Дело №2-224/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 мая 2023 года с.Терекли-Мектеб
Ногайский районный суд Республики Дагестан в составе:
Председательствующего судьи Расурулаева Р.С.,
при секретаре Яхьяевой Д.Р.,
с участием истца –и.о. прокурора Ногайского района Дильманбетова А.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о.прокурора Ногайского района РД Дильманбетова А.Т. к администрации МО СП «село Кунбатар» Ногайского района РД, в интересах неопределенного круга лиц об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления,
УСТАНОВИЛ:
И.о.прокурора <адрес> РД обратился в суд с иском к администрации МО СП «<адрес>» <адрес> РД в интересах неопределенного круга лиц об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления.
В судебном заседании и.о.прокурора <адрес> РД ФИО3 свои исковые требования поддержал, по существу пояснив, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а также об отходах производства и потребления на территории МО СП «<адрес>» <адрес> РД.
В ходе проверки установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 05:03:000005:1399, расположенном на расстоянии 500 м. от населенного пункта сельского поселения «<адрес>», правообладателем которого, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, является упомянутая администрация, выявлен факт образования несанкционированной свалки отходов производства и потребления на площади 3 га. Из информации Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора следует, что на земельном участке с кадастровым номером 05:03:000005:1399 обнаружены недавно размещенные твердые коммунальные отходы, биологические отходы, отходы производства и потребления, отходы ремонта и технического обслуживания транспортных средств, строительные отходы и т.д., которые складированы непосредственно на почву. Отходы по поверхности почвы (местности, рельефа) размещены очагами. Площадь участков, захламленных отходами производства и потребления составляет около 3 га, средняя высота складирования отходов составляет 50 см, объем размещенных отходов составляет около 65 тонн. Размещенные на земельном участке отходы рассеиваются по прилегающей территории, увеличивая площадь загрязнения земель. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес главы МО СП «<адрес>» внесено представление об устранении нарушений, по результатам рассмотрения которого нарушения до настоящего времени не устранены.
В силу взаимосвязанных вышеприведенных правовых положений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации к компетенции МО СП «<адрес>» относится распоряжение земельными участками на территории размещения отходов, соответственно, защита земель от захламления и загрязнения отходами и очистка захламленных коммунальными и иными отходами земель как природного объекта и природного ресурса на территории сельского поселения.
Для решения указанных вопросов органы местного самоуправления сельского поселения в соответствии с пунктами 1,2,3 части 1 и частью 3 статьи 14, пунктами 3 и 6.1 части 1 и частью 2 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЭ обладают соответствующими полномочиями: составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд; разработка и утверждение программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации, и другими.
В соответствии со статьями 9, 139 и 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Действующее законодательства не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по данному вопросу с их финансовыми возможностями на данный конкретный момент.
С учетом предоставленных законом органам местного самоуправления полномочий у администрации сельского поселения имеется реальная возможность для решения указанных вопросов местного значения.
Следовательно, являясь в соответствии со статьей 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЭ исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, МО СП «<адрес>» реализация властно-публичных полномочий по очистке территории муниципального образования от твердых коммунальных отходов и охране земель муниципальной собственности, распоряжение которыми отнесено законом к ее компетенции, не обеспечены.
По характеру данный иск касается вопросов пресечения экологических правонарушений, создающих угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, и не связан с экономической деятельностью.
Неопределенный круг лиц включает в себя физических лиц, количество которых установить невозможно. Эти лица не являются участниками предпринимательской или иной экономической деятельности. В данном случае прокурор защищает интересы и права граждан, закрепленные Конституцией РФ. Предметом спора являются личные неимущественные права граждан.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан являются нематериальными благами.
Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусмотрено право прокурора, обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, просит суд обязать муниципальное образование сельского поселения «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную на части земельного участка муниципальной собственности сельского поселения «<адрес>» <адрес> РД на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 05:03:000005:1399, площадью 3 га, путем проведения работ по очистке указанной территории от отходов производства и потребления.
Ответчик глава МО СП "<адрес>" <адрес> РД ФИО4 в судебное заседание не явился, обратился с заявлением о рассмотрении дела без его участия, а так же с заявлением о признании исковых требований.
Суд, выслушав доводы сторон, изучив представленные письменные материалы дела: поручение прокуратуры РД от 09.02.2023г. о направлении информации о выявленных нарушениях законодательства об охране окружающей среды в деятельности МО СП "<адрес>" <адрес> РД; информация Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора от 06.02.2023г. о том, что в ходе проведения осмотра обнаружены недавно размещенные твердые коммунальные, биологические отходы, отходы ремонта, технического обслуживания итд; акт выездного осмотра №Р/1 от 12.01.2023г.; фототаблица к акту выездного осмотра от 12.01.2023г. №; фотоснимки несанкционированной свалкой; представление об устранении нарушений от 27.02.2023г.; выписка и ЕГРП от 26.0.2023 на 7л.;решение № от 22.10.2020г. об избрании главой МО СП "<адрес>" ФИО5-, приходит к выводу об обоснованности требований прокурора по следующим основаниям.
Части 1, 2 ст.45 ГПК РФ наделяют прокурора правом обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
В силу статьи 3 Закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
Согласно п. 1 ст. 7 названного Закона № 7-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов относится к вопросам местного значения муниципального района.
Вышеприведенными нормами Федерального законодательства установлено, что на органы местного самоуправления, каковым является администрация МО СП «<адрес>», возложена ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на своих территориях, охраны здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия и т.д.
Обеспечение исполнения вышеназванных принципов возможно при условии неукоснительного соблюдения и исполнения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при сборе, вывозе и размещении твердых бытовых отходов.
С учетом установленных судом обстоятельств, приходит к выводу о ненадлежащем исполнении своих обязанностей ответственными должностными лицами администрации МО СП "<адрес>" по охране окружающей среды, в связи с чем требование прокурора является законным и обоснованным.
В силу требований части 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ ответчик вправе признать иск. Суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Суд руководствуясь положениями части 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ принимает признание ответчиком иска, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, считает требования и.о. прокурора района подлежащими удовлетворению.
В силу изложенного суд удовлетворяя требование прокурора считает необходимым обязать ответчика – администрацию МО СП «<адрес>» РД принять меры по устранению выявленных нарушений закона и ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную на части земельного участка муниципальной собственности сельского поселения «<адрес>» <адрес> РД на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 05:03:000005:1399, площадью 3 га, путем проведения работ по очистке указанной территории от отходов производства и потребления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление и.о. прокурора <адрес> РД ФИО3 - удовлетворить.
Обязать администрацию МО СП «<адрес>» <адрес> ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную на части земельного участка муниципальной собственности сельского поселения «<адрес>» <адрес> РД на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 05:03:000005:1399, площадью 3 га, путем проведения работ по очистке указанной территории от отходов производства и потребления.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке через Ногайский районный суд в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Резолютивная часть решения суда оглашена ДД.ММ.ГГГГ.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий
судья Р.С.Расурулаев