Решение по делу № 2-4168/2022 от 15.08.2022

Дело № 2-4168/22

УИД 76RS0017-01-2022-003246-37

Изготовлено 29 декабря 2022 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Ярославль 14 ноября 2022 года                                

Кировский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи Логвиновой Е.С.,

при секретаре Конаевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирнова Алексея Анатольевича к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области об оспаривании решения, возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж, назначить страховую пенсию по старости,

у с т а н о в и л:

Смирнов А.А. обратился в Кировский районный суд г.Ярославля с исковыми требованиями, предъявленными к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (далее также Пенсионный фонд) по Ярославской области, просил признать незаконными Решение Отделения Пенсионного фонда РФ по Ярославской области №149451/22 от 27.06.2022 г. об отказе в праве на назначение страховой пенсии. Включить в страховой стаж, являющийся основанием для назначения страховой пенсии по старости периоды:

- <данные изъяты> с 05.08.1979 г. по 25.11.1992 г.г., с применением повышающего коэффициента 1 месяц <данные изъяты> за полтора;

- отпуска за свой счет 13 дней <данные изъяты>

- <данные изъяты> с 01.11.2017 г. по 25.10.2018 г.;

<данные изъяты> период с 07.03.2017 г. по 26.06.2017 г., с 19.04.2019 г. по 26.04.2019 г.

Обязать ответчика назначить Смирнову А.А. страховую пенсию по старости с даты обращения заявителя в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по ЯО 15 июня 2022 года.

В обоснование заявленных исковых требований указал, что истец 15 июня 2022 года обращался в Пенсионный фонд Российской Федерации с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях». Решением №149451/22 от 27 июня 2022 г. в назначении страховой пенсии было отказано. С данным решением истец не согласен, считает его незаконным. Указал, что ответчик необоснованно не включил в страховой стаж периоды: <данные изъяты> период с 05.08.1979 г. по 25.11.1992 г.г.; отпуска за свой счет 13 дней <данные изъяты> <данные изъяты> 01.11.2017 г. по 25.10.2018 г.; <данные изъяты> период с 07.03.2017 г. по 26.06.2017 г., с 19.04.2019 г. по 26.04.2019 г. Также ответчик необоснованно не учёл с повышающим коэффициентом период службы в рядах ВС СССР в тяжелых климатических условиях. Общий страховой стаж истца, согласно указанного отказа, составляет 19 лет 4 месяца 3 дня. Принимая отказ, ответчик делает вывод о том, что право на назначение пенсии по старости возникнет у Смирнова А.А. после 14.04.2024 г. Истец с данным отказом не согласен. Исходя из положений ст.ст. 8, 11, 12, 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» вышеуказанные периоды подлежали включению в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости. Более того, к периоду прохождения военной службы с 05.08.1979 г. по 25.11.1992 г., для исчисления страхового стажа подлежал применению повышающий коэффициент 1 месяц прохождения службы за 1,5, ввиду прохождения службы в регионе <данные изъяты> с тяжелыми климатическими условиями. В выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 засчитывается, в частности, военная служба (часть 1 статьи 18 данного закона). Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 этого Закона, в льготном исчислении (часть 2 статьи 18 названного Закона). Согласно части 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим определяется Правительством Российской Федерации. В связи с принятием в Российской Федерации ряда законодательных актов, регулирующих вопросы прохождения службы в различных силовых ведомствах страны, в том числе и лицами, ранее проходившими службу на территориях бывших республик СССР, Правительством Российской Федерации было принято специальное Постановление по вопросу порядка исчисления выслуги лет для различных категорий военнослужащих. Согласно абзацу 1 пункта 7 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 служба военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в отдаленных, высокогорных местностях и местностях с неблагоприятными условиями за пределами России на территориях республик, ранее входивших в состав СССР, до введения в действие этого Постановления засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на соответствующих льготных условиях, установленных законодательством бывшего Союза ССР. Названное Постановление введено в действие с 01 февраля 1993 года. В соответствии с абзацем 2 пункта 7 с введением в действие Постановления № 941, то есть с 01 февраля 1993 года, служба военнослужащих за пределами России на территориях других государств - участников СНГ в отдаленных, высокогорных местностях и местностях с неблагоприятными условиями засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на соответствующих льготных условиях, установленных законодательством государств, на территориях которых они проходили службу, а до принятия этими государствами законодательных актов по данному вопросу - в соответствии с законодательством бывшего Союза ССР. Постановлением Совмина СССР от 06 апреля 1988 год № 445 с 01 января 1988 года лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы в выслугу лет, дающую право на пенсию, засчитывается один месяц службы за полтора месяца время службы в местностях СССР с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями. Из нормативно-правового регулирования вопроса порядка льготного исчисления выслуги лет военнослужащих воинских формирований Российской Федерации за ее пределами, в частности, на территории Туркменистана как государства-участника СНГ, после 01 февраля 1993 года и до введения в действие Кодекса Туркменистана "О социальной защите населения", то есть до 2012 года, следует, что пенсионное обеспечение уволенного военнослужащего осуществлялось на условиях, по нормам и в порядке, установленном законодательством бывшего Союза ССР, с учетом положений Постановления Совмина СССР от 06 апреля 1988 года № 445, согласно которым с 01 января 1988 года лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы в выслугу лет, дающую право на пенсию, засчитывается один месяц службы за полтора месяца время службы в местностях СССР с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 21 мая 1984 года №482, Приказом Министра обороны СССР от 22 августа 1984 года, от 06 июня 1984 года, выслуга лет исчисляется в льготном порядке - один месяц службы за полтора. На основании изложенного, с учётом приведённых законодательных и нормативных актов, считает, что истец имеет право на установление страховой пенсии с даты обращения с заявлением, а отказ Пенсионного фонда, является незаконным.

В судебном заседании истец Смирнов А.А. заявленные исковые требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме.

Представитель истца по доверенности Жохов А.А. в судебном заседании заявленные исковые требования с учетом уточнений поддержал по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что к периоду с 05.08.1979 года по 25.11.1992 года также подлежит повышающий коэффициент.

Представитель ответчика Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области по доверенности Пичугина С.Р. в судебном заседании против удовлетворения заявленных исковых требований возражала по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск. Дополнительно пояснила, что Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает два вида страховых пенсий: общая по достижении пенсионного возраста и пенсия, которая назначается ранее установленного срока на 24 месяца при наличии страхового стажа 42 года (ч.1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»). В данном случае, подсчет права осуществляется следующем образом: достижение 60-летнего возраста + 4 года – 24 месяца. Таким образом, право истца возникает с 62 летнего возраста, то есть не ранее, чем 23.03.2024 года. Кроме того, устанавливая льготный выход на пенсию по ч.1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», законодатель предусмотрел специальные условия подсчета страхового стажа, которые перечислены в ч.9 ст.13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Согласно данной норме закона в страховой стаж включаются только периоды, за которые были уплачены страховые взносы, период получения пособия по временной нетрудоспособности (больничные листы), а также периоды службы по призыву периоды участия в добровольных формирования, связанных со СВО. Истец служил в заявленный период не по призыву, в связи с чем указанный период не подлежит в данном случае включению в страховой стаж. Остальные заявленные периоды также не предусмотрены ч.9 ст.13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с чем не подлежат включению в страховой стаж для назначения пенсии по ч.1.2. ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В общий страховой стаж пенсионный фонд включил период службы для назначения пенсии в общеустановленном возрасте, предусмотренной ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Истец ссылается на нормативные акты, которые регулируют вопросы назначения пенсии по выслуге лет в соответствии с Законом №4468-1 от 12.021993 года. Данные нормативные правовые акты не связаны со страховой пенсией, которую назначает Пенсионный фонда в соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Льготное исчисление указанного периода службы в армии положениями Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и иными нормативными актами, принятыми в соответствии с данным федеральным законом, не регулируется. Таким образом, оснований для включения в льготном исчислении данного периода у Пенсионного фонда не имеется. Отпуск за свой счет 13 дней <данные изъяты> в общий страховой стаж не включен. Остальные спорные периоды включены в общий страховой стаж в календарном исчислении.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что Смирнов А.А. 15.06.2022 года обратился Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Государственным учреждением – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области 27.06.2022 года принято решение №149351/22 об отказе в назначении пенсии в вязи с отсутствием права на указанный вид пенсии: продолжительность страхового стажа Смирнова А.А. составляет 19 лет 4 месяца 3 дня при требуемой продолжительности для лиц, указанных в ч.1.2. ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» - 42 года. Кроме того, право на страховую пенсию по старости в соответствии с ч.1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» у Смирнова А.А возникает не ране 12.04.2024 года при наличии страхового стажа <данные изъяты>.

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Согласно ч.1.2. ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Из представленных в материалы дела документов, в том числе, оспариваемого решения, следует, что Государственным учреждением – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области в страховой стаж для определения права на пенсию в соответствии с частью 1.2. ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Смирнову А.А. не включены следующие периоды:

- <данные изъяты> период с 05.08.1979 г. по 25.11.1992 г.г., с применением повышающего коэффициента 1 месяц <данные изъяты> за полтора;

- отпуска за свой счет 13 дней <данные изъяты>;

- <данные изъяты> с 01.11.2017 г. по 25.10.2018 г.;

- <данные изъяты> с 07.03.2017 г. по 26.06.2017 г., с 19.04.2019 г. по 26.04.2019 г.

Согласно ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на момент обращения Истца с заявлением о назначении пенсии), при исчислении страхового стажа лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные ч. 1 ст. 11 Закона № 400-ФЗ, а также периоды, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона № 400-ФЗ. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений ч. 8 ст. 13 Закона № 400-ФЗ.

В силу ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», которая не применяется для подсчета страхового стажа в целях назначения пенсии по ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Закона № 400-ФЗ и засчитывали» в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Федеральным законом от 04.11.2022 № 419-ФЗ в ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» внесены изменения, которыми дополнен перечень периодов, учитываемых при подсчете страхового стажа в целях назначения страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ, а именно, добавлены периоды, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона № 400-ФЗ в части прохождения военной службы по призыву, участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, и предусмотренные п. 12 ч. 1 ст. 12 Закона № 400-ФЗ в части участия в специальной военной операции.

Таким образом, лица, имеющие страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), имеют право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. При этом в части 9 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» закреплен особый порядок исчисления продолжительности страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 данного федерального закона. В целях определения права названных лиц на страховую пенсию по старости в соответствии с указанным основанием в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации застрахованными лицами, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; а также с 24.02.2022 года - периоды прохождения службы по призыву, периоды участия в СВО в период прохождения военной службы; периоды пребывания в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (далее - период пребывания в добровольческом формировании); при этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, то есть не в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности).

Таким образом, законодатель установил закрытый перечень периодов, которые подлежат включению в страховой стаж для целей назначения страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» на 24 месяца ранее общеустановленного возраста.

Заявленные истцом спорные периоды не предусмотрены в перечне периодов, которые подлежат включению в страховой стаж для целей назначения страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Учитывая вышеизложенное, правовых оснований для включения спорных периодов в страховой стаж для целей назначения страховой пенсии по старости именно в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Кроме того, суд также учитывает, что периоды <данные изъяты> с 05.08.1979 г. по 25.11.1992 г.г.; <данные изъяты> с 01.11.2017 г. по 25.10.2018 г.; <данные изъяты> период с 07.03.2017 г. по 26.06.2017 г., с 19.04.2019 г. по 26.04.2019 г., включены Пенсионным фондом в общий страховой стаж для назначения пенсии по стрости в общем порядке. Учитывая, что в период отпуска без сохранения заработной платы не производится начисление и уплата страховых взносов в ПФ РФ, оснований для включения данного периода в соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в общий страховой стаж не имеется.

Суд соглашается с доводами ответчика об отсутствии правовых оснований для включения периода <данные изъяты> с 05.08.1979 г. по 25.11.1992 г.г., в кратном размере: с применением повышающего коэффициента 1 месяц <данные изъяты> за полтора. Указанные в исковом заявление нормативные правовые акты (Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1, Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 № 941, Постановление Совмина СССР от 06.04.1988 № 445, Постановление Совмина СССР от 21.05.1984 № 482, Приказы Министра обороны СССР от 22.08.1984, 06.06.1984) применяются к правоотношениям по назначению пенсий за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1. Назначение страховых пенсий, порядок подсчета стажа регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и принятыми в соответствии с ним нормативными актами. При этом, Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» возможность льготного исчисления один месяц за полтора периодов прохождения военной службы не по призыву не предусмотрена.

Кроме того, согласно приложению № 6 к Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при достижении мужчиной возраста 60 лет в 2022 году, пенсия назначается не ранее, чем через 48 месяцев.

Истец Смирнов А.А., <данные изъяты> достигнув возраста <данные изъяты> в 2022 году, при наличии у него страхового стажа 42 года, имеет право на страховую пенсию по старости с 23.03.2024 года.

Учитывая вышеизложенное, нарушений пенсионных прав истца Смирнова А.А. судом не установлено, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Смирнова Алексея Анатольевича <данные изъяты> оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения через Кировский районный суд г. Ярославля.

Судья

Е.С. Логвинова

2-4168/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Смирнов Алексей Анатольевич
Ответчики
ГУ- ОПФР РФ по ЯО
Другие
Жохов Алексей Алексеевич
начальник управления установления пенсий ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Ярославской области Е.А. Колесникова
Суд
Кировский районный суд г. Ярославль
Судья
Логвинова Елена Сергеевна
Дело на странице суда
kirovsky.jrs.sudrf.ru
15.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.08.2022Передача материалов судье
22.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.09.2022Судебное заседание
22.09.2022Судебное заседание
14.11.2022Судебное заседание
14.11.2022Судебное заседание
29.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее