УИД 03RS0007-01-2020-000333-76
Дело № 2-1163/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 мая 2020 г. г. Уфа
Советский районный суд г. Уфа Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Фархутдиновой Ф.Ф.,
при секретаре Насыровой А.Р.,
с участием истца Мирхайдарова В.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мирхайдарова Владислава Хамитовича к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным решения, установлении инвалидности,
УСТАНОВИЛ:
Мирхайдаров В.Х. обратился в суд с вышеуказанным иском к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России), указав в обоснование, что 09.04.2019 ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России Мирхайдарову В.Х. было отказано в установлении инвалидности. Вместе с тем согласно клинико-функциональным данным, полученным в ходе медико-социальной экспертизы у него было выявлено согласно обследования сурдолога от 08.05.2019 «правосторонняя глухота», «левосторонняя нейросенсорная тугоухость 3 степени».
По данным медицинских документов диагноз нейросенсорная тугоухость 3-4 степени выставлялся с 2017 г. левосторонняя нейросенсорная тугоухость 3 степени диагностирована только 08.05.2019, при дообследовании его в рамках ПДО. В связи с чем судить о стойкости нарушения слуховых функций не предоставляется возможным, что совершено не соответствует действительности.
Согласно выписному эпикризу с ЛОР-отделения МКБ № 21 г. Уфы от 01.07.2011 уже в 2011 г. ему ставили диагноз: левосторонняя тугоухость 3 степени. Однако этот факт не был отражен в протоколе медико-социальной экспертизы.
Также из акта комиссии МСЭ видно, что диагноз: нейросенсорная тугоухость 3-4 степени справа выставлялся в 2017 г., а в 2019 г. диагноз уже другой: полная правосторонняя глухота, что говорит о прогрессировании болезни и стойкости левосторонней тугоухости 3 степени с 2011 г.
Следовательно, ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России не учло полную картину клинических его заболеваний, ухудшение его здоровья, которое является стойким и длительным.
Кроме того, у истца имеется иные заболевания. Из выписного эпикриза № 95 видно, что врачебная комиссия ФКУЗ МСЧ-2 г. Уфы видно, что вынесено решение: категория труда «нетрудоспособен».
Мирхайдаров В.Х. просит признать незаконным решение Экспертного состава № 3 ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России от 09.04.2019, обязать установить ему II группу инвалидности.
В судебном заседании истец Мирхайдаров В.Х. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России в судебное заседание не явилась, извещены о дате и месте рассмотрения дела, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. В возражениях на исковое заявление просили отказать в удовлетворении исковых требованиях Мирхайдарова В.Х.
Выслушав истца, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ) определено, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ дает понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (часть 1 статьи 7 Федерального закона).
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).
Согласно статье 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (пункт 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).
Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).
Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (статья 32 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.
В соответствии с пунктом 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
В силу пункта 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Пунктом 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол. В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее - консультанты). Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения (пункты 26, 27, 28 Правил).
Приказом Минтруда России от 11 октября 2012 года № 310н утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. К ним относятся: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (пункт 1 Порядка).
В пункте 4 Порядка предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро). В состав бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) входят не менее 3 специалистов. Состав специалистов формируется из врачей по медико-социальной экспертизе, психологов, специалистов по реабилитации. Обязательным условием формирования состава бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) является наличие не менее 1 врача по медико-социальной экспертизе.
Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Минтруда России от 29 января 2014 года № 59н, установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 11 Административного регламента).
Согласно пункту 1 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 (далее – Положение о лицензировании медицинской деятельности), настоящее Положение определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково».
Медико-социальная экспертиза входит в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности), и подлежит лицензированию в соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», которым определено, что лицензированию подлежит в том числе медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).
Пункт 1 части 1 статьи 100 Федерального закона от 2 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусматривает, что право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.
Из содержания приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы. Полномочия врачебной комиссии медицинской организации ограничиваются перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность указанной медицинской организации, на которые данной медицинской организацией в установленном законом порядке получена соответствующая лицензия. Освидетельствование лица для установления ему инвалидности проводится только в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы, на которые возложены функции по установлению инвалидности. Назначение и проведение медико-социальных экспертиз должны осуществляться в медицинских организациях государственной системы медико-социальной экспертизы, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам (услугам) – по медико-социальной экспертизе, а также лицами, получившими высшее медицинское образование в Российской Федерации, имеющими сертификат специалиста в том объеме, в каком эта деятельность указана в лицензии и сертификате.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 20.12.2018 Мирхайдаров В.Х. освидетельствован в бюро № 38 – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России, инвалидность не установлена.
В порядке обжалования решения об отсутствии признаков инвалидности 09.04.2019 проведена МСЭ Экспертным составом № 3 ФКУ ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России, по результатам которой инвалидность Мирхайдарову В.Х. не установлена.
Определением суда от 21.02.2020 назначена судебная медико-социальная экспертиза в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Челябинской области» Минтруда России.
Из заключения экспертов экспертного состава № 3 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Челябинской области» Минтруда России от 23.03.2020 следует, что по результатам анализа медицинских, экспертных документов, оснований для установления инвалидности с 20.12.2018 по 18.01.2019 и с 09.04.2019 по 13.05.2019 нет. По представленным медико-экспертным документам, впервые в 2011 г. Мирхайдаров В.Х. получал лечение с диагнозом «Левосторонний острый неперфоративный средний отит. Смешанная форма тугоухости 3 степени». После проведенного лечения слух улучшился до незначительной степени выраженности. В дальнейшем до 2017 г. данное заболевание в представленных медико-экспертных документах не упоминалось. В 2017 г. консультирован отоларингологом, диагноз: «Серная пробка справа. Правосторонняя нейросенсорная тугоухость III-IV степени». Далее представлена консультация сурдолога от 08.05.2019 ГБУЗ «РБ ГКБ № 5 г. Уфа», проведена аудиограмма, заключение: «Правосторонняя глухота. Нейросенсорная левосторонняя тугоухость 3 степени». Таким образом, судить о стойкости нарушения сенсорных (слуховых) функций не представляется возможным, необходимо динамическое наблюдение и лечение у сурдолога.
Судебное медико-социальное экспертное заключение является мотивированным, имеет практическую основу и у суда не имеется оснований не доверять выводам экспертов, будучи предупрежденных об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, заключение экспертов экспертного состава № 3 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Челябинской области» Минтруда России является достаточным и допустимым доказательством отсутствия оснований для установления группы инвалидности Мирхайдарову В.Х., в связи с чем исковые требования о признании незаконным решения Экспертного состава № 3 ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России от 09.04.2019 и обязании установить ему II группу инвалидности не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 09.04.2019, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 12.05.2020.