Решение по делу № 2-3873/2019 от 27.06.2019

Гр. дело № 2-3873/2019 21RS0023-01-2019-004311-20

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 сентября 2019 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Порфирьевой А.В. при секретаре судебного заседания Васильевой А.В., с участием старшего помощника прокурора Калининского района г.Чебоксары Киркиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Калининского района г.Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов к Васильевой ФИО8 о возложении обязанности создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры,

установил:

Заместитель прокурора Калининского района г. Чебоксары обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Васильевой ФИО9 (с учетом уточнения) о возложении обязанности обеспечить инвалидов беспрепятственным доступом к объекту социальной инфраструктуры.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Калининского района г. Чебоксары совместно с КРО ЧР ОР Всероссийского общества инвалидов проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания организациями независимо от организационно-правовых форм условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Нежилое помещение -----, площадью 252 кв.м. на 1 этаже адрес принадлежит Васильевой Р.К., передавшей право безвозмездного пользования им Васильеву Ю.А., и используется индивидуальным предпринимателем ФИО3 по договору аренды, как магазин «Кондитерские изделия».

В нарушение требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Свода правил СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 27.11.2011 № 605 (далее - Свод правил СП 59.13330.2016), вход в здание не оборудован для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения.

Заместитель прокурора просил обязать ответчика создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в здание путем установления кнопки вызова для инвалидов в соответствии со Сводом правил 59.13330.2016.

В судебном заседании старший помощник прокурора Калининского г. Чебоксары Киркина Н.В. уточненные требования поддержала, пояснив, что до настоящего времени беспрепятственный доступ в помещение магазина инвалидам и другим маломобильным группам населения не обеспечен.

Ответчик Васильева Р.К., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась. Уважительных причин неявки не представлено, заявления о рассмотрении дела без участия последней не поступало.

Третьи лица: Калининская районная организация Чувашской республиканской общественной организации Всероссийского общества инвалидов, Васильев Ю.А., Офишкина Е.А., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, явку представителей не обеспечили.

С согласия представителя истца суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика в порядке заочного судопроизводства.

Выслушав пояснения стороны истца, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

Статьей 7 Конституции РФ провозглашено, что РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В силу статьи 9 Конвенции о правах инвалидов государства - участники, в число которых входит и РФ, принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

В статье 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" закреплено понятие "социальная защита инвалидов", под которой понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

К одной из мер по обеспечению жизнедеятельности инвалидов в соответствии со статьей 15 указанного закона относится обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

В соответствии с положениями данной статьи Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Из положений Федерального закона следует, что к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым, в том числе, относится и помещение магазина «СВ Мебель», расположенного на 1 этаже адрес корпус 1 по адрес, вытекающая из вышеприведенных норм публичная обязанность по созданию условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры возлагается на уполномоченные субъекты, указанные в части 1 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ, правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Согласно п. 76 Перечня национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 № 1047-р, в указанный перечень включены СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Свод правил 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» является актуализированной редакцией СНиП 35-01-2001.

В соответствии с данным сводом правил, лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9-1,0 м, доступные для МГН элементы здания и территории должны идентифицироваться символами доступности, в том числе в следующих местах: входы, если не все входы в здание, сооружение являются доступными, приборы для открывания и закрытия дверей, а также кнопки различных аппаратов (вызова) следует устанавливать на высоте не более 1,1 м и не менее 0,85 м от пола и на расстоянии не менее 0,4 м от боковой стены помещения или другой вертикальной плоскости, прозрачные двери на входах и в здании, а также ограждения следует выполнять из ударопрочного материала. На прозрачных полотнах дверей следует предусматривать яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м, расположенную на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пешеходного пути.

Входные двери, доступные для входа инвалидов, следует проектировать автоматическими, ручными или механическими. Они должны быть хорошо опознаваемы и иметь символ, указывающий на их доступность.

Определениями Конституционного Суда Российской Федерации от дата N 689-О-О, от дата N 1632-О предусматривается, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.

В соответствии с п. 1.1 - 1.3 Свода правил 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей» (принят Постановлением Госстроя РФ от дата -----), требования настоящего Свода правил направлены на создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей необходимый уровень доступности для всех категорий населения и беспрепятственное пользование ими предоставляемыми услугами. Требования распространяются на все элементы общественных зданий и сооружений или их части (в дальнейшем - здания), а также на участки учреждений, доступные для посетителей. Архитектурные решения общественных зданий и сооружений рекомендуется ориентировать одновременно на компенсацию нарушений здоровья в области опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, сердечно-сосудистой системы, психики. Положения Свода правил распространяются также на здания иного назначения, не подпадающие под действие СНиП дата-89*, но выполняющие функции общественного обслуживания и доступные для маломобильных групп населения. Положения настоящего документа распространяются на проектирование зданий для учреждений различных форм собственности и различных организационно-правовых форм.

Пунктом 4.2 Свода правил предусмотрено, что основным принципом формирования архитектурной среды общественных зданий, доступной как для здоровых, так и для всех категорий маломобильных граждан, является создание беспрепятственного доступа к месту получения услуги (обслуживания). При этом препятствие может иметь не только физическую или пространственную форму, но и информационную или психологическую, что связано с недопустимой потерей времени.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Калининского района г.Чебоксары совместно с КРО ЧР ОР Всероссийского общества инвалидов проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания организациями независимо от организационно-правовых форм условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

В ходе проверки было установлено, что нежилое помещение -----, площадью 252 кв.м. на 1 этаже адрес принадлежащее ФИО2, передавшей право безвозмездного пользования им ФИО7 (договор безвозмездного пользования нежилым помещением от 01.04.2018г.), и используется индивидуальным предпринимателем ФИО3 по договору аренды, как магазин «Кондитерские изделия».

В соответствии с нормами действующего законодательства к объектам социальной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в том числе, и объекты торговли и бытового обслуживания населения. Таким образом, в силу характера оказываемых услуг населению магазин, расположенный по указанному выше адресу, является объектом социальной инфраструктуры, на что указано выше.

Однако в нарушение требований Федерального закона от дата № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Свода правил СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 27.11.2011 № 605 (далее - Свод правил СП 59.13330.2016), собственником помещения не созданы условия для беспрепятственного посещения магазина маломобильными группами населения, беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения не оборудован.

Факт нарушения названных требований ответчиком не оспаривается.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора, обратившегося в суд в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов и других маломобильных групп населения, подлежат удовлетворению, поскольку обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается на собственника помещения.

Договор безвозмездного пользования от дата., заключенный с ФИО7, и договор аренды нежилого помещения -----, заключенный с ИП ФИО3, не вменяют в обязанность ссудополучателя и арендатора (соответственно) помещения осуществлять работы по перепланировке и переоборудованию помещения, производить текущий ремонт без согласия арендодателя. Таким образом, по условиям договоров указанные лица не могут осуществлять мероприятия по оборудованию входа в помещение специальными приспособлениями, так как это не входит в их договорные обязательства.

При вынесении решения в пользу истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины, с ответчика подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере 300 рублей - согласно ст. 103 ГПК РФ и подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 233-235 ГПК РФ суд

решил:

Обязать Васильеву ФИО10 создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в магазин «Кондитерские изделия», расположенный в нежилом помещении -----, площадью 252 кв.м. на 1 этаже адрес, в соответствии со Сводом правил СП 59.13330.2016 путем установления кнопки вызова для инвалидов при входе в магазин на высоте 0,85м; расстояние до ближайших выступов не менее 0,4м.; подъезд к кнопке вызова должен быть свободным; место установки кнопки должно свободно просматриваться с окон организации; панель кнопки должна быть стилизована значком «Инвалид».

Взыскать с Васильевой ФИО11 в доход бюджета г.Чебоксары государственную пошлину в размере 300 руб.

Ответчик вправе подать в Ленинский районный суд г. Чебоксары заявление об отмене данного решения в течение семи дней с момента вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано,- в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение изготовлено 24.09.2019г.

Судья А.В.Порфирьева

2-3873/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Калининского района г.Чебоксары
Ответчики
Васильева Роза Константиновна
Другие
Офишкина Елена Александровна
Калининская районная организация Чувашской Республиканской общественной организации Всероссийского общества инвалидов
Васильев Юрий анатольевич
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары
Дело на странице суда
leninsky.chv.sudrf.ru
20.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.03.2020Передача материалов судье
20.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2020Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
20.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.03.2020Копия заочного решения возвратилась невручённой
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее