24OS0000-01-2019-000681-51
Дело № 3А-687/2019
121а
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 октября 2019 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Андриишина Д.В.,
при секретаре судебного заседания Жданове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-687/2019 по административному иску Зыковой Е.Ю. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Зыкова Е.Ю. обратилась с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, земельного участка, мотивируя тем, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, жилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу<адрес>
По результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на <дата> для земельного участка с кадастровым номером № установлена кадастровая стоимость в размере 4 595 929 рублей 56 копеек; по состоянию на <дата> для нежилого здания с кадастровым номером № установлена кадастровая стоимость в размере 26 139 705 рублей 23 копейки; по состоянию на <дата> для жилого здания с кадастровым номером № установлена кадастровая стоимость в размере 24 984 836 рублей 22 копейки.
По итогам независимой оценки, выполненной ООО «Независимая оценка» и представленной в отчете № от <дата>, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на <дата> составляет 1 427 000 рублей; рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на <дата> составляет 13 159 000 рублей, рыночная стоимость здания с кадастровым номером № по состоянию на <дата> составляет 16 188 000 рублей.
Установление кадастровой стоимости зданий и земельного участка, не соответствующей их рыночной стоимости нарушает права административного истца, поскольку она является плательщиком налога на имущество и земельного налога, размер которых определяется исходя из кадастровой стоимости зданий и земельного участка.
Просит восстановить пятилетний срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № и нежилого здания с кадастровым номером №; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости – 1 427 000 рублей, определенной по состоянию на <дата>; установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости – 13 159 000 рублей, определенной по состоянию на <дата>; установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости – 16 188 000 рублей, определенной по состоянию на <дата>.
Представитель администрации города Ачинска Каарт Е.В., действующая на основании доверенности, представила письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просила в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на то, что представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, не может являться достаточным доказательством для установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
В письменных пояснениях представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю (далее – Управление Росреестра по Красноярскому краю) Чернова А.Г., действующая на основании доверенности, возражений относительно административного искового заявления и изложенных в нем доводов не привела.
Административный истец Зыкова Е.Ю., Правительство Красноярского края, Управление Росреестра по Красноярскому краю, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), администрация города Ачинска, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.
Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие административного истца Зыковой Е.Ю., представителей Правительства Красноярского края, Управления Росреестра по Красноярскому краю, ФГБУ «ФКП Росреестра», администрации города Ачинска, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2)
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом (подпункт 1); квартира, комната (подпункт 2); гараж, машино-место (подпункт 3); единый недвижимый комплекс (подпункт 4); объект незавершенного строительства (подпункт 5); иные здание, строение, сооружение, помещение (подпункт 6).
Согласно пункту 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Законом Красноярского края от 01 ноября 2018 года № 6-2108 «Об установлении единой даты начала применения на территории Красноярского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Красноярского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 01 января 2019 года.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (часть 2). Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 3).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 3 части 11).
Судом установлено, что Зыкова Е.Ю. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> жилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от <дата> и <дата> (л.д. 11-19).
Согласно выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости от <дата>, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на <дата> составляет 4 595 929 рублей 56 копеек, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – <дата>; кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на <дата> составляет 26 139 705 рублей 23 копейки, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – <дата>; кадастровая стоимость здания с кадастровым номером № по состоянию на <дата> составляет 24 984 836 рублей 22 копейки, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – <дата> (л.д. 20-22).
Вышеуказанная кадастровая стоимость зданий определена на основании удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных Постановлением Правительства Красноярского края от 18 января 2012 года № 15-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства Красноярского края», кадастровая стоимость земельного участка была определена на основании удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных Постановлением Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 года № 708-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края».
Оспаривая кадастровую стоимость зданий, земельного участка, административный истец представила в суд отчет об оценки их рыночной стоимости № от <дата>, выполненный ООО «Независимая оценка» (оценщик ФИО5), согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на <дата> составляет 1 427 000 рублей; рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на <дата> составляет 13 159 000 рублей; рыночная стоимость здания с кадастровым номером № по состоянию на <дата> составляет 16 188 000 рублей (л.д. 35-171).
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с пунктом 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценке (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, подход к оценке - это совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Метод проведения оценки объекта оценки - это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком (пункт 11 ФСО № 1).
Оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов (пункт 24 ФСО № 1).
Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях Российской Федерации (пункт 27 ФСО № 1).
Судом установлено, что при оценке земельного участка с кадастровым номером № и нежилого здания с кадастровым номером № оценщиком применен сравнительный подход, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов. При оценке здания с кадастровым номером № применен затратный подход.
Оформление и содержание отчета об оценке № от <дата> соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчетов об оценке, к описанию в отчетах об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Достоверность данных, содержащихся в отчете, участвующими в деле лицами не опровергнута, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
У суда нет оснований ставить под сомнение выводы оценщика о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на <дата> составляет 1 427 000 рублей; рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на <дата> составляет 13 159 000 рублей; рыночная стоимость жилого здания с кадастровым номером № по состоянию на <дата> составляет 16 188 000 рублей.
Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости объектов недвижимости подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.
Поскольку в соответствии пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении зданий определяется исходя из их кадастровой стоимости, а также, поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении земельного участка определяется исходя из его кадастровой стоимости, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости, не соответствующие действительной рыночной стоимости этих объектов, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Поскольку до настоящего времени не проведена очередная государственная кадастровая оценка, предусмотренный частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пятилетний срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № и нежилого здания с кадастровым номером № подлежит восстановлению, учитывая при этом, что Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 360-ФЗ приостановлено действие статей 24.12 - 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» регламентирующих периодичность и порядок проведения очередной массовой государственной кадастровой оценки.
С учетом изложенного, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, нежилого здания с кадастровым номером №, здания с кадастровым номером № должна быть определена в размере их рыночной стоимости, поскольку рыночная стоимость указанных объектов недвижимости подтверждена соответствующими доказательствами.
Датой обращения Зыковой Е.Ю. с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, нежилого здания с кадастровым номером №, здания с кадастровым номером № следует считать дату подачи административного искового заявления в Красноярский краевой суд – 12 сентября 2019 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Зыковой Е.Ю. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, земельного участка – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости – 1 427 000 рублей, определенной по состоянию на <дата>.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 13 159 000 рублей, определенной по состоянию на <дата>.
Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу<адрес>, в размере его рыночной стоимости – 16 188 000 рублей, определенной по состоянию на <дата>.
Датой обращения Зыковой Е.Ю. с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, нежилого здания с кадастровым номером №, здания с кадастровым номером № считать <дата>.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, г. Новосибирск, ул. Ломоносова, д. 57а) путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин
Решение в окончательной форме принято <дата>.