Дело № 21-1075/2017
Р Е Ш Е Н И Е
08 ноября 2017 года гор. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев жалобу консультанта отдела экологического надзора г. Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона – государственного инспектора Республики Крым ФИО1 на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 25.08.2017 г. № 12-622/2017 по делу об административном правонарушении по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л :
Постановлением консультанта отдела экологического надзора г. Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона – государственного инспектора Республики Крым ФИО1 № 005053-0015 от 5 апреля 2017 года заместитель начальника Департамента по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ялты Голуб Вячеслав Юрьевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 25.08.2017 г. № 12-622/2017 жалоба Голуб В.Ю. удовлетворена, постановление № 005053-0015 от 5 апреля 2017 года отменено, производство по делу прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым решением, консультант отдела экологического надзора г. Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона – государственного инспектора Республики Крым ФИО1 подала жалобу, в которой просит решение суда отменить, постановление № 005053-0015 от 5 апреля 2017 года – оставить без изменений.
Жалоба мотивирована тем, что решение суда является незаконным, принятым с нарушением норм материального права. Как указывает заявитель, Голуб В.Ю. является ответственным лицом за обеспечение экологической безопасности Департамента по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ялты на основании Распоряжения администрации г. Ялты №263-л от 23.05.2016г., поэтому является надлежащим субъектом вмененного ему административного правонарушения. Кроме того, апеллянт указывает, что суд первой инстанции не верно посчитал, что осуществление хозяйственной деятельности в области обращения с отходами является предметом правонарушения в рамках ст.8.2 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, заслушав пояснения Голуб В.Ю., его представителя Комарова А.В., возражавших против жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.
В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз опасных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания; ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции, действовавшей до изменений, внесенных Федеральным законом от 29 декабря 2014г. №458-ФЗ) далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), отходы производства и потребления – это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
Пунктом 6 ст. 12 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 1 ст. 13 Федерального закона N 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Пунктом 2 ст.13 Федерального закона N 89-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004г. №122-ФЗ) предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2.1 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации природопользователь обязан: принимать надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов меры по обращению с отходами; соблюдать действующие экологические, санитарно-эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами; осуществлять раздельный сбор образующихся отходов по их видам, классам опасности и другим признакам с тем, чтобы обеспечить их использование в качестве вторичного сырья, переработку и последующее размещение; обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей при необходимости временного накопления произведенных отходов на промышленной площадке (до момента использования отходов в последующем технологическом цикле или направления на объект для размещения); обеспечивать выполнение установленных нормативов предельного размещения отходов; оформлять разрешение на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с п.4.3 Порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым, утвержденным распоряжением Главы Республики Крым от 06.09.2016г. №547-рг, в адрес Администрации города Ялта направлялась информация об организации работ по ликвидации выявленных несанкционированных свалок отходов.
30 марта 2017г. в 10 часов 20 минут, с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований законодательства Российской Федерации Республики Крым в области обращения с отходами, заместителем начальника управления экологического надзора Южно-Крымского региона – начальник отдела экологического надзора г. Ялта – старшим государственным инспектором Республики Крым ФИО5 и консультантом отдела экологического надзора г. Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона – государственным инспектором Республики Крым ФИО1 проведен рейдовый осмотр территории муниципального образования городской округ Ялта и установлены места несанкционированного размещения отходов, которые были выявлены еще ранее и не ликвидированы.
30 марта 2017г. инспектором было вынесено определение №384-15 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
По результатам проверки был составлен акт обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований №110 от 30.03.2017г., из которого следует, что
- по адресу: Республика Крым, городской округ Ялта, пгт. Парковое, ул. Парковое шоссе, район виноградников, выявленное место несанкционированного размещения отходов общей площадью 5100 кв.м не ликвидировано, площадь отходов не изменилась;
- по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Дарсановская, район приюта для собак и бездомных животных «Ковчег», выявленное место несанкционированного размещения отходов общей площадью 41 кв.м не ликвидировано, площадь отходов не изменилась;
- по адресу: Республика Крым, г. Ялта, район пересечения пер. Дарсановский и ул. Дарсановская, дорога ведущая на микрорайон Ени-Дерекой, выявленное место несанкционированного размещения отходов общей площадью 150кв.м не ликвидировано, площадь отходов не изменилась;
- по адресу: Республика Крым, городской округ Ялта, пгт. Гурзуф, микрорайон «Новая деревня», выявленное место несанкционированного размещения отходов общей площадью 6559 кв.м не ликвидировано, площадь отходов не изменилась;
- по адресу: Республика Крым, городской округ Ялта, пгт. Форос, ул. Северная, в районе дома №43, выявленное место несанкционированного размещения отходов общей площадью 10 кв.м не ликвидировано, площадь отходов не изменилась;
- по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Большевистская, в районе д. №25, выявленное место несанкционированного размещения отходов общей площадью 30 кв.м не ликвидировано, площадь отходов не изменилась;
- по адресу: Республика Крым, городской округ Ялта, пгт. Симеиз, в районе ул. Заповедная, выявленное место несанкционированного размещения отходов общей площадью 1222 кв.м не ликвидировано, площадь отходов не изменилась.
Выявленные места несанкционированного складирования отходов не внесены в Государственный реестр объектов размещения отходов и не обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.
На основании материалов проверки консультантом отдела экологического надзора г. Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона – государственным инспектором Республики Крым ФИО1 03 апреля 2017 года был составлен протокол № 005053 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении заместителя начальника Департамента по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ялты Голуб В.Ю.
Постановлением консультанта отдела экологического надзора г. Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона – государственного инспектора Республики Крым ФИО1 № 005053-0015 от 5 апреля 2017 года заместитель начальника Департамента по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ялты Голуб Вячеслав Юрьевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ за нарушение ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.2.1 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации от 15 июля 1994 года, п.6 Порядка взаимодействия исполнительных о органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым, утвержденным распоряжением Главы Республики Крым от 06.09.2016 №547-рг.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Таким образом, юридически значимым обстоятельством при рассмотрении данного дела об административном правонарушении является установление лица, ответственного за соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Субъектом правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в том числе те, в результате деятельности которых образуются отходы.
Из системного толкования положений Федерального закона N 89-ФЗ следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
Судом первой инстанции верно установлено, что в материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что Департамент по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ялты осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами. Такие виды деятельности как сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов и иное обращение с отходами производства и потребления не относятся к уставной деятельности Департамента по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ялты.
Департамент по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ялты РК, чье должностное лицо было привлечено к административной ответственности действует на основании Положения о Департаменте по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ялты Республики Крым, является функциональным отраслевым органом администрации города Ялты РК, осуществляющим управление в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно п.6.3 «Порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым по вопросу в выявления и ликвидации несанкционированных свалок отходов на Территории Республики Крым», утвержденного распоряжением Главы Республики Крым от 06.09.2016 №547-рг, ликвидация несанкционированных свалок отходов осуществляется в случае неустановления в течение 5 дней с момента выявления несанкционированного складирования отходов лиц, совершивших правонарушение, лиц, в собственности или пользовании которых находятся земельные участки, а также в случае, если данные лица являются нерезидентами Российской Федерации, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым на земельных участках, расположенных за границами населенных пунктов, а также на находящихся в собственности Республики Крым земельных участках, расположенных в границах населенных пунктов.
Согласно п.24 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросу местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Следовательно, полномочия Департамента по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ялты по организации сбора, вывозу, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией статьи 8.2 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Департамент по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ялты в лице заместителя начальника Голуб В.Ю. не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Таким образом, судья городского суда пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях Голуб В.Ю. признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Доводы приведенные в жалобе не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат исследованным судом доказательствам, являются надуманными и опровергаются вышеуказанным.
При таких обстоятельствах, поскольку жалоба консультанта отдела экологического надзора г. Ялта на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 25.08.2017 г. № 12-622/2017 не содержит правовых и фактических обстоятельств, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, основания для отмены решения суда отсутствуют.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Верховный Суд Республики Крым
р е ш и л:
Жалобу консультанта отдела экологического надзора г. Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона – государственного инспектора Республики Крым ФИО1 на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 25.08.2017 г. № 12-622/2017– оставить без удовлетворения.
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 25.08.2017 г. № 12-622/2017 в отношении заместителя начальника Департамента по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ялты Голуб В.Ю. – оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
Копия верна
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>