Решение по делу № 12-45/2022 от 17.05.2022

Судья Мочалкина А.П. УИД 49RS0009-01-2022-000113-94

Дело № 5-25/2022

№ 12-45/2022

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

27 июня 2022 года город Магадан

Судья Магаданского областного суда Баюра Л.Н.,

с участием защитника Детиненко С.В., действующего на основании доверенности от 25 марта 2022 года, которому права, предусмотренные статьей 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, разъяснены и понятны, отводов судье не имеет,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела контроля (надзора) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, использованием и обращением драгоценных камней № 1 Межрегионального управления Федеральной пробирной палаты по Дальневосточному федеральному округу Карпова С.Ю. на постановление судьи Ягоднинского районного суда Магаданской области от 19 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица

общества с ограниченной ответственностью «Вектор», ИНН 490801269, КПП 490801001, ОГРН 1094912000138, место нахождения и адрес юридического лица: Магаданская область, Ягоднинский район, поселок Ягодное, улица Ленина, дом 4, квартира 33,

УСТАНОВИЛА:

постановлением судьи Ягоднинского районного суда Магаданской области от 19 апреля 2022 года общество с ограниченной ответственностью «Вектор» (далее – ООО «Вектор», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.

В жалобе, поданной в Магаданский областной суд, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Карпов С.Ю. просит судебное постановление отменить, считая его незаконным.

Указывает, что судья необоснованно при назначении административного наказания ООО «Вектор» применил положения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку Общество ранее привлекалось к административной ответственности, что исключает применение данной нормы.

Законный представитель ООО «Вектор» Урадовский Д.С. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении не заявлял.

В соответствии с частью 3 статьи 25.4, пунктом 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие законного представителя юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

Статьей 30.6 КоАП РФ определено, что судья при принятии решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Выслушав пояснения защитника Детиненко С.В., полагавшего доводы жалобы необоснованными, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма или финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Из материалов дела следует, что до 2 августа 2021 года и вплоть до окончания предполагаемой плановой, документарной проверки 27 августа 2021 года ООО «Вектор», осуществляющее добычу руд и песков драгоценных металлов, воспрепятствовало проведению проверки выполнения требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, не обеспечив представление в установленный в распоряжении о проведении плановой, документарной проверки от 29 июня 2021 года срок, документов, необходимых для проверки.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО «Вектор» протокола об административном правонарушении от 18 октября 2021 года, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ.

Признавая ООО «Вектор» виновным в совершении вменяемого административного правонарушения, судья районного суда пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ.

Данный вывод является правильным, подтверждается собранными по делу доказательствами.

Между тем состоявшееся по делу судебное постановление законным признать нельзя ввиду существенного нарушения судьей районного суда правил назначения наказания, предусмотренных статьей 4.1.1 КоАП РФ, которое привело к неправильному разрешению дела, что не отвечает требованиям статьи 24.1 КоАП РФ, в частности, о разрешении дела в соответствии с законом.

Согласно общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).

В части 1 статьи 1.4 КоАП РФ воспроизведен и конкретизирован закрепленный частью 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации принцип равенства всех перед законом.

Одновременно частью 3 указанной статьи допускается наличие особых условий применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Так, частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрена возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Из содержания приведенных норм в их взаимосвязи следует, что наказание в виде административного штрафа может быть заменено предупреждением только при наличии совокупности всех условий, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, и только, в частности субъектам малого и среднего предпринимательства.

Как следует из материалов дела, по состоянию на 18 апреля 2022 года ООО «Вектор» включено в Единый государственный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (л.д. 110), сведений о том, что Общество на момент совершения вменяемого административного правонарушения привлекалось к административной ответственности, материалы дела не содержат.

Между тем объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ, заключается в воспрепятствовании организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма или финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Субъектами данного административного правонарушения являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, исчерпывающий перечень которых приведен в статье 5 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ).

Названный выше Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (статья 1 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ).

Таким образом, невыполнение Обществом требований Федерального закона № 115-ФЗ создает потенциальную опасность возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также безопасности государства.

В данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (поскольку состав формальный), а в игнорировании ООО «Вектор» требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Таким образом, в рассматриваемом случае отсутствует вся совокупность установленных частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ условий, в связи с чем положения данной статьи при разрешении вопроса о назначении административного наказания не применимы.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Неправильное применение норм КоАП РФ, регламентирующих порядок назначения административного наказания, является существенным нарушением процессуальных требований, не позволившим всесторонне и полно рассмотреть дело.

Подобное рассмотрение дела не отвечает установленным статьей 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях, в связи с чем в данном случае имеются основания для отмены состоявшегося по делу судебного акта.

Учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности ООО «Вектор» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьей 15.27 КоАП РФ, на момент рассмотрения жалобы не истек (часть 3 статьи 4.5 КоАП РФ), дело подлежит возвращению судье Ягоднинского районного суда Магаданской области на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела об административном правонарушении судье следует учесть изложенное в настоящем решении, оценить приведенные в жалобе доводы и имеющиеся в деле доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в порядке статьи 26.11 КоАП РФ, назначить административное наказание, с учетом требований главы 4 КоАП РФ, включая положения статьи 4.1.2 КоАП РФ, правильно применив нормы материального и процессуального права.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Магаданского областного суда,

РЕШИЛА:

постановление судьи Ягоднинского районного суда Магаданской области от 19 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Вектор» отменить, дело возвратить в Ягоднинский районный суд Магаданской области на новое рассмотрение.

Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статей 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Девятый кассационный суд общей юрисдикции лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 данного Кодекса, должностным лицом, вынесшим постановление, либо опротестовано прокурором.

Судья Л.Н. Баюра

Судья Мочалкина А.П. УИД 49RS0009-01-2022-000113-94

Дело № 5-25/2022

№ 12-45/2022

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

27 июня 2022 года город Магадан

Судья Магаданского областного суда Баюра Л.Н.,

с участием защитника Детиненко С.В., действующего на основании доверенности от 25 марта 2022 года, которому права, предусмотренные статьей 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, разъяснены и понятны, отводов судье не имеет,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела контроля (надзора) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, использованием и обращением драгоценных камней № 1 Межрегионального управления Федеральной пробирной палаты по Дальневосточному федеральному округу Карпова С.Ю. на постановление судьи Ягоднинского районного суда Магаданской области от 19 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица

общества с ограниченной ответственностью «Вектор», ИНН 490801269, КПП 490801001, ОГРН 1094912000138, место нахождения и адрес юридического лица: Магаданская область, Ягоднинский район, поселок Ягодное, улица Ленина, дом 4, квартира 33,

УСТАНОВИЛА:

постановлением судьи Ягоднинского районного суда Магаданской области от 19 апреля 2022 года общество с ограниченной ответственностью «Вектор» (далее – ООО «Вектор», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.

В жалобе, поданной в Магаданский областной суд, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Карпов С.Ю. просит судебное постановление отменить, считая его незаконным.

Указывает, что судья необоснованно при назначении административного наказания ООО «Вектор» применил положения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку Общество ранее привлекалось к административной ответственности, что исключает применение данной нормы.

Законный представитель ООО «Вектор» Урадовский Д.С. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении не заявлял.

В соответствии с частью 3 статьи 25.4, пунктом 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие законного представителя юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

Статьей 30.6 КоАП РФ определено, что судья при принятии решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Выслушав пояснения защитника Детиненко С.В., полагавшего доводы жалобы необоснованными, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма или финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Из материалов дела следует, что до 2 августа 2021 года и вплоть до окончания предполагаемой плановой, документарной проверки 27 августа 2021 года ООО «Вектор», осуществляющее добычу руд и песков драгоценных металлов, воспрепятствовало проведению проверки выполнения требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, не обеспечив представление в установленный в распоряжении о проведении плановой, документарной проверки от 29 июня 2021 года срок, документов, необходимых для проверки.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО «Вектор» протокола об административном правонарушении от 18 октября 2021 года, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ.

Признавая ООО «Вектор» виновным в совершении вменяемого административного правонарушения, судья районного суда пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ.

Данный вывод является правильным, подтверждается собранными по делу доказательствами.

Между тем состоявшееся по делу судебное постановление законным признать нельзя ввиду существенного нарушения судьей районного суда правил назначения наказания, предусмотренных статьей 4.1.1 КоАП РФ, которое привело к неправильному разрешению дела, что не отвечает требованиям статьи 24.1 КоАП РФ, в частности, о разрешении дела в соответствии с законом.

Согласно общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).

В части 1 статьи 1.4 КоАП РФ воспроизведен и конкретизирован закрепленный частью 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации принцип равенства всех перед законом.

Одновременно частью 3 указанной статьи допускается наличие особых условий применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Так, частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрена возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Из содержания приведенных норм в их взаимосвязи следует, что наказание в виде административного штрафа может быть заменено предупреждением только при наличии совокупности всех условий, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, и только, в частности субъектам малого и среднего предпринимательства.

Как следует из материалов дела, по состоянию на 18 апреля 2022 года ООО «Вектор» включено в Единый государственный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (л.д. 110), сведений о том, что Общество на момент совершения вменяемого административного правонарушения привлекалось к административной ответственности, материалы дела не содержат.

Между тем объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ, заключается в воспрепятствовании организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма или финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Субъектами данного административного правонарушения являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, исчерпывающий перечень которых приведен в статье 5 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ).

Названный выше Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (статья 1 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ).

Таким образом, невыполнение Обществом требований Федерального закона № 115-ФЗ создает потенциальную опасность возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также безопасности государства.

В данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (поскольку состав формальный), а в игнорировании ООО «Вектор» требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Таким образом, в рассматриваемом случае отсутствует вся совокупность установленных частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ условий, в связи с чем положения данной статьи при разрешении вопроса о назначении административного наказания не применимы.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Неправильное применение норм КоАП РФ, регламентирующих порядок назначения административного наказания, является существенным нарушением процессуальных требований, не позволившим всесторонне и полно рассмотреть дело.

Подобное рассмотрение дела не отвечает установленным статьей 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях, в связи с чем в данном случае имеются основания для отмены состоявшегося по делу судебного акта.

Учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности ООО «Вектор» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьей 15.27 КоАП РФ, на момент рассмотрения жалобы не истек (часть 3 статьи 4.5 КоАП РФ), дело подлежит возвращению судье Ягоднинского районного суда Магаданской области на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела об административном правонарушении судье следует учесть изложенное в настоящем решении, оценить приведенные в жалобе доводы и имеющиеся в деле доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в порядке статьи 26.11 КоАП РФ, назначить административное наказание, с учетом требований главы 4 КоАП РФ, включая положения статьи 4.1.2 КоАП РФ, правильно применив нормы материального и процессуального права.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Магаданского областного суда,

РЕШИЛА:

постановление судьи Ягоднинского районного суда Магаданской области от 19 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Вектор» отменить, дело возвратить в Ягоднинский районный суд Магаданской области на новое рассмотрение.

Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статей 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Девятый кассационный суд общей юрисдикции лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 данного Кодекса, должностным лицом, вынесшим постановление, либо опротестовано прокурором.

Судья Л.Н. Баюра

12-45/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
ООО "Вектор"
Суд
Магаданский областной суд
Судья
Баюра Людмила Николаевна
Дело на сайте суда
oblsud.mag.sudrf.ru
17.05.2022Материалы переданы в производство судье
27.06.2022Судебное заседание
27.06.2022Вступило в законную силу
29.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее