Дело № 2а-3289/2019 КОПИЯ
24RS0056-01-2019-001577-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 05 апреля 2019 года
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Зерновой Е.Н.
при секретаре Ступень М.В.,
с участием представителей административного истца: старшего прокурора отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Красноярского края Матрусенко Е.А.
заместителем начальника отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Красноярского края Жигаловой Е.А.
представителя административного ответчика Законодательного Собрания Красноярского края Мигаль С.М., действующей на основании доверенности от 14.02.2017 г., сроком три года,
представителей административного ответчика депутата Законодательного Собрания Красноярского края Серебрякова И.А.: Махарадзе Е.В., действующей по доверенности от 18.12.2018 г., сроком два года; Телепина В.Г., действующего по доверенности от 04.04.2019 г., сроком два года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора Красноярского края в интересах Российской Федерации к Законодательному Собранию Красноярского края, депутату Законодательного Собрания Красноярского края Серебрякову ИА о признании незаконным бездействия, досрочном прекращении полномочий депутата,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красноярского края обратился в Центральный районный суд г. Красноярска с административным исковым заявлением к Законодательному Собранию Красноярского края, депутату Законодательного Собрания Красноярского края Серебрякову И.А. с требованиями о признании незаконными бездействие Законодательного Собрания Красноярского края, выразившиеся в непринятии решения о досрочном прекращении полномочий депутата Законодательного собрания Красноярского края Серебрякова И.А., представившего неполные сведения о доходах, расходах имуществе и обязательствах имущественного характера супруги за 2017 год, и не принявшего мер по предотвращению (урегулированию) конфликта интересов, изложенное в решении Законодательного Собрания Красноярского края от 06.12.2018 г.; о досрочном прекращении полномочий депутата Законодательного Собрания Красноярского края Серебрякова И.А.
Мотивирует требования тем, что отделом по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Красноярского края на 1 полугодие 2018 года проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в Законодательном Собрании Красноярского края. В ходе проверки установлено, что решением Избирательной комиссии Красноярского края от 30.09.2016 № Серебряков И.А. избран депутатом Законодательного Собрания Красноярского края по единому избирательному о кругу. Постановлением Законодательного Собрания Красноярского края от 27.10.2016 № утверждено решение фракции Красноярского регионального отделения политической партии «П» об избрании Серебрякова И.А. для работы на профессиональной постоянной основе. К числу государственных должностей субъектов Российской Федерации в соответствии с перечнем, установленным указом Президента Российской Федерации от 04.12.2009 № 1381, отнесена, в числе прочих должность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. На лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, распространяются ограничения, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон №273-ФЗ) и другими федеральными законами. Согласно ч. 4.1 ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ лица, замещающие государственные должности субъектов РФ, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
Проверка показала, что 11.10.2016 депутат Серебряков И.А. обратился к председателю Законодательного Собрания края с заявлением о заключении договора аренды нежилого помещения для размещения его общественной приемной по адресу: в <адрес>, принадлежащего индивидуальному предпринимателю С На основании данного заявления 01.12.2016 и 01.12.2017 между Законодательным Собранием края и И.П С заключены договор аренды нежилого помещения № и государственный контракт №. общая сумма которых составила 123 840 руб. При этом вопреки требованиям с ст. ст. 11, 12 Федерального закона № 273-ФЗ, депутат Серебряков И.А. не сообщил, что С является его родным отцом. Получение близким родственником депутата дохода, связанного с осуществлением им депутатских полномочий, повлекло возникновение у Серебрякова И.А. личной заинтересованности. Меры по предотвращению (урегулированию) конфликта интересов депутатом не приняты.
Кроме того, в силу ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ лица, замещающие государственные должности субъектов РФ, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ. В ходе проведенной сверки информации, содержащейся в личном деле депутата Серебрякова И.А. с данными налоговых и других регистрирующих органов, реестродержателей ценных бумаг установлены факты представления им недостоверных (неполных) сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год. По данным органов Росреестра с 27.08.2013 супруге депутата Серебрякова И.А. принадлежит 119/870 доли в праве долевой собственности на земельный участок № в <данные изъяты> расположенный в <адрес>, площадью 900 кв.м., не указанный депутатом в справке. Также им не сообщено о счете супруги в <данные изъяты>», открытом ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, прокурорская проверка показала, что депутат Серебряков И.А. допустил нарушения требований антикоррупционного законодательства, за что подлежит установленной законом ответственности. 29.06.2018 г. прокурором края в адрес председателя Законодательного Собрания края С внесено представление, в котором поставлен вопрос об устранении указанных и иных выявленных нарушений законодательства о противодействии коррупции, в том числе допущенных депутатом Серебряковым И.А. 13.11.2018 и 29.11.2018 вопрос о соблюдении депутатом Серебряковым А.И. требований антикоррупционного законодательства рассмотрен на заседаниях комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания края, соблюдением ими установленных ограничений и запретов. По результатам названная комиссия признала, что Серебряковым А.И. представлены неполные сведения о доходах, имущества и обязательствах имущественного характера супруги. Кроме того, комиссией установлено, что депутатом длительное время не принималось мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, возникшего в связи с арендой нежилого помещения для общественной приемной депутата у его отца - индивидуального предпринимателя С
06.12.2018 вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Серебрякова И.А., допустившего нарушения антикоррупционного законодательства, рассмотрен на сессии краевого представительного органа. По результатам рассмотрения указанного вопроса решение о досрочном прекращении полномочий названного лица Законодательным Собранием края не принято ввиду того, что по итогам персонального голосования не собрано достаточного количества голосов о лишении Серебрякова И.А. депутатского мандата. Об изложенном прокуратура края проинформирована председателем Законодательного Собрания края С в ответе от 21.12.2018 |№.
Непринятие Законодательным Собранием края решения о досрочном прекращении полномочий депутата Серебрякова И.А., нарушившего законодательство о противодействии коррупции, не соответствует действующему законодательству, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона № 273-ФЗ лицо, замещающее государственную должность субъекта РФ, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов РФ, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является; представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах. Таким образом, освобождение от занимаемой должности (досрочное прекращение депутатских полномочий) является безальтернативной формой ответственности депутата за совершение коррупционного правонарушения. Согласно ст. 5 Закона Красноярского края от 14.05.2007 №1-18 «О статусе депутата Законодательного Собрания Красноярского края» полномочия депутата Законодательного Собрания прекращаются досрочно, в т.ч. в иных случаях, предусмотренных федеральными законами. Согласно ч. 5.2 ст. 12 Федерального закона № 184-ФЗ решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ о досрочном прекращении депутатских полномочий принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения депутатских полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, - не позднее нем через три месяца со дня появления этого основания. Вопреки изложенному, 06.12.2018 Законодательным Собранием края решения о досрочном прекращении полномочий депутата Серебрякова И.А. не принято, в связи с чем, до настоящего времени он продолжает замещать государственную должность края в представительном органе края. Таким образом, цель неотвратимости наказания за совершение коррупционного правонарушения в отношении депутата Законодательного Собрания края Серебрякова И.А. в результате бездействия не достигнута.
Старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Красноярского края Матрусенко Е.А., заместитель начальника отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Красноярского края Жигалова Е.А. заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно суду пояснили о том, что административный ответчик Серебряков И.А. не воспользовался правом обратиться в регистрирующие органы, финансово-кредитные организация за получением сведений о доходах, имуществе своих близких родственником в ходе предоставлении сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 г., следовательно, несет ответственность за указанные им сведения. В справках имеется соответствующая подпись административного ответчика, подтвердившего достоверность и полноту указанных им сведений. Таким образом, неполные сведения в отношении имущества супруги внесены в справку депутатом заведомо, что предполагает виновность действий. Кроме того Серебряков И.А. не должен был обращаться с заявлением о заключении договора аренды нежилого помещения для своей приемной Законодательным собранием КК со своим истцом. Однако административный ответчик не только обратился с данным заявлением, но и не указал, что ИП С является его отцом, а затем на протяжении длительного времени административный ответчик не предпринимал действия по урегулированию конфликта. Фактически обстоятельства, установленные прокурорской проверкой, стороной ответчика не оспаривается. Каждое из допущенных депутатом Серебряковым И.А. нарушений является самостоятельным основанием для досрочного прекращения его полномочий. Кроме того Серебряков И.А. участвовал в голосовании 06.12.2018 г., в том числе по вопросу о своем досрочном прекращении полномочий. Предполагая, что Серебряков И.А. голосовал против своего досрочного прекращения полномочий, голоса остальных присутствующих депутатов разделись поровну.
Представитель административного ответчика Законодательного Собрания Красноярского края Мигаль С.М. (полномочия проверены), возражала против иска, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление прокурора Красноярского края. Полагала, что в описанной в административном исковом заявлении ситуации у Законодательного Собрания отсутствует обязанность досрочно прекратить полномочия депутата И.А. Серебрякова. По итогам проверки прокурором края исполнения в Законодательном Собрании Красноярского края в 2018 году законодательства о противодействии коррупции и о государственной гражданской службе, включавшая проверку деклараций депутатов за 2017 год, было направлено представление, в котором он, в частности, требовал рассмотреть вопрос о представлении депутатами недостоверных (неполных) сведений о доходах расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о нарушении ограничений и запретов, связанных с замещением публичных должностей, в установленном законодательством порядке, в том числе на заседаниях комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Красноярского края, соблюдением ими установленных ограничений и запретов, за допущенные нарушения федерального законодательства решить вопрос о привлечении государственных служащих к дисциплинарной ответственности.
По всем обстоятельствам, указанным в данном представлении относительно депутата И.А. Серебрякова, Комиссией по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Красноярского края, соблюдением ими установленных ограничений и запретов проведена проверка, в ходе которой было установлено, что представленные депутатом И.А. Серебряковым сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера являются неполными (в части отражения остатков средств на счетах дочери и супруги, долей в праве собственности на земельный участок супруги), а также признано, что при аренде помещения для общественной приемной депутата И.А. Серебрякова имеет место конфликт интересов и меры по его предотвращению (урегулированию) депутатом Серебряковым не приняты (протоколы № от 13.11.2018 и № от 29.11.2018). В дальнейшем вопрос об освобождении от должности депутата И.А. Серебрякова в связи с утратой доверия на основании ст. 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» был рассмотрен на заседании Законодательного Собрания края 6 декабря 2018 года. Таким образом, утверждение административного истца о бездействии Законодательного Собрания опровергаются указанными выше обстоятельствами. Установленные Уставным законом «О Законодательном Собрании Красноярского края» и принятыми на его основе нормативными правовыми актами Законодательного Собрания процедуры рассмотрения указанных в административном исковом заявлении вопросов были также соблюдены. Других обязанностей ни Федеральный закон «О противодействии коррупции», ни другие федеральные или краевые законы на Законодательное Собрание Красноярского края не возлагают.
Дополнительно суду пояснила о том, что допущенные депутатом Серебряковым И.А. нарушения не влекут за собой основания для прекращения его полномочий, с учетом соразмерности допущенных им нарушений. Кроме того разрешение данного вопроса относиться к компетенции уполномоченного органа – Законодательного Собрания Красноярского края. На заседаниях комиссии 13.11.2018 г., 29.11.20918 г. и при принятии спорного решения 06.12.2018 г. присутствовали представители прокуратуры края. Депутат Серебряков И.А. присутствовал на заседании комиссии 13.11.2018 г., дал пояснения относительно фактов указанных в представлении прокуратуры. На заседании комиссии 29.11.2018 г. Серебряков И.А. не присутствовал. 06.12.2018 г. перед голосованием Серебряков И.А. выступил перед депутатами. Голосование проводилось тайное
Административный ответчик депутат Законодательного Собрания Красноярского края Серебряков А.И. в судебное заседание не явился, направил своих представителей в порядке ст. 54 КАС РФ.
Представители административного ответчика Серебрякова И.А. – Махарадзе Е.В., Телепин В.Г. (полномочия проверены) возражали против административного иска по основания, изложенным в письменных возражения, поскольку прокуратура края и в данном случае переступает принцип разделения властей, тем самым нарушая ст. 10 Конституции РФ. В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона Красноярского края «О статусе депутата Законодательного Собрания Красноярского края», решение об освобождении замещаемой должности депутата Законодательного Собрания Красноярского края принимается на сессии Законодательного Собрания края. В ч. 4 ст. 5.1 Закона Красноярского края «О государственных должностях Красноярского края» говорится, что решение об увольнении (освобождении от должности) лиц, замещающих государственные должности в Законодательном Собрании Красноярского края на профессиональной постоянной основе, принимает Законодательное Собрание Красноярского края, при этом в указанной норме отсутствуют основания, по которым было бы возможно лишить Серебрякова И.А. полномочия депутата или уволить с государственной должности РФ. В административном исковом заявлении прокуратура основывается на п. 2 ч. 1 статье 13.1 Федерального закона №. Между тем согласно данной нормы, лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае: непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений. Данная норма не применима по отношению к депутату представительного органа государственной власти субъекта РФ. Так как согласно ч. 3.1 ст. 12 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»: основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий может служить только непредоставление или несвоевременное предоставление сведений о доходах. Аналогичные основания содержаться в п. «Н» ст. 5 Закона Красноярского края «О статусе депутата Законодательного Собрания Красноярского края». Прокурор края настаивает на том, что представленные Серебряковым И.А. неполные сведения являются заведомыми. Однако согласно решению комиссии по контролю за достоверностью сведений от 13.11.2018 года, представленные сведения депутатом И.А. Серебряковым признаны неполными. Решение об освобождении от должности лиц, замещающих государственные должности в Законодательном Собрании края и депутатские полномочия по данным основаниям, могут принимать только депутаты на сессии путем голосования. Сессия данные вопросы рассмотрела в соответствии с вышеуказанными нормами законов 06.12.2018 года и приняла по ним решения.
Дополнительно в судебном заседании представители ответчика пояснили, что земельный участок в <адрес> площадью 900 кв.м. в садоводческом товариществе перешел супруге Серебрякова И.А. по наследству в 2013 г., после смерти отца. Оформлением наследства занимать мать супруги депутата, действующая по доверенности, в связи с чем, ни Серебряков И.А., ни его супруга о наличии у последней в общей долевой собственности земельного участка не знали. Стоимость 100 кв.м. спорного земельного участка составляет около 3 000 рублей, доход семьи депутата в 2017 г. составил более 5 000 000 рублей. Данным земельным участком семья депутат не пользуется, в <адрес> они не были длительное время. В соответствии с Методические рекомендациями по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2018 году (за отчетный 2017 год) Минтруда России нарушения малозначительные.
По мнению депутата Серебрякова И.А. конфликта интереса в отношении арендуемого помещения для приемной Законодательным Собранием края у его отца нет, поскольку размер арендной платы ниже среднерыночного, следовательно, отец Серебрякова И.А. – С нес убытки. Ранее в спорном помещении на протяжении более 7 лет находилась приемная партии «П» и избирателям это было известно. Для удобства граждан, своих избирателей, Серебряков И.А. обратился с заявлением об аренде данного помещения. О том, что помещение принадлежит отцу депутата Законодательному Собранию края было известно, при этом договор аренды (контракты) заключались. Поскольку 13.11.2018 г. комиссией по координации работы по противодействию коррупции был установлен факт конфликта интересов, ИП С вернул полученные им по договору аренды (контрактам) денежные средства в общей сумме 237 360 рублей 15.11.2018 г. и расторг контракт, который заключался на будущий год. В этот же день депутат Серебряков И.А. сообщил об урегулировании им конфликта интереса соответствующими письмами в адрес председателя Законодательного Собрания края и председателя комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Красноярском крае. По состоянию на 06.12.2018 г. конфликт интересов был полностью урегулирован. Процедура рассмотрения представления прокурора была соблюдения, что повреждается тем, что представитель прокуратуры края присасывал на всех заседаниях комиссий и при вынесении спорного решения, при этом на какие-либо нарушения в своем административном исковом заявлении не указывает. Между тем имеет место быть нарушение прав депутата, поскольку о повторном заседании комиссии 29.11.2018 г., на которой было принято решение о постановке вопроса о досрочном лишении полномочий, Серебряков И.А. в известность поставлен не был, и он не мог высказать комиссии свою позицию. Поскольку депутаты выразили свое мнение по данному вопросу в решении 06.12.2018 г., Серебряков И.А. данные действия обжаловать не стал. Кроме того, положительное решение Законодательным собранием края принимается только в случае если «за» проголосовало более половины избранных депутатов (50 чел.), в данном случае голос Серебрякова И.А. при голосовании роли не валял.
Заслушав представителей сторон, исследовав доказательства, содержащиеся в материалах дела, суд полагает требования истца не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет в том числе надзор за исполнением законов органами представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").
На основании части 1 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ, в целях защиты прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, прокурор вправе в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 1 статьи 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Обжалуя бездействие Законодательного Собрания Красноярского края, выразившееся в неприятии 06.12.2018 г. решения о досрочном прекращении полномочий депутата Серебрякова И.А., прокурор Красноярского края обратился в суд с настоящим исковым административным исковым заявлением 06.03.2018 г. (согласно входящего штампа суда), то есть в предусмотренный частью 1 статьей 219 КАС РФ трехмесячный срок на обращение в суд.
Образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти, в том числе вопросы статуса депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации, основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации относятся к лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации. На них распространяются ограничения и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами (статья 2.1 Федерального закона и Указ Президента Российской Федерации от 04 декабря 2009 года N 1381).
В статье 12 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлены ограничения, связанные с депутатской деятельностью.
Так, согласно пункту 3.1 этой статьи депутат ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представляет в комиссию законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - Комиссия), сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Тождественная обязанность установлена в пп. «н» п. 1 ст. 5 Закона Красноярского края от 14.05.2007 г. №1-18 «О статусе депутата Законодательного Собрания Красноярского края».
Кроме того согласно пп. «о» ч. 1 ст. 5 Закона Красноярского края полномочия депутата Законодательного Собрания прекращаются досрочно в том числе в иных случаях, предусмотренных федеральными законами
Соответствующее решение о досрочном прекращении депутатских полномочий принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения депутатских полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, - не позднее чем через три месяца со дня появления этого основания (пункт 5.2 статьи 12 Федерального закона №184 и п. 3 ст. 5 Закона КК №1-18).
В соответствии с п. 8 ст. 5 Закона Красноярского края №1-18 при досрочном прекращении полномочий депутата на основании пункта 1 настоящей статьи депутаты Законодательного Собрания, работающие в нем на профессиональной постоянной основе, увольняются в соответствии с законодательством о труде Российской Федерации и настоящим Законом.
Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
На основании ч. 4 ст.12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пп. 1, 2 ч. 1 ст. 13.1 ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в тот числе в случаях: непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является; непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, решением избирательной комиссии Красноярского края от 30.09.2016 г. № депутат Серебряков ИА зарегистрирован в качестве депутата Законодательного собрания Красноярского края третьего созыва, избранным по единому краевому избирательному округу от Красноярского регионального отделения политической партии «П».
По результатам проведенной прокуратурой Красноярского края проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в Законодательном собрании Красноярского края, установлено, что депутат Серебряков А.И. обратился 11.10.2016 г. к председателю Законодательного Собрания края с заявлением о заключении договора аренды нежилого помещения для размещения его общественной приемной по адресу: <адрес> принадлежащий ИП Серебрякову ИА на основании данного заявления 01.12.2016 г., 01.12.2017 г. между Законодательным Собранием и ИП С заключены договор аренды нежилого помещения № и государственный контракт №, При этом в нарушении ст. ст. 11, 12.1 ФЗ №17-103, депутат Серебряков И.А. не сообщил, что С является его отцом. Получение близким родственником депутата дохода, связанного с осуществлениями им депутатских полномочий, повлекло возникновение у Серебрякова И.А. личной заинтересованности. Меры по предотвращению (урегулированию) конфликта интересов депутатом не приняты. Кроме того Серебряков И.А. предоставил неполные (недостоверные) сведения о доходах и расходах за 2017 год, в частности не указал о наличии у супруги с 27.08.2013 г. 119/870 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок № в <данные изъяты>», площадью 900 кв.м., расположенный в <адрес>, а также указал о наличии у супруги открытого 23.09.2015 г. счета в <данные изъяты>».
13 ноября 2018 г. представление прокурора Красноярского края было рассмотрено на заседании комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Красноярского края, соблюдениями ими установленных ограничений и запретов, после доклада председателя комиссии депутат Серебряков И.А. дал подробные объяснения по фактам, указанным в представлении прокуратуры края. После чего единогласно принятым решением (оформленным протоколом №) признано, что представленные депутатом Серебряковым И.А. сведения о доходах и об имуществе супруги являются неполными, в части отражения остатка средств на счете, долей в праве общей долевой собственности на земельный участок в отношении супруги. Признан факт наличия конфликта интересов и не принятие депутатом мер по его предотвращению (урегулированию), с предложением управлению делам Законодательного Собрания края о расторжении договора аренды с ИП С
Кроме того 29 ноября 2018 г. на заседании указанной выше комиссии, ее председатель напомнил о проверке факта конфликтов интересов, урегулированного после решения комиссии от 13.11.2018 г., после чего принято решение о вынесении на рассмотрение сессии Законодательного собрания вопроса об освобождении депутата Серебрякова И.А. от замещаемой государственной должности по совокупности имеющихся нарушений (протокол №).
О проведенной проверки, принятых решениях, прокурор Красноярского края был проинформирован Законодательным Собранием края соответствующими информационными письмами от 09.08.2018 г., 21.12.2018 г.,
Согласно выписки из протокола пятого заседания шестой сессии Законодательного Собрания третьего созыва от 06 декабря 20918 г., из 50 депутатов, избранных в Законодательное Собрание края, присутствовали 43 депутата. При осуждении вопроса – доклада о работе комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного собрания Красноярского края и соблюдениями ими установленных ограничений и запретов, слово предоставлялось депутату Серебрякову И.А., в обсуждении доклада принимали участие депутаты, а также начальник экспертного правового управления Законодательного Собрания края, прокурор края. После чего тайным голосованием решение об освобождении Серебрякова И.А. от должности депутата, работающего на профессиональной постоянной основе в Законодательном Собрании, принято не было (число голосов «за» - 21).
Также судом установлено, что по сведениям Росреестра (выписка из ЕГРН от 07.05.2018 г.) у СЕ с 27.08.2013 г. в общей долевой собственности (119/970 долей) находится земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 900 кв.м. по адресу: <адрес>, <данные изъяты>», участок 3, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 20.12.2012 г. Кроме того по информации <данные изъяты>» от апреля 2018 г. СЕ 23.09.2015 г. в подразделении № открыт рублевый счет с остатком на 31.12.2017 г. – 9 копеек, сумма денежных средств поступивших за отчетный период (с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г.) равна 0.
Сведения об указанных выше земельном участке, банковском счете супруги СЕ, депутатом Серебряковым И.А. в справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 г., датированной 21.03.2018 г. внесены не были.
Согласно методическим рекомендациям по привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, утвержденными письмом Минтруда России от 13 ноября 2015 года N 18-2/10/П-7073, что при определении конкретного вида взыскания, которое подлежит применению, также должны учитываться: а) характер и тяжесть совершенного нарушения; б) обстоятельства, при которых совершено нарушение; в) соблюдение служащим других запретов, исполнение других обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции; г) предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей (пункт 5); взыскание в виде замечания применяется к гражданским (муниципальным) служащим в случае малозначительности совершенного им проступка с обязательным рассмотрением материалов на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов (пункт 7).
Примерный перечень ситуаций, которые могут быть расценены как малозначительные проступки, приведенный в Приложении N 2 к Методическим рекомендациям. К малозначительным проступкам в том числе относиться ситуация когда не указаны сведения о ветхом частном доме, расположенном в среднестатистическом дачном некоммерческом товариществе, при общем доходе семьи служащего из трех человек менее 1,5 млн. рублей в год.
Приложение N 3 к Методическим рекомендациям содержит примерный перечень ситуаций, которые могут быть расценены как несущественные проступки. К ситуации, которая может быть расценена как несущественный проступок относится, когда не указаны сведения о банковских счетах, вкладах, остаток денежных средств на которых не превышает 10 000 рублей, при этом движение денежных средств по счету в отчетном периоде не осуществлялось.
Досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа Субъекта Федерации по основаниям, указанным в пункте 2 части 1 статьи, частью 3 статьи 13.1 Закона N 273-ФЗ является мерой публичной ответственности за совершенное правонарушение.
По смыслу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Поэтому при решении вопроса о применении к Серебрякову И.А. меры ответственности за указанное правонарушение, следует исходить из вышеприведенных критериев справедливости, соразмерности ответственности конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, мера ответственности должна отвечать характеру совершенного деяния.
В данном случае, не указание административным ответчиком о наличии у его супруги в собственности доли земельного участка, составляющую 123,1 кв.м. (900 кв.м. /870 х 119) в садоводческом товариществе в другом регионе субъекта России, полученном ею в порядке наследования; наличие у супруги счета в банке с остатком в 9 копеек, на котором в отчетном периоде поступление денежных средств отсутствовало, не свидетельствует о наличии какой-либо коррупционной составляющей. Оснований полагать, что данные сведения не указаны административным ответчиком умышленно, с учетом фактических обстоятельств у суда не имеется. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Не доверять пояснениям стороны ответчика о том, что административный ответчик не знал о наличии доли в правей общей долевой собственности на земельный участок у суда нет, так как доля в праве незначительна, земельный участок находится в другом регионе Российской Федерации, получен супругой ответчика в качестве наследства наряду с иным недвижимым имуществом.
Также суд принимает во внимание, что сроки подачи сведений о доходах, расходах, обязательствах имущественного характера, поданы административным ответчиком своевременно до 30.04.2018 г. (21.03.2018 г.).
Кроме того из материалов дела следует, что согласно анкеты, депутата Законодательного Собрания Красноярского края Серебрякова И.А. от 31.10.2016 г., предоставленной им в кадровую службу, среди близких родственников, в том числе указан отец - С, индивидуальный предприниматель, адресом регистрации (фактического проживания) – <адрес>
11.10.2016 г. депутат Серебряков И.А. обратился с заявлением в адрес председателя Законодательного Собрания края о даче поручения о заключении договора аренды помещения по адресу: <адрес> у собственника ИП С для осуществления депутатских полномочий.
01.12.2016 г. ИП С и Законодательным Собранием края в лице начальника управления дела был заключен договор аренды указанного выше нежилого помещения площадью 17,2 кв.м., для осуществления депутатских полномочий депутата Серебрякова И.А., сроком с 01.12.2016 г. по 31.12.2016 г., с размером ежемесячной арендной платы 10 320 рублей, включающуюся в себя плату за пользование помещением, коммунальные платежи и расходы на содержание имущества.
По акту приема-передачи от 01.12.2016 г. данное нежилое помещение было принято арендатором – законодательным Собранием края в лице начальника управления делами.
06.12.2017 г. между Законодательным Собранием Красноярского края в лице начальника управления дела и ИП С был заключен государственный контракт по предоставлению в аренду для осуществления депутатских полномочий Серебряковым И.А. нежилого помещения, площадью 17,2 кв.м. по <адрес>, сроком с 01.12.2017 г. по 31.10.2018 г., с арендной платой – 600 рублей за 1 кв.м. в месяц, согласно калькуляции (НДС не облагается) – 10 320 рублей.
Передача нежилого помещения в аренду Законодательному Собранию края повреждается соответствующим актом от 01.12.2017 г.
15.11.2018 г. (через день после заседания комиссии от 13.11.2018 г.) депутат Серебряков И.А. направил в адрес председателя Законодательного Собрания Красноярского края, председателя комиссии по координации работы по противодействии коррупции, со ссылкой на ФЗ «О противодействии коррупции», в котором сообщил что им было написано обращение о расторжении договора аренды по <адрес> и указал о возврате денежных средств в сумме 237360 руб.. При этом полагал, что возникший конфликт интересов урегулирован.
Согласно платежного поручения № от 15.11.2018 г. ИП С произвел перечисление денежных средств в счет Законодательного Собрания КК 237 360 рублей.
Статья 10 Федерального закона "О противодействии коррупции", указывает, что под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) (часть 1), а под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 данной статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 данной статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2);
Статья 11 Федерального закона "О противодействии коррупции", закрепляет, что лицо, указанное в части 1 статьи 10 данного Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов (часть 1) и обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (часть 2).
Согласно ч. 3 ст. 11 ФЗ «О противодействии коррупции» представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
Согласно ч. 1 ст. 23 Закона Красноярского края "О статусе депутата Законодательного Собрания Красноярского края" для осуществления депутатских полномочий депутат Законодательного Собрания вправе иметь в пользовании за счет средств краевого бюджета помещение, оборудованное мебелью, средствами связи и по заявлению депутата - компьютерной техникой с подключением правовых баз данных. Если депутат работает в Законодательном Собрании на профессиональной постоянной основе, данное помещение предоставляется по его выбору в избирательном округе или в г. Красноярске.
Как следует из материалов дела договор аренды, позднее контракт на спорное нежилое помещение для осуществления административным ответчиком депутатской деятельности был заключен Законодательным Собранием с ИП С – отцом ответчика, о чем Законодательному Собранию края должно быть известно из анкеты депутата, представленной в кадровую службу. При этом депутат Серебряков И.А. стороной договора не являлся. Оплата арендной платы арендодателю производилась Законодательным Собранием края.
Сведения, дающие суду основания полагать, что получение от Законодательного Собрания Красноярского края отцом Серебрякова И.А. – С денежных средств по договору (контракту) аренды спорного помещения, каким-либо образом повлияло на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение депутатом должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), материалы дела не содержат.
При этом административный истец на несоразмерность полученного отцом ответчика дохода от арендной платы не ссылается.
Как следует из материалов дела, факт наличия конфликта интересов при заключении договора аренды (контракта) был установлен комиссией по координации работы по противодействию коррупции Законодательного Собрания края только 13.11.2018 г., при рассмотрении представления прокурора края на заседании комиссии.
После чего 15.11.2018 г. депутат Серебряков И.А. сообщил председателю Законодательного Собрания Красноярского края, председателю комиссии по координации работы по противодействию коррупции об урегулировании конфликта интересов, путем расторжения договора аренды и возврата ИП С денежных средств, полученных от аренды помещения.
Таким образом административным ответчиком, после того как ему достоверно стало известно о наличии конфликта интересов (оформленным протоколом № от 13.11.2018 г.) принял все возможные меры по урегулированию данного конфликта, и при принятии 06.12.2018 г. спорного решения, фактически данный конфликт отсутствовал.
В связи с этим, учитывая указанные конкретные обстоятельства совершения Серебряковым И.А. нарушений, суд приходит к выводу, что применение к нему такой меры ответственности, как досрочное прекращение полномочий депутата Законодательного Собрания Красноярского края, не будет отвечать требованию соразмерности ответственности конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, как не будет и отвечать характеру совершенного деяния. Поскольку такая мера ответственности в данном случае не будет направлена на достижение целей предупреждения и профилактики коррупции, так как какой-либо коррупционной составляющей в этом деянии 06.12.2018 г. не имелось, а применение этой меры в силу пункта 2 части 1 статьи 13.1 Закона N 273-ФЗ направлено именно на достижение целей предупреждения и профилактики коррупции.
В этой связи решение Законодательного Собрания края от 06 декабря 2018 года является законным и обоснованным, и не может расцениваться как незаконное бездействие.
При этом суд принимает во внимание, что согласно пунктам 3.1, 3.3 и 3.4 ст.12 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - комиссия).
Названная комиссия создается в порядке, определяемом законом субъекта Российской Федерации, и проводит проверки: а) достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами; б) соблюдения депутатами ограничений и запретов, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3.6 данной статьи результаты проверки рассматриваются на открытом заседании комиссии, на котором могут присутствовать представители средств массовой информации.
Указанные выше нормы, а также установленные Уставным законом Красноярского края от 29.01.2009 N 8-2864 "О Законодательном Собрании Красноярского края" процедуры рассмотрения вопроса вопросы административным ответчиком были соблюдены.
С доводами прокурора о том, что только досрочное прекращение полномочий депутата является единственным и законным наказанием за совершенные им коррупционные правонарушения, суд согласиться не может, так как законодатель сохранив обязательность увольнения за наиболее серьезные коррупционные правонарушения, вместе с тем установил исключения путем введения понятия малозначительности, несущественности с целью обеспечить неотвратимость наказания, соразмерно нарушению.
Поскольку оспариваемое прокурором решение Законодательного Собрания Красноярского края от 06.12.2018 г. не противоречит ч. 1 ст. 13.1. Закона N 273-ФЗ, регулирующей спорные правоотношения, основания для прекращения судом полномочий депутат Серебрякова И.А. не имеется.
В таких обстоятельствах правовых оснований, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ для удовлетворения административного иска прокурора у суда отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Прокурора Красноярского края в интересах Российской Федерации к Законодательному Собранию Красноярского края, депутату Законодательного Собрания Красноярского края Серебрякову ИА о признании незаконным бездействия, выразившиеся в непринятии 06.12.2018 г. решения о досрочном прекращении полномочий депутата Закона тельного собрания Красноярского края Серебрякова ИА, о досрочном прекращении полномочий депутата Законодательного Собрания Красноярского края Серебрякова ИА - оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в срок месяц со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий Е.Н. Зернова
Решение принято в окончательной форме 09 апреля 2019 года.
Копия верна
Судья Е.Н. Зернова