Дело № 2-1152/2019 19 марта 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Грибова И.Н.,
при секретаре Корлюк М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарабан Лидии Васильевны, Шарабан Владимира Анатольевича, Темнова Алексея Владимировича к администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга об установлении факта постоянного проживания в Санкт-Петербурге и обязании поставить на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Шарабан Л.В., Шарабан В.А., Темнов А.В. обратились в суд с иском к администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга, в котором просили установить факт их постоянного проживания не менее 10 лет в Санкт-Петербурге и обязать администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга поставить их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование своих исковых требований истцы указали, что они в общей сложности более десяти лет постоянно проживают в Санкт-Петербурге, в том числе с постоянной регистрацией по месту жительства.
Истцы обратились в администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга с заявлением о постановке их семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, однако, ответчиком отказано в приеме на учет в качестве нуждающихся, со ссылкой на то обстоятельство, что не подтвержден факт их десятилетнего проживания на территории Санкт-Петербурга.
Истец Шарабан Л.В. в судебное заседание не явилась, ее представитель – адвокат Бендова Е.А., действующая на основании ордера, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, указав, что истцы проживают в Санкт-Петербурге более десяти лет, имея постоянную и временную регистрацию по месту жительства.
Истцы Шарабан В.А. и Темнов А.В., извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили.
Ответчик представитель администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга Музыка И.Д., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указывая, что у истцов имеется постоянная регистрация по месту жительства на территории Санкт-Петербурга менее десяти лет, в связи с чем, установление факта проживания истцов в Санкт-Петербурге не является основанием для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Суд, определив рассмотреть дело в отсутствие истцов в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца и представителя ответчика, оценив представленные в материалы дела доводы и доказательства, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истец Шарабан Л.В. с 13.03.2008 года по 25.07.2012 года (4 г. 4 мес. 12 дн.) зарегистрирована по месту жительства по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>; с 13.11.2013 года по 30.12.2016 года (3 г. 1 мес. 17 дн.) по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>; с 30.12.2016 года по настоящее время 19.03.2019 года (2 г. 2 мес. 19 дн.) по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, а всего – 9 лет 8 месяцев 13 дней (л.д. 32-33).
Истец Темнов (до перемены фамилии – Шарабан) А.В. с 13.03.2008 года по 25.07.2012 года (4 г. 4 мес. 12 дн.) зарегистрирован по месту жительства по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>; с 13.11.2013 года по 30.12.2016 года (3 г. 1 мес. 17 дн.) по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>; с 30.12.2016 года по настоящее время 19.03.2019 года (2 г. 2 мес. 19 дн.) по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, а всего – 9 лет 8 месяцев 13 дней.
Истец Шарабан В.А. с 24.11.2008 года по 19.11.2013 года зарегистрирован по месту пребывания по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, однако в указанный период имел постоянную регистрацию по адресу: <адрес> (л.д. 16, 20); с 21.10.2009 года по 30.07.2012 года (2 г. 9 мес. 9 дн.) зарегистрирован по месту жительства по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>; с 13.11.2013 года по 13.01.2017 года (3 г. 2 мес.) по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>; с 13.01.2017 года по настоящее время 19.03.2019 года (2 г. 2 мес. 6 дн.) по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, а всего – 8 лет 1 месяц 15 дней.
При этом истцы Шарабан Л.В., Шарабан В.А. и Теменов А.В. в период с 12.09.2012 года по 22.08.2013 года имели регистрацию по месту пребывания по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>.
Также материалы дела истцами представлена справка о том, что истец Темнов А.В. с 01.09.2007 года по июль 2013 года проживал в Санкт-Петербурге в связи с обучением в АНОВО «Санкт-Петербургская юридическая академия» (л.д. 75).
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге», на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в ряде его решений, конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам Российской Федерации, нуждающимся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации); реализация этого права может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в нормативных актах жилищного законодательства (определения от 9 апреля 2002 года № 123-О, от 4 марта 2004 года № 80-О, от 15 июля 2010 года № 955-О-О, от 25 ноября 2010 года № 1543-О-О, от 22 марта 2011 года № 306-О-О, от 25 января 2012 года № 192-О-О, от 17 июля 2012 года № 1371-О, от 22 апреля 2014 года № 861-О и др.).
В силу части 1 статьи 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно статье 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Правилами регистрации и снятия с учета граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713, установлено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает – гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина (пункт 3).
Согласно пункту 12 данных Правил органы регистрационного учета регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, с выдачей свидетельств о регистрации по месту пребывания.
Регистрация подтверждает факт проживания в определенной местности.
Согласно п. 15 Правил, регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства.
По смыслу ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года № 409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан» необходимым условием для принятия на жилищный учет является проживание в Санкт-Петербурге при наличии постоянной регистрации.
Данная правовая позиция согласуется с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 января 2003 года № 17-О, в котором разъяснено, что при признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях исключения злоупотребления правом, обеспечения справедливого распределения жилья законодательством может быть предусмотрено в нормативных правовых актах введение условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства, что не противоречит положениям Конституции Российской Федерации.
Таким образом, то обстоятельство, что истец Темнов А.В. с 01.09.2007 года по июль 2013 года проживал в Санкт-Петербурге в связи с обучением в АНОВО «Санкт-Петербургская юридическая академия», имея регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 13, 75), а также регистрация истцов по месту пребывания в Санкт-Петербурге, не является правовым основанием для включения этих периодов времени в срок постоянного проживания в Санкт-Петербурге, поскольку по смыслу вышеприведенных норм права необходимым условием является постоянное проживание в Санкт-Петербурге при наличии постоянной регистрации по месту проживания.
Совокупное толкование приведенных положений в смысле, придаваемом им положениями статьи 60 Гражданского процессуального кодекса РФ, придает свидетельству о регистрации по месту пребывания или жительства статус того доказательства, которое может быть признано судом единственно допустимым тому факту, что гражданин постоянно проживает в определенной местности.
Отступление от такого понимания приведенных положений закона возможно только в исключительном случае, когда осуществление регистрационного учета для физического лица было невозможно в силу объективных причин, доказательства наличия которых подлежат представлению суду.
Согласно статье 265 Гражданского процессуального кодекса РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Таким образом, для установления соответствующего факта должны быть представлены доказательства совершения каких-либо установленных действий к регистрации по месту жительства (пребывания) в установленном порядке, или доказательства невозможности проведения такой регистрации по независящим от заявителя причинам.
Согласно конституционно-правовому смыслу регистрационного учета, именно он является в гражданском обороте способом доказывания факта нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
При этом из материалов дела не следует, что истцы при выборе Санкт-Петербурга местом своего постоянного жительства имели какие-либо затруднения в регистрации, которые обуславливали бы невозможность подтверждения юридически значимого факта в установленном законом порядке.
Необходимость соблюдения установленного порядка доказывания данного обстоятельства проистекает из принципа добросовестности участников гражданского оборота, согласно которому, если истцы действительно имели правовые основания к проживанию на территории Санкт-Петербурга в течение 10 лет, то нет оснований полагать, что они не могли встать на регистрационный учет в Санкт-Петербурге в установленном порядке по месту постоянного проживания.
Невозможность такой постановки в смысле статьи 10 Гражданского кодекса РФ, свидетельствует именно об отсутствии на стороне истцов законных оснований к проживанию на территории Санкт-Петербурга, и, как следствие, невозможность встать на регистрационный учет.
Бездействие истцов по легализации места своего пребывания в отсутствие уважительных и объективных причин не может служить основанием для их освобождения от представления установленных законом доказательств проживания на территории Санкт-Петербурга, иное поставит истцов в неравное, более привилегированное положение по отношению к иным лицам.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что не имеется оснований для удовлетворения заявленных исковых требований об установлении факта постоянного проживания не менее 10 лет в Санкт-Петербурге и обязании администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга поставить на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку истцы в силу положений пункта 2 статьи 1 и статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года № 409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан» не наделены правом на жилищное обеспечение за счет средств бюджета в связи с отсутствием постоянной регистрации по месту жительства в Санкт-Петербурге, в то время как фактическое пребывание истцов в Санкт-Петербурге на законных основаниях не является достаточным основанием для включения спорного периода в срок проживания в Санкт-Петербурге.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 98, 193-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Шарабан Лидии Васильевны, Шарабан Владимира Анатольевича, Темнова Алексея Владимировича – отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.Н. Грибов
Мотивированное решение суда составлено 18 апреля 2019 года.