89RS0007-01-2022-002661-76
Дело № 2-350/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тарко-Сале 06 июня 2022 года
Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Козловой М.В.,
при секретаре судебного заседания Хановой Н.Д.,
с участием помощника прокурора Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа Девятовских А.В.,
представителя ответчика - администрации Пуровского района Суховой А.А.,
представителя ответчика - Департамента строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района Комаровой Н.Ю.,
третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, -Шинкарёвой Е.В., Лобурец В.С., Стуликовой О.Н., Стуликова Д.Ю., Атаевой А.И., Яровенко Е.Н., Михович И.В., Михович С.И., Муртузалиевой Х.Н., Цыбанова В.В., Вардугина С.В., Агамовой М.У., Скорого В.В., Гордеевой Т.Ю., Наумик Е.С., Лискун В.Н., Пеклина Т.С., Козловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Пуровского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пуровского района о признании незаконным распоряжения в части установления срока расселения многоквартирного дома, возложении обязанности провести мероприятия по расселению граждан, соответчики - Департамент имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района, Департамент строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, Общество с ограниченной ответственностью «СК Комфорт плюс», Ларцева Наталья Александровна, Малмыгина Алиса Сергеевна, Шинкарева Екатерина Викторовна, Шамчук Максим Дмитриевич, Лобурец Валентина Степановна, Зыкова Людмила Александровна, Олейникова Ольга Владимировна, Алиханова Калимат Омаровна, Крячко Елена Сергеевна, Корнилова Татьяна Владимировна, Стуликов Дмитрий Юрьевич, Стуликова Ольга Николаевна, Стуликова Александра Дмитриевна, Стуликов Юрий Дмитриевич, Борангазиева Сафина Джамбулатовна, Клевакина Вероника Борисовна, Корнаухова Юлия Анатольевна, Богданов Владимир Владимирович, Богданов Дмитрий Владимирович, Киклевич Сергей Николаевич, Атаева Асият Исабековна, Качура Павел Владимирович, Колесникова Анастасия Алексеевна, Маслов Николай Михайлович, Вялков Александр Анатольевич, Яровенко Елена Николаевна, Ляхова Нина Ивановна, Кошелев Александр Георгиевич, Кошелева Виктория Александровна, Денисенко Александр Иванович, Михович Ирина Владимировна, Михович Сергей Иванович, Михович Кирилл Сергеевич, Арзуманян Ангелина Сергеевна, Арзуманян Юрий Суренович, Невижина Надежда Владимировна, Савченко Светлана Анатольевна, Савченко Владимир Викторович, Савченко Юрий Владимирович, Муртузалиева Хадижат Нурбагандовна, Кантороева Айзат Кантороевна, Цыбанов Виталий Викторович, Мельникова Наталья Владимировна, Мамаджанова Нигина Илхомовна, Хусаинова Нигора Набиевна, Мамаджанов Амир Илхомович, Вардугин Сергей Владимирович, Матлак Станислав Васильевич, Матлак Оксана Николаевна, Зыкина Дарья Станиславовна, Матлак Мария Станиславовна, Зыкина Варвара Сергеевна, Зыкин Сергей Владимирович, Камышкин Евгений Владимирович, Агамова Мадина Усмановна, Айваседо Лина Васьтовна, Айваседо Сергей Сергеевич, Айваседо Василий Сергеевич, Айваседо Екатерина Сергеевна, Айваседо Евгений Сергеевич, Хвостенко Сергей Викторович, Хвостенко Павла Сергеевна, Муштаргаев Ибрагим Вахидович, Салгириева Луиза Висхановна, Муштаргаев Рустам Вахидович, Мусакаева Анна Георгиевна, Шестак Валерия Руслановна, Мусакаев Рустам Алевдинович, Литвинов Владимир Андреевич, Айваседо Александра Уликовна, Мехтиева Залина Шамилитдиновна, Демкин Владимир Александрович, Борисов Владимир Анатольевич, Скорый Василий Васильевич, Кривых Екатерина Васильевна, Гордеева Татьяна Юрьевна, Гордеева Анастасия Николаевна, Адилханов Темерлан Исабекович, Наумик Евдокия Сидоровна, Зикирова Татьяна Романовна, Лискун Валентина Николаевна, Пеклин Артем Сергеевич, Пеклин Тимофей Сергеевич, Козлова Наталья Анатольевна, Козлова Екатерина Сергеевна, Короткова Анна Сергеевна, Ильбулова Эльвира Маратовна, Гордич Лилия Рахильевна, Триголос Любовь Николаевна, Мамаев Сергей Александрович, Калинина Лариса Николаевна, Романюк Андрей Владимирович, Романюк Валентина Степановна, Романюк Мария Андреевна, Коляджин Татьяна Петровна,
УСТАНОВИЛ:
<адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Пуровский районный суд с административным исковым заявлением к администрации Пуровского района, указав следующее. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный жилой <адрес> по <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно выводам технического заключения №-а/1 от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного ООО «Оценочная компания ФИО181.», здание признано аварийным и подлежащим сносу, в связи с высоким физическим износом, в результате длительного срока его эксплуатации. Распоряжением администрации муниципального образования Пуровский район №-ра от ДД.ММ.ГГГГ срок расселения жилого <адрес> по адресу: <адрес>, ул. установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Между тем указанный срок расселения жильцов многоквартирного дома является необоснованно завышенным. До ДД.ММ.ГГГГ могут произойти необратимые последствия, так как разрушение здания способно причинить вред не только жильцам дома, окружающим и неопределенному кругу лиц, но и привести к нарушению имущественных прав муниципального образования. На основании изложенного, руководствуясь ст. 12 ГК РФ, ст. 45 ГПК РФ, прокурор Пуровского района просил суд признать незаконным распоряжение администрации Пуровского района №-ра от ДД.ММ.ГГГГ в части установления срока расселения многоквартирного жилого <адрес> по <адрес> в <адрес> ЯНАО до ДД.ММ.ГГГГ, обязать администрацию Пуровского района в срок, не превышающий двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по расселению граждан, проживающих в многоквартирном жилом <адрес> по <адрес> в <адрес> ЯНАО (том 1 л.д. 58-63).
Определением судьи Пуровского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление прокурора Пуровского района оставлено без движения, установлен срок для устранения недостатков до ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 28-30).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес суда поступило уточненное административное исковое заявление прокурора Пуровского района в интересах неопределенного круга лиц, которым к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - привлечены Департамент государственного жилищного надзора ЯНАО, Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО (том 1 л.д. 140-146).
В связи с не устранением прокурором Пуровского района недостатков административного искового заявления, перечисленных в определении суда от ДД.ММ.ГГГГ об оставлении административного искового заявления без движения, определением от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление возвращено прокурору Пуровского района (том 1 л.д. 23-26).
Апелляционным определением судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ определение судьи Пуровского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ о возвращении административного искового заявления отменено, материал направлен в Пуровский районный суд на стадию принятия иска к производству суда в порядке гражданского судопроизводства (том 1 л.д. 54-57).
Административное исковое заявление прокурора Пуровского района принято к производству Пуровского районного суда ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 6).
ДД.ММ.ГГГГ судьей Пуровского районного суда вынесено определение о переходе рассмотрения административного дела №а-350/2022 (89RS0№-76) по административному иску прокурора Пуровского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пуровского района, о признании незаконным распоряжения в части установления срока расселения жильцов многоквартирного дома, обязании произвести мероприятия по расселению граждан из аварийного дома, по правилам гражданского судопроизводства, с присвоением № (том 1 л.д. 7-11).
Определением судьи Пуровского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: Департамент имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района, Департамент строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района, а также в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «СК «Комфорт плюс» (том 1 л.д. 209-211).
ДД.ММ.ГГГГ определением судьи Пуровского районного суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены жители многоквартирного <адрес>, по <адрес> в <адрес> - Ларцева Н.А., Малмыгина А.С., Шинкарева Е.В., Шамчук М.Д., Лобурец В.С., Зыкова Л.А., Олейникова О.В., Алиханова К.О., Крячко Е.С., Корнилова Т.В., Стуликов Д.Ю., Стуликова О.Н., Стуликова А.Д., Стуликов Ю.Д., Борангазиева С.Д., Клевакина В.Б., Корнаухова Ю.А., Богданов В.В., Богданов Д.В., Киклевич С.Н., Атаева А.И., Качура П.В., Колесникова А.А., Маслов Н.М., Вялков А.А., Яровенко Е.Н., Ляхова Н.И., Кошелев А.Г., Кошелева В.А., Денисенко А.И., Михович И.В., Михович С.И., Михович К.С., Арзуманян А.С., Арзуманян Ю.С., Невижина Н.В., Савченко С.А., Савченко В.В., Савченко Ю.В., Муртузалиева Х.Н., Кантороева А.К., Цыбанов В.В., Мельникова Н.В., Мамаджанова Н.И., Хусаинова Н.Н., Мамаджанов А.И., Вардугин С.В., Матлак С.В., Матлак О.Н., Зыкина Д.С., Матлак М.С., Зыкина В.С., Зыкин С.В., Камышкин Е.В., Агамова М.У., Айваседо Л.В., Айваседо С.С., Айваседо В.С, Айваседо Е.С., Айваседо Е.С., Хвостенко С.В., Хвостенко П.С., Муштаргаев И.В., Салгириева Л.В., Муштаргаев Р.В., Мусакаева А.Г., Шестак В.Р., Мусакаев Р.А., Литвинов В.А., Айваседо А.У., Мехтиева З.Ш., Демкин В.А., Борисов В.А., Скорый В.В., Кривых Е.В., Гордеева Т.Ю., Гордеева А.Н., Адилханов Т.Г., Наумик Е.С., Зикирова Т.Р., Лискун В.Н., Пеклин А.С., Пеклин Т.С., Козлова Н.А., Козлова Е.С., Короткова А.С., Ильбулова Э.М., Гордич Л.Р., Триголос Л.Н., Мамаев С.А., Калинина Л.Н., Романюк А.В., Романюк В.С., Романюк М.А., Коляджин Т.П. (том 3 л.д. 13-19).
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ помощник прокурора Пуровского района Девятовских А.В. настаивал на удовлетворении уточненных исковых требований по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил суд обязать администрацию Пуровского района провести мероприятия по расселению граждан, проживающих в многоквартирном жилом <адрес> по <адрес> в <адрес> ЯНАО в срок, не превышающий двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика - администрации Пуровского района Сухова А.А. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ просила в удовлетворении исковых требований прокурора Пуровского района отказать, поскольку определение срока отселения из многоквартирного дома, признанного авариным и подлежащим сносу, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, администрация считает, что срок - до 2025 года является разумным и является крайним. Более того, многоквартирный <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, включен в комплексную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и жилищного фонда, планируемого к признанию аварийным на территории ЯНАО на 2019-2025 годы, утвержденную постановлением Правительства ЯНАО от 11.02.2020 № 112-П. Наличие большого объема аварийного жилья и жилья с большим физическим износом в целом в Пуровском районе обусловлена, прежде всего, экстремальными природно-климатическими условиями, а также недостаточно и неравномерно развитым уровнем социальной инфраструктуры. Расселение спорного многоквартирного дома будет осуществляться после ввода в эксплуатацию домов в мкр. «Южный» в г. Тарко-Сале (планируемая дата ввода 2023-2024 гг.). Многоквартирный дом с ДД.ММ.ГГГГ, по результатам собрания собственников, был передан в управление управляющей организации ООО «СК «Комфорт плюс». Управляющая компания обязана на регулярной основе проводить осмотры общего имущества многоквартирного дома и выносить на рассмотрение общего собрания собственников помещений предложения о видах, предельной стоимости, периоде проведения работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома. Осуществление поддерживающего ремонта общего имущества многоквартирного дома, признанного авариным и подлежащим сносу, в необходимых объемах до момента расселения граждан, является обязанностью управляющей компании по содержанию и ремонту дома. Данные нормы подтверждены законодательством РФ. Многоквартирный дом расположен на земельном участке, общей площадью 1 459 кв.м., с кадастровым номером 89:05:020106:284, в отношении которого Департаментом имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района утверждено распоряжение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд Пуровского района от 13.04.2022 № 170-ра. Проведение кадастровых работ по уточнению его границ и площади не требуется. Обозначенный прокурором срок в исковом заявлении не соответствует реальному для исполнения мероприятий. Срок расселения дома должен приниматься исходя из периода времени, необходимого собственникам помещений дома для принятия решения о судьбе дома. Собственники помещений в многоквартирном доме не лишены права на обращение в администрацию с заявлением о предоставлении жилого помещения маневренного фонда, до настоящего времени никто из собственников за предоставлением жилых помещений маневренного фонда не обращался. Поскольку в силу норм Жилищного кодекса и Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции определение срока отселения из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, срок отселения до 2025 года - разумный, а исковые требования прокурора неисполнимы (том 1 л.д. 193-196).
Представитель соответчика - Департамента строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района Комарова Н.Ю. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ поддержала доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление, а также пояснения, относительно заявленных прокурором Пуровского района требований, данные ДД.ММ.ГГГГ представителем Департамента Сыроежкиной А.И.
Ранее, представитель соответчика - Департамента строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района Сыроежкина А.И. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать. Дополнительно суду Сыроежкина А.И. пояснила, что расселение жилого дома по адресу: ЯНАО, <адрес>, <адрес>, <адрес>, признанного распоряжением администрации муниципального образования Пуровский район от 25.11.20191 №-ра авариным и подлежащим сносу, запланировано в рамках Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и жилищного фонда, планируемого к признанию аварийным, утвержденной постановление Правительства ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ №-П, после ввода в эксплуатацию многоквартирных домов в мкр. Южный в <адрес> (планируемая дата ввода 2023-2024 г.г.). Норма, которая бы регулировала сроки изъятия жилого помещения у собственников, в связи с изъятием земельного участка, и сроки отселения граждан из аварийных домов, отсутствует. Кроме того, многоквартирные дома на территории г. Тарко-Сале, в отношении которых в 2019 году межведомственной комиссией принято решение о выявлении оснований для признания их аварийными и подлежащими сносу, включены в программу, в связи с чем срок расселения граждан - до ДД.ММ.ГГГГ, установленный распоряжением, соответствует сроку реализации Программы, следовательно, является обоснованным. Более того, заявления о предоставлении жилых помещений маневренного фонда от жильцов дома по адресу: <адрес>, в орган местного самоуправления не поступали, также граждане, в собственности которых имеются жилые помещения в аварийном доме, имеют право обратиться в Департамент строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района с заявлением о выплате возмещения за изымаемое помещение. Основываясь на изложенном, представитель Департамента Сыроежкина А.И. просила в удовлетворении исковых требований прокурора отказать (том 2 л.д. 225-226).
Соответчик - Департамент имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ при надлежащем извещении своего представителя не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя Департамента. Суду представитель Департамента Михальцова В.А. направила отзыв на исковое заявление, в котором указала на то, что в соответствии с Положением о Департаменте имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района, утвержденным решением Думы Пуровского района от 24.03. 2022 №, Департамент не осуществляет мероприятия по расселению граждан из аварийных и подлежащих сносу многоквартирных домов (том 2 л.д. 208-209).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО Чепурнов В.Н. при надлежащем извещении в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Суду Чепурнов В.Н. направил возражение на исковое заявление, в котором сообщил о несогласии с иском, поскольку сокращение срока расселения аварийных жилых домов в судебном порядке без учета их фактического состояния и возможностей органов местного самоуправления по их расселению (финансовые возможности, наличие свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда и т.п.) повлечет затруднения исполнения решения в сроки, предлагаемые прокурором Пуровского района. Дополнительно Чепурнов В.Н. указал, что в соответствии с п. 49 раздела IV Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома авариным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, решение о сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу принимает орган местного самоуправления. Сроки расселения устанавливаются органом местного самоуправления, исходя из времени признания дома аварийным и подлежащим сносу, в порядке очередности, а также наличия свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда, предназначенного для переселения граждан из аварийного жилищного фонда и объема средств, предусмотренного на эти цели в местном и окружном бюджете. Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания и многоквартирных домов подлежащими сносу или реконструкции, действующее законодательство относит к исключительной компетенции органа местного самоуправления (том 2 л.д. 126).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - заместитель директора Департамента государственного жилищного надзора ЯНАО - заместитель главного государственного жилищного инспектора ЯНАО Панчешная И.М. при надлежащем извещении в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствии представителя Департамента, при этом сообщила, что возражения относительно заявленных прокурором требований у Департамента отсутствуют.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - ООО «СК «Комфорт Плюс» в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ при надлежащем извещении своего представителя не направили. Суду направили сообщение о том, что текущий и капитальный ремонт многоквартирного <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, не проводился.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Шинкарева Е.В., Лобурец В.С., Стуликова О.Н., Стуликов Д.Ю., Атаева А.И., Яровенко Е.Н., Михович И.В., Михович С.И., Муртузалиева Х.Н., Цыбанов В.В., Вардугин С.В., Агамова М.У., Скорый В.В., Гордеева Т.Ю., Наумик Е.С., Лискун В.Н., Пеклин Т.С., Козлова Н.А. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ с исковыми требованиями прокурора Пуровского района согласились, однако только в случае их переселения в новые жилые помещения, а не в жилые помещения маневренного фонда.
Третьи лица - Романюк В.С., Мельникова Н.В., Маслов Н.М., Киклевич С.Н., Зикирова Т.Р., Корнаухова Ю.А., Борисов В.А., Алиханова К.О., Гордич Л.Р., Литвинов В.А., Ларцева Н.А., Кантороева А.К., Кошелев А.Г., при надлежащем извещении в судебное заседание не явились, суду направили телефонограммы, в которых просили рассмотреть дело без своего участия, на удовлетворении исковых требований, заявленных прокурором, настаивали, поскольку дом разрушается, становится непригодным для проживания.
Третьи лица - Триголос Л.Н., Шамчук М.Д., Крячко Е.С., при надлежащем извещении в судебное заседание не явились, суду направили телефонограммы, в которых просили рассмотреть дело без своего участия, в удовлетворении исковых требований, заявленных прокурором, просили отказать.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, относительно предмета спора, - Качура П. В. умер.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, относительно предмета спора, - Зыкова Л.А., Олейникова О.В., Корнилова Т.В., Клевакина В.Б., Богданов В.В., Богданов Д.В., Колесникова А.А., Вялков А.А., Ляхова Н.И., Денисенко А.И., Михович К.С., Арзуманян А.С., Арзуманян Ю.С., Невижина Н.В., Савченко С.А., Савченко В.В., Савченко Ю.В., Мамаджанова Н.И., Хусаинова Н. Н., Мамаджанов А.И., Матлак С.В., Матлак О.Н., Зыкина Д.С., Матлак М.С., Зыкина В.С., Зыкин С.В., Камышкин Е.В., Айваседо Л.В., Айваседо С.С., Айваседо В.С., Айваседо Е.С. Айваседо Е.С., Хвостенко С.В., Хвостенко П.С., Муштаргаев И. В., Салгириева Л.В., Муштаргаев Р.В., Мусакаева А.Г., Шестак В.Р., Мусакаев Р.А., Айваседо А.У., Мехтиева З.Ш., Демкин В.А., Малмыгина А.С., Борангазиева С.Д., Кривых Е.В., Гордеева А.Н., Адилханов Т.Г., Короткова А.С., Романюк А.В., Романюк М.А., Коляджин Т.П., Мамаев С.А., Ильбулова Э.М., Кошелева В.А., Калинина Л.Н., Козлова Е.С., при надлежащем извещении в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не явились, своего мнения относительно заявленных прокурором Пуровского района требований, суду не направили.
На основании ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя соответчика - Департамента имущественных и земельных отношений администрации <адрес>, третьих лиц - Департамента строительства ЯНАО, Департамента государственного жилищного надзора ЯНАО, и не явившихся граждан, жителей <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, ул. Республики.
Заслушав в судебном заседании доводы прокурора Девятовских А.В., возражения представителя ответчика - администрации <адрес> Суховой А.А., представителя соответчика - Департамента строительства, архитектуры и жилищной политики администрации <адрес> Комаровой Н.Ю., с учетом мнения представителей Департамента строительства ЯНАО, Департамента государственного жилищного надзора ЯНАО, Департамента имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района, доведенных суду в письменной форме, а также с учетом мнения граждан, жителей <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> доведенного суду в судебном заседании, и в телефонограммах, суд установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.
По данным выписок из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ Ларцева Н.А., Малмыгина А.С., Шинкарева Е.В., Шамчук М.Д., Лобурец В.С., Алиханова Е.О., Крячко Е.С., Корнилова Т.В., Клевакина В.Б., Корнаухова Ю.А., Киклевич С.Н., Атаева А.И., Колесникова А.А., Маслов Н.М., Яровенко Е.Н., Ляхова Н.И., Невижина Н.В., Муртузалиева Х.Н., Кантороева А.К., Цыбанов В.В., Мельникова Н.В., Мамаджанова Н.И., Хусаинова Н.Н., Мамаджанова А.И., Вардугин С.В., Камышкин Е.В., Агамова М.У., Муштаргаев И.В., Салгириева Л.В., Муштаргаев Р.В., Литвинов В.А., Айваседо А.У., Мехтиева З.Ш., Зикирова Т.Р., Лискун В.Н., Пеклин А.С., Пеклин Т.С., Ильбулова Э.М., Гордич Л.Р., Триголос Л.Н., Мамаев С.А., Калинина Л.Н., являются собственниками жилых помещений - квартир №, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 11а, 13, 14, 16, 17, 21, 23, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 38, 43, 44, 45, 47, 48, 49, расположенных по адресу: <адрес> (том 2 л.д. 5-70).
В муниципальной собственности Пуровского района находятся жилые помещения - <адрес>, расположенные по адресу: <адрес> (том 1 л.д. 72-125), в отношении которых администрацией муниципального образования <адрес>, Департаментом имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района заключены договоры социального найма: в отношении <адрес> - договор социального найма №-СН от ДД.ММ.ГГГГ с Зыковой Л.А., совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены семьи нанимателя: Олейникова О.В. (том 2 л.д. 129-132); в отношении <адрес> - договор социального найма №-СН от ДД.ММ.ГГГГ с Стуликовым Д.Ю., совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены семьи нанимателя: Стуликова О.Н., Стуликова А.Д., Стуликов Ю.Д., Борангазиева С.Д. (том 2 л.д. 133-138); в отношении <адрес> - договор социального найма №-СН от ДД.ММ.ГГГГ с Вялковым А.А. (том 2 л.д. 139-142); в отношении <адрес> - договор социального найма №-СН от ДД.ММ.ГГГГ с Кошелевым А.Г., совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены семьи нанимателя: Кошелева В.А. (том 2 л.д. 143-146); в отношении <адрес> - договор социального найма №-СН от ДД.ММ.ГГГГ с Михович И.В., совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены семьи нанимателя: Михович К.С., Михович С.И., Арзуманян А.С., Арзуманян Ю.С. (том 2 л.д. 147-154); в отношении <адрес> - договор социального найма №-СН от ДД.ММ.ГГГГ с Савченко С.А., совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены семьи нанимателя: Савченко В.В., Савченко Ю.В. (том 2 л.д. 155-159); в отношении <адрес> - договор социального найма №-СН от ДД.ММ.ГГГГ с Матлак С.В., совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены семьи нанимателя: Матлак О.Н., Зыкина Д.С., Матлак М.С., Зыкина В.С., Зыкин С.В. (том 2 л.д. 160-164); в отношении <адрес> - договор социального найма №-СН от ДД.ММ.ГГГГ с Айваседо Л.В., совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены семьи нанимателя: Айваседо С.С., Айваседо В.С., Айваседо Е.С., Айваседо Е.С., Хвостенко С.В., Хвостенко П.С. (том 2 л.д. 161-171); в отношении <адрес> - договор социального найма №-СН от ДД.ММ.ГГГГ с Мусакаевой А.Г., совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены семьи нанимателя: Шестак В.Р., Мусакаев Р.А. (том 2 л.д. 172-179); в отношении <адрес> - договор социального найма №-СН от ДД.ММ.ГГГГ с Демкиным В.А. (том 2 л.д. 180-184); в отношении <адрес> - договор социального найма №-СН от ДД.ММ.ГГГГ с Скорым В.В., совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены семьи нанимателя: Кривых Е.В. (том 2 л.д. 185-189); в отношении <адрес> - договор социального найма №-СН от ДД.ММ.ГГГГ с Демковым А.Н. (том 2 л.д. 190-195); в отношении <адрес> - договор социального найма №-СН от ДД.ММ.ГГГГ с Козловым С.Н., совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены семьи нанимателя: Козлова Е.С., Короткова А.С. (том 2 л.д. 196-202); в отношении <адрес> - договор социального найма №-СН от ДД.ММ.ГГГГ с Романюком А.В., совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены семьи нанимателя: Романюк В.С., Романюк М.А., Коляджин Т.П. (том 2 л.д. 203-207).
Администрацией муниципального образования г. Тарко-Сале ДД.ММ.ГГГГ выданы ордера б/н на предоставление жилого помещения - комнаты № в общежитии № в <адрес> по <адрес>, <адрес> Денисенко А.И. Основание выдачи: распоряжение и.о. главы администрации г. Тарко-Сале № (том 3 л.д. 1-2); комнаты №а в общежитии № в <адрес> по <адрес> Гордеевой Т.Ю. с составом семьи: Гордеева А.Н., Адилханов Т.И. Основание выдачи: распоряжение и.о. главы администрации г.Тарко-Сале № (том 3 л.д. 3); комнаты № в <адрес> по <адрес> Борисову В.А. Основание выдачи: распоряжение и.о. главы администрации г.Тарко-Сале № (том 3 л.д. 4), комнаты № в общежитии № в <адрес> по <адрес> Качура П.В. Основание выдачи: распоряжение и.о. главы администрации г. Тарко-Сале № (том 3 л.д. 5), комнаты №а в <адрес> по <адрес>, Богданову В.В., состав семьи: Богданов Д.В. Основание выдачи: распоряжение и.о. главы администрации г.Тарко-Сале № (том 3 л.д. 6).
В силу ст. 12, ч. 1 ст. 130 и ч. 1 ст. 132 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В силу ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Как указано в ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу определен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение), утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п. 33 названного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Из п. 34 указанного Положения следует, что жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Решение о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по общему правилу, вытекающему из п. 7 Положения, принимается межведомственными комиссиями, в состав которых, помимо собственника жилищного фонда (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования), включаются представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека и др.
Как указано в п.п. 42, 47-49 Положения на основании принятого межведомственной комиссией заключения орган местного самоуправления принимает соответствующее решение о дальнейшем использовании дома, сроках отселения в случае сноса дома. В соответствии с п. 52 Положения соответствующее решение может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
Как следует из заключения об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом № от ДД.ММ.ГГГГ, межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, назначенная постановлением администрации Пуровского района от ДД.ММ.ГГГГ №-ПА, по результатам рассмотренных документов: заявления Камышкина Е.В., технического заключения №-а/1 по результатам обследования многоквартирного жилого дома, выполненного ООО «Оценочная компания ФИО182.», протокола внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ №, копии технического паспорта, выполненного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, выписки из реестра муниципального имущества муниципального образования город Тарко-Сале от ДД.ММ.ГГГГ № и на основании акта межведомственной комиссии, установила, что накопленный износ дома составляет 84%, в том числе, фактический физический износ - 73 %, восстановление первоначальных технических и эксплуатационных характеристик жилого дома путем капитального ремонта, следует считать нецелесообразным и неэффективным. Следовательно, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, находится в аварийном состоянии и подлежит сносу (том 1 л.д. 64-67).
В акте внеочередного осмотра объекта жилищного фонда многоквартирного дома по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, проведенного сотрудниками ООО «СК «Комфорт плюс», указано, что причина осмотра дома: выявление неисправностей, год постройки - 1974 год, материал стен - брус, число этажей - 2, количество подъездов - 1, общая площадь - 1 292 кв.м., в том числе жилая площадь - 1 013 кв.м., МОП - 279 кв.м., форма управления - УК ООО «СК «Комфорт плюс».
Как указано в техническом заключении №-а/1 по результатам проведенного обследования многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, изготовленном ДД.ММ.ГГГГ ООО «Оценочная компания Балицкой С.Н.», строение по своему текущему состоянию не соответствует ряду требований, предъявляемых к многоквартирному жилому дому, изложенных в Постановлении правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (ред. от 24.12.2018) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома авариным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом». Оценка степени повреждений несущих и ограждающих конструкций объекта выполнена по внешним признакам дефекта и повреждений в соответствии с МДС 13-20.2004 «Комплексная методика по обследованию и энергоаудиту реконструируемых зданий. Пособие по проектированию», так, фундамент: материал деревянные стулья, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации - 15 лет, категория технического состояния конструкции - недопустимое. Стены, утепляющий слой: материал деревянный, минеральная вата, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации - 30/15 лет, состояние ограниченно-работоспособное/аварийное. Перекрытие цоколя/утепляющий слой, материал - деревянное/минеральная вата, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации - 30/15 лет, состояние - недопустимое/аварийное. Перекрытие, покрытие/утепляющий слой: материал - деревянный/минеральная вата, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации - 30/15 лет, состояние - недопустимое/аварийное. Крыша и кровля/покрытие, материал - деревянный/асбоцементные листы, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации - 30/15 лет, состояние ограниченно работоспособное/ограниченно работоспособное. Водопровод: трубы металлические/водоразборные краны, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации - 15/10 лет, состояние - ограниченно работоспособное/ограниченно работоспособное. Канализация: трубы чугунные, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации- 40 лет, состояние - аварийное. Электрооборудование и электроосвещение: провода электропроводки, электрооборудование, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации - 20 лет, состояние - ограниченно работоспособное. Центральное отопление: трубы газовые/задвижки и вентили/ изоляция трубопроводов, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации- 15/10/10 лет, состояние - недопустимое/недопустимое/недопустимое. Минимальная продолжительность эффективной эксплуатации строения определена по ВСН -58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально- культурного назначения. Нормы проектирования» и составляет 30 лет. Из результатов обследования и оценки степени повреждения несущих, ненесущих и ограждающих конструкций строения, степени их физического износа и причин, обусловливающих их состояние, следует, что несущие конструкции находятся в недопустимом, частично, в аварийном и ограниченно работоспособном состоянии. В аварийном состоянии находятся теплоизоляционный слой, система канализации, конструкции перекрытий. Конструкции фундаментов находятся в недопустимом состоянии. Недостаточная пространственная жестокость строения, разрушение отдельных элементов конструкций ведут к снижению до недопустимого уровня надежности здания, к угрозе здоровью и безопасности граждан, сохранности имущества и инженерного оборудования.
В результате обследования, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что строение по своему текущему состоянию не соответствует следующим требованиям, предъявляемым к многоквартирному жилому дому, изложенных в постановлении Правительства РФ от 28.014.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома авариным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом»: обследуемое здание эксплуатируется уже более 45 лет. Основанием для признания здания аварийным является ухудшение технического состояния несущих и ненесущих конструкций и конструктивных элементов, в связи с высоким физическим износом, в результате длительного срока эксплуатации здания, что ведет к снижению до недопустимого уровня надежности строения, прочности и устойчивости несущих строительных конструкций и основания. В здании нарушена жесткость несущих конструктивных элементов, следовательно, происходят потери их несущей способности. Следовательно, не обеспечивается безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования в помещениях жилого дома. Потеря пространственной жесткости ведет к неравномерной деформации здания, вызывает потерю несущими конструктивными элементами соосности и вертикальности, что значительно уменьшает площадь опирания конструкций перекрытия на стены здания, что приводит к обрушениям ограждающих конструкций стен и перекрытий. Выявленные деформации несущих конструкций фундаментов, перекрытий, стен, создают угрозу обрушения здания. Не обеспечивается удобство и безопасность передвижения во входных группах: разнонаправленные уклоны пола, с отклонениями от горизонтальной оси в результате неравномерной осадки конструкций оснований и фундаментов, и образование наледи на поверхности пола в результате недостаточной теплоизоляции помещений, в том числе из-за щелей в местах сопряжения цокольного перекрытия и ограждающих конструкций, что приводит к риску получения травм жильцами многоквартирного жилого дома. В холодный период года не обеспечивается нормальный температурно-влажностный режим отапливаемых помещений. Выявленные дефекты (щели в местах сопряжения ограждающих конструкций наружных и внутренних стен с цокольным и чердачным перекрытиями) способствуют проникновению холода и, местами, к образованию наледи, изморози на поверхности отделочных материалов в помещениях жилого дома. Жилые помещения не защищены от проникновения дождевых, талых и грунтовых вод, что приводит к затоплениям чердачного пространства и помещений, находящихся под ним и цокольного пространства, что ведет к дополнительному увлажнению грунтов основания, а также снижению прочности и несущей способности оснований и конструкций фундаментов, и к разрушению конструктивных элементов свай, фундаментных балок, прогонов, цокольных перекрытий с подшивкой в результате увлажнения и появления грибковых образований гнили и плесени на деревянных элементах. В связи с нарушениями целостности системы трубопроводов системы канализации (выявлены протечки), происходит затопление цокольного пространства сточными водами, о чем свидетельствует наличие сточных вод в цокольном пространстве. Наличие грибковых образований гнили и плесени, вредные испарения сточных вод из цокольного пространства, в жилых помещениях жилого дома, также создают угрозу здоровью проживающих в жилом доме граждан. Восстановление первоначальных технических и эксплуатационных характеристик жилого дома, путем капитального ремонта, следует, считать экономически нецелесообразным и финансово неэффективным. Кроме того, объемно-планировочные и конструктивные решения жилого дома морально устарели и не соответствуют действующим нормативам и требованиям безопасности (требуется полная замена всех несущих конструкций). Кроме того, при организации работ по капитальному ремонту строения, при замене несущих, ненесущих и ограждающих конструкций, возможно, перераспределение или возникновение дополнительных нагрузок, которые способны привести к ускоренному развитию дефектов и деформаций, что может привести к полному разрушению жилого дома. Многоквартирный жилой дом характеризуется повреждениями и деформациям, свидетельствующими о наличии оснований для отнесения его к категории фактического технического состояния строения - аварийным и подлежащим сносу. По результатам расчётов определено: накопленный износ составляет 84%, в том числе, фактический износ - 73%, восстановление первоначальных технических и эксплуатационных характеристик жилого дома путем капитального ремонта следует считать нецелесообразным и неэффективным. Жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> год ввода в эксплуатацию - 1974 год, находится в аварийном состоянии и подлежит сносу (том 1 л.д. 70-90).
Распоряжением администрации муниципального образования Пуровский район №-ра от ДД.ММ.ГГГГ, жилой <адрес> по адресу: <адрес>, отнесен к категории аварийного жилья, подлежащему сносу, с обязательным отселением жильцов, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Одновременно с этим, Департаменту строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района, и Департаменту имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района рекомендовано провести работу по отселению граждан, проживающих в многоквартирном доме, в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством обеспечить проведение мероприятий по изъятию для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (том 1 л.д. 68-69).
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением администрации <адрес> №-ра, земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: среднеэтажная жилая застройка (2.1.1), расположенный по адресу: <адрес>, цель изъятия земельных участков: снос жилых домов, признанных авариными и подлежащими сносу, расположенных на земельных участках, указанных в п. 1 распоряжения (том 2 л.д. 248-249).
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в программу по переселению граждан из авариного жилищного фонда и жилищного фонда, планируемого к признанию аварийным на территории ЯНАО на 2019-2025 годы, утвержденную Постановлением Правительства ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ №-П (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) (том 2 л.д. 228-245).
В декабре 2019 году жильцы <адрес> по <адрес> в <адрес> обратились с заявлением в адрес прокурора Пуровского района за защитой своих интересов (том 1 л.д. 111-112).
В ходе проведенной проверки прокуратурой Пуровского района выявлены нарушения требований жилищного законодательства в части проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья, в связи с чем прокурор Пуровского района обратился с иском в суд в интересах неопределенного круга лиц (том 1 л.д. 113-120, 140-146).
Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ).
Исходя из того, что до ДД.ММ.ГГГГ могут произойти необратимые последствия в виде разрушения <адрес> по <адрес> в <адрес>, прокурор обратился с настоящим иском в суд.
Суд принимает во внимание, что в Жилищном кодексе Российской Федерации нет нормы, регулирующей сроки отселения граждан из аварийных домов.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в обзоре законодательства и судебной практики за 2 квартал 2009 года, само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (ст.ст. 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
На основании ст. 14 Жилищного кодекса РФ и Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения из него физических лиц является исключительной компетенцией органа местного самоуправления, однако срок должен быть разумным.
Оценивая срок отселения граждан из спорного многоквартирного дома, суд учитывает выводы, приведенные в техническом заключении №-а/1 по результатам проведенного обследования многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> изготовленном ДД.ММ.ГГГГ ООО «Оценочная компания Балицкой С.Н.», согласно которому в результате обследования дома выявлен фактор угрозы разрушения жилого дома, отсутствие каких либо действий со стороны управляющей организации ООО «СК «Комфорт плюс» по поддержанию технического состояния дома в работоспособном виде, что приводит суд к выводу о том, что установленный распоряжением администрации муниципального образования Пуровский район №-ра от ДД.ММ.ГГГГ срок отселения граждан, проживающих в жилом многоквартирном <адрес> по <адрес> в <адрес> - до ДД.ММ.ГГГГ, является неразумным.
Разрешая заявленные прокурором Пуровского района требования в части возложения возложении обязанности провести мероприятия по расселению граждан, суд приходит к следующему.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (ч. ч. 1 и 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации). Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти, органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению (ч. 1 ст. 1 ЖК РФ).
Согласно п.п. 4, 6, 8 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий стимулируют жилищное строительство; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
Как указано в ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный округ - несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального округа относятся: 3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; 6) обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; 8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.
Под муниципальным жилищным контролем в соответствии с ч. 1.1 ст. 20 ЖК РФ понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований жилищного законодательства в отношении жилищного фонда, находящегося в частной собственности.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Одним из возможных и необходимых способов предотвращения наступления таких последствий является ликвидация аварийных строений.
При выявлении признаков аварийности жилых домов, при которых дальнейшее проживание граждан представляет угрозу для их безопасности, органами местного самоуправления должны предприниматься меры, направленные на предупреждение таких ситуаций.
На основании решения Собрания Депутатов муниципального образования г. Тарко-Сале 3 созыва от 23.06.2015 № 216, муниципальное казенное учреждение - администрация муниципального образования г. Тарко-Сале, зарегистрированное по адресу: <адрес>, ликвидировано.
ДД.ММ.ГГГГ, согласно постановлению главы администрации Пуровского района от 13.10.2015 № 259-ПА «Об исполнении полномочий администрации муниципального образования г. Тарко-Сале», к исполнению полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления муниципального образования г. Тарко-Сале приступила администрация Пуровского района
Далее, законом ЯНАО от 23.04.2020 № 40-ЗАО «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Пуровского района, и создании вновь образованного муниципального образования муниципальный округ Пуровский район Ямало-Ненецкого автономного округа», муниципальные образования город Тарко-Сале, поселок Уренгой, Пуровское, поселок Пурпе, село Самбург, село Халясавэй, поселок Ханымей, деревня Харампур, преобразованы путем их объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований, во вновь образованное муниципальное образование с наименованием муниципальный округ Пуровский район Ямало-Ненецкого автономного округа.
Со дня вступления в силу названного закона - 23.04.2020, муниципальные образования город Тарко-Сале, поселок Уренгой, Пуровское, поселок Пурпе, село Самбург, село Халясавэй, поселок Ханымей, деревня Харампур и Пуровский район утратили статус муниципальных образований (ст. 1 Закона ЯНАО от 23.04.2020 № 40-ЗАО).
В соответствии с Законом ЯНАО от 23.04.2020 № 40-ЗАО в состав территории Пуровского района входят следующие населенные пункты: город Тарко-Сале; поселок Пуровск; поселок Пурпе; село Самбург; село Сывдарма; село Толька; поселок городского типа Уренгой; село Халясавэй; поселок Ханымей; деревня Харампур.
Административным центром Пуровского района является город Тарко-Сале (ч. 3 ст. 2 Закона ЯНАО от 23.04.2020 № 40-ЗАО).
При указанных обстоятельствах, проведение мероприятий по расселению граждан, проживающих в многоквартирном жилом <адрес> по ул<адрес> в <адрес>, признанном аварийным и подлежащим сносу, должно быть возложено на администрацию Пуровского района.
Разрешая требования прокурора о возложении на администрацию Пуровского района обязанности провести мероприятия по отселению граждан в срок, не превышающий двенадцать месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, суд учитывает, что отселение жильцов из аварийного дома возможно в сроки отселения, которые устанавливаются органом местного самоуправления.
В связи с изложенным и учитывая, что определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения из него физических лиц является компетенцией органа местного самоуправления, суд считает необходимым возложить на администрацию Пуровского района обязанность по определению разумного срока отселения граждан из спорного многоквартирного дома, в течение которого провести мероприятия по отселению граждан, который определить в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
При указанных обстоятельствах исковые требования прокурора Пуровского района подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Пуровского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пуровского района, о признании незаконным распоряжение в части установления срока расселения многоквартирного дома, возложении обязанности провести мероприятия по расселению граждан, удовлетворить частично.
Обязать администрацию Пуровского района в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу определить разумный срок отселения граждан, занимающих жилые помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес> и в указанный новый срок провести мероприятия по отселению граждан из многоквартирного дома, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, г. Тарко-Сале, ул. Республики, д. 39.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме - с 10.06.2022.
Председательствующий М.В.Козлова