Гр. дело № 2-3873/2019 21RS0023-01-2019-004311-20
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 сентября 2019 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Порфирьевой А.В. при секретаре судебного заседания Васильевой А.В., с участием старшего помощника прокурора Калининского района г.Чебоксары Киркиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Калининского района г.Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов к Васильевой ФИО8 о возложении обязанности создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры,
установил:
Заместитель прокурора Калининского района г. Чебоксары обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Васильевой ФИО9 (с учетом уточнения) о возложении обязанности обеспечить инвалидов беспрепятственным доступом к объекту социальной инфраструктуры.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Калининского района г. Чебоксары совместно с КРО ЧР ОР Всероссийского общества инвалидов проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания организациями независимо от организационно-правовых форм условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Нежилое помещение -----, площадью 252 кв.м. на 1 этаже адрес принадлежит Васильевой Р.К., передавшей право безвозмездного пользования им Васильеву Ю.А., и используется индивидуальным предпринимателем ФИО3 по договору аренды, как магазин «Кондитерские изделия».
В нарушение требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Свода правил СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 27.11.2011 № 605 (далее - Свод правил СП 59.13330.2016), вход в здание не оборудован для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения.
Заместитель прокурора просил обязать ответчика создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в здание путем установления кнопки вызова для инвалидов в соответствии со Сводом правил 59.13330.2016.
В судебном заседании старший помощник прокурора Калининского г. Чебоксары Киркина Н.В. уточненные требования поддержала, пояснив, что до настоящего времени беспрепятственный доступ в помещение магазина инвалидам и другим маломобильным группам населения не обеспечен.
Ответчик Васильева Р.К., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась. Уважительных причин неявки не представлено, заявления о рассмотрении дела без участия последней не поступало.
Третьи лица: Калининская районная организация Чувашской республиканской общественной организации Всероссийского общества инвалидов, Васильев Ю.А., Офишкина Е.А., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, явку представителей не обеспечили.
С согласия представителя истца суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика в порядке заочного судопроизводства.
Выслушав пояснения стороны истца, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
Статьей 7 Конституции РФ провозглашено, что РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В силу статьи 9 Конвенции о правах инвалидов государства - участники, в число которых входит и РФ, принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
В статье 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" закреплено понятие "социальная защита инвалидов", под которой понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
К одной из мер по обеспечению жизнедеятельности инвалидов в соответствии со статьей 15 указанного закона относится обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.
В соответствии с положениями данной статьи Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Из положений Федерального закона следует, что к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым, в том числе, относится и помещение магазина «СВ Мебель», расположенного на 1 этаже адрес корпус 1 по адрес, вытекающая из вышеприведенных норм публичная обязанность по созданию условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры возлагается на уполномоченные субъекты, указанные в части 1 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ, правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Согласно п. 76 Перечня национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 № 1047-р, в указанный перечень включены СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Свод правил 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» является актуализированной редакцией СНиП 35-01-2001.
В соответствии с данным сводом правил, лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9-1,0 м, доступные для МГН элементы здания и территории должны идентифицироваться символами доступности, в том числе в следующих местах: входы, если не все входы в здание, сооружение являются доступными, приборы для открывания и закрытия дверей, а также кнопки различных аппаратов (вызова) следует устанавливать на высоте не более 1,1 м и не менее 0,85 м от пола и на расстоянии не менее 0,4 м от боковой стены помещения или другой вертикальной плоскости, прозрачные двери на входах и в здании, а также ограждения следует выполнять из ударопрочного материала. На прозрачных полотнах дверей следует предусматривать яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м, расположенную на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пешеходного пути.
Входные двери, доступные для входа инвалидов, следует проектировать автоматическими, ручными или механическими. Они должны быть хорошо опознаваемы и иметь символ, указывающий на их доступность.
Определениями Конституционного Суда Российской Федерации от дата N 689-О-О, от дата N 1632-О предусматривается, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
В соответствии с п. 1.1 - 1.3 Свода правил 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей» (принят Постановлением Госстроя РФ от дата -----), требования настоящего Свода правил направлены на создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей необходимый уровень доступности для всех категорий населения и беспрепятственное пользование ими предоставляемыми услугами. Требования распространяются на все элементы общественных зданий и сооружений или их части (в дальнейшем - здания), а также на участки учреждений, доступные для посетителей. Архитектурные решения общественных зданий и сооружений рекомендуется ориентировать одновременно на компенсацию нарушений здоровья в области опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, сердечно-сосудистой системы, психики. Положения Свода правил распространяются также на здания иного назначения, не подпадающие под действие СНиП дата-89*, но выполняющие функции общественного обслуживания и доступные для маломобильных групп населения. Положения настоящего документа распространяются на проектирование зданий для учреждений различных форм собственности и различных организационно-правовых форм.
Пунктом 4.2 Свода правил предусмотрено, что основным принципом формирования архитектурной среды общественных зданий, доступной как для здоровых, так и для всех категорий маломобильных граждан, является создание беспрепятственного доступа к месту получения услуги (обслуживания). При этом препятствие может иметь не только физическую или пространственную форму, но и информационную или психологическую, что связано с недопустимой потерей времени.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Калининского района г.Чебоксары совместно с КРО ЧР ОР Всероссийского общества инвалидов проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания организациями независимо от организационно-правовых форм условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
В ходе проверки было установлено, что нежилое помещение -----, площадью 252 кв.м. на 1 этаже адрес принадлежащее ФИО2, передавшей право безвозмездного пользования им ФИО7 (договор безвозмездного пользования нежилым помещением от 01.04.2018г.), и используется индивидуальным предпринимателем ФИО3 по договору аренды, как магазин «Кондитерские изделия».
В соответствии с нормами действующего законодательства к объектам социальной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в том числе, и объекты торговли и бытового обслуживания населения. Таким образом, в силу характера оказываемых услуг населению магазин, расположенный по указанному выше адресу, является объектом социальной инфраструктуры, на что указано выше.
Однако в нарушение требований Федерального закона от дата № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Свода правил СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 27.11.2011 № 605 (далее - Свод правил СП 59.13330.2016), собственником помещения не созданы условия для беспрепятственного посещения магазина маломобильными группами населения, беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения не оборудован.
Факт нарушения названных требований ответчиком не оспаривается.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора, обратившегося в суд в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов и других маломобильных групп населения, подлежат удовлетворению, поскольку обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается на собственника помещения.
Договор безвозмездного пользования от дата., заключенный с ФИО7, и договор аренды нежилого помещения -----, заключенный с ИП ФИО3, не вменяют в обязанность ссудополучателя и арендатора (соответственно) помещения осуществлять работы по перепланировке и переоборудованию помещения, производить текущий ремонт без согласия арендодателя. Таким образом, по условиям договоров указанные лица не могут осуществлять мероприятия по оборудованию входа в помещение специальными приспособлениями, так как это не входит в их договорные обязательства.
При вынесении решения в пользу истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины, с ответчика подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере 300 рублей - согласно ст. 103 ГПК РФ и подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 233-235 ГПК РФ суд
решил:
Обязать Васильеву ФИО10 создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в магазин «Кондитерские изделия», расположенный в нежилом помещении -----, площадью 252 кв.м. на 1 этаже адрес, в соответствии со Сводом правил СП 59.13330.2016 путем установления кнопки вызова для инвалидов при входе в магазин на высоте 0,85м; расстояние до ближайших выступов не менее 0,4м.; подъезд к кнопке вызова должен быть свободным; место установки кнопки должно свободно просматриваться с окон организации; панель кнопки должна быть стилизована значком «Инвалид».
Взыскать с Васильевой ФИО11 в доход бюджета г.Чебоксары государственную пошлину в размере 300 руб.
Ответчик вправе подать в Ленинский районный суд г. Чебоксары заявление об отмене данного решения в течение семи дней с момента вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано,- в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено 24.09.2019г.
Судья А.В.Порфирьева