Решение по делу № 33а-655/2021 от 13.05.2021

Судья Монгуш Р.С. Дело № 2а-2082/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 29 июня 2021 года

Верховный Суд Республики Тыва в составе:

председательствующего – судьи Железняковой С.А.,

при секретаре Чимит Е.Ш.,

с участием административного ответчика Россова Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Тыва к Россову Р.В. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени по апелляционной жалобе административного ответчика Россова Р.В. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 10 февраля 2021 года, принятое в порядке упрощённого (письменного) производства,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной налоговой службы по Республике Тыва (далее – УФНС по РТ) обратилось в суд с административным иском к Россову Р.В. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени по налогам, указав, что административный истец является налогоплательщиком по страховым взносам, налогу на имущество, транспортному налогу, у него имеется задолженность на общую сумму 2099,44 руб., а именно: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 370,11 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 1578, 17 руб., пеня по транспортному налогу за период с 2 декабря 2017 года по 20 июня 2018 года в размере 80, 93 руб., пеня по транспортному налогу за период с 3 декабря 2019 года по 13 января 2020 года в размере 50, 44 руб., пеня по налогу на имущество с физических лиц за период с 2 декабря 2016 года по 20 декабря 2016 года, с 2 декабря 2017 года по 20 июня 2018 года в размере 9,62 руб.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 10 февраля 2021 года административный иск УФНС по РТ удовлетворён частично. С Россова Р.В. взыскана задолженность по страховым взносам и пени в размере 1998 руб. 72 коп., в том числе: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 370 руб. 11 коп., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1578 руб. 17 коп., пеня по транспортному налогу в размере 50 руб. 44 коп.

Не согласившись с решением суда, административный ответчик обратился в Верховный Суд Республики Тыва с апелляционной жалобой, в которой просит об отмене решения суда. Указывает, что судом не определён налоговый период, за который исчислены страховые взносы. С июня 2017 года по 25 декабря 2019 года им приостановлен статус адвоката и у него отсутствовала обязанность по уплате страховых взносов.

Представитель административного истца – УФНС по РТ в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом.

Административный ответчик Россов Р.В. в судебном заседании просил апелляционную жалобу удовлетворить.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, суд приходит к следующему.

Частью 2 статьи 140 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) установлено, что в случаях, установленных настоящим Кодексом, судебное разбирательство административного дела может осуществляться без проведения судебного заседания в порядке упрощённого (письменного) производства, предусмотренном главой 33 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощённого (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.

Следовательно, административный иск УФНС по РТ к Россову Р.В. подпадает под категорию исков, которые могли быть рассмотрены в порядке упрощённого (письменного производства).

В соответствии со статьёй 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

В силу пунктов 1, 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В соответствии со статьёй 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

На основании пункта 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено указанной статьёй. В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пени налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пени, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней в соответствии со статьёй 48 РФ.

Согласно пункту 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учётом особенностей, установленных настоящей статьей.

Пунктом 2 этой статьи предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 статьи 48 НК РФ).

В требовании от 21 декабря 2016 года № 18248 об уплате пени по транспортному налогу за 2015 год на сумму 10,17 руб., а также пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год на сумму 0,94 руб. установлен срок уплаты до 24 января 2017 года, в требовании от 21 июня 2018 года № 1725 об уплате пени по транспортному налогу за 2016 год на сумму 80,93 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год на сумму 8,68 руб. установлен срок для уплаты до 2 августа 2018 года.

Поскольку общая сумма требований № 18248 и № 1725 превысила 3 000 рублей, то налоговый орган должен был обратиться в суд с иском о взыскании пени по транспортному налогу за 2015 и 2016 годы, а также пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 и 2016 годы до 2 февраля 2019 года. Иск к мировому судье судебного участка № 3 г. Кызыла подан только 11 марта 2020 года.

В связи с чем суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что административным истцом пропущен шестимесячный срок подачи заявления о взыскании пени по транспортному налогу и по налогу на имущество физических лиц на основании требований от 21 декабря 2016 года № 18248 и от 21 июня 2018 года № 1725. Оснований для восстановления пропущенного срока подачи заявления не имеется.

Требование № 2422 от 14 января 2020 года об уплате транспортного налога за 2018 год на сумму 5694 руб., пени в размере 50,44 руб., а также об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2019 год на сумму 29354 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2019 год на сумму 6884 руб. направлено административному ответчику Россову Р.В. 16 января 2020 года, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений № 1, имеющимся в материалах административного дела, а также отчётом ФГУП «Почта России» об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором 66701242950424, из которого следует, что данное требование получено административным ответчиком 20 января 2020 года. В требовании установлен срок для уплаты до 25 февраля 2020 года.

11 марта 2020 года УФНС по РТ обратилось к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.

16 марта 2020 года мировым судьёй судебного участка № 3 г. Кызыла Республики Тыва выдан судебный приказ № 2а-682/2020 на взыскание с Россова Р.В. задолженности по налогам и страховым взносам на основании требований от 21 декабря 2016 года № 182248, от 21 июня 2018 года № 1725, от 14 января 2020 года № 2422 на общую сумму 42 502, 3 руб.

26 июня 2020 года определением и.о. мирового судьи судебного участка № 3 г. Кызыла Республики Тыва вышеуказанный судебный приказ № 2а-682/2020 отменён в связи с поступлением возражений от административного ответчика.

2 декабря 2020 года УФНС по РТ обратилось в Кызылский городской суд Республики Тыва с административным иском о взыскании вышеуказанных страховых взносов и пени по налогам.

Таким образом, трёхмесячный срок предъявления требования № 2422 об уплате страховых взносов за 2019 год, а также транспортного налога за 2018 год и пени, шестимесячный срок для обращения к мировому судье и шестимесячный срок для обращения в суд в порядке искового производства после отмены судебного приказа административным истцом не нарушены.

Административный истец просит взыскать с административного ответчика страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за период с 12 по 31 декабря 2019 года в сумме 1578, 17 руб., а также взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за период с 12 по 31 декабря 2019 года в сумме 370, 11 руб.

В соответствии с изменениями в Налоговый кодекс РФ, внесёнными Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", с 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование возложены на налоговый орган.

Согласно пункту 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) на обязательное пенсионное и медицинское страхование признаются, в частности, адвокаты.

Статьей 432 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьёй (пункт 1).

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчётный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчётный период такими плательщиками (пункт 2).

Исходя из пункта 1 статьи 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 29 354 рублей за расчётный период 2019 года; 2) страховые взносы, на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 6 884 рублей за расчетный период 2019 года. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца (пункт 3 статьи 430 НК РФ).

В пункте 7 статьи 430 НК РФ указано, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды, в которых приостановлен статус адвоката и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учёта заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.

Поскольку административный ответчик Россов Р.В. приостанавливал статус адвоката с 16 июня 2017 года до 11 декабря 2019 года его статус адвоката был возобновлён, то с Россова Р.В. за период с 12 по 31 декабря 2019 года подлежат взысканию страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2019 год согласно расчёту:

29 354 руб.:12 месяцев: 31 день (количество дней в декабре) х 20 дней = 1578, 17 руб.

6 884 руб.:12 месяцев: 31 день (количество дней в декабре) х 20 дней = 370, 11 руб.

Довод административного ответчика о том, что страховые взносы подлежат взысканию с него со дня получения адвокатского удостоверения, а не со дня принятия решения Советом Адвокатской палаты Республики Тыва о возобновлении статуса адвоката, основан на неправильном толковании норм права, поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 31.05.2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» статус адвоката возобновляется по решению совета, принявшего решение о приостановлении статуса адвоката, на основании личного заявления адвоката, статус которого был приостановлен.

Административный истец просит взыскать с административного ответчика пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2018 года за период с 3 декабря 2019 года по 13 января 2020 года в сумме 50,44 руб.

В статье 363 НК РФ указано, что транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истёкшим налоговым периодом.

Налоговым периодом признаётся календарный год (пункт 1 статьи 360 НК РФ).

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьёй (пункт 2 статьи 362 НК РФ).

Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ).

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства (пункт 1 статьи 361 НК РФ).

Налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз (пункт 2 статьи 361 НК РФ).

В статье 6 Закона Республики Тыва от 28.11.2002 года № 92 ВХ-1 "О транспортном налоге" указаны налоговые ставки транспортного налога, в том числе налоговая ставка в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 200 л.с. включительно с 1 января 2018 года составляет 29,7 руб. с каждой лошадиной силы.

Мощность двигателя автомобиля ** с регистрационным номером ФИО7, принадлежащего административному ответчику Россову Р.В., составляет 191,71 л.с., соответственно, транспортный налог за 2018 год за указанную автомашину составляет 191,71 л.с. х 29.7 руб. = 5 694 руб.

Пеней признаётся установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1 статьи 75 НК РФ).

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (пункт 3 статьи 75 НК РФ)

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4 статьи 75 НК РФ).

С 28 октября 2019 года по 15 декабря 2019 года ставка рефинансирования ЦФ РФ составляла 6,50% годовых (Информационное сообщение Банка России от 25.10.2019 года), а с 16 декабря 2019 года по 29 января 2020 года - 6,25% годовых (Информационное сообщение Банка России от 13.12.2019 года).

Следовательно, расчёт пени по транспортному налогу за период с 3 декабря 2019 года по 13 января 2020 года на сумму 50,44 руб. произведён административным истцом правильно.

Вместе с тем указанная пеня не подлежит взысканию с административного ответчика по следующим основаниям.

Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать налоговые уведомления.

Налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику налоговое уведомление (подпункт 9 пункта 1 статьи 32 НК РФ).

На основании пункта 2 статьи 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Обязанность по исчислению суммы транспортного налога возложена на налоговые органы, следовательно, административный истец обязан был направить административному ответчику Россову Р.В. налоговое уведомление № 23639288 от 16 июля 2019 года.

Однако доказательств того, что вышеуказанное налоговое уведомление было направлено административному ответчику Россову Р.В. в установленный законом срок, административным истцом не представлено. Доказательств того, что административным ответчиком Россовым Р.В. открыт личный кабинет налогоплательщика, административный истец также не представил, представленные в материалы дела ответы административного истца от 10 июня 2021 года исх. № 10-11/6860 С, от 10 июня 2021 года исх. № 33а-419/655, от 22 июня 2021 года исх. № 33а-439/655 на запросы суда по вопросу открытия личного кабинета противоречат друг другу, поэтому суд не принимает их в качестве доказательств открытия личного кабинета налогоплательщика. Кроме того, когда суд попросил представить скриншоты личного кабинета Россова Р.В., административный истец представил профиль этого личного кабинета, где нет истории действий.

Таким образом, поскольку налоговым органом в установленный законом срок не выполнена обязанность по направлению административному ответчику Россову Р.В. налогового уведомления об уплате транспортного налога за 2018 год, а требование № 2422 от 14 января 2920 года об уплате транспортного налога он получил только 20 января 2020 года, то с него не подлежит взысканию пени за задержку уплаты транспортного налога за период с 3 декабря 2019 года по 13 января 2020 года в размере 50, 44 руб.

В силу части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

При разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").

В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: государственной пошлины - в соответствии с пунктом 2 статьи 61.1 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 61.2 БК РФ)

В пункте 2 статьи 61.1 БК РФ в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).

Следовательно, государственная пошлина, подлежащая взысканию с административного ответчика, подлежит зачислению в доход городского округа «Город Кызыл Республики Тыва».

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 10 февраля 2021 года изменить, изложив в следующей редакции:

«Административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по Республике Тыва удовлетворить частично.

Взыскать с Россова Р.В., проживающего по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. **, задолженность страховым взносам в общей сумме 1948, 28 руб., в том числе: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1578, 17 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 370,11 руб.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Взыскать с Россова Р.В. в доход городского округа «город Кызыл Республики Тыва» государственную пошлину в размере 400 рублей».

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 июня 2021 года.

Председательствующий

33а-655/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
УФНС по РТ
Ответчики
Россов Роман Валерьевич
Суд
Верховный Суд Республики Тыва
Судья
Железнякова Светлана Анатольевна
Дело на странице суда
vs.tva.sudrf.ru
13.05.2021Передача дела судье
01.06.2021Судебное заседание
22.06.2021Судебное заседание
29.06.2021Судебное заседание
30.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.06.2021Передано в экспедицию
29.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее