Решение по делу № 33а-18371/2020 от 06.11.2020

№ 2а-1274/2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу № 33а-18371/2020

30 ноября 2020 г.                          г. Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Каримовой Ф.М.,

судей Искандарова А.Ф., Куловой Г.Р.

при ведении протокола помощником судьи Ситдиковой Р.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Банникова А.Ю. к администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан о признании незаконным решения от 01 сентября 2020 года

по апелляционной жалобе Банникова А.Ю. на решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 10 сентября 2020 года.

Заслушав доклад судьи Каримовой Ф.М., судебная коллегия

установила:

Банников А.Ю. обратился в суд с административным иском к администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан о признании незаконным решения от 01 сентября 2020 года.

В обоснование требований указано, что 31 августа 2020 года за 10 дней до планируемого мероприятия обратился в администрацию муниципального района Ишимбайский район РБ с уведомлением о намерении провести публичное мероприятие в форме митинга 11 сентября 2020 года. Истец получил 07 сентября 2020 года уведомление административного ответчика о принятом решении №... от 01 сентября 2020 года, подписанное и.о. управделами Каримовым Г.А., которое содержит разъяснение законодательства России, носит абстрактно-неопределенный характер и не содержит должного описания об установлении четкого определения критерия, характеризующего волеизъявление органа местного самоуправления. Административным истцом понятийно установлено из ответа, что указывается на факт подачи им уведомления, не соответствующего требованиям действующего законодательства. Обжалуемое решение противоречит правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 14 февраля 2013 года № 4-П «По делу о проверке конституционности Федерального закона «О внесении изменений в КоАП РФ и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э.В. Савенко». Понятие «согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти» по своему конституционно-правовому смыслу не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму. Вправе предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное определение которых ограничивало бы дискрецию публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.

Административный истец просил признать незаконным решение административного ответчика №... от 01 сентября 2020 года.

Решением Ишимбайского городского суд Республики Башкортостан от 10 сентября 2020 года в удовлетворении административного искового заявления Банникова А.Ю. к администрации муниципального района Ишимбайский район РБ о признании незаконным решения администрации муниципального района Ишимбайский район РБ №... от 01.09.2020 отказано.

В апелляционной жалобе Банников А.Ю. просит решение суда отменить, направить административное дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, судом не дана юридическая оценка значимости согласовательных норм, установленных федеральным законодательством для администрации при поступлении заявления о проведении митингов.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Проведение публичных мероприятий регламентируется Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», статья 4 которого в рамках организации публичного мероприятия определяет ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.

В силу пункта 3 части 4 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор данного мероприятия обязан обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о его проведении или измененных в результате согласования с органом публичной власти. Соответственно, проведение публичного мероприятия в условиях, не согласованных с органом публичной власти, в том числе относительно целей и форм его проведения, является нарушением требований Закона о публичных мероприятиях и может повлечь привлечение организатора такого публичного мероприятия к ответственности в установленном порядке.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предусмотрен уведомительный порядок проведения публичных мероприятий на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

На основании пункта 1 части 3 статьи 5 приведенного Федерального закона

организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.

Согласно пунктам 1, 2 части 4 статьи 5 указанного Федерального закона организатор публичного мероприятия обязан: 1) подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона; 2) не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия.

Статьей 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» установлены обязанности органа местного самоуправления, возникающие после получения уведомления о проведении публичного мероприятия, в частности документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения; довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона (пункты 1,2 части 1).

Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

Уполномоченный орган отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с названным федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с данным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается (часть 3 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).По смыслу указанных норм права необходимым условием для проведения публичного мероприятия является реальная возможность обеспечения соблюдения общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия, что прямо закреплено в ряде других норм Федерального закона от 19.06.2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", его статьях 5 ч. 4 п. 4, п. 5, п. 7.1, ст. 6 ч. 3 п. 2, ст. 12 ч. 1 п. 5, ст. 13 ч. 1 п. 3, ст. 14 ч. 1, ч. 3 п. 2, ст. 18 ч. 1, ч. 3.

При этом названные законоположения требования к обеспечению общественного порядка и безопасности адресуют как к органам государственной власти, так и к организаторам, и участникам публичного мероприятия.

В случае невозможности выполнения этих требований закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Таким образом, на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления возложена обязанность обеспечить общественный порядок и безопасность при проведении публичного мероприятия и учитывать, среди прочего, указанные обстоятельства при согласовании изменения места проведения публичного мероприятия, убедительно мотивировав свое решение.

Материалами дела подтверждается, что в целях реализации пункта 1.1 части 1 статьи 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» постановлением Правительства Республики Башкортостан «О единых специально отведенных местах для проведения публичных мероприятий на территории Республики Башкортостан» определено единое специально отведенное или приспособленное место для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения на территории г. Ишимбай. Таким местом проведения публичного мероприятия на территории г. Ишимбай определена площадь им. В.И. Ленина на проспекте Ленина, 23.

Иного места для проведения вышеуказанных мероприятий в городе Ишимбай не имеется.

Как следует из материалов дела, 31 августа 2020 года в предусмотренный законом срок, за 10 дней до планируемого мероприятия, Банников А.Ю. обратился в администрацию муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме митинга 11 сентября 2020 года с 18.00 часов до 20.30 часов, в котором указал две цели, место проведения по адресу: адрес Предполагаемое количество участников публичного мероприятия заявлено 500 человек. В уведомлении указано, что на момент подачи заявки не установлены лица, уполномоченные заявителем выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия.

Материалы дела свидетельствуют о том, что уведомление Банникова Е.Ю. принято, зарегистрировано и в предусмотренный законом срок рассмотрено уполномоченным представителем администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан Каримовым Г.А.

01 сентября 2020 года за исх№... заявителю Банникову А.Ю. направлено письменное мотивированное предупреждение, в котором указано, что заявленное место проведения публичного мероприятия не соответствует требованиям Постановления Правительства РБ от 20 декабря 2012 г. № 465 «О единых специально отведенных местах для проведения публичных мероприятий на территории Республики Башкортостан». Сообщается, что Указом Главы Республики Башкортостан от 18 марта 2020 г. № УГ-111 (редакция от 28 августа 2020 г.) «О введении режима «Повышенная готовность» в связи с угрозой распространения в Республике Башкортостан новой коронавирусной инфекции (СОVID-2019) на территории Республики Башкортостан введен режим функционирования «Повышенная готовность» с установлением обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения. Пунктом 2 Указа Главы Республики Башкортостан рекомендовано отменить, а при невозможности перенести проведение запланированных на территории Республики Башкортостан мероприятий с количеством участников свыше 50 человек. В пункте 9 Указа Главы Республики Башкортостан гражданам, иным организаторам публичных мероприятий рекомендовано воздержаться от организации и участия в публичных мероприятиях на период действий настоящего Указа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Указом. Банников А.Ю. предупрежден, как организатор публичного мероприятия, в соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ несет гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный участникам публичного мероприятия. Также, Банников Е.Ю. предупрежден об установленной административной и уголовной ответственности за нарушение установленного порядка, предложено привести уведомление в соответствие с действующим законодательством.

Проанализировав материалы административного дела, представленные ответчиком доказательства на основании положений ст.84 КАС РФ, руководствуясь приведенными правовыми нормами, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца, исходя из того, что в соответствии с предоставленными полномочиями и требованиями закона органом местного самоуправления в установленном порядке рассмотрено уведомление от 31 августа 2020 года о проведении публичного мероприятия. По результатам рассмотрения поступившего уведомления административным ответчиком в адрес организатора публичного мероприятия было направлено письменный мотивированный ответ с предложением привести уведомление в соответствие с действующим законодательством.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что оспариваемый ответ должностного лица не нарушает права административного истца, поскольку письмо содержит обоснование невозможности согласовать проведение мероприятия в требуемом месте, в требуемое время, предложено привести уведомление в соответствии с действующим законодательством, что полностью согласуется с требованиями Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В связи с изложенным доводы апелляционной жалобы со ссылкой на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, что судом не дана юридическая оценка значимости согласовательных норм, установленных федеральным законодательством для администрации при поступлении заявления о проведении митингов, не могут явиться основанием для отмены решения суда.

В апелляционной жалобе не имеется сведений об обстоятельствах, которые могли бы повлечь отмену решения суда.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, представленные доказательства оценил надлежащим образом, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, оснований для отмены либо изменения решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 10 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Банникова А.Ю. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий                    Ф.М. Каримова

Судьи                                А.Ф. Искандаров

                                    Г.Р. Кулова

Справка: судья Шагизиганова Х.Н.

33а-18371/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Банников Артемий Юрьевич
Ответчики
Администрация МР Ишимбайский район РБ
Каримов Гариф Абдрахимович
Другие
ОМВД России по Ишимбайскому району
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Каримова Фируза Махмутовна
Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
06.11.2020Передача дела судье
30.11.2020Судебное заседание
09.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.12.2020Передано в экспедицию
30.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее