дело № 12-842/2021
РЕШЕНИЕ
11 ноября 2021 года город Уфа
Судья Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан Шафикова Е.С.,
с участием представителя лица в отношении которого ведется производство по делу, Юлукова А.М., действующего на основании доверенности №№ от 29 октября 2021 года, специалиста – эксперта Управления Роспотребнадзора по РБ Сафиной Л.З., представившей доверенность №№ от 26 апреля 2021 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Максидом» на постановление заместителя руководителя Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в РБ Перминой Г.Я. №№ от 22 июля 2021 года, которым
Общество с ограниченной ответственностью «Максидом» ИНН № ОГРН № КПП №, юридический адрес: <адрес>
подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Оспариваемым постановлением юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью «Максидом» (далее Общество, ООО «Максидом») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.6.3 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
Не согласившись с указанным выше постановлением, ООО «Максидом» обратилось в суд с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанное постановление, дело прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
В обоснование жалобы указано, что п. 1.2 СанПин на предприятие не распространяется, поскольку уровень загрязнения не превышает допустимый, предприятие не является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, прохождение периодических медицинских осмотров сотрудников магазина непродовольственных товаров не является обязательным, имеются основания для признания правонарушения малозначительным.
Представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу, Юлуков А.М. в судебном заседании доводы жалобы поддержал, пояснил, что Общество согласно с постановлением, кроме обязанности прохождения периодических медицинских осмотров сотрудников магазина непродовольственных товаров, поскольку она непосильна юридическому лицу, сотрудники магазина контакта с пищевыми продуктами не имеют контакта, потому медосмотры не требуются.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Сафина Л.З., в судебном заседании просила оставить постановление без изменения.
Проверив материалы административного дела, суд находит постановление должностного лица об административном правонарушении вынесенным законно и обоснованно.
В соответствии с частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения учреждения к административной ответственности) нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет назначение административного наказания.
Юридическое лицо ООО «Максидом» совершило нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при следующих обстоятельствах.
В период 09.04.2021 по 22.04.2021 в ходе плановой выездной проверки на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по РБ А.С. Жеребцова от 12.03.2021 г. № 717 в отношении ООО «Максидом» по месту фактического осуществления деятельности: <адрес> выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно:
У ООО «Максидом» имеется санитарно-эпидемиологическое заключение на проект предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в атмосферу для ООО «МАКСИДОМ» по адресу: <адрес> от 24.10.2018 г. № 02.БЦ.01.000.Т.002020.10.18.
Согласно экспертному заключению ООО «Центр медицины труда» от 20.09.2018 г. № № по результатам проведенной инвентаризации на площадке разработчиком выявлены 4 организованных и 2 неорганизованных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, выделяющих 11 наименований загрязняющих веществ и 2 группы веществ, обладающих эффектом комбинированного действия. Суммарный выброс составляет <данные изъяты> т/год от 20.09.2018 г. № 2728.
Согласно разделу 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» отдельно стоящие гипермаркеты, супермаркеты, торговые комплексы и центры, предприятия общественного питания, мелокооптовые рынки, рынки продовольственных и промышленных товаров, многофункциональные комплексы отнесены к объектам V класса с ориентировочной санитарно-защитной зоной 50 метров.
Для многофункционального торгово-развлекательного центра ООО «Максидом» по адресу: <адрес> не установлена специальная территория с особым режимом использования (санитарно – защитная зона), а именно: согласно общедоступных сведений из реестра санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию (<данные изъяты>.ru) не получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта санитарно-защитной зоны многофункционального торгово-развлекательного центра ООО «Максидом» по адресу: <адрес> санитарным правилам и нормативам, что является нарушением требований ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 2.1, 2.3, 2.10, 2.11, 3.10, 3.11, 4.1, 4.2, 4.3, 4.5, раздела 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»; п.83 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
ООО «Максидом» не проведены исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром и не подано в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления, по многофункциональному торгово-развлекательному центру ООО «Максидом» по адресу: <адрес>
Не обеспечено прохождение периодического медицинского осмотра сотрудников ООО «Максидом» (место фактического осуществления деятельности: <адрес>). Согласно штатному расписанию в ООО «Максидом» <данные изъяты> должности (секретарь, водитель, директор ТОП, бухгалтер, специалист по технической поддержке, менеджер по персоналу, мерчандайзер, маркетолог-аналитик, специалист по учету и контролю, менеджер по поставкам, руководитель отдела, старший смены, водитель погрузочной техники, укладчик-упаковщик, кладовщик-кассир, специалист по учету товара, старший администратор, администратор, контроллер кассовой зоны, менеджер –кассир, кассир, заместитель директора по инженерно-хозяйственной части, строительный рабочий, бригадир строительной бригады, завхоз, кладовщик материального склада, старший инженер – электромеханик, техник, главный инженер, заместитель директора по торговле, заместитель руководителя торгового направления, руководитель торгового направления, продавцы). Согласно Перечню должностей и профессий работников ООО «Максидом», которым необходимо проведение периодических медицинских осмотров (г.Уфа) – электрик, сантехник, водитель погрузочной техники, бригадир строительной бригады Приказа «О проведении обязательного периодического осмотра» от 24.07.2020 № 189. В соответствии с заключительным актом ООО «Центр ПРО» (без даты, подписан <данные изъяты> 12.04.2021). Согласно указанного акта периодический медицинский осмотр прошли 8 сотрудников –электрик, главный инженер, строительный рабочий, водитель погрузочной техники, строительный рабочий, бригадир строительной бригады, водитель погрузочной техники, сантехник, что является нарушением ст.34 требований Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.7.1 СП 3.1/3.2.3146-13 Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней, Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства здравоохранения РФ от 31 декабря 2020 г. N 988н/1420н "Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры" (ранее до 31.03.2021 действовал Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда").
Таким образом, ООО «Максидом» при организации периодического медицинского осмотра не учтены все вредные факторы, в зависимости от занимаемых должностей. Например, продавцы согласно раздела V. Факторы трудового процесса, п.5.1.4. работы, связанные с постоянной ходьбой и работой стоя в течение всего рабочего дня; Водители – раздел VI. Выполняемые работы, п. 18. Управление наземными транспортными средствами: 18.1. категории "А", "В", "ВЕ", трактора и другие самоходные машины, мини-трактора, мотоблоки, автопогрузчики, электрокары, регулировщики и т.п., автомобили всех категорий с ручным управлением для инвалидов, мотоколяски для инвалидов.
Для сбора твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных, на территории ООО «Максидом» по адресу: <адрес> без организации контейнерной площадки установлены два бункера (№ куб.м и № куб.м), что является нарушением ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.3 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Согласно п.3 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами 1 должны быть обустроены 2 контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) 3 или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки 4 для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров ) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
По состоянию на 09.04.2021 контейнерная площадка отсутствовала, 22.04.2021 бункеры ограждены с двух сторон профнастилом и установлены на асфальтовом покрытии проезжей части, что подтверждается фото от 09.04.2021 и 22.04.2021.
Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222
"Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
Проект предельно-допустимых выбросов разрабатывается на основании расчетов химического воздействия на атмосферный воздух и не учитывает воздействие уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух. Объект введен в эксплуатацию в 2017 г.
Согласно п.19 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники: <данные изъяты> подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам специальной оценки условий труда, проведенной в установленном порядке. В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности;
выполняющие работы, предусмотренные Перечнем работ.
Согласно п.27 Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (приложение № 2) работники, выполняемые работы по управлению наземными транспортными средствами.
Согласно штатному расписанию в ООО «Максидом» имеется водитель. Согласно Приказу ООО «Максидом» от 24.07.2021 № 189 указанные работники не включены в контингент работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями и дополнениями), государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы – это нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями и дополнениями)- санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
За совершение данных правонарушений предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 6.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ответственным за выявленные нарушения является юридическое лицо ООО «Максидом».
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела установлено, что юридическое лицо ООО «Максидом», работало в обычном режиме, в отсутствии форс-мажорных обстоятельств. Следовательно, у юридического лица отсутствовали препятствия для исполнения требований действующего санитарного законодательства.
Вина ООО «Максидом» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.6.3 КоАП РФ доказана материалами дела: распоряжением о проведении плановой выездной проверки №№ от 12.03.2021, актом проверки №№ от 23.04.2021, предписанием об устранении выявленных нарушений №№ от 23.04.2021, протоколом об административном правонарушении т 23.04.2021,постановлением по делу об административном правонарушении №№ от 22.07.2021, фотоматериалами, иными доказательствами.
При рассмотрении дела об административном правонарушении установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Доказательств того, что заявителем приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом таких обстоятельств не установлено.
Проверка законности и обоснованности постановления должностного лица показала, что выводы основываются на достоверных доказательствах, которые всесторонне и полно исследованы и оценены судьей в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Действия юридического лица образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, выразившегося в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Вывод должностного лица Роспотребнадзора о наличии вины Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ основан на собранных по делу доказательствах и сделан в соответствии с требованиями ст. ст. 2.1 и 2.2 КоАП РФ.
Ссылка заявителя на то, что совершенное им административное правонарушение является малозначительным, основанием к отмене обжалуемого постановления должностного лица не является.
Из разъяснений п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Вместе с тем, исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения Общества от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Вид и размер наказания установлен должностным лицом с учетом характера совершенного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, имеющих значение для дела, и соответствует санкции ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, являющихся основаниями для отмены постановления должностного лица, по делу не допущено.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Постановление заместителя руководителя управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в РБ Перминой Г.Я. №№ от 22 июля 2021 года в отношении Общества с ограниченной «Максидом» оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.С.Шафикова