Решение по делу № 2-1868/2024 от 23.01.2024

дело № 2-1868/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Махачкала                                                                              17 июля 2024 года

Ленинский районный суд г.Махачкалы Республики Дагестан в составе:

председательствующего- судьи Абдурахманова С.Г.,

с участием представителя ответчика ОСФР по РД (по доверенности) Далгатовой П.О., представителя ответчика ОСФР по Ставропольскому краю (по доверенности) посредством видеоконференц-связи Лихомановой Ю.П.,

при секретаре судебного заседания Сотеевой Б.У.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шихалиева Навруза Магомедшакировича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РД, Отделению Социального Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ставропольскому краю о признании права на меру социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты в связи с рождением ребенка, об обязании назначить единовременную денежную выплату,

УСТАНОВИЛ:

ФИО6 Н.М. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РД, Отделению Социального Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> о признании права на меру социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты в связи с рождением ребенка, об обязании назначить единовременную денежную выплату.

В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ им было подано по системе госуслуг заявление о назначении (предоставлении) мер социальной поддержки детям ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ДД.ММ.ГГГГ от Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по РД поступил отказ в назначении мер социальной поддержки для семей, имеющих детей, в связи с отсутствием у заявителя или трудоспособного членов его семьи доходов от трудовой, предпринимательской или интеллектуальной деятельности, пенсии, стипендии, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним категорий, доходов в рамках применения специального налогового режима «налог на профессиональный доход», полученных за пределами Российской Федерации, за расчетный период, при отсутствии уважительных причин отсутствия таких доходов.

Также, 14.04.2023г. супруга истца- ФИО4 обратилась с заявлением о назначении (предоставлении) мер социальной поддержки.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пособий в связи с рождением и воспитанием ребенка отказано, в связи с наличием в собственности земельного участка (земельных участков), площадь которого (суммарная площадь которых) превышает 0,25 гектара, а для территории сельских поселений, сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями в составе городских округов, или межселенных территорий, - 1 гектар.

Истец считает данные отказы не обоснованными и не законными по следующим основаниям.

Между ФИО4 и ФИО7 заключен брак, супруги на иждивении имеют общих несовершеннолетних детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Семья состоит из пяти человек.

ФИО4 трудоустроена в ГБУ РД «Избербашская ЦГБ», заработная плата по месту работы общая сумма с учетом налога за период от 2022 г. до ДД.ММ.ГГГГ, составляет 357 601,98 руб., сумма налога, исчисленная на общую сумму дохода, составляет 46 488,00 руб. Истец зарегистрирован и работает в качестве самозанятого, чистый ежемесячный доход составляет - 15 000 рублей. Таким образом, общий доход семьи ежемесячно за период 2022 года по настоящее время составил 30 405,99 руб.

Фактически доход семьи в соответствии с постановлением правительства РД на трех членов семьи должен был составлять 65 405 рубля, согласно представленным справкам супругов 2-НДФЛ общий доход семьи составляет 30 405,99 руб. то есть доходы семьи не превышают величину прожиточного минимума на душу населения по <адрес>.

Также согласно решению, об отказе в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки, причиной отказа стало наличие земельного участка на праве собственности у ФИО7, площадь которого превышает 0,25 гектара, а для территории сельских поселений, сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями в составе городских округов, или межселенных территорий, - 1 гектар.

Согласно выписке из ФИО6 ФИО7 имеет на праве собственности земельный участок площадью 3 000 кв.м., по адресу: <адрес>, данный земельный участок относится территории сельских поселении и не превышает 1 гектара.

На основании изложенного, просит суд:

1.Признать решение .000292/2023-0338397 от 25.04.2023г. незаконным.

2.Признать решение .000292/2023-0366701 от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным.

3.Назначить меры социальной поддержки в виде пособий имеющим детей до 17 лет.

4. Произвести перерасчет пособия с момента прекращения.

Истец Шихалиев Н.М., надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился.

Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан (по доверенности) Далгатова П.О., возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ставропольскому краю (по доверенности) Лихоманова Ю.П., участвующая в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, возражала против удовлетворения исковых требований, поддержав отзыв на исковое заявление.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, проверив доводы искового заявления, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с абз. 2 и 3 ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка является видом государственного пособия.

Статьей 9 Закона № 81-ФЗ предусмотрено, что право на ежемесячное пособие предоставляется нуждающимся в социальной поддержке лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, при условии, если они являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории Российской Федерации.

Право на ежемесячное пособие возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 №134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением указанного пособия.

Кроме того, в соответствии с положениями статьи 9 Закона № 81-Ф3, при определении права на ежемесячное пособие учитываются наличие у заявителя и членов его семьи движимого и недвижимого имущества, доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках и иных кредитных организациях, причины отсутствия доходов у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением несовершеннолетних детей) в соответствии с порядком и условиями назначения выплаты указанного пособия, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2022 №2330 утверждены Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Правила), которые определяют порядок и условия назначения и выплаты ежемесячного пособия в части, не определенной Законом № 81-ФЗ.

Назначение и выплата ежемесячного пособия осуществляется одному из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей) ребенка в возрасте до 17 лет, являющегося гражданином Российской Федерации и постоянно проживающего на территории Российской Федерации (п. 2 Правил).

В соответствии с п. 7 Правил ежемесячное пособие гражданам назначается и выплачивается в размере:

50% величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением ежемесячного пособия по месту жительства (месту пребывания) или фактического проживания (далее - величина прожиточного минимума для детей), - если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения;

75% величины прожиточного минимума для детей - если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом выплаты ежемесячного пособия в размере 50% величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения;

100% величины прожиточного минимума для детей - если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом выплаты ежемесячного пособия в размере 75% величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения.

Заявление о назначении ежемесячного пособия может быть подано в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) (п. 19 Правил).

Согласно пункту 23 Правил, документы (копии документов, сведения), необходимые для назначения и выплаты ежемесячного пособия, перечень которых утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2022 № 2330 «О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка» (далее - Перечень документов), запрашиваются органом, осуществляющим назначение и выплату ежемесячного пособия, в рамках межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ) в органах и (или) организациях, в распоряжении, которых они находятся (далее - поставщики информации), и (или) представляются заявителем в соответствии с Перечнем документов (в зависимости от сложившейся конкретной жизненной ситуации).

Как следует из материалов дела, 29.04.2023 года истцом через портал государственных услуг подано заявление в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан за №0001.000292/2023-0343680, о назначении (предоставлении) мер социальной поддержки, в виде ежемесячного пособия, в связи с воспитанием ребенка.

Решением №0001.000292/2023-0366701 от 10.05.2023 в назначении мер социальной поддержки отказано, в связи с отсутствием у заявителя или трудоспособного членов его семьи доходов от трудовой, предпринимательской или интеллектуальной деятельности, пенсии, стипендии, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним категорий, доходов в рамках применения специального налогового режима «налог на профессиональный доход», полученных за пределами Российской Федерации, за расчетный период, при отсутствии уважительных причин отсутствия таких доходов.

Из материалов дела следует, что супругой истца –ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ через портал государственных услуг также подано заявление в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о назначении (предоставлении) мер социальной поддержки, в виде ежемесячного пособия, в связи с воспитанием ребенка.

Решением .000292/2023-0338397 oт 25.04.2023г. отказано в назначении мер социальной поддержки, в связи с наличием земельного участка на праве собственности у ФИО7, площадь которого превышает 0,25 гектара, а для территории сельских поселений, сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями в составе городских округов, или межселенных территорий, - 1 гектар.

В статье 9 Закона -Ф3 и пункте 45 Правил определен состав семьи, учитываемый при определении права на ежемесячное пособие и при расчете среднедушевого дохода семьи, а именно: заявитель, его супруг (супруга), его несовершеннолетние дети, дети, находящиеся под его опекой (попечительством), его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения (за исключением обучающихся по дополнительным образовательным программам).

Состав своей семьи заявитель указывает в заявлении о назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, форма которого утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с п.28 Правил заявитель несет ответственность за неполноту и недостоверность документов (сведений), указанных в заявлении о назначении ежемесячного пособия, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту «в» пункта 31 Правил, при наличии в заявлении о назначении ежемесячного пособия недостоверных или неполных данных по заявлению гражданина выносится решение об отказе в назначении ежемесячного пособия.

Согласно Перечню документов (пункт 39), подтверждение сведений о факте обучения заявителя и (или) членов его семьи в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения и получении (отсутствии) стипендии, в том числе в период, за который рассчитывается среднедушевой доход семьи, осуществляется заявителем, посредством представления подтверждающих документов.

С учетом изложенного, ребенок в возрасте старше 18 лет, может быть указан в составе семьи, если заявитель документально подтвердил факт его обучения в общеобразовательной организации (или профессиональной образовательной организации, или образовательной организации высшего образования) по очной форме обучения (за исключением обучающихся по дополнительным образовательным программам), а также получение (не получение) стипендии.

Как следует из материалов дела, при подаче заявлений, и ФИО6 Н.М. и ФИО4, указали в составе семьи ребенка 2002 г.<адрес>, в подразделе 5 раздела «Дополнительные сведения» поданных заявлений, ни ФИО6 Н.М., ни ФИО11. не проставили отметку о его обучении в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения (за исключением обучения только по дополнительным образовательным программам), получении (не получении) стипендии. Документы, подтверждающие обучение ребенка, также предоставлены не были.

Таким образом, ребенок 2002 г.р. был необоснованно указан заявителями в составе семьи.

Кроме того, согласно полученным в автоматическом режиме посредством СМЭВ от ФНС России сведениям о рождении детей, сведения об отце (ФИО, место рождения) соответствуют сведениям, указанным в заявлениях, только у ребенка 2019 г.р., у других детей сведения имеют расхождения в фамилии или месте рождения отца. Так, в сведениях о рождении ребенка 2007 г.р. фамилия отца - ФИО14, у детей 2015 г.р. и 2019 г.р. - ФИО6: в сведениях о рождении ребенка 2015 г.р. место рождения отца - <адрес>, у детей 2019 г.р. и 2007 г.р. - <адрес>. Данные об усыновлении, установлении опеки над детьми 2015 г.р. и 2007 г.р. - не поступали.

Согласно Перечню документов (пункт 28), подтверждение сведений о ранее выданных паспортах, удостоверяющих личность гражданина на территории Российской Федерации, осуществляется МВД посредством СМЭВ.

Судом установлено, что в рамках проверки указанных в заявлении сведений в МВД в автоматическом режиме посредством СМЭВ, ответчиком были направлены соответствующие запросы.

Согласно полученному ответу данные паспорта, указанные ФИО6 Н.М. в разделе 2 «Сведения о супруге заявителя» заявления (серия 8202 ), принадлежат гражданину ФИО12, а не ФИО4

Таким образом, истцом и его супругой в заявлениях о назначении ежемесячного пособия, предоставлены неполные и недостоверные сведения.

В соответствии со статьей 9 Закона -Ф3 право на ежемесячное пособие возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя на дату обращения за назначением указанного пособия. При определении права на ежемесячное пособие учитываются, в том числе, наличие у заявителя и членов его семьи движимого и недвижимого имущества.

Согласно Перечню документов (пункт 26), подтверждение сведений о недвижимом имуществе, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (в том числе, находящемся под арестом и (или) в отношении которого установлен запрет на регистрационные действия) осуществляет Росреестр посредством СМЭВ.

Согласно подпункту «з» пункта 31 Правил основаниями для отказа в назначении пособия является наличие в собственности у заявителя и (или) членов его семьи:

-2 и более зданий с назначением "жилое", "жилое строение" и "жилой дом", суммарная площадь которых больше произведения 40 кв. метров в расчете на одного человека и количества членов семьи;

-земельного участка (земельных участков), площадь которого (суммарная площадь которых) определяется по месту жительства (пребывания) заявителя или месту его фактического проживания в случае отсутствия подтвержденного места жительства (пребывания) и не должна превышать 0.25 гектара, а для территории сельских поселений, сельских населенных пунктов или межселенных территорий, - 1 гектар.

Как следует из материалов дела, в рамках проверки имущественной обеспеченности семьи в Росреестр в автоматическом режиме посредством СМЭВ были направлены соответствующие запросы. Согласно полученным ответам в собственности находятся: у ФИО6 Н.М. по адресу: <адрес>: жилое здание - площадью 51,4 кв.м., земельный участок - площадью 3000 кв.м.; у ФИО4 по адресу: <адрес>: жилое здание - площадью 176.9 кв.м., земельный участок - площадью 675 кв.м.

Как видно, общая площадь 2 жилых зданий - 228,3 кв.м., состав семьи (без учета ребенка 2002 г.р.) - 5 человек, а значит, на 1 члена семьи приходится 45.66 кв.м. (228,3 / 5), что превышает установленный Правилами норматив.

Согласно Перечню документов (пункт 27), подтверждение сведений о регистрации по месту жительства и месту пребывания гражданина Российской Федерации в пределах Российской Федерации осуществляется МВД посредством СМЭВ.

Материалами дела подтверждается, что для установления места жительства и (или) места пребывания заявителей в пределах Российской Федерации в МВД в автоматическом режиме посредством СМЭВ были направлены соответствующие запросы. Согласно полученным ответам, сведения о регистрации ФИО6 Н.М. и ФИО4 по месту жительства (месту пребывания) не найдены.

ФИО4 в заявлении указан адрес места жительства: <адрес>, соответственно основания для применения норматива в размере 1 гектара отсутствуют. Для жителей городов по земельным участкам установлен норматив 0,25 гектара, который у семьи заявителя превышен - общая площадь земельных участков составляет 3675 кв.м.

Таким образом, с учетом изложенного, в соответствии с нормативами, установленными в подпункте «з» пункта 31 Правил основания для назначения пособия отсутствуют и ФИО4 был вынесен обоснованный отказ назначении пособия в связи с превышением нормативов по земельным участкам.

Кроме того, в соответствии с подпунктом «л» пункта 31 Правил основанием для отказа в назначении пособия является отсутствие у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов либо уважительных причин для их отсутствия, перечень которых приведен в данном подпункте.

Согласно Перечню документов (пункты 12 и 23), подтверждение сведений о вознаграждении за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты стимулирующего характера, вознаграждении за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в рамках гражданско-правового договора, а также сведений о доходах, полученных в рамках применения специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», осуществляется ФНС России посредством СМЭВ.

Судом установлено, что для подтверждения наличия в расчетном периоде доходов по заявлению, поданному ФИО6 Н.М., в ФНС России в автоматическом режиме посредством СМЭВ были направлены соответствующие запросы. Согласно полученным ответам сведения о наличии в расчетном периоде доходов у него или его супруги найдены не были, в том числе, по причине указания истцом в заявлении недостоверных данных на супругу. В связи с чем, был вынесен отказ в назначении пособия.

При таких обстоятельствах, оспариваемые решения об отказе в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки, являются обоснованными.

Иных нарушений закона при принятии оспариваемых решений в судебном заседании не установлено, как и не установлено факта обращения истца к ответчику с заявлением о назначении (предоставлении) иных мер социальной поддержки, нежели тех в предоставлении, которых отказано оспариваемыми решениями, в связи с чем, суд полагает, что ответчиком принято законное решение в виде отказа в предоставлении мер социальной поддержки, поскольку право на получение указанных мер у истца не возникло.

Принимая во внимание изложенное, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, надлежаще оценив представленные доказательства, суд находит требования истца не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО7 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РД, Отделению Социального Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ставропольскому краю о признании решения №0001.000292/2023-0338397 от 25.04.2023г. незаконным, решение №0001.000292/2023-0366701 от 10.05.2023 года, незаконным, назначении мер социальной поддержки в виде пособий имеющим детей до 17 лет, произведении перерасчета пособия с момента прекращения - отказать.

Резолютивная часть решения оглашена 17 июля 2024 года.

Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 24 июля 2024 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Председательствующий                                                                         С.Г. Абдурахманов

<данные изъяты> <данные изъяты>

2-1868/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Шихалиев Навруз Магомедшакирович
Ответчики
ОСФР по Ставропольскому краю
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республики Дагестан
Суд
Ленинский районный суд г. Махачкала
Судья
Абдурахманов Салман Гаджимагомедович
Дело на странице суда
lenynskiy.dag.sudrf.ru
23.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.01.2024Передача материалов судье
26.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.02.2024Подготовка дела (собеседование)
28.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.03.2024Судебное заседание
26.04.2024Судебное заседание
22.05.2024Судебное заседание
17.07.2024Судебное заседание
17.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее