мировой судья Забелина Т.Т.
Дело № 11-3/2024
УИД 04MS0021-01-2023-004079-27
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
с. Мухоршибирь 23 мая 2024 года
Мухоршибирский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Сандановой Д.Ч., при секретаре Оленниковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоАльянс» к Аносову Владимиру Ильичу, Аносовой Ольге Владимировне о взыскании суммы задолженности за оказанные региональным оператором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по апелляционной жалобе Аносова В.И. на решение мирового судьи судебного участка № 1 Мухоршибирского района Республики Бурятия от 29 января 2024 года, которым исковые требования удовлетворены, с Аносова В.И., Аносовой О.В. в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоАльянс» солидарно взысканы задолженность за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 5100,43 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб.,
УСТАНОВИЛ:
ООО «ЭкоАльянс» обратилось в суд с иском к Аносову В.И., Аносовой О.В. о взыскании задолженности за фактически оказанные региональным оператором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5100,43 руб., судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 400 руб., мотивировав свои требования тем, что с ДД.ММ.ГГГГ между ООО «ЭкоАльянс» и собственником жилого дома по адресу: <адрес> договор оказания услуг по обращению с ТКО, ответчик не оплачивает оказанные услуги за указанный период, в связи с чем образовалась задолженность в размере 5100,43 руб.
В суд первой инстанции представитель истца ООО «ЭкоАльянс» не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Аносова О.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Ответчик Аносов В.И. в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что свои доводы истец подтверждает только якобы заключенным типовым договором, выпиской по лицевому счету, иных доказательств не приводит. Договор оказания услуг по обращению с ТКО не был подписан. Кроме того, считает, что ООО «ЭкоАльянс» услуги ему предоставлялись ненадлежащего качества, истец обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу в сторону уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты услуги.
Решением мирового судьи судебного участка № 1 Мухоршибирского района Республики Бурятия от 29 января 2024 года исковые требования удовлетворены, с Аносова В.И., Аносовой О.В. в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоАльянс» солидарно взысканы задолженность за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 5100,43 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб.
В апелляционной жалобе ответчик Аносов В.И. просит отменить решение суда, отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку судом первой инстанции неполно исследованы доказательства по делу, не доказаны установленные судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Истцом в спорный период были предоставлены услуги ненадлежащего качества, не выполнена обязанность по предоставлению коммунальных услуг в необходимых объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства. В связи с ненадлежащим исполнением региональным оператором своих обязательств размер платы должен быть снижен. ООО «ЭкоАльянс» обязано произвести перерасчет в связи с нарушением нормативного режима обеспечения населения коммунальной услугой по вывозу ТКО.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель истца ООО «ЭкоАльянс» не явился, извещен надлежаще. В письменных пояснениях указал, что услуги по обращению с ТКО были оказаны в полном объеме. Осуществление вывоза ТКО в местах, где отсутствуют места накопления ТКО, с графиком вывоза 1 раз, 2 раза в неделю не является нарушением законодательства. Просит отказать в удовлетворении жалобы.
Ответчики Аносов В.И., Аносова О.В. в судебное заседание не явились, просят рассмотреть дело в их отсутствие. В письменном заявлении доводы апелляционной жалобы поддержали, просят произвести перерасчет задолженности в сторону уменьшения до 1480,89 руб. согласно представленному расчету.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения мирового судьи, суд приходит к следующему.
В силу ст. ст. 153 - 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора, у собственника - с момента возникновения права собственности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, согласно которым плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО осуществляется региональным оператором по обращению с ТКО.
Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению ТКО, регулируются положениями ЖК РФ и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила № 354).
Согласно п. 4 ст. 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 148(30) Правил № 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения № 2 к настоящим Правилам предоставления коммунальных услуг, составляющей которой является значение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.
При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно ч. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Аносов В.И., Аносова О.В. являются собственниками жилого помещения по адресу: <адрес> В жилом помещении зарегистрированы и проживают 4 человека.
В соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Бурятия № 1 от 14 мая 2018 года ООО «ЭкоАльянс» является региональным оператором сроком на 10 лет.
Ответчиком не были направлены региональному оператору заявка и документы в соответствии с пунктами 8(5) – 8(7) Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016. При таких обстоятельствах договор на оказание услуг считается заключенным и вступившим в законную силу.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора, поэтому обязательная письменная форма договора с потребителем не требуется.
Таким образом, доводы жалобы о неоказании услуг по обращению с ТКО объективными и достоверными доказательствами не подтверждаются, в связи с чем суд признает их необоснованными.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" положениями пунктов 1, 2 статьи 24.6 которого предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила обращения с ТКО).
Пунктом 3 раздела 1 Правил обращения с ТКО предусмотрено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
Положениями пунктов 4, 5 раздела 1 Правил обращения с ТКО установлено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Пунктом 25 Правил обращения с ТКО определено, что одними из существенных условий договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов являются периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов (подпункт "в").
Согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу пункта 3 статьи 39 указанного Федерального закона N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3 утверждены СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПин 2.1.3684-21).
Согласно пункту 11 СанПиН 2.1.3684-21 срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5°С и выше - не более 1 суток; плюс 4°С и ниже - не более 3 суток.
В силу абзаца 2 пункта 15 СанПиН 2.1.3684-21 допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КТО) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КТО) на контейнерных площадках).
Из доводов ООО «ЭкоАльянс» следует, что осуществление вывоза ТКО в местах, где отсутствуют места накопления ТКО, с графиком вывоза 1 раз, 2 раза в неделю не является нарушением законодательства.
Однако, как установлено судом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при среднесуточной температуре наружного воздуха более плюс 5° ООО «ЭкоАльянс» осуществлен бестарным методом сбор и вывоз твердых коммунальных отходов в <адрес>, один и два раза в неделю, что не соответствует требованиям пункта 11 СанПиН 2.1.3684-21.
Ссылка истца на то, что периодичность вывоза ТКО на основании пункта 11 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрена именно из мест (площадок) накопления, является необоснованной.
Как указано в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, «согласно пункту 17 Приложения N 1 Правил N 354 требованием к коммунальной услуге по обращению с ТКО является обеспечение своевременного вывоза несортированных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре + 5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше + 5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). Допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше + 5 °C.
Аналогичные требования к сроку временного накопления несортированных ТКО определены пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21.
График вывоза несортированных ТКО должен быть рассчитан таким образом, при котором исполнителем коммунальной услуги соблюдаются требования подпункта "а" пункта 148(22) Правил N 354 в части предоставления потребителю коммунальной услуги по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества и при этом не нарушается режим вывоза, определенный пунктом 17 приложения N 1 к Правилам N 354.
Таким образом, региональный оператор обязан соблюдать требования пункта 17 Приложения N 1 к Правилам N 354, касающиеся периодичности вывоза ТКО независимо от того, осуществляется вывоз с площадок накопления ТКО или бестарным способом, а также самостоятельно или с привлечением третьих лиц».
Требования санитарных норм и правил в части периодичности вывоза твердых коммунальных отходов носят императивный характер, а график их транспортирования является документом, определяющим способ выполнения оператором обязательств по транспортированию данных отходов, составляемый оператором в соответствии с существенными условиями договора о периодичности и времени вывоза твердых коммунальных отходов.
Учитывая, что периодичность вывоза несортированных ТКО бестарным способом в спорный период не соответствовала требованиям пункта 17 приложения к Правилам N 354, а также требованиям пункта 11 СанПиН 2.1.3684-21, суд приходит к выводу об оказании ООО «ЭкоАльянс» услуг по обращению с ТКО ненадлежащего качества, в связи с чем необходимо произвести перерасчет платы за коммунальную услугу.
Суд направлял требование в адрес ООО «ЭкоАльянс» о предоставлении расчета задолженности с учетом допущенных нарушений, на что истец отказался произвести перерасчет.
Вместе с тем ответчиком Аносовым В.И. представлен суду расчет стоимости услуг по обращению с ТКО, согласно которым размер задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 1480,89 руб. (л. д. 50-52).
Суд признает данный расчет верным, иного расчета задолженности ООО «ЭкоАльянс» не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ООО «ЭкоАльянс» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оказывалась услуга по обращению с ТКО ненадлежащего качества, суд апелляционной инстанции считает необходимым произвести перерасчет платы, изменив решение мирового судьи.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка № 1 Мухоршибирского района Республики Бурятия от 29 января 2024 года изменить, взыскать солидарно с Аносова Владимира Ильича и Аносовой Ольги Владимировны в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоАльянс» задолженность за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1480, 89 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб. с каждого.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (<адрес>) в течение трех месяцев, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Д.Ч. Санданова