Решение по делу № 2а-3651/2018 от 22.05.2018

дело № 2а-3651/18г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июня 2018 года г.Казань

Приволжский районный суд города Казани в составе председательствующего судьи Галяутдиновой Д.И.,

при секретаре Егоровой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Починковой Н.Н. к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан, Управлению Росреестра по Республике Татарстан о признании незаконными действий, выраженных в снятии с государственного кадастрового учёта объекта недвижимости и возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав.

У С Т А Н О В И Л:

Починкова Н.Н. (далее по тексту – административный истец) обратилась в суд с административным иском к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан (далее по тексту – административный ответчик, ФГБУ «ФКП Росреестра» по РТ) о признании незаконными и необоснованными действий по снятию с государственного кадастрового учета жилого дома, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав путем восстановления сведений о жилом доме в государственном кадастровом учете (реестре).

В обоснование административного иска указано, что Починковой Н.Н. на правах собственности принадлежит земельный участок площадью 454,2 кв.м. с кадастровым номером 16:50:221216:10, а также жилой дом площадью 38,7 кв.м. с кадастровым номером , расположенные по адресу: <адрес>. В период с 2009 по 2015 г.г. была произведена реконструкция данного дома. В целях узаконения реконструкции дома, административный истец выдала своему супругу ФИО2 доверенность от 05.05.2014, которой уполномочила его решать все вопросы, касающиеся перепланировки и/или реконструкции и/или переоборудования жилого дома. 21.09.2016 ФИО2 оформил технический паспорт на дом, технический план дома по состоянию на 23.11.2016. При обращении в БТИ ему пояснили, что дом был реконструирован, реконструкцию необходимо узаконить. Однако, по факту оформили с ним договор на постановку на учет, вместо внесения изменений в объект недвижимости вопреки полномочиям, указанным в доверенности. Административный истец указывает, что полномочия, указанные в доверенности, исключали подачу заявления о снятии дома с учета, поданного им через многофункциональный центр. В связи с чем, прием от него указанного заявления, а также внесение сведений в реестр о снятии с учета жилого дома не должны были быть произведены. В результате в реестр внесены сведения о сносе дома, а не о его реконструкции, при наличии самого реконструированного дома. Согласно заключения от 23.05.2017 № 206-17 общества с ограниченной ответственностью «Экспертно-консультативный центр «Промышленная безопасность» площадь жилого дома 1958 года постройки по правоустанавливающему документу составляет 38,7 кв.м., фактическая площадь по техническому паспорту от 21.09.2016 составляет 77,0 кв.м. Увеличение общей площади на 38,3 кв.м. произошло в результате реконструкции жилого дома в 2015 г. Нарушения градостроительных норм и правил для жилого дома не выявлены. Согласно заключения АНО «Центр содействия обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» от 27.12.2016 нарушений требований СанПиН не выявлены. Указанные действия административным истцом были расценены как допущение реестровой ошибки, в связи с чем она обратилась в Управление Росреестра по РТ с заявлением об исправлении реестровой ошибки, которой аннулирована запись о жилом доме площадью 38,7 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. Ответом из Управления Росреестра по РТ от 05.12.2017 № 20-19/33536-3 в удовлетворении заявления отказано. 02.03.2018 посредством портала «Госуслуги» представитель Починковой Н.Н. – ФИО18 подал жалобу на имя Министра экономического развития Российской Федерации – руководителя Росреестра ФИО7 на действия по незаконному аннулированию записи о жилом доме и отказе исправить реестровую ошибку (восстановить соответствующую реестровую запись). Ответами из Управления Росреестра по РТ от 05.04.2018 № 09-32/08713-з-Э и от 28.04.2018 № 09-30/11202-Э разъяснено, что согласно информации, предоставленной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по РТ, рассматриваемый объект недвижимости снят с государственного кадастрового учета 08.12.2016 по соответствующему заявлению представителя правообладателя, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности. Документом-основанием для принятия указанного решения явился подготовленный кадастровым инженером Хакимовой Р.А. акт обследования, подтвердивший прекращение существования объекта недвижимости в результате сноса. Представленные для государственного кадастрового учета документы проверялись (до 01.01.2017) сотрудниками филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РТ на предмет наличия либо отсутствия оснований для приостановления или отказа в осуществлении государственного кадастрового учета. Управление Росреестра по РТ не обладает полномочиями по пересмотру рассматриваемого решения, в связи с чем административный истец вправе оспорить принятое решение в судебном порядке и восстановить сведения о государственном кадастровом учете ранее имевшегося объекта недвижимости. При этом Починкову Н.Н. проинформировали о том, что право собственности на вышеуказанный объект недвижимости не прекращено, а в Управлении Росреестра по РТ отсутствует информация об обращении полномочного лица за государственной регистрацией прекращения права собственности на данный объект недвижимости. В результате описанной ситуации административный истец не имеет возможности решить вопрос об узаконивании реконструкции данного объекта, что нарушает её жилищные права, т.к. иного жилого помещения для постоянного проживания она не имеет.

С учётом изложенного, административный истец просила признать незаконными и необоснованными действия филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Татарстан от 08.12.2016, которыми жилой дом площадью 38,7 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, снят с государственного кадастрового учета и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан восстановить сведения о жилом доме площадью 38,7 кв.м. с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес> в государственном кадастровом учете (реестре).

Также административный истец просила восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи административного искового заявления.

Судом в качестве административного ответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее по тексту – Управление Р осреестра по РТ), а также в качестве заинтересованных лиц привлечены Акционерное общество «Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан» (далее по тексту - АО «БТИ РТ» и кадастровый инженер Хакимова Р.А.

В судебном заседании административный истец, уточнив административные исковые требования, в окончательной редакции просила признать незаконными действия филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Татарстан от 08.12.2016, которыми жилой дом площадью 38,7 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, снят с государственного кадастрового учета и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан восстановить сведения о жилом доме площадью 38,7 кв.м. с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес> в государственном кадастровом учете (реестре).

В судебном заседании представители административных ответчиков ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» по Республике Татарстан, Управления Росреестра по РТ уточнённые административные исковые требования не признали, предоставили письменные отзывы на административный иск.

Представитель заинтересованного лица АО «БТИ РТ» в судебном заседании полагала, что оснований для удовлетворения уточнённых административных исковых требований не имеется.

Заинтересованное лицо: кадастровый инженер Хакимова Р.А., будучи извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась.

Суд, в соответствии со статьёй 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав пояснения явившихся участников процесса, допросив свидетелей и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу положений части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», действовавшей на момент обращения в уполномоченный орган с заявлением о снятии объекта недвижимости с государственного кадастрового учета, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Согласно статье 20 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 № 221-ФЗ, с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи лица (далее также - заявители) или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. С заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости.

В силу части 1.1 статьи 21 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 № 221-ФЗ, межевой план, технический план и подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости акт обследования направляются в орган кадастрового учета в форме электронных документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 № 221-ФЗ, если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются: межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ);

3) технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 7, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства) - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ;

4) акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости (при снятии с учета такого объекта недвижимости);

5) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

6) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости);

7) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя (при учете части такого объекта недвижимости, за исключением случая, если заявителем является собственник такого объекта недвижимости и в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на такой объект недвижимости);

8) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке), - запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 5 статьи 16 настоящего Федерального закона;

9) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений), - запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 5 статьи 16 настоящего Федерального закона;

10) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания или помещения (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком здании или помещении), - запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 5 статьи 16 настоящего Федерального закона;

11) заверенные органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, либо нотариально удостоверенные копия проекта межевания земельных участков, копии решений общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении указанного проекта, перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на такие земельные участки либо сведения о реквизитах данных документов в случае их представления ранее в орган кадастрового учета (при кадастровом учете земельного участка, образуемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на основании решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок);

12) копии проекта межевания земельного участка и документов, подтверждающих согласование проекта межевания земельного участка (при кадастровом учете земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в случае отсутствия решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок об утверждении проекта межевания земельных участков);

13) копия документа, подтверждающего в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоение адреса объекту недвижимости или изменение такого адреса (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 7 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об адресе объекта недвижимости), запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 5 статьи 16 настоящего Федерального закона;

14) заверенные в установленном порядке копии решения и (или) договора, указанного в пункте 14.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона;

15) карта-план территории, утвержденная в установленном главой 4.1 настоящего Федерального закона порядке (в случае, предусмотренном главой 4.1 настоящего Федерального закона).

Согласно статье 23 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 № 221-ФЗ, постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.

При постановке на учет объекта недвижимости, учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или снятии с учета объекта недвижимости орган кадастрового учета в случае принятия соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета начиная с рабочего дня, следующего за днем истечения установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона срока, обязан выдать заявителю или его представителю либо при наличии в заявлении указания о выдаче указанных в настоящей части документов через многофункциональный центр передать такие документы в многофункциональный центр для выдачи заявителю или его представителю: 4) кадастровую выписку об объекте недвижимости, содержащую внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о прекращении существования такого объекта недвижимости (при снятии с учета такого объекта недвижимости).

В случае, если в заявлении указано о необходимости получения предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов в форме документов на бумажном носителе, орган кадастрового учета обязан выдать такие документы соответствующему заявителю или его представителю лично под расписку либо не позднее рабочего дня, следующего за десятым рабочим днем со дня истечения установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона срока, направить такие документы посредством почтового отправления по указанному в соответствующем заявлении почтовому адресу либо при наличии в заявлении указания о выдаче таких документов через многофункциональный центр не позднее рабочего дня, следующего со дня истечения установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона срока, передать такие документы в многофункциональный центр для выдачи заявителю или его представителю.

В силу части 1 статьи 35 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 № 221-ФЗ, кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и настоящего Федерального закона договора подряда на выполнение кадастровых работ, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно статье 36 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 № 221-ФЗ, по договору подряда на выполнение кадастровых работ индивидуальный предприниматель, указанный в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридическое лицо, указанное в статье 33 настоящего Федерального закона, обязуется обеспечить выполнение кадастровых работ по заданию заказчика этих работ и передать ему документы, подготовленные в результате выполнения этих работ с учетом требований настоящего Федерального закона, а заказчик этих работ обязуется принять указанные документы и оплатить выполненные кадастровые работы, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В результате выполнения указанных в части 1 настоящей статьи кадастровых работ обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет объекта недвижимости или объектов недвижимости, об учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или о снятии с учета объекта недвижимости. Объем подлежащих выполнению кадастровых работ определяется заказчиком кадастровых работ.

Результатом кадастровых работ индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, согласно статьи 37 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 № 221-ФЗ, является межевой план, технический план или акт обследования.

В соответствии со статьей 42 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 № 221-ФЗ, Акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся кадастровых сведений о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых оно было расположено, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение было расположено.

Акт обследования подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой акт. Акт обследования, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего такой акт.

Форма акта обследования и требования к его подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Таким образом, с 01.03.2008 государственный кадастровый учёт осуществлялся на основании Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

С 01.01.2017 государственный кадастровый учёт недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в соответствии с положениями которого, государственный кадастровый учёт, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра прав недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами, а именно территориальными органами Росреестра (государственными регистраторами) и не могут быть переданы подведомственному Росреестру учреждению – ФГБУ «ФКП Росреестра».

Согласно пункту 1 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.

Судом установлено и подтверждается материалами дела следующее.

Починкова Н.Н. является собственницей земельного участка с кадастровым номером и жилого дома с кадастровым номером (прежний ), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 13.06.2018 № 16/001/004/2018-584, а также свидетельствами о государственной регистрации права собственности.

05.05.2014 ФИО9, временно исполняющей обязанности нотариуса нотариального округа город Мурманск Мурманской области ФИО10 удостоверена доверенность от имени Починковой Н.Н., которой она уполномочила ФИО2 быть её представителем во всех предприятиях, организациях и учреждениях Республики Татарстан, в том числе в многофункциональном центре, в органах, осуществляющих техническую инвентаризацию недвижимого имущества, в органах государственного кадастрового учета, в органах Росреестра, в том числе в филиале Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата» Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, по всем вопросам, связанным с получением технической и кадастровой документации на принадлежащий ей на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, для чего доверенному лицу предоставляется право:

- подписывать и подавать от ее имени необходимые заявления, в том числе заявления об оформлении и выдачи кадастровых, технических паспортов, заявления о внесении изменений в техническую и кадастровую документацию по всем основаниям, в том числе со сменой собственника жилого дома, а также в связи с перепланировкой и/или реконструкции и/или переоборудованием жилого дома, заказывать, получать и предоставлять необходимые справки и документы, получить кадастровый и технический паспорт на вышеуказанный жилой дом, другие предусмотренные законом документы, оплачивать предусмотренные действующим законодательством пошлины и сборы, расписываться за нее и совершать все действия и формальности, связанные с выполнением данного поручения;

- решать все вопросы, касающиеся перепланировки и/или реконструкции и/или переоборудования указанного в настоящей доверенности недвижимого имущества, получать разрешения, акты согласований и другие необходимые документы, согласовывать с компетентными органами проекты перепланировки и\или реконструкции и/или переоборудования помещения и получить соответствующие документы. заключать и подписывать необходимые договоры и соглашения, в том числе договоры на производство ремонтных и строительных работ, подписывать акты приема-передачи, акты выполненных работ, заключать и подписывать дополнительные соглашения к заключенным договорам, пролонгировать договоры либо расторгать их, сдавать документы для регистрации в компетентные органы, в том числе в многофункциональный центр или в органы Росреестра по Республике Татарстан, получать документы с регистрации. При необходимости подписывать и подавать заявления об отзыве, приостановлении, прекращении, возобновлении государственной регистрации, заявления об исправлении технических ошибок, получать и предоставлять документы, подписывать и подавать заявления о внесении необходимых изменений в Единый государственный реестр прав, о снятии ограничений и обременений, получать свидетельства о регистрации права, в том числе повторные, оплачивать госпошлины и другие сборы, расписываться за нее и совершать все действия и формальности, связанные с выполнением данного поручения и т.д.

Доверенность была выдана сроком на три года (л.д. 17).

19.09.2016 ФИО2, действующий за себя, обратился в РГУП БТИ с заявлением-договором на выполнение работ по подготовке технической документации с инвентаризацией на объект общей площадью 90 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> с выдачей технического паспорта на предмет оформления (по требованию).

08.11.2016 ФИО2, действующий по доверенности, обратился в РГУП БТИ с заявлением-договором на выполнение работ по подготовке технической документации с инвентаризацией на объект, расположенный по адресу: <адрес> и иной документации, связанной с регистрацией прав до 01.01.2000 с выдачей акта обследования, декларации, кадастровой выписки в электронном виде, технического плана на предмет оформления (по требованию).

01.12.2016 ФИО2, действующий в интересах Починковой Н.Н. на основании вышеуказанной доверенности от 05.05.2014, выданной ФИО9, временно исполняющей обязанности нотариуса нотариального округа г. Мурманск Мурманской области ФИО10, обратился в филиал ФГБУ «ФКП» по РТ с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером в связи с прекращением его существования, просил предоставить кадастровую выписку в виде документа на бумажном носителе в многофункциональном центре Зареченского филиала ГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» в Республике Татарстан, г.Казань, ул.Гагарина, д.103. К заявлению ФИО2 приложил вышеуказанную доверенность и акт обследования, содержащий заключение кадастрового инженера о том, что по результатам обследования, проведенного 21.09.2016, жилой дом лит. А,А1,а общей площадью 38,0 кв.м., по базе АИС ГКН общей площадью 38,7 кв.м., по адресу: <адрес>, снесен. Пунктом 6 заявления ФИО2 подтвердил, что сведения, включенные в заявление, относящиеся к его личности и представляемому им лицу, достоверны, а также подтвердил, что документы, приложенные к заявлению, соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, на момент представления заявления эти документы действительны и содержат достоверные сведения. Заявление содержит подпись ФИО2

Из анализа перечисленных в доверенности от 05.05.2014 действий, усматривается воля Починковой Н.Н. на подписание и подачу ФИО2 заявлений, в том числе, заявления о внесении изменений в техническую и кадастровую документацию по всем основаниям…, из указанного следует, что ФИО2 был уполномочен Починковой Н.Н., в том числе, на осуществление снятия с государственного кадастрового учета жилого дома с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Довод административного иска о том, что нотариально удостоверенная доверенность от 05.05.2014 выданная на имя ФИО2 Починковой Н.Н., не содержала отдельных полномочий последнего на снятие объекта с кадастрового учета не соответствуют действительности. Исходя из буквального толкования текста вышеуказанной доверенности следует, что Починкова Н.Н. предоставила полномочие указанному в доверенности лицу быть её представителем, в том числе в органах, осуществляющих техническую инвентаризацию, в органах государственного кадастрового учета по всем вопросам, связанным с получением технической и кадастровой документации на принадлежащий ей жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в том числе подписывать и подавать от ее имени заявления о внесении изменений в техническую и кадастровую документацию по всем основаниям. Указание далее в доверенности полномочий по разрешению вопросов, касающихся перепланировки и/или реконструкции и/или переоборудования указанного в доверенности недвижимого имущества само по себе не отменяет указанные выше полномочия.

Кроме того, в действующем законодательстве не установлено требование о том, что право на снятие с государственного кадастрового учёта объекта недвижимости должно быть специального оговорено в доверенности.

Таким образом, поскольку в доверенности содержалось предоставление доверенному лицу – ФИО2 полномочий по совершению действий в виде подачи заявления и иных документов, связанным с внесением изменений в техническую и кадастровую документацию по всем основаниям отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, согласно акта обследования кадастрового инженера дом снесен, суд приходит к выводу о том, что действия кадастрового органа – ФГБУ «ФКП Росреестра» по РТ, связанные со снятием с государственного кадастрового учёта указанного жилого дома, являются правомерными.

Доводы административного истца и ее представителя о том, что при заключении договоров в РГУП БТИ и подачи заявления о снятии объекта с кадастрового учета ФИО2 не понимал, с какими заявлениями он обращается, так как не вникал в суть подписанных договоров и заявлений, доверял сотрудникам БТИ, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Оценив в совокупности обстоятельства дела, проанализировав положения действующего законодательства, суд приходит к выводу, что у органа, осуществляющего кадастровый учет объектов недвижимости, оснований для приостановления либо отказа во внесении сведений о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером на основании представленных представителем заявителя заявления и документов не имелось, вследствие чего данный объект обоснованно был снят с государственного кадастрового учета.

Оснований не доверять представленному представителем заявителя акту обследования, изготовленного специалистом РГУП БТИ, у органа, осуществлявшего на тот момент кадастровый учет, также не имелось. Нормы действующего на период предъявления такого заявления законодательства не предписывали обязанность специалистов органа, осуществляющего государственный кадастровый учет, осуществлять выезд по месту нахождения объекта недвижимости и выяснять фактические обстоятельства, изложенные в заявлении подателем заявления.

В силу чего суд не находит оснований для признания незаконными действий ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Татарстан по снятию с кадастрового учета вышеуказанного жилого дома и возложении на Управление Росреестра по Республики Татарстан обязанности по восстановлению сведений о жилом доме в государственном кадастровом учете (реестре).

Не принимаются судом и доводы стороны административного истца о том, что фактически произошла реконструкция жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а не его снос и постройка нового объекта на фундаменте старого дома.

Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены основные понятия, используемые в настоящем кодексе, а именно:

13) строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);

14) реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Согласно материалам инвентарного дела , хранящегося в АО «БТИ РТ», жилой дом <адрес>, 1958 года постройки, по данным инвентаризации от 29.02.2008 состоял из основного бревенчатого строения (лит. А) и пристроев: каркасно-засыпного (лит. А1), тесового (лит.а), с площадью всех частей здания 65,5 кв.м., общей площадью 38,7 кв.м., фундамент дома – кирпично-ленточный. По данным инвентаризации от 21.09.2016, кирпичное строение (лит. А), 2015 года постройки, имеет площадь всех частей здания 118,0 кв.м., с общей площадью 77,0 кв.м., фундамент – бетонно-ленточный.

Соответственно, в силу норм статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечисленные изменения объекта капительного строительства, выразившиеся в изменении конфигурации объекта и материалов, в том числе конфигурации и материала фундамента и наружных стен, с изменением площади объекта, нельзя отнести к реконструкции, а является строительством (созданием) нового объекта. Тот факт, что было произведено строительство (создание) нового объекта, а не реконструкция в отношении дома <адрес> усматривается и из фотоснимков, представленных с интернет-сервиса спутниковой карты «Google Карты», согласно которым строительство нового объекта большей площади осуществляется по иному фундаменту, отличному от старого строения, не содержит никаких общих либо соединительных элементов со старым строением и носит самостоятельный характер.

Как усматривается из материалов вышеуказанного инвентарного дела за период 2008-2013 г.г., увеличение общей площади дома на 0,7 кв.м. (с 38,0 кв.м. до 38,7 кв.м.) относительно базы АИС ГКН произошло за счет фактического уточнения размеров, пересмотра и пересчета площадей. Данный факт отражен в заключении кадастрового инженера, содержащегося в акте обследования от 23.11.2016.

Представленное стороной административного истца заключение № 206-17, изготовленного ООО «Экспертно-консультационный центр «Промышленная безопасность» не опровергает вышеизложенные доводы, поскольку время исследования экспертом объекта и изготовления данного заключения значительно позже производимых изменений жилого дома, а более того не содержит обоснованного анализа и заключения о том, что изменения объекта капительного строительства не являются строительством (созданием) нового объекта капитального строительства, а являются его реконструкцией.

Показания свидетелей ФИО11, ФИО12, ФИО2, допрошенных судом, не принимаются в качестве подтверждения факта реконструкции жилого дома, поскольку они противоречат имеющимся письменным доказательствам по делу, в том числе, акту обследования, подготовленного кадастровым инженером Хакимовой Р.А., подтвердившей прекращение существования объекта недвижимости в результате его сноса. При этом к свидетельским показаниям ФИО2 суд относится критически, поскольку ФИО2, будучи супругом административного истца Починковой Н.Н., является лицом заинтересованным в исходе дела.

Более того, суд учитывает пропуск административным истцом срока для обращения с настоящим административным иском и не находит оснований для его восстановления.

В соответствии со статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пропуск срока для оспаривания решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, в силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

Как установлено судом, объект недвижимости – жилой дом с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> снят с государственного кадастрового учёта 08.12.2016, тогда как Починкова Н.Н. обратилась в суд с настоящим административным иском об оспаривании действий, связанных со снятием с жилого дома с государственного кадастрового учёта, 22.05.2018, то есть со значительным пропуском срока, установленного законом.

В обоснование заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи настоящего административного иска, Починкова Н.Н. ссылается на то, что фактически о нарушении прав ей стало известно после получения её представителем ответа из Управления Росреестра по РТ от 05.04.2018, до указанного момента она добросовестно заблуждалась относительно снятия жилого дома с кадастрового учёта, полагая, что кадастровым органом допущена кадастровая (реестровая) ошибка.

Вместе с тем, ходе судебного разбирательства установлено, что кадастровую выписку по обращению в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, от 01.12.2016 представитель Починковой Н.Н. - ФИО2 получил, согласно сведениям, содержащимся в книге учета выданных сведений, 15.12.2016. Данная кадастровая выписка от 08.12.2016 содержала сведения о снятии 08.12.2016 с кадастрового учета индивидуального жилого дома с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Более того, материалы дела содержат переписку административного истца Починковой Н.Н. с Управлением Росреестра по Республике Татарстан по вопросу снятия спорного дома с кадастрового учета, датированную ноябрем 2017 г., а с отделом кадастровой деятельности РГУП БТИ по РТ по данному вопросу – мартом 2017 г. Таким образом, с марта 2017 г. административный истец знала о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, принадлежащего ей на праве собственности, при этом квалификация ею данного факта в качестве реестровой ошибки суд не может признать в качестве уважительной причины пропуска срока на подачу настоящего административного иска.

Административным истцом, её представителем не представлено доказательств наличия причин объективно исключающих возможность подачи соответствующего административного иска в суд в установленный законом срок, а также независящие от лица обстоятельства (тяжелая болезнь лица, подающего жалобу, его беспомощное состояние и другое), в силу которых оно было лишено возможности своевременно обратиться в суд с иском.

В силу присущего административному исковому виду судопроизводства начала диспозитивности, эффективность правосудия обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (часть 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (часть 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.

При таких обстоятельствах, заявление Починковой Н.Н. о восстановлении пропущенного процессуального срока обращения в суд с настоящим административным иском удовлетворению не подлежит.

Таким образом, суд считает необходимым в удовлетворении требований Починковой Н.Н. к ФГБУ «ФКП Росреестра» по РТ и к Управлению Росреестра по РТ о признании незаконными действий, выраженных в снятии с государственного кадастрового учёта объекта недвижимости и возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав отказать по существу заявленных требований, а также ввиду пропуска срока, установленного статьёй 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и отсутствия уважительных причин для восстановления пропущенного срока на подачу административного иска.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Починковой Н.Н. к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан, Управлению Росреестра по Республике Татарстан о признании незаконными действий, выраженных в снятии с государственного кадастрового учёта жилого дома площадью 38, 7 кв.м., с кадастровым (условным) номером , расположенного по адресу: <адрес> и возложении обязанности о восстановлении сведений об указанном жилом доме в государственном кадастровом учёте (реестре) отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд г.Казани Республики Татарстан в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Д.И. Галяутдинова

2а-3651/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Починкова Н.Н.
Ответчики
Управление Росреестра по РТ
ФГБУ ФКП Росреестра по РТ
Другие
кадастровый инженер АО "БТИ" Хакимова Резеда Ахатовна
АО "Бро технической инвентаризации РТ"
Суд
Приволжский районный суд г. Казань Республики Татарстан
Дело на странице суда
privolzhsky.tat.sudrf.ru
22.05.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
22.05.2018[Адм.] Передача материалов судье
22.05.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
22.05.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.05.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.06.2018[Адм.] Судебное заседание
22.06.2018[Адм.] Судебное заседание
27.06.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее