Решение по делу № 2-2890/2018 от 02.10.2018

№2-2890/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 ноября 2018 Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Глинской Я.В.

при секретаре     Каличкиной А.А.,

с участием истца Сафронова П.Н., представителя истца Маркелова Р.О., действующего на основании доверенности от 15.06.2017 № 70 АА 1028512 сроком на три года, представителя третьего лица Департамента финансов Администрации г. Томска Орловой В.Н., действующей на основании доверенности от 08.06.2018 сроком до 31.12.2019,

рассмотрев в судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску Сафронова Петра Николаевича к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о возмещении ущерба,

У С Т А Н О В И Л:

Сафронов П.Н. обратился в суд с иском к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г. Томска о взыскании 99 600 руб. в счет возмещения ущерба, причиненного в результате ДТП.

В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ в 21 час. 52 мин. в , произошло ДТП – наезд на яму, с участием автомобиля истца .... В результате ДТП автомобиль истца получил повреждения: диски и шины переднего и заднего правых колес. Согласно отчету №0419/18 от 28.05.2018 стоимость ремонта составила 99 600 руб. Согласно акту выявленных недостатков от ДД.ММ.ГГГГ и схеме административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ зафиксированы размеры ямы: глубина – 0,15 м, ширина – 1,4 м, длина – 1,5 м, то есть больше допустимых параметров. Ответчиком является муниципальное образование «город Томск», на территории которого расположена дорожная яма, в лице администрации г. Томска.

В судебном заседании истец поддержал требования, изложенные в иске. Дополнительно пояснил, что в день ДТП был дождь, правая сторона ямы была заполнена водой. После попадания в нее, остановился и осмотрел автомобиль, два колеса были спущены. Стоимость ремонта определена из стоимости литых дисков и зимней резины. Литые диски не являются заводскими, но произведены в Германии, качественные, что установлено экспертом.

Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что причинно-следственная связь между бездействием ответчика и наступившими последствиями доказана и в судебном заседании установлена. Доказательств того, что ответственность должна быть возложена на Департамент дорожной деятельности и благоустройство администрации г.Томска ответчиком не доказано.

Представитель ответчика Кулиева А.С., действующая на основании доверенности от 22.02.2018 №1115, в судебное заседание не явилась, ранее представила отзыв на исковое заявление, в соответствии с которым полагал, что истцом не представлено доказательств наступления убытков в результате противоправных действий собственника дороги. Также не представлено доказательств, подтверждающих состояние транспортного средства до ДТП, соответственно не установлена причинно-следственная связь между действиями администрации Города Томска и наступившим материальным ущербом. Сославшись на требования Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» и ст.25 Устава Города Томска, полагала, что надлежащим ответчиком является Департамент дорожной деятельности и благоустройства администрации г.Томска.

Представитель третьего лица - Департамента финансов администрации Города Томска, в судебном заседании исковые требования не признала, представила отзыв на исковое заявление согласно которому полагала, что основания для удовлетворения требований истца отсутствуют, поскольку в случае возникновения спора на потерпевшего (истца) возлагается обязанность доказать факт наличия вреда, его размер и то, что ответчик является причинителем вреда. Истец не представил доказательств наступления убытков в результате действий либо бездействия собственника дороги, не представил доказательств, подтверждающих состояние транспортного средства до ДТП. Полагает, что причинно-следственная связь в данном деле не является очевидной.

Суд на основании ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело по существу в отсутствие стороны ответчика.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно п.3 названной статьи лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

В силу ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.

В силу ст.16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину в результате незаконных действий органов местного самоуправления, подлежат возмещению муниципальным образованием.

Из приведенных норм гражданско-процессуального законодательства следует, что лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать три элемента состава правонарушения в совокупности, а именно: нарушение своего права (причинение вреда), наличие причинной связи между действиями лица, причинившим вред, и убытками, а также размер убытков.

В судебном заседании установлено, что Сафронов П.Н. является собственником транспортного средства – автомобиля ..., что подтверждается паспортом транспортного средства (л.д. 11-12).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 21.52ч. Сафронов П.Н., управляя автомобилем ..., совершил наезд на препятствие – яму в дорожном покрытии, расположенную в районе , в связи с чем, автомобиль истца получил повреждения (переднее и заднее правые колеса), что подтверждается справкой о ДТП от ДД.ММ.ГГГГ, схемой ДТП от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно определению от ДД.ММ.ГГГГ в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Сафронова П.Н. отказано в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В связи с выявлением недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги инспектором ГИБДД составлен акт, в соответствии с которым на проезжей части в районе имеется яма (длина – 1,5 м., ширина –1,4 м., глубина - 0,15м).

Полагая, что обязанность по поддержанию безопасности и обеспечению надлежащего состояния дорог, относящихся к ведению муниципалитета, возложена на органы муниципальной власти города Томска, а, следовательно, и вина за причиненный его имуществу ущерб лежит на муниципальном образовании «Город Томск» в лице администрации Города Томска, истец обратился с настоящим иском в суд.

Изложенные истцом фактические обстоятельства, при которых принадлежащее ему транспортное средство получило механические повреждения в результате попадания в яму на дороге, расположенную непосредственно на проезжей части по ходу движения транспортного средства в судебном заседании подтверждены свидетелем ФИО

Суд не находит оснований для критической оценки показаний данного свидетеля, поскольку они логичны, последовательны и согласуются в совокупности с пояснениями истца и другими доказательствами по делу, включая административный материал, фактические обстоятельства, зафиксированные в схеме административного правонарушения, фотоматериалы с места ДТП.

Также истцом представлен в материалы дела отчет ... №0419/18 от 28.05.2018, подготовленный по заказу истца, согласно выводам которого, рыночная стоимость восстановительного ремонта транспортного средства - автомобиля ..., составила 99 600 руб. (л.д. 15-28).

Судом установлено и не оспаривалось участниками процесса, что автомобильная дорога, на которой произошло ДТП, расположена в границах муниципального образования «Город Томск».

Согласно п.1 ст.3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога это - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В соответствии с п.7 ст.3 указанного Закона владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания «Российские автомобильные дороги» в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление.

Согласно ст.13 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся в том числе и утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, а также осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии со ст.1 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» в качестве задач настоящего Федерального закона определены охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно ст.12 данного Закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог.

ГОСТ Р 50597-2017. «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» регламентированы размеры дефектов и сроки их устранения.

В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.

В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования (п. 4.2.).

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ч.2 ст. 12 названного Закона).

В соответствии с пп.5 п.1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа.

В силу ст.5 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в частности, посредством материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.

Согласно ч.4 ст.6 указанного Закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

На основании п. 1.1, п. 1.10, ст. 40 Устава Города Томска к компетенции администрации города Томска относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В соответствии с положениями статьи 6, пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета), в числе прочих, орган местного самоуправления. Главный распорядитель средств бюджета муниципального образования выступает в суде от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.

Проанализировав вышеизложенные нормы в их взаимосвязи, учитывая, что спорные правоотношения возникли в связи с ненадлежащим исполнением полномочий по организации содержания автодороги администрацией Города Томска, являющейся главным распорядителям средств бюджета муниципального образования «Город Томск», суд признает правильной позицию истца, что муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска является надлежащим ответчиком по делу, так как обязано содержать автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа в состоянии, обеспечивающем безопасность дорожного движения на них, и несет ответственность за вред, причиненный в результате ненадлежащего исполнения этих обязанностей.

Само по себе создание департаментов, управлений и иных структурных подразделений не свидетельствует о надлежащем выполнении обязанностей по содержанию и обеспечению стандартов безопасности дорог общего пользования и не освобождает орган местного самоуправления от ответственности за содержание дорог местного значения.

Суд приходит к выводу, что противоправность поведения ответчика заключалась в бездействии, которое выразилось в непринятии мер по предотвращению причинения ущерба, несвоевременной организации работ по обеспечению содержания дорог в надлежащем состоянии, отсутствием необходимой системы действий по выявлению ям и иных повреждений дорожного покрытия, которые могут представлять опасность для граждан и их имущества.

В нарушение положений части 1 статьи 56 ГПК РФ доказательства своевременного и надлежащего выполнения соответствующих обязанностей ответчиком суду не представлены.

В подтверждение размера ущерба истцом представлен суду отчет ... №0419/18 от 28.05.2018, подготовленный по заказу истца, согласно выводам которого, рыночная стоимость восстановительного ремонта транспортного средства ..., поврежденного в результате ДТП ДД.ММ.ГГГГ, составляет 99 600 руб.

Исходя из принципа состязательности и равноправия сторон, каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В соответствии с диспозитивностью гражданского судопроизводства стороны, свободно распоряжаясь как своими субъективными материальными правами, так и процессуальными средствами их защиты, принимают на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.

Ответчиком доказательств иной стоимости имущества не представлено, рыночная стоимость спорного автомобиля не оспорена, правом ходатайствовать о назначении по делу судебной оценочной экспертизы ответчик, как и иные лица, участвующие в деле, не воспользовались.

В учетом изложенного, суд находит возможным определить размер ущерба на основании отчета ... №0419/18 от 28.05.2018 в размере 99 600 руб.

Исходя из положений статей 15, 1064 ГК РФ, согласно которым лицо, имуществу которого причинен вред, вправе требовать его возмещения в полном объеме, суд приходит к выводу о правомерности требования Сафронова П.Н. возмещения ему ущерба, причиненного повреждением имущества, в полном объеме – без учета износа.

Из смысла указанных норм следует, что имущество должно быть приведено в первоначальное состояние, в котором оно находилось до повреждения. При этом не предусматривается право виновной стороны определять допустимый и приемлемый способ восстановления нарушенного права.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» №25 от 23.06.2015 года, при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то, что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения. Размер подлежащего выплате возмещения может быть уменьшен, если ответчиком будет доказано или из обстоятельств дела следует с очевидностью, что существует иной более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений подобного имущества.

Следует также учитывать, что уменьшение стоимости имущества истца по сравнению с его стоимостью до нарушения ответчиком обязательства или причинения им вреда является реальным ущербом даже в том случае, когда оно может непосредственно проявиться лишь при отчуждении этого имущества в будущем (например, утрата товарной стоимости автомобиля, поврежденного в результате дорожно-транспортного происшествия).

Ответчиком не представлено доказательств и из обстоятельств дела с очевидностью не следует, что существует иной более разумный и распространенный в обороте способ осуществления восстановительного ремонта автомобиля, полностью тождественный величине его износа, нежели ремонт, оценка стоимости которого приведена экспертом.

Ссылки представителя ответчика МО «город Томск» на то, что истцом не подтверждено состояние транспортного средства до ДТП, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении иска. Доказательства причинения имуществу истца ущерба от спорного ДТП в ином (меньшем) размере, а также не относимости выявленных повреждений к данному ДТП, ответчиком не представлены.

Лицо, причинившее вред, в силу пункта 2 статьи 1064 ГК РФ освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Доказательства, подтверждающие отсутствие вины ответчика, в материалы дела не представлены.

При таких обстоятельствах, суд считает доказанной совокупность условий, необходимых для наступления гражданско-правовой ответственности муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска за вред, причиненный имуществу Сафронова П.Н., в размере 99 600 руб., в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 99 600 ░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                                        ░.░. ░░░░░░░░

2-2890/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Сафронов П. Н.
Сафронов Петр Николаевич
Ответчики
Муниципальное образование город Томск в лице Администрации г. Томска
Другие
Маркелов Роман Олегович
Орлова Валентина Николаевна
Департамент финансов Администрации г. Томска
Суд
Советский районный суд г.Томска
Дело на сайте суда
sovetsky.tms.sudrf.ru
02.10.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.10.2018Передача материалов судье
02.10.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.10.2018Подготовка дела (собеседование)
22.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.11.2018Судебное заседание
14.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.02.2019Дело оформлено
15.02.2019Дело передано в архив
07.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.05.2020Передача материалов судье
07.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.05.2020Подготовка дела (собеседование)
07.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.05.2020Судебное заседание
07.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.05.2020Дело оформлено
07.05.2020Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее