Дело №2а-5264/2018
64RS0046-01-2018-006685-94
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 ноября 2018 года г.Саратов
Ленинский районный суд г. Саратова
в составе председательствующего судьи Майковой Н.Н.,
при секретаре Абасове Г.А.
с участием прокурора Джиоева Г.З.
представителя ответчика Еремкиной К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Саратова, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании бездействия незаконным,
установил:
Прокурор Ленинского района г. Саратова обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к Комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании бездействии незаконным.
В обоснование заявленных требований указано, что на территории Ленинского района МО «Город Саратов» улица, а также проезжая часть находятся в ненадлежащем виде, а именно по адресу: г. Саратов, ул. Школьная 17 напротив дома(ул. Ланная) имеется разрушение асфальтового покрытия проезжей части размерами 1 м х 0,9 м глубиной 0,1м.
В судебном заседании представитель административного истца Джиоев Г.З. поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика Еремкина К.А.. в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать, поскольку в настоящее время проезжая часть дороги по адресу: г. Саратов, ул. Школьная 17 напротив дома (ул. Лунная) восстановлена.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, должны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Частью 1 ст. 39 КАС РФ прокурору предоставлено право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения – это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 6 ч. 4 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, при этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 частями 1 и 2 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности донного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для реализации этих полномочий органы местного самоуправления могут создавать специализированные муниципальные предприятия, а также на договорной основе привлекать иные предприятия и учреждения. В местных бюджетах предусматриваются денежные средства, необходимые для решения этих вопросов.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалам дела, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что на территории Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» улица, а также проезжая часть находятся в ненадлежащем виде, а именно по адресу: г. Саратов, ул.
Школьная д.17 (ул. Лунная) напротив дома имеется разрушение асфальтового покрытия проезжей части размерами 1 м х 0,9 м глубиной 0,1м.
Во исполнение решения вопроса местного значения – содержание дорожно-уличной сети, мостовых сооружений, путепроводов и подземных переходов, Комитет дорожного хозяйства благоустройств и транспорта администрации МО «Город Саратов» реализуя функцию муниципального заказчика, заключает муниципальные контракты, а также, в соответствии с возложенными на него задачами, осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог города.
Границы автомобильных дорог определены, юридически оформлены в муниципальную собственность, включены в реестр муниципальной собственности, что позволяет администрации МО «Город Саратов» принимать меры к самостоятельному решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения, утверждать нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог расположенных в границах города и устанавливать правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществлять деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; осуществлять муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог.
В соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 дорога– это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Полоса движения – это любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
Проезжая часть – это элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
В соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 участник дорожного движения - это лица, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
Согласно п. 1.5 вышеназванных правил участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Согласно п. 3.1.2 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. № 221, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Дефекты дорожного покрытия не позволяют транспорту осуществлять движение с разрешенной правилами дорожного движения скоростью в пределах соответствующих полос движения, в связи, с чем нарушаются права неопределенного круга лиц.
В силу ст. 13 ч. 1, ст. 17 ч. 1 и ст. 18 ч. 1 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Представленные сторонами доказательства исследованы в их совокупности, и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что административный иск прокурора о признании бездействия незаконным по отсутствию контроля за содержанием дорог общего пользования (в том числе искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства автомобильных дорог), подлежит удовлетворению в части, поскольку Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации МО «Город Саратов» уклонялся от возложенной обязанности и своевременно не обеспечил проведение ремонтных работ указанных участков дороги.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░ ░.17 ░░░░░░░░ ░░░░ (░░. ░░░░░░).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░.
░░░░░