соответственно, каких-либо выбросов загрязняющих веществ в результате производственной деятельности нее имеется, суд приходит к выводу, что на момент рассмотрения дела и принятия решения исковые требования в части возложения на ответчика обязанности по устранению нарушений законодательства путем приведения гигиенических нормативов содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в жилой зоне в соответствие и разработке и реализации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на снижение уровней воздействия до ПДК (ОБУВ), ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и на территории объекта удовлетворению не подлежат.

Требования в части возложения на ответчика обязанности по установлению размера окончательной санитарно-защитной зоны АО «Свинокомплекс «Красноярский» суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку данная обязанность возложена на ответчика Федеральным законом от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» (в редакции Федерального закона от 30.12.2021 г. № 447-ФЗ) с установлением срока для подачи необходимых для установления окончательной ССЗ документов, до 01.10.2024 г.

С учетом того, что вышеприведенным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.2018 г. № 222, принятым в рамках полномочий, указанных в Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», установлена обязанность правообладателей объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, по исследованию (измерению) атмосферного воздуха, имеются основания для возложения такой обязанности на ответчика в срок в пределах срока, заявленного истцом.

При этом испрашиваемый истцом срок исполнения данного требования – в течение года со дня вступления решения суда в законную силу, даже превышает срок, установленный указанным Федеральным законом, следовательно, права ответчика в данной части не нарушаются.

Вместе с тем оснований для возложения обязанности по получению решения об установлении окончательной СЗЗ на производственную площадку АО «Свинокомплекс «Красноярский» по адресу: <адрес> не имеется, поскольку потенциальная возможность получения данного решения зависит не только от действий ответчика АО «СКК», который в предусмотренный законом срок обязан обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон, но и непосредственно от органа государственной власти, уполномоченного на принятие такого решения, а действующим законодательством указанной обязанности на стороне ответчика не предусмотрено, в связи с чем, требование в данной части удовлетворению не подлежит.

С учетом требований ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд полагает необходимым установить ответчику срок для устранения нарушений санитарного законодательства, заявленный истцом – в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ государственная пошлина при подаче юридическим лицом искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, составляет 6000 рублей.

В случае удовлетворения требований истца, понесенные им по делу судебные расходы подлежат возмещению ответчиком по правилам, предусмотренным ст.ст. 98, 100 ГПК РФ. Поскольку при подаче иска истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она подлежит взысканию с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в связи с чем, с АО «СКК» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в указанном размере.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю удовлетворить частично.

Обязать АО «Свинокомплекс «Красноярский» (<данные изъяты>) в течение года с даты вступления в законную силу решения суда разработать и представить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю проект санитарно-защитной зоны с расчетом загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) для получения санитарно-эпидемиологического заключения об установлении санитарно-защитной зоны на производственную площадку АО «Свинокомплекс «Красноярский» по адресу: <адрес>

В удовлетворении остальной части требований – отказать.

Взыскать с АО «Свинокомплекс «Красноярский» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Большемуртинский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья                                 Т.Н. Лактюшина

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Копия верна:

Судья                             Т.Н. Лактюшина

2-109/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю
Ответчики
АО "СВИНОКОМПЛЕКС "КРАСНОЯРСКИЙ"
Другие
Енисейское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Суд
Большемуртинский районный суд Красноярского края
Судья
Лактюшина Татьяна Николаевна
Дело на странице суда
murta.krk.sudrf.ru
10.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2024Передача материалов судье
15.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.02.2024Предварительное судебное заседание
15.04.2024Судебное заседание
16.05.2024Судебное заседание
17.06.2024Судебное заседание
20.06.2024Судебное заседание
03.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее